ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ в детском коллективе с учетом специфики воспитанников 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар по социально-личностному развитию детей. Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) – столкновение противоположных направленных целей, интересов,
Advertisements

Разрешение конфликтных ситуаций в школе Гончарова Марина Владимировна Педагог-психолог МОУ СОШ 12.
От конфликта к культуре педагогического общения. Конфликт столкновение, серьезное разногласие, спор (словарь С. И. Ожегова); столкновение, серьезное разногласие,
Презентация урока по предмету «Основы деловой культуры»
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов.
Роль межличностных отношений в образовательном процессе.
Конфликт – неизбежность или…. Объясните значение высказывания: « Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены » (С. Лец)
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
СЕМИНАР Тема: «Конфликт – это хорошо или плохо?».
К ОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ Подготовила педагог – психолог Дорошенко Л.Н МБДОУ « Детский сад 8 «Улыбка» г Щучье.
Цель: рассмотреть структуру педагогического общения и осуществление практического поиска организационных форм, эффективного взаимодействия субъектов образовательного.
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ. КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ДЕТСКОМ.
LOGO От конфликта к культуре педагогического общения.
Социальный педагог МБОУ «СОШ 5 с УИОП г. Шебекино» Ерохина Наталья Васильевна.
Педагогический конфликт. Конфликт – процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблем.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Классный час. Тема «Эти вредные конфликты» Конфликты - это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс? Ч.Ликсон.
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ. КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ДЕТСКОМ.
Конфликты: Преодоление Преодоление Сущность СущностьПетрозаводск
Транксрипт:

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ в детском коллективе с учетом специфики воспитанников 1

Цель: Предоставление возможности педагогам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения педагогических конфликтов с учетом специфики воспитанников. Задачи: предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах; обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации; помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности; способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению; развивать умения и навыки командного взаимодействия. 2

Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям педагога и сверстников и создает отношение к себе. В свою очередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: как малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие - очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей. 3

Упражнение 1. «Дискуссия» Цель: исследование понятия «конфликт» Время: 10 минут. Ход упражнения: Участники делятся на две микрогруппы. В ходе работы в малой группе участники должны предложить определение понятия «конфликт между детьми в группе», предложить по 1-ой конфликтной ситуации и предложить ее решение. Далее участники объединяются для обсуждения наработок. 4

Понятие конфликта. Конфликт - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Конфликты, связанные с нарушением ребенком правил поведения в детском саду, конфликты эмоционально-личностных отношений, возникающие в процессе общения со сверстниками и проявляющиеся в форме столкновений, стычек, споров и ссор, характерны в дошкольном возрасте. Таким образом: конфликт у дошкольников- это нарушение отношений со сверстниками. 5

Наши воспитанники отличаются: Эмоциональной раздражительностью, что делает их более конфликтными. При непонимании их состояния и возможностей, у них появляется злобность и усиливается агрессия. Они не приспособлены к требованиям окружающей среды (что для нас естественно – для них не понятно). То есть инфантильные психогенные реакции наших детей часто отражают не переживание конфликта, а не понимание требований предъявляемых к ним как к воспитанникам. Они не способны тормозить свои влечения, удерживаться от внезапно возникших желаний. Из-за повышенной внушаемости они не могут сформировать свою линию поведения, поэтому легко идут на поводу у более активных, агрессивных воспитанников. Важно знать, что аффективная возбудимость часто провоцирует усугубление подростковых черт: не терпимость к опеке, нотациям, ущемлению самолюбия, авторитарному давлению взрослых, фрустрирует потребность к самоутверждению. 6

Причины возникновения конфликтов в детском коллективе: В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны. 7

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации конфликтные дети: Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно Сверхпокладистые – со всеми соглашаются Всезнайки – считают себя выше, умнее других Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом. 8

Умение решать конфликты относится к коммуникативным способностям. Коммуникативные способности являются частью профессиональной культуры педагога. Высокий уровень их развития, умение правильно реагировать в сложных ситуациях определяет профессионализм педагога, а также умение сохранить собственное здоровье. Навыки конструктивного поведения педагога в конфликтных ситуациях являются техникой личной психологической безопасности в профессиональной деятельности. Поэтому каждому из вас необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре, эффективных способах разрешения. Американский исследователь М. Дойч подчеркивал, что конфликты ведут к развитию, стимулируют поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирными средствами, может предотвратить более серьезный конфликт. Вопрос заключается в том, как разрешить конфликт. Имеется 3 типа подходов к урегулированию конфликта: 9

Упражнение 2. «Воспитатели и воспитанники» Цель: ролевая идентификация с противоположной стороной в конфликте. Инструкция: Участники делятся на 2 группы: « воспитатели» и «воспитанники». Каждая группа получает задание: - «Воспитатели» – предположить, что про них думают трудные воспитанники. Предположения зафиксировать. - «Воспитанники» – предположить, что про них думают самые требовательные воспитатели. Предположения зафиксировать. Обсуждение: «воспитатели» и «воспитанники» выступают экспертами друг у друга, оценивая мнения другой стороны. Остаются только верные, по мнению экспертов, утверждения, неверные зачеркиваются. Обсуждение, рефлексия своих чувств. ( Обратить внимание на наличие значительного количества необоснованных опасений относительно противоположной группы). 10

Подходы к урегулированию конфликтов Одна из сторон (все стороны) стремятся одержать победу. В данном случае стороны исходят из отсутствия общих интересов. Каждый участник стремится силой заставить другого подчиниться. Ориентация на победу влечет за собой насилие, в итоге оставляя проблему нерешенной. Участники конфликта игнорируют его наличие и бездействуют (односторонние действия.) Происходит в данном случае игнорирование наличия конфликта, что ведет к его накоплению, а затем к стихийным внезапным формам его разрешения, часто сопровождающегося агрессией. С помощью третьей стороны или без нее участники обсуждают проблему, которая вызвала конфликт, чтобы найти взаимоприемлемое решение (совместные действия). Таким образом, цель урегулирования конфликта заключается в том, чтобы направить участников на поиск взаимоприемлемого решения. 11

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей (каждый – человек, со своими желаниями, переживаниями), в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта). Взрослый должен высказать детям свое отношение к конфликтной ситуации. Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения). 12

Упражнение 3. «Топтыжка» Цель: обучение технологии формирования толерантности и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях у детей. Время: 10 минут. Ход упражнения: «Начиная с меня, выполняем задание по кругу. Правой ногой будем наступать на левую ногу соседа. Тот, кому наступили, попытается оправдать обидчика, называя по имени. Например, я наступаю на ногу Инне. Инна говорит: «Я прощаю тебя, Татьяна, потому, что ты спешила на работу» и наступает на ногу Марине. Марина говорит: « Я не обижаюсь на тебя Таня. В этом троллейбусе так тесно и всем надо ехать» и т.д. Объяснения могут быть любыми, но не должны повторяться. Примечание: Наступать на ногу необходимо чисто символически, без усилия. 13

Рефлексия. Это упражнение поможет научиться не обижаться и не держать зла на людей нечаянно причинивших вам боль или создавших вам неудобства, дискомфорт. В жизни бывают ситуации, когда случайно возникают объективные условия для возникновения конфликта. Так бывает и в детском коллективе Согласитесь, что порой очень важно волевым усилием, своей, тактичностью, толерантностью сдержать нахлынувшее на вас раздражение и желание действовать агрессивно. Улыбнитесь, пошутите, скажите теплые слова и вы почувствуете, что ваше раздражение улетучилось, и прошла боль. Необходимо, по возможности, готовить себя к таким ситуациям. Очень важно развивать у детей навыки контроля чувств. 14

Деструктивный «Уйду, и не буду с ним играть» «Сам буду играть» «Позову воспитателя и она заставит всех играть» «Всех побью и заставлю играть» Конструктивный «Предложу другую игру» «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть» В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания. 15

Посредничество воспитателя в конфликте Воспитатель должен выступить посредником между конфликтующими сторонами. Чем отличается роль посредника от ролей судьи и арбитра? (деятельность судьи и арбитра направлена на то, чтобы ответить на вопрос: кто прав? Кто виноват? Посредник сближает участников, облегчает улаживание конфликта, он – лицо нейтральное).

Методика посредничества по улаживанию конфликта между воспитанниками, состоит из 4-х шагов: « Найдите время, чтобы поговорить». (посредник помогает участникам договориться о времени и месте переговоров) « Спланируйте организацию» (посредник « запускает» разговор) «Выговорись» (участники должны выговориться полностью, высказать свою точку зрения и выслушать позицию другого). «Соглашение». (переговоры должны закончиться решением и описанием того, что, как и когда каждая конфликтующая сторона будет делать для реализации принятого решения)

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности: При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта; Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении; Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки; Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному; Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл; Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности; Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить. 18

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии: 1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин (кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло). Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей». 2. Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего) -утверждение личных притязаний, - умаление достоинств другой стороны, - корыстные устремления, Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны. 3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива (например, несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть…). Педагог должен разрядить собственные и детские отрицательные эмоции. 19

Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя: - описание произведенного действия - описание возможного или неизбежного результата этого действия - предложение альтернативного варианта поведения Схема позитивного сообщения может выглядеть так: - Когда ты… - Может случиться, что… - Лучше… 4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации, - применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску). 5. Оценка особенностей участников конфликта 6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя. 20

Упражнение 4. «Посредничество воспитателя в конфликте». Цель: показать посредничество как способ разрешения конфликта, роль воспитателя как посредника между конфликтующими сторонами. Задание (работа в группах): предложите пути решения конфликта В одной из групп вспыхнули « мальчишечьи бои». Каждый день воспитанники ссорились до драки. Проблема обсуждалась с воспитанниками в группе, применялись различные способы наказания. Но драки продолжались. - Подумайте, почему? В чем причина? (устранялись внешние формы проявления конфликта, а их внутренняя причина не снималась). - Как воспитатель мог бы разрешить конфликт? Обсуждение. Вывод: воспитатель должен выступить посредником между конфликтующими сторонами. - Чем отличается роль посредника от ролей судьи и арбитра? (деятельность судьи и арбитра направлена на то, чтобы ответить на вопрос: кто прав? Кто виноват? Посредник сближает участников, облегчает улаживание конфликта, он – лицо нейтральное). 21

В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку). Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник. 22

Обсуждать нужно следующее: Что произошло? (сформулировать суть конфликта) Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины) Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства) Как быть в этой ситуации? (найти решение) 23

« Стратегии (тактики) выхода из конфликтных ситуаций» / модель по К.Томасу / 24 Конкуренция (соревнование) Образ совы Сотрудничество Избегание (уклонение) Образ черепахи Приспособление Образ медвежонка Компромисс Образ лисы Внимание к своим интересам Внимание к интересам собеседника

Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными потерями («прёт напролом»). Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера. Детям, использующим стратегию «черепахи», присуще желание выйти «сухим из воды», не настаивая на своём, воздерживаясь от споров и возражений противнику. Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. Дети, используя данную стратегию, действуют по принципу: «Я уступлю немного, если ты тоже готов уступить». Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. Здесь ребёнок руководствуется принципом: «Всё, что вы хотите, только давайте жить дружно». Такая установка на доброжелательность возможна лишь за счет собственных потерь. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. Выбирая данную стратегию, ребёнок несколько напоминает взрослого: готового к ведению переговорного процесса, поиску альтернатив и конструктивному разрешению конфликта. 25

Каждый ребёнок может в какой-то степени использовать рассматриваемые формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма. Американские психологи предлагают рассматривать поведение ребёнка в конфликтной ситуации с позиций таких стратегий, как «сглаживание», «уход, уклонение», «конфронтация» («противопоставление, противоборство, столкновение», «соперничество») и «форсирование» («разрыв отношений»). Для интерпретации они используют образы животных, для которых некоторые особенности поведения являются характерными. Стратегия «форсирования» («разрыва отношений»)- часто используется в конфликтной ситуации детьми дошкольного возраста как ответная реакция на действия соперника, в результате которых у каждого возникает ощущение глубокой обиды и ущемления его собственных интересов. Это образ «акулы», для которой характерна тактика нападения, атаки, непредсказуемость действий и неожиданность. Силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия. 26

Упражнение 5. «Вопрос для обсуждения» Какой исход на ваш взгляд является наиболее предпочтительным? Предлагаются следующие принципы, которые позволяют успешно разрешить конфликт: в решении проблемы учитывать нужды каждого; использовать творческий подход к решению проблемы: превратить конфликтную ситуацию в проблемную, а саму проблему или задачу в возможность открыть для себя и для других нечто новое. 27

Упражнение 6. «Веревочки» Цель: иллюстрировать позицию воспитателя, который выступает посредником в детских конфликтах и их разрешении. Время: 10 – 15 минут. Инструкция: Разделитесь на А и Б (происходит деление на пары). Сейчас вы встанете в пары А с Б, возьмитесь за концы верёвочки и тяните её каждый в свою сторону. Но прежде, чем вы начнете выполнять упражнение, каждый получит секретную инструкцию. Прочитайте ее, но никому не показывайте. Тренер раздает листочки с дополнительными инструкциями. Для «А»: «Ваш партнер хочет склонить вас на свою сторону. Вы с этим не согласны». Для «Б»: «Вы должны постараться вытащить партнера из «болота». Старайтесь изо всех сил, а то он утонет». По сигналу тренера пары начинают выполнять упражнение. Обсуждение: - Каждый назовите свою инструкцию (тайную)? - Что вы чувствовали когда выполняли упражнение? - Добились ли вы результата? - Какой был бы результат, если бы инструкция была известна. 28

Рефлексия. Это упражнение иллюстрирует позицию воспитателя, который выступает посредником в детских конфликтах и их разрешении. Очень часто в конфликтных ситуациях между воспитателем и воспитанником строятся отношения, противодействия друг другу. Позиция участников группы «А» иллюстрирует детскую позицию в конфликте, каждый «тащит одеяло на себя», но есть и другие способы добиться цели, договориться, уступить. Детская позиция: «Если я хочу, то мне нужно этого добиться любой ценой. «Вынь, да положь». Позиция участников группы «Б» иллюстрирует позицию воспитателя, который пытается вытащить детей из конфликта. Он пытается найти способ удовлетворить их желания, достичь цели, но дети об этом не знают. Вывод: Нужно, чтобы детям было понятно, его они хотят друг от друга, и что у других детей тоже есть свои интересы. Воспитателю нужно донести до детей, что он им старается помочь детям достигнуть интересы и направить все усилия, чтобы найти способ для достижения цели. Если воспитанник понимает, что воспитатель хочет ему помочь, а воспитанник сам отвечает за свои поступки. Помочь – это значит дать возможность ребенку самому решить свои проблемы. 29

Сюжетно-ролевая игра, интерактивные игры и упражнения как методы обучения конструктивному разрешению конфликтов. Учитывая, что ведущий тип деятельности у дошкольников является «игра», то наиболее приемлемым является использование игры для психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у дошкольников, и тем самым подтвердить формирующую и корригирующую роль игры для личности ребенка, при возникновении конфликтов в общении со сверстниками. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни. Задача педагога- обогатить это общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. (приложение 1.) 30

Приложение 1. Игра «Попроси игрушку» (Блок игр на обучение эффективным способам общения) Цель: развитие коммуникативных навыков. Ход игры. Группа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок)) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой ( 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями. 31

Игра «Ссора» (Блок игр, направленных а снятие конфликтности.) Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении. Ход игры. Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек. Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось? Поссорились Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я ее не обижала Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам!» (А. Кузнецова) 32 Вопросы для обсуждения: - Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки); - А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из- за чего? - А что чувствуют те, кто ссорится? - А можно обойтись без ссор? - Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения автор так закончил эту историю: -Дам ей мишку, извинюсь, -Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!» (А. Кузнецова) Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.

Игра «Примирение» (Блок игр, направленных а снятие конфликтности.) Цель: учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации. Ход игры. Воспитатель. В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю от­ветственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения. Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто- то один из вас будет говорить словами Фили, а другой Хрюши. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры меж­ду Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую при­нес в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между теле­визионными героями, с проявлением обиды и злости.) Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким спо­собом это можно сделать. (Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д.) Да, ребя­та, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь свое машинку, набор карандашей и т. п. (Дети разыгрывают сцену по-другому.) А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга проще­ние за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения. Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли: - Вам трудно было простить другого? Как вы себя чув­ствовали при этом? - Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь? - Как вы думаете, прощение это признак силы или признак слабости? - Почему так важно прощать других? 33

Этюд с содержанием проблемной ситуации (Блок игр, направленных а снятие конфликтности.) Цель: проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях. Ход игры. Воспитатель. Ребята, сегодня во время прогулки про­изошла ссора между двумя девочками. Сейчас я прошу Наташу и Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала». Вопросы для обсуждения: Почему Катя заплакала? (Ей стало обидно.) Правильно ли поступила Наташа? Как бы вы поступили на ее месте? Давайте поможем девочкам помириться. В конце беседы воспитатель делает обобщение: Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай я тебе помогу», «Давай играть вместе». Чаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться! 34

Приложение 2. Информационный лист. Рекомендации воспитателю по разрешению конфликтных ситуаций: Прервать конфликт. Избавиться от «зрителей». Развести конфликтующих в разные стороны, устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока придут в себя. Успокоить участников конфликта, подключить другого взрослого, специалиста, помощника воспитателя. Расспросить в индивидуальной беседе, что случилось. Оценить обстановку, выяснить, что произошло; Разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую-нибудь роль для ребенка, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям. 35

36