Лекция 19. Пасха Христова. Богослужение от Пасхи до Пятидесятницы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Великий пост это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовления к главному православному празднику Светлому Христову Воскресению.
Advertisements

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) Празднуется в воскресенье перед Страстной Седмицей.
Лекция 13. Всенощное Бдение. Утреня.. Чтец перед праздничной иконой читает Шестопсалмие.
Лекция 14. Всенощное бдение. Утреня ( окончание ).
Подготовила ученица 8акласса: Арутюнян Регина. Пасха, день Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается.
Пасха (стр. 28) Воскресение - это день возобновления жизни (стр. 29) слово Пасха означает… «переход», «избавление» Главный пасхальный гимн (стр.30) Что.
Пасха МОУ «Балыклейская ООШ» Суркова Вера Ивановна.
Материалы к внеклассному мероприятию, посвященному Дню Светлой Пасхи Материалы представлены учителем истории МОУ Григорьевская СОШ, Подболотовой И.Н. (высшая.
Благовещение Празднуется 7 апреля. Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С.
Лекция 4. Общие сведения о Божественной Литургии.
ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА Беляева И.В., учитель начальных классов Беляева И.В., учитель начальных классов МОУ СОШ 5 им. П.Н. Бучина г. Тутаев 2011 г.
Православным и протестантам или о чем молился Христос Иоанна 17.
15 февраля Сретение - это Встреча. Встреча Ветхого Завета с Новым, старости и юности, человека с Богом.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНДЫ Каждая команда должна представить капитана, название и свой девиз. Оценивается правильность, точность, выразительность, уместность.
День Святой Троицы Выполнили: слушатели набора 2011 года Макеенко Е., Гуськова И., Гордиенко Н. Проверил : протоиерей Александр Макаров.
Есть много праздников, которые любят встречать россияне. Но одним из главных является весенний праздник- Пасха. Это светлый и добрый праздник несёт с.
Спас в силах Андрей Рублев 10-е годы 15 века. Троица Андрей Рублев Около 1411 г.
МБОУ-СОШ 17 города Белгорода Детское пасхальное творчество Святой Григорий Богослов в своем 45-м Слове на Пасху говорит: «Ныне спасение миру, миру видимому.
Символический смысл плана Божественной Литургии Презентация по основам Православной культуры.
Лекция 3. Богослужебное время. Круги богослужения. Церковные праздники и посты.
Транксрипт:

Лекция 19. Пасха Христова. Богослужение от Пасхи до Пятидесятницы.

Светлое Христово Воскресение. Пасха По определению I Вселен - ского Собора отмечается в первое воскресенье после полнолуния после весеннего равноденствия, и обязательно после еврейской Пасхи (22 марта /4 апр. – 25 апр./8 мая ). Свт. Епифаний Кипрский : " Праздник Пасхи торжествен - нее всех праздников : он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей - то праздник есть глава и верх всех праздников...".

Пасхальная полунощница

На 9- й песни, при пении ирмоса : " Не рыдай Мене, Мати...", бывает каждение вокруг Плащаницы, затем священник поднимает ее на главу и уносит в алтарь через царские врата.

Пасхальная утреня предваряется крестным ходом вокруг храма при пении стихиры : « Пасхальная утреня предваряется крестным ходом вокруг храма при пении стихиры : « Воскресения Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесах, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити ».

« Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице !»

Пасхальное начало Священник : Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав ( трижды ). Хор поет тот же тропарь трижды. Затем священник возглашает стихи : Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящии Его. Хор после каждого стиха поет « Христос воскресе из мертвых...». Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь. Слава : Христос воскресе из мертвых : И ныне : Христос воскресе из мертвых : Затем предстоятель поет громким голосом : Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ. Хор : И сущим во гробех живот даровав.

Затем сразу поется пасхальный канон, составленный прп. Иоанном Дамаскиным (8 в.). Песнь 1 Ирмос : Воскресения день ! Просияем люди ! Пасха ! Господня Пасха ! Ибо от смерти к жизни и с земли к небесам Христос Бог нас перевел, песнь победную поющих. Припев : Христос воскрес из мертвых. Очистим чувства и увидим неприступным светом воскресения сияющего Христа, и говорящего : " Радуйтесь !" ясно услышим, воспевая песнь победную. Небеса достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует и весь мир, как видимый, так и невидимый : ибо Христос восстал, веселье вечное. Катавасия : Воскресения день : После катавасии тропарь : Христос воскрес из мертвых : ( трижды ). Ектения малая. Возглас : Ибо Твоя власть, и Твои – царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Песнь 3. Ирмос : Приидите, пиво пием новое : Ипакои, глас 4: Предварившия утро яже о Марии : Песнь 4. Ирмос : На Божественней стражи. Песнь 5. Ирмос : Утренюем утреннюю глубоку. Песнь 6. Ирмос : Снизшел еси в преисподняя земли. Кондак, глас 8: Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый : радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение. Икос : Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб : Воскресение Христово видевше : ( трижды ). Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость ( трижды ). Песнь 7. Ирмос : Отроки от пещи избавивый : Песнь 8. Ирмос : Сей нареченный и святый день : Припевы на 9- й песни : Величит душа моя воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца. Песнь 9. Ирмос : Светися, светися : Эксапостиларий : Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли, и упразднив смерть : Пасха нетления, мира спасение ( трижды ).

Стихиры на хвалитех. Стихиры воскресные. Затем стихиры Пасхи, глас 5: Стих : Да восстанет Бог и рассеются враги Его. Пасха священная в сей день нам явилась, – Пасха новая, святая, Пасха таинственная, Пасха всеми чтимая. Пасха – Христос Избавитель ; Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха двери рая нам открывшая, Пасха, освящающая всех верных. Стих : Как исчезает дым, да исчезнут. Идите после видения, жены - благовестницы, и Сиону возгласите : " Прими от нас радость благовестия о воскресении Христовом !" Веселись, ликуй и радуйся, Иерусалим, Царя - Христа узрев, как жениха, из гроба выходящим. Стих : Так да погибнут грешники от лица Божия, а праведники да возвеселятся. Жены - мироносицы глубоким утром, гробнице жизни Подателя представ, нашли Ангела, на камне восседавшего, и он, обратившись к ним, так возглашал : " Что вы ищете Живого между мертвыми ? Что оплакиваете Нетленного, как тлению подпавшего ? Возвратившись, возвестите ученикам Его !" Стих : Это день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в оный ! Пасха радостная, Пасха, Господня Пасха, Пасха всесвященная нам взошла. Пасха ! Радостно друг друга обнимем. О, Пасха – избавление от скорби ! Ибо из гроба в сей день, как из брачного чертога просияв, Христос жен исполнил радости словами : " Возвестите Апостолам !" Слава, и ныне, глас 5: Воскресения день ! И засияем торжеством и друг друга обнимем ; скажем : " Братья !" и ненавидящим нас, – всё простим ради воскресения и так возгласим : " Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и тем, кто в гробницах, жизнь даровав !« Затем : Христос воскрес из мертвых :

Читается огласительное слово свт. Иоанна Златоуста « в святой и светоносный день преславного и спасительного Воскресения Христа, Бога нашего ». Тропарь свт. Иоанну Златоусту : Уст твоих, якоже светлость огня : Сугубая и просительная ектении. Диакон : Премудрость. Хор : Благослови. Священник : Сый благословен : Хор : Аминь. Утверди, Боже : Священник ( вместо возгласа : Слава Тебе, Христе Боже :) поет « Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ ». Хор допевает : И сущим во гробех живот даровав. Священник с Крестом ( без трисвечника ) совершает отпуст :. Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец ( во всю Светлую седмицу ). После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, священник трижды произносит приветствие : " Христос воскресе ". Народ трижды отвечает : " Воистину воскресе ". Хор поет тропарь : " Христос воскресе..." ( трижды ), " И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному Воскресению ", а затем многолетие.

Пасхальные часы Священник : Благословен Бог наш … Хор : Христос воскресе ( трижды ), Воскресение Христово видевше... ( трижды ), ипакои : Предварившия утро..., кондак : Аще и во гроб..., тропарь : Во гробе плотски..., Слава : Яко Живоносец..., И ныне : Вышняго освященное Божественное Селение..., Господи, помилуй (40), Слава, и ныне, Честнейшую херувим …, Именем Господним благослови, отче. Священник : Молитвами святых отец наших... Хор : Аминь. Христос воскресе... ( трижды ) Слава, и ныне, Господи, помилуй ( трижды ), Благослови. Священник произносит отпуст : Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый....

Литургия в день св. Пасхи Праздничные антифоны : Воскликните Господеви вся земля... ( поются во все дни Светлой седмицы ). Входный стих : В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых ( произносится во все дни Светлой седмицы ). Христос воскре ­ се..., ипакои : Предваривший утро..., Слава, и ныне - кондак : Аще и во гроб... Вместо Трисвятого поется : Елицы во Христа крестистеся ( во все дни светлой седмицы ). Евангелие читается на разных языках ( Ин, 1 зач.). Задостойник на литургии поется с припевом : Ангел вопияше Благодатней... и ирмос 9- й песни : Светися, светися, новый Иерусалиме : Перед причащением народа - диакон : " Со страхом Божиим..." Хор : " Христос воскресе..." ( единожды ). После причащения - священник : " Спаси, Боже, люди Твоя... ". Хор : " Христос воскресе..." ( один раз ). Священник : " Всегда, ныне и присно..." Хор - " Христос воскресе..." ( один раз ).

После заамвонной молитвы освящается артос

После освящения артоса хор поет трижды « Христос воскресе ». Священник : Благословение Господне на вас : Хор : Аминь. Священник : Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. Хор допевает : И сущим во гробех живот даровав. Священник произносит отпуст.

Особенности богослужения Светлой седмицы Богослужения на Светлой седмице совершаются при откры ­ тых царских вратах. Во всю Пасхальную седмицу начало и окончание церковных служб совершается так же как и в первый день. После литургии, начиная с понедельника, бывает крестный ход. Литургия совершается точно так же, как и в первый день : прокимен : Апостол, Аллилуарий и Евангелие - положены на каждый день Светлой седмицы особое. В субботу после литургии разрезается и раздается моля ­ щимся артос. Перед этим читается из Требника молитва на раздробление артоса. Поются пасхальные часы. На пасхальной утрени и утрени каждого дня Светлой седмицы не бывает шестопсалмия и великое славословие не поется. В пятницу Светлой седмицы совершается последование в честь обновления храма Пресвятой Богородицы « Живоносный Источник ». После литургии обычно совершается освящение воды.

В день Пасхи и во всю Светлую седмицу священник совершает начало утрени, литургии и вечерни, а также все каждения с Крестом и пасхальным трисвечником в левой руке и кадилом - в правой. Диакон совершает каждение и произносит ектении со свечой в левой руке.

Неделя Антипасхи ( Фомина ) Богослужение посвящено главным образом воспоминанию явлений Христа по Воскресении апостолам, в том числе и Фоме. В Неделю Антипасхи воскресные песнопения ( из Октоиха ) не поются, вся служба – праздника. Не поются и пасхальные песнопения, за исключением тропаря « Христос воскресе » в начале и конце служб и ирмо ­ сов пасхального канона на катавасии ( т. е. не поются стихиры Пасхи и пасхальный канон ). Начиная с этого дня за богослужением возобновляется стихословие Псалтири. Восстанавливается структура всенощного бдения. По полиелее тропари : « Ангельский собор » не поются. Величание : Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго. Канон только праздника Антипасхи. Катавасия - пасхальные ирмосы : " Воскресения день ». На 9- й песни " Честнейшую " не поем. На литургии поются антифоны изобразительны. Неделя Антипасхи имеет попразднство, которое продолжа ­ ется до субботы, в субботу - отдание. В течение всей Фоми ­ ной седмицы тропарь, кондак, прокимен и причастен - празд ­ ника ( Недели Антипасхи ) и святому.

Радонница Во вторник ( или в понедельник ) Фоминой седмицы бывает служба с поминовением усопших ( этот день известен под названием " РАДОНИЦА "). В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения или после литургии совершается полная панихида, в которую включается и пасхальные песнопения.

Недели по св. Пасхе 1- я Неделя – Пасхальная. 2- я – Фомина. 3- я - святых жен - мироносиц. 4- я - о расслабленном. 5- я - о самаряныне. 6- я - о слепом. 7- я - святых отцов Первого Вселенского Собора.

Преполовение пятидесятницы В среду 4- й седмицы празднуется Преполовение Пятидесят ­ ницы. В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре Преполовения : " Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благо ­ честия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси : жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе ". После литургии бывает по обычаю водоосвящение в воспоминание Боже ­ ственного учения о живой воде Св. Духа. Преполовение празднуется 8 дней. Отдание в среду 5- й седмицы.

Отдание Пасхи Отдание Пасхи совершается в среду 6- й седмицы. Одно ­ временно поются песнопения Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня. Последний раз поются пасхальные песнопения. Начало вечерни, утрени в литургии - то же, что и в Светлую седмицу. Пасхальный отпуст бывает только после литургии : « Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый …». После литургии священнослужители снимают Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег.

Вознесение Господне (40 – й день по Пасхе, ) Вознесение Господне (40 – й день по Пасхе, четверг 6- й седмицы )

Особенности праздника Вознесения Господня Праздник Вознесения Господня имеет один день предпразднства ( совпадает с отданием Пасхи ) и восемь дней попразднства. Тропарь, глас 4- й : « Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием святаго Духа, изве ­ щенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира ». Величание : « Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное Воз ­ несение ». « Честнейшую » не поется, но поются припевы праздника. Первый припев : « Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца ». На литургии - антифоны праздника. Входный стих ( он же и причастный ): " Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне ". В конце литургии вместо " Видехом свет истинный..." поется тропарь праздника.

День Св. Троицы. Пятидесятница (50 – й день по Пасхе )

Особенности богослужения Пятидесятницы В день св. Пятидесятницы воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков ( Деян. 2, 1-4). Впервые после Великой Субботы поется стихира : " Царю Небесный ». Величание : Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим. « Воскресение Христово видевше » не поется. « Честнейшую » не поется. Свят Господь Бог наш " не поется. На литургии поются антифоны праздника. Входный стих : « Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоим и поем силы Твоя ». Вместо Трисвятого поется « Елины во Христа крестистеся ». Задостойник : « Радуйся, Царице ». Сразу же после литургии в день Пятидесятницы обычно совершается великая вечерня. На вечерни к обычным прошениям великой ектении присоединяются особые прошения. Читаются особые три молитвы св. Василия Великого с коленопреклонением. Колена преклоняются впервые после Пасхи. Первая молитва читается сразу же после великого прокимна : « Кто Бог велий »; вторая - после сугубой ектении : « Рцем вси » и третья – после « Сподоби, Господи ». Священник читает молитвы на коленях в царских вратах, лицом к народу.

Вечерня в день св. Пятидесятницы