Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ - 2014 (методические рекомендации)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к ЕГЭ Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста (теория) Кашпур Наталья Ивановна ГБОУ Гимназия 261 Санкт-Петербург 2013.
Advertisements

1. Напишите вступление. 2. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. 3. Прокомментируйте ее. 4. Изложите авторскую позицию по рассматриваемой.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Электронные учебные материалы Как писать рецензию Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 г.Светлого Калининградской.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Анализ результатов оценки творческих заданий ЕГЭ Всего учащ ихся балл ов балл ов балл ов 7-10 балл ов 2-6 балл ов 0 балл ов
1. Над каким вопросом размышляет автор? (проблема текста) 2. Как именно автор рассматривает этот вопрос в тексте? (комментарий) 3. Как автор отвечает на.
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Сочинение – рассуждение в формате ЕГЭ Структура Содержание Алгоритм работы.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
СОЧИНЕНИЕ НА ЕГЭ. Композиция сочинения Вступление Проблема Комментарий к проблеме Позиция автора Собственное мнение Аргументация собственного мнения Вывод.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская.
Позиция автора Готовимся к ЕГЭ Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Васьковой Ольгой Валерьевной.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Транксрипт:

Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)

План-схема сочинения: 1) проблема (проблемный вопрос); 2) комментарий к проблеме (строго по тексту, но не пересказ); 3) позиция автора; 4) согласие/несогласие с позицией автора + своя позиция в виде комментария к позиции автора; 5) 1 аргумент + пример (читательский опыт) 6) 2 аргумент + пример (жизненный опыт, цитата, авторитетный источник, знания из других областей науки, искусства, культуры, техники); 7) вывод.

Шаг 1 Читаем текст, осмысливаем его. Читаем текст, осмысливаем его. Определяем тему текста (о чем текст?). Определяем тему текста (о чем текст?). Определяем основную мысль текста (в чем убеждает меня автор?) – это и будет авторской позицией. Определяем основную мысль текста (в чем убеждает меня автор?) – это и будет авторской позицией. Определяем стиль текста и выделяем ключевые слова. Определяем стиль текста и выделяем ключевые слова.

Особенности публицистики и художественного стилей: автор сам задается вопросом; автор сам задается вопросом; исследует, анализирует проблему; исследует, анализирует проблему; дает прямые оценки явлениям; дает прямые оценки явлениям; открыто заявляет (отстаивает) свою (.) зрения. открыто заявляет (отстаивает) свою (.) зрения. автор создает вымышленный мир; автор создает вымышленный мир; словами рисует образы, мысли и поступки (+ и -) героев; словами рисует образы, мысли и поступки (+ и -) героев; не дает прямых оценок героям и их действиям; не дает прямых оценок героям и их действиям; свою позицию чаще всего заявляет через подтекст. свою позицию чаще всего заявляет через подтекст.

Шаг 2: формулируем проблему (чего?) или проблемный вопрос (о чем?) Что волнует (интересует) автора? Что волнует (интересует) автора? Над чем он задумывается (размышляет)? Над чем он задумывается (размышляет)? За что переживает? радуется? гордится? За что переживает? радуется? гордится?

Определяем проблемный вопрос по типу: Текст Д.С.Лихачева заставил меня задуматься над проблемой (чего?)… Текст Д.С.Лихачева заставил меня задуматься над проблемой (чего?)… Известный публицист Д.С.Лихачев в предложенном для анализа тексте размышляет над сложным вопросом: что такое милосердие? Известный публицист Д.С.Лихачев в предложенном для анализа тексте размышляет над сложным вопросом: что такое милосердие? Кто такой учитель и какую роль он играет в жизни человека? Именно над этим проблемным вопросом Д.С.Лихачев предлагает нам поразмышлять в предложенном для анализа тексте. Кто такой учитель и какую роль он играет в жизни человека? Именно над этим проблемным вопросом Д.С.Лихачев предлагает нам поразмышлять в предложенном для анализа тексте.

Шаг 3: комментарий к проблеме что изображает автор и на примере чего? что изображает автор и на примере чего? на что обращает наше внимание автор на что обращает наше внимание автор как изображает ( с помощью чего? что использует для этого? какие композиционные приемы?) как изображает ( с помощью чего? что использует для этого? какие композиционные приемы?) почему этот вопрос волнует автора? почему этот вопрос волнует автора?

Композиционные приемы: Заглавия, эпиграфы Заглавия, эпиграфы Стилистика (просторечия, диалектизмы, профессионализмы…) Стилистика (просторечия, диалектизмы, профессионализмы…) Художественная деталь Художественная деталь Диалоги, монологи Диалоги, монологи Антитеза (противопоставление) Антитеза (противопоставление) Подтекст (скрытый смысл) Подтекст (скрытый смысл) Кольцевая композиция (события начала и конца в одном и том же месте, с теми же героями..) Кольцевая композиция (события начала и конца в одном и том же месте, с теми же героями..) Прием ретроспективы (действия возвращаются в прошлое) Прием ретроспективы (действия возвращаются в прошлое) Рассказ в рассказе (вставной рассказ, всегда есть в ретроспективе) Рассказ в рассказе (вставной рассказ, всегда есть в ретроспективе) Повторы Повторы Психологизм ( изображает душевную жизнь человека, анализ, динамика) Психологизм ( изображает душевную жизнь человека, анализ, динамика)

Формулируем комментарий по типу: Вопрос об отсутствии милосердия никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. (и т.д.) Вопрос об отсутствии милосердия никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. (и т.д.) Проблему человеческого равнодушия Д.С.Лихачев раскрывает на примере небольшого эпизода из жизни героев рецензируемого текста (предложенного для анализа текста). (и т.д.) Проблему человеческого равнодушия Д.С.Лихачев раскрывает на примере небольшого эпизода из жизни героев рецензируемого текста (предложенного для анализа текста). (и т.д.)

Шаг 4: позиция автора это основная мысль текста – в чем убеждает нас автор? это основная мысль текста – в чем убеждает нас автор? это всегда ответ на проблемный вопрос это всегда ответ на проблемный вопрос в публицистике представлена прямо и ясно: я думаю, считаю, убежден, безусловно, главное и т.д. – обратить на эти слова внимание (можно цитировать или интерпретировать) в публицистике представлена прямо и ясно: я думаю, считаю, убежден, безусловно, главное и т.д. – обратить на эти слова внимание (можно цитировать или интерпретировать) в художественном тексте ищем через речь (+) героя или монолог повествователя в художественном тексте ищем через речь (+) героя или монолог повествователя

Формулируем позицию автора по типу: По мнению Л.Н.Толстого, … По мнению Л.Н.Толстого, … Автор текста убеждает нас в том, что… Автор текста убеждает нас в том, что… Таким образом, позиция автора заключена в том, что… Таким образом, позиция автора заключена в том, что… Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что… Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что… Хотя позиция автора не выражена явно, но логика текста убеждает читателя в том, что… Хотя позиция автора не выражена явно, но логика текста убеждает читателя в том, что…

Шаг 5: согласие + своя позиция в виде комментария к позиции автора Я полностью согласен с мнением автора данного текста о том, что… Я полностью согласен с мнением автора данного текста о том, что… Мысль, высказанная Л.Н.Толстым, близка и понятна мне, потому что… Мысль, высказанная Л.Н.Толстым, близка и понятна мне, потому что… Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор, потому что… Почему (.) зрения Л.Н.Толстого кажется мне верной? Во- первых, в этом убеждает нас классическая литература. Так, например, в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»… Во-вторых, … Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор, потому что… Почему (.) зрения Л.Н.Толстого кажется мне верной? Во- первых, в этом убеждает нас классическая литература. Так, например, в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»… Во-вторых, …

Шаг 6: аргументация собственного мнения!!! Подтверждение можно найти в произведении… Подтверждение можно найти в произведении… Ещё одним примером может стать история жизни древнегреческого оратора Демосфена. Он… Ещё одним примером может стать история жизни древнегреческого оратора Демосфена. Он… В памяти сразу же возникают образы главных героев стихотворения Л. Абрамова «О чем плачут лошади?». … В памяти сразу же возникают образы главных героев стихотворения Л. Абрамова «О чем плачут лошади?». … Ярким доказательством ( примером, образцом) проявления милосердия может служить жизнь великого русского писателя Л.Н.Толстого. … Ярким доказательством ( примером, образцом) проявления милосердия может служить жизнь великого русского писателя Л.Н.Толстого. …

Шаг 7: вывод (2-3 предложения) показать ещё раз актуальность показать ещё раз актуальность соотнести со своими убеждениями соотнести со своими убеждениями сформулировать обращение или призыв сформулировать обращение или призыв ВАЖНО в течение всего сочинения не менее трех раз назвать автора! ВАЖНО в течение всего сочинения не менее трех раз назвать автора!