АСТРАХАНЬ 2013 ГБ СКОУ АО «СКОШИ 4 VIIIвида» Проект по развитию мелкой моторики рук «Чудо на ладошках»
Авторы проекта: Иванова Г.Ю. учитель трудового обучения Мукашева Г.С. учитель начальных классов Тип проекта: педагогический, творческий Целевая группа: учащиеся 1-4 класса Масштаб проекта: работа по проекту предусматривается в начальной школе и рассчитана на 4 года (с 1 по 4 класс).
Актуальность проекта. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. 1. Детям с интеллектуальной недостаточностью присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. 2. В 1 классе также много детей с общим недоразвитием речи.
Актуальность проекта Сопоставляя все вышеперечисленное и результаты диагностики развития детей мы определились в направлении работы: необходимо особое внимание уделять формированию навыков устной речи через развитие мелкой моторики рук. Современные научные данный подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движением пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики сыграет огромную роль в развитии речи детей. Для этого необходимо выстроить работу творчески и интересно.
Актуальность проекта В классе предполагается создать условия для накопления практического опыта, и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки. Лепка из пластилина, оригами, бисероплетение и другие виды детского творчества не только развивают ребенка творчески и способствуют межличностному общению, но и разрабатывают мелкую моторику рук, что упрощает обучению письму. Это нас и подтолкнуло к идее углубить работу по развитию мелкой моторики, приобщая детей к декоративно- к декоративно-прикладному искусству.
Структура проекта Цель проекта: Развитие речи у детей с ОВЗ через укрепление мелкой моторики пальцев рук посредством приобщения ребенка к декоративно- прикладному искусству и организацию совместного творчества детей. Задачи: Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики. Развивать тактильную чувствительность рук детей. Сочетать практическую деятельность для тренировки пальцев с речью детей. Сформировать элементарные специфические графические навыки. Способствовать развитию навыков письма.
Этапы реализации проекта. Организационный (сентябрь 2013-ноябрь 2013) Мероприятия Выбор темы проекта и его разработка. Изучение научно- практических и методических источников по заявленной проблеме. Подбор методического материала по заявленной теме. Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ и приобщения ребенка к декоративно- прикладному искусству. Разработка конспектов занятий, бесед, познавательных игр, сценариев Организация выставочного уголка творческого проекта «Город Мастеров»
Этапы реализации проекта Диагностический (сентябрь октябрь 2013) Мероприятия Выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей Отследить уровень развития у детей по конструированию и ручному труду. Составить характеристику уровня развития детей по аппликации. Охарактеризовать уровень развития детей по лепке.
Этапы реализации проекта Практический (декабрь май 2017) Мероприятия Реализация планов работы проекта «Чудо на ладошках» с детьми 1 класса. Составление сборника конспектов занятий, бесед, познавательных игр, сценариев, развлечений. Разработка образцов продуктивной деятельности для работы с детьми. Организация выставок продуктивной деятельности детей. Составление портфолио поделок на каждого ребенка.
Этапы реализации проекта Обобщающий (апрель 2014-май 2014) Мероприятия Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми. Анализ эффективности работы системы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ и приобщения ребенка к декоративно - прикладному искусству. Разработка методических рекомендаций. Подготовка презентационного буклета, фотоальбомов, портфолио, отражающих содержание работы с детьми. Систематизация конспектов занятий продуктивной деятельности по развитию мелкой моторики. Описание опыта работы «Шкатулка полезных слов» как эффективное средство обогащения словарного запаса. Разработка и подборка материала для изготовления совместных работ детей.
Практическая значимость: Развитие мелкой моторики рук наиболее благоприятно скажется на качестве письма на уроках. Возникнет интерес детей к декоративно- прикладному искусству и искусству родного края Укрепление мелкой моторики будет способствовать развитию речи детей. Будет разработан информационно- методический материал для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, картотека игр и упражнений). Совместная творческая деятельность поможет в развитии способностей ребенка, в формировании его ценных жизненных ориентаций.
В структуре проекта четыре раздела: Работа с бумагой Работа с тканью и нитью Работа с природным материалом Работа с разным материалом (кожа, фольга, опилки, бисер и т.д.).
Планирование разделов по месяцам. МесяцВид работы Кол-во часов Декабрь Работа с бумагой. Открытие мастерской Деда Мороза. 8ч. Работа с бумагой « Оригами». ЯнварьРабота с пластилином, глиной, соленым тестом.8ч. Февраль Работа с тканью. 8ч. Март Работа с разным материалом (кожа, фольга, опилки и т.д.).14ч. Апрель Работа с песком и крупой. Май Конструирование.8ч.
Реализация проекта на уроках трудового обучения в 1 классе (в рабочую программу по трудовому обучению включены элементы работы над проектом) на кружковой работе (кружок «Золушка» рук. Иванова Г.Ю.) элементы проекта во внеурочной и урочной деятельности.