Программы двойных дипломов как средство формирования европейского пространства высшего образования Олейникова О.Н. Доктор педагогических наук Директор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
Advertisements

Образовательная программа «Международный бизнес» Государственный университет управления Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
М.Ю.Махотаева, директор департамента международной деятельности и межвузовского сотрудничества ПсковГУ Интернационализация образовательной и научной деятельности.
Интеграция российских ВУЗов и научных центров в международные программы мобильности Проскурякова Л.Н. Зам. директора центра международных проектов ИСИЭЗ.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Оценка профессорско- преподавательским составом реализации основных направлений Болонского процесса Отчет заслушан на заседании Совета по качеству
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
ЭКСПОРТ РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА В.А. Мау Академия народного.
Реализация международных образовательных программ как фактор повышения конкурентоспособности российских вузов: опыт программы «двойной российско-немецкий.
2 Этапы развития БП: Май 1998 – Лисабонская Конвенция 4 страны Июнь 1999 – Болонская Декларанция 29 стран Май Пражское Коммюнике 33 страны Сент.
Внедрение методологии ТЮНИНГ в систему образования РФ.
Магистерская программа «Европейское право в области политики добрососедства и качество государственного управления» (EUNEG) ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ.
Академическая мобильность и экспорт образования В.А. Мау Академия народного хозяйства при Правительстве РФ.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
В.М. Кошелев Роль международных проектов в развитии системы аграрного образования России.
Опыт реализации программы Tempus в Российской Федерации О.Н. Олейникова, д.п.н., профессор Директор Национального офиса Erasmus+ в России.
Новгородский государственный университет имени имени Ярослава Мудрого Ярослава Мудрого.
Сетевая форма реализации образовательных программ.
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
Транксрипт:

Программы двойных дипломов как средство формирования европейского пространства высшего образования Олейникова О.Н. Доктор педагогических наук Директор Национального офиса программы Tempus в России

2 Программы двойных дипломов в Европе Берлин, сентябрь 2006 г. - признание, что в «чистом виде» программ двойных дипломов - единицы, поскольку: реализация программ весьма затратна из-за встроенной долгосрочной мобильности не решены правовые вопросы, включая вопросы обеспечения качества. Основа программ сравнимость и сопоставимость результатов обучения по уровню и объему, производные от результатов – методы и способы их оценки.

3 Программы двойных дипломов в России Первые попытки реализации – до подписания Россией Болонской Декларации в 2001 г. После подписания: усиление тенденции за счет проектов Tempus, направленных на создание сопоставимых и сравнимых программ и дипломов.

4 Программы двойных дипломов в России Всего в России программ двойных дипломов около 2% (от общего числа реализуемых программ) Программы двойных дипломов уровня бакалавра и магистра составляют только 23% программ международного сотрудничества вузов-участников Tempus В России двойные дипломы являются одним из ключевых показателей инновационной деятельности вуза около 85% российских вузов признают важность программ двойных дипломов

5 Что такое совместная программа, приводящая к получению двойных дипломов? Это программа, в которой: все основные элементы согласованы всеми партнерами результаты обучения, методы обучения, обеспечение качества, включая оценку, ECTS, требования к содержанию, поступлению, преподавателям и т.д.; предусмотрена встроенная мобильность в вузе- партнере, которая признается автоматически; осуществляется общий/совместный менеджмент; присуждаются дипломы/степени, признаваемые всеми партнерами

6 Основа программ - результаты обучения

7 Варианты дипломов Дипломы от имени каждого партнера, признаваемые всеми другими партнерами; Диплом собственного вуза + сертификат вуза-партнера Двойной диплом - не то же самое, что совместный диплом (один диплом от имени всех участников)

8 Что дают программы двойных дипломов вузам? Повышение конкурентоспособности Формирование «точек роста» с точки зрения интернационализации и вхождения в общее европейское пространство высшего образования Совершенствование систем обеспечения качества Повышение качества методической и исследовательской деятельности

9 Что дают программы двойных дипломов вузам Совершенствование инфраструктуры и управления в вузе Новые умения руководителей и преподавателей Повышение качества преподавания Понимание на практике изменений, вызванных Болонским процессом

10 Типы программ Идентичная структура программ: Идентичные курсы/модули, общие методы, экзаменационные процедуры, НО Общие базовые модули, НО – разные специализации (в зависимости от особенностей вуза) Курсы/модули в вузах-партнерах взаимно дополняют друг друга в рамках согласованного учебного плана

11 Особенности программ в России Ассиметричная мобильность студентов и преподавателей Доминирует мобильность в направлении РФ - ЕС Отсутствие стандартных процедур признания периодов мобильности

12 Данные по России 246 программ двойных дипломов в 78 российских вузах (немногим более 2% общего количества реализуемых программ)

13 Партнеры российских вузов

14 Немного статистики Мобильность российских студентов Мобильность студентов из ЕС в РФ 544 Российские преподаватели в вузы ЕС 490 Европейские преподаватели в вузы РФ 415

15 Поиски решения проблем, связанных с программами двойных дипломов, в проектах Tempus Общие Законодательство Информационное обеспечение Формирование культуры сотрудничества Системные, связанные с пониманием: роли результатов обучения, значения и сути систем обеспечения качества и роли ECTS (системы переноса зачетных единиц).

16 Двойные дипломы в проектах Tempus (примеры) Программа двойного диплома в области экономики предприятий и международной интеграции университеты Париж-9-Дофин и Пьера Мендеса (Гренобль) Российско-французского центра СПбГУЭФ (ФинЭк). Программы совместных дипломов в области экономики, права, перевода. ННГУ им. Лобачевского, НГЛУ им. Добролюбова университеты Стендаль-Гренобль-2 и Пьера Мендеса (Франция, Гренобль)

17 Двойные дипломы в проектах Tempus (примеры) Магистерская программа двойного диплома «интеграция и глобальное развитие» РУДН Институт политических исследований Университета Бордо- 4 (Франция). Программы двойных дипломов по фундаментальным естественно-научным (математика, механика) и экономическим направлениям Нижегородский государственный университет им. Добролюбова Калабрийский университет (Италия) Программы двойных дипломов по экономике в области строительства университетский колледж им. Витуса Беринга (Дания) Оренбургский государственный университет

18 Двойные дипломы в проектах Tempus (примеры) Программа двойных дипломов в области подготовки магистров в области государственного и муниципального управления Уральская академия госслужбы Университет London Metropolitan Магистерская программа по управлению водными ресурсами Тюменский госуниверситет, Университет Albert Ludwigs, Университет Фрайбург, Университет Koblenz-Landau (Германия), Университет Louis Pasteur (Франция)

19 Двойные дипломы в проектах Tempus (примеры) Магистерская программа в области прикладной экономики Иркутский госуниверситет (Байкальский институт бизнеса и международного управления, Университет Бари (Италия), Университет Sunderland (Великобритания) Магистр в области бизнес-информатики ГУ ВШЭ – Высшая школа экономики Университет Westfalische Wilhelms, Мюнстер (Германия), Средиземноморский университет (Франция)

20 Что еще можно сделать в рамках проектов Tempus Совместные проекты Разработка совместных программ двойных дипломов по направлениям, указанным в обновленных Национальных приоритетах

21 Что еще можно сделать в проектах Tempus Проекты по структурным мерам с участием Министерства образования и науки 1. Создать нормативную базу, необходимую для реализации программ двойных дипломов и других форм совместных образовательных программ закрепление статуса совместных программ и программ двойных дипломов, ECTS, системы обеспечения качества, включая оценку результатов обучения, признание результатов обучения и дипломов.

22 Что еще можно сделать в проектах Tempus Сформировать сети национальных информационных структур и интегрировать их в европейскую сеть для информационной поддержки межуниверситетского сотрудничества и академической мобильности). Реализовать проекты по рамкам квалификаций на основе использования Европейской рамки квалификаций высшего образования для обеспечения сопоставимости результатов обучения.

23 Выводы: организационные и институциональные предпосылки реализации программ двойных дипломов (1) Наличие понятийного аппарата, совместимого с европейским (совместные программы, приводящие к двойным дипломам – это не программы франчайзинга, это программы, основанные на сотрудничестве вузов, на использовании сильных сторон и особенностей всех вузов-участников. Именно это делает программы интересными для всех участников). Компетенции преподавателей и студентов в области иностранных языков (в том числе изучение и использование опыта проектов Tempus в области совершенствования преподавания иностранных языков в вузах). Четкая ориентация вуза на международное сотрудничество, интернационализацию и Болонский процесс, соответствующим образом закрепленная в стратегии развития университета. Наличие устойчивых контактов с зарубежными вузами.

24 Организационные и институциональные предпосылки реализации программ двойных дипломов (2) Наличие сильного лидерства, обеспечивающего мотивацию преподавательского состава. Наличие опыта использования в вузе механизмов Болонского процесса (ECTS, приложение к диплому, система обеспечения качества программ). Владение преподавателями и методистами методиками определения результатов обучения и оценки их достижения (методика Tuning, техники взаимодействия с предприятиями, культура работы в команде для преодоления разделения по кафедрам и дисциплинам) и проектирования междисциплинарных модулей. Наличие необходимых ресурсов (общежитие, оборудование и т.д.) в вузе.

25 Рекомендации На межвузовском уровне: Создать центр координации сетевого взаимодействия вузов в части реализации программ двойных дипломов; Создать базу данных успешной практики; Усилить работу по привлечению иностранных студентов; Сформировать у преподавателей и администраторов умения, необходимые для реализации программ двойных дипломов

26 Рекомендации На уровне вуза: Разработать стратегии интернационализации с включением в них программ двойных дипломов Сформировать инфраструктуру для реализации программ двойных дипломов Сформировать мульти-культурные компетенции у преподавателей вузов

27 Спасибо за внимание! Национальный офис программы Tempus Москва, ул. Гончарная, д.27/6, офис 104 Телефон:(495) Телефон/ Факс:(495) Web-site: