Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МХК Приготовила ученица 10 «А» класса Дубовая Виктория Учитель: Лукьяненко Н.Н.
Advertisements

Каноны византийской архитектуры. Согласно Апостольским Постановлениям, храм должен быть продолговатым, как корабль, обращенным на восток (в сторону Иерусалима,
Художественная культура Византии. Новый тип церковного здания – крестово- купольный храм ( сочетание элементов античного и восточного зодчества )
Храм Святой Софии.. Искусство Византии следует рассматривать как художественную культуру Византийской империи, первоначально рабовладельческой, далее.
ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ. Эпиграф урока: «В начале было слово. Слово было Бог»
ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА. Византийская империя Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах в Европе и Азии, а порою.
Вся иконография Спасителя строится на основополагающем понятии Боговоплощения : Бог - Творец вселенной, создатель всего материального и духовного мира,-
ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА. Византийская империя Особенности византийской культуры Синтез западных и восточных элементов при главенстве греко- римских традиций.
Образ Богородицы Группа 2. Образ Богородицы С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.
Тема урока: Древнерусское искусство X - XIII веков. Иконопись, фресковая живопись, мозаика.
Живопись Древней Руси Урок литературы в 9 классе.
Культура Киевской Руси Выполнила: Ю.Ю.Алехина учитель ИЗО и МХК МОУ СОШ51 Магнитогорск 2007г.
Мозаики и фрески Киевской Софии. 1. Краткие сведения о соборе. 2. Мозаики и фрески собора.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ. История Византия - одно из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой.
МИР ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 2 Два источника развития Византийской культуры Византийская культура Античная культура Христианская религия.
ЗАПАДНАЯ - СТОЛИЦА РАВЕННА ВОСТОЧНАЯ -СТОЛИЦА КОНСТАНТИНОПОЛЬ Античное наследие явилось основой византийского стиля.
ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ Подготовили: Бороздняк Ксения и Енчук Роман.
Работу выполнила : Судьева Настя. 8 Б кл.. Православная иконография Богоматери совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.Богородицыиконописи.
Мировая художественная культура Урок 17 «Архитектура Византии»
Выполнила: Ванюхина Анастасия Владимировна. Тема: Византийская культура.
Транксрипт:

Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием в отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Византийская империя возникла на рубеже двух эпох крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке в Византийской империи.

Несмотря на то, что Византия просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской империи, она была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками. Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в истории Византийской империи. Но это не был конец ее художественного и культурного развития. Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать вторым Римом, т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи. После 1000-летней истории Византия прекратила свое существования, но не осталась в забытьи самобытная и интересная византийская культура, которая передала культурно- историческую эстафету русской культуре.

Несмотря на огромное разнообразие "личных" имен, которые носят иконы Богоматери, существует только 3 основных канонических изображения, в рамках которых возможны некоторые вариации: 1. Богоматерь Оранта ("Молящаяся") изображение Богоматери с воздетыми вверх руками и открытыми ладонями (жест покровительства и защиты, обращение к Богу за милостью для людей). Этот чин имеет две разновидности: * Великая Панагия ("Всесвятая") - изображение в полный рост. На груди Богоматери в "круге славы" Христос. Чаще всего изображалась в апсиде храма. * Богоматерь Знамение - поясное изображение 2. Богоматерь Елеус ("Умиление") Богоматерь Елеус - поясное изображение Богородицы с прильнувшей к ее щеке Христом. 3. Богоматерь Одигитрия ("Путеводительница") Богоматерь Одигитрия - поясное изображение с Иисусом, сидящем на левой руке, правая его благословляет. В руке Христа - как правило - свиток.

Богоматерь Оранта: Великая Панагия

Богоматерь Оранта: Знамение

Богоматерь Елиус - «Умиление»

Богоматерь Одигитрия «Путеводительница»

Богоматерь-Троеручицу афонского монастыря Хиландар (Chilandari), Греция. Это, может быть, самая замечательная из провославных икон, хотя об этом мало кто знает. По преданию она написана самим евангелистом Лукой, лично знавшим св. Марию, поэтому именно эта икона подлинно передает облик Богородицы. Кроме того, история этой иконы связана с именем Иоанна Дамаскина, который в честь чудесного исцеления прикрепил к ее окладу руку, отлитую из чистого серебра - отсюда ее странное название.

1. Спас Нерукотворный Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате (убрусе), поднесенным им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой - он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначальная Святой Плат хранился в Эдессе до 944, затем был перенесен в Константинополь. Все Спасы Нерукотворные пишутся с "подлинного оригинала". Христос изображается с длинными темными волосами, разделенными прямым пробором, и с короткой бородой. Вообще говоря, и волосы Христа и бороду принято писать волнистыми, но на русских иконах иногда встречаются изображения с прямыми, будто мокрыми волосами - спас "Мокрая борода", "омоченные власы"

2. Добрый Пастырь Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись (первые изображения Доброго Пастыря датируются III веком). "Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Евангелие от Иоанна).

3. Христос-Эммануил Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил ("С нами Бог") - Христос в младенчестве. "И нарекут ему имя Эммануил..." Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчеркивает, что пришел именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки. На первой иллюстрации, однако, Спас-Эммануил изображен на Престоле с открытым Евангелием в руке - как Судия на Страшном Суде.

Христос - Эммануил

4.Христос-Пантократор Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьезный, суровый Пантократор ("Вседержатель"), Создатель и властитель мира, будто обозревает землю с небес, говоря: "Аз есмь Альфа и Омега, кто Был, кто есть и кто будет, Всемогущий." Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая вас смотреть через его глаза в небеса. Согласно канону в левой руке Христа - закрытое Евангелие, пальцы правой сложены таким образом, что образуют греческие символы "IC XC" (указательный и средний пальцы вверх). Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей, а рубаха (хитон) - красной, иногда лиловой, что символизирует человеческое воплощение и божественную сущность Христа соответственно.

Христос- Пантократор

5. Спас на Престоле Разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима, Верховного священника Церкви и Вседержателя на Страшном суде. Христос в царских одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке (именно открытое Евангелие - символ Страшного суда). Согласно этому канону Христос - Царь царей - изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове иногда изображают корону (митру). Фон иконы ("свет"), как правило, золотой. Спас на престоле - грозный Судия, но также и избавитель бессмертных праведных душ в конце времен

Спас на престоле

6. Спас Ярое Око В русской иконописи периода Золотой Орды (позднее - у раскольников) был весьма популярен Спас Ярое око. ("не мир принес вам, но меч"). Приведены две русские иконы 14 века московской школы (более яркая - из Московского Успенского собора). Это оплечное изображение Христа, со скорбным темным ликом и яростными глазами.

7. Христос-Страстотерпец Это изображение страстей (страданий) и мук Господних, напоминающие нам, как сильно он любил и как сильно страдал.

Мавзолей Галлы и церковь Сан- Аполинаре - древнейшие дошедшие до наших дней византийские культовые постройки. Византийская архитектура унаследовала от античной два типа зданий - центрические и базиликальные. Мавзолей является примером первого типа, церковь - второго.

Мавзолей Галлы Плацидии (первая половина V века) получил свое название в честь безвременно умершей дочери императора Феодосия Великого. На самом деле он не является мавзолеем, поскольку Галла Плацидия похоронена в Риме. Видимо, это была молельня, посвященная особо почитаемому в роду мученику Лаврентию - по крайней мере, именно его изображение находится прямо напротив входа. Это центрическое здание, крестообразное в плане, является типичным примером внутренней архитектуры, столь характерной для ранних христианских храмов: ее аскетичный, неприхотливый внешний вид резко контрастирует с богатством внутреннего интерьера. Внешнюю кирпичную поверхность стен "украшают" только плоские вертикальные выступы - лопатки, соединенные со столь же плоскими арками ("глухая аркада"). Внутри мавзолея стены на половину высоты облицованы полированным мрамором. Остальные поверхности стен, купол и люнеты арок сплошь покрыты великолепной мозаикой, в которой еще очень сильны античные мотивы. Под куполом в ярко-синем небе сияют звезды, голуби пьют из чаши, олени пасутся у озера, золоченые виноградные лозы вьются по аркам.

Церковь Сан-Аполинаре (начало VI века) выла построена королем остготов Теодорихом, который сделал Равенну своей столицей (493 г.). Видимо, многие ее мозаики были сделаны уже в IX веке (во времена "золотого века" века Византии), когда церковь добавила к своему названию эпитет "Нуово" (новая). Церковь Сан-Аполинаре - большая трехнефная базилика. 24 колонны двумя стройными рядами ограждают центральный неф. Все поле стен над их неклассическими "расплющенными" капителями занято мозаикой: слева - процессия мучениц, справа - мучеников (крупные надписи сообщают их имена).. Все они идут к алтарю, держа в руках свои мученические венцы. Это очень интересные изображения, сильно отличающиеся от тех, которые можно видеть на более поздних византийских иконах и мозаиках. Мученики отличаются возрастом и формой бороды, но все они одного роста и все одинаково мужественны. Все мученицы похожи, как сестры: одинаково молоды, хороши собой, красиво причесаны и изысканно одеты. Девушки так грациозны, что создается впечатление, будто они готовы пуститься в пляс.

Церковь Сан-Витале Во время славного правления императора Юстиниана I Италия была временно отвоевана у варваров. В ознаменование этого события, в бывшей столице короля остготов Теодориха городе Равенне была построена церковь, посвященная святому мученику Виталию (Сан- Витале). Это одна из самых древних византийских церквей, построенная в то время, когда еще не сложились ни крестово-купольный архитектурный канон, ни иконографический, поэтому и архитектура храма, и мозаичная отделка его стен индивидуальны и этим особенно интересны. Церковь Сан-Витале - пример центрического здания, в плане - восьмигранник с граненым алтарем. Основу конструкции составляют 8 опор, несущих купол. Опоры соединяются полукруглыми двухэтажными арками. Как все раннехристианские церкви, она удивляет прежде всего контрастом между богатым внутренним убранством и аскетичным до бедности внешним. Однообразие ее фасадов нарушают только мощные контрафорсы.

Это типичный пример внутренней архитектуры, как бы подчеркивающий, что важна не внешняя оболочка, но только внутренняя сущность, что это место для сбора верующих, молитв и церковных служб. Не стой на пороге, зайди и помолись. Интерьер церкви великолепен: кружевные капители колонн, бесчисленные арки, сплошная мозаика стен, преобладающий цвет - золотой. На мозаике алтаря парит юный Христос, протягивая мученический венок святому Виталию. Справа святой Экклесий, строитель первой церкви, стоящей на этом месте, протягивает Христу модель храма. Святые не видят друг друга. Они никогда не встречались при жизни, время разъединило их, но Вечность соединила.

Особый интерес представляют две мозаики на боковых стенах алтаря - две процессии, приносящие дары храму. Одну возглавляет император Юстиниан собственной персоной, другую - его супруга императрица Феодора. Их изображения еще очень далеки от канонизированных, однако в них уже нет никакого намека на незаурядные личные качества оригиналов. Лица застывшие, позы однообразные, фигуры скрыты складками парадной одежды - идеальные образы правителей в блеске Божественной славы. Но нет еще на лицах и той суровой отрешенности, которая позже станет общим правилом для византийской живописи. Лица приближенных явно несут отпечаток портретного сходства, глаза смотрят с интересом. На мозаиках еще много бытовых деталей: есть и фонтанчик, и разноцветные занавеси - нечего этого позднее уже не будет.

Cтолетиями творчество художников-иконописцев было сковано строгими канонами, которые, казалось бы, не оставляли ни малейшего места для творческой фантазии и человеческого сочувствия. И несмотря на это, как много было создано образов, полных волнующей и глубокой красоты! Таким уникальным произведением византийского искусства является Богоматерь Владимирская (неизвестный автор, начало XII века, эпоха "комниновского ренессанса") - самая почитаемая икона на Руси, с которой связаны многие страницы русской истории. Редкая тонкость исполнения, богатство колорита (все оттенки коричневого, золотого и красного) говорят о руке выдающегося мастера константинопольской школы. Но больше всего поражает необычайная выразительность скорбного лика и та трогательная материнская нежность, с которой Мария приникла к младенцу. Лицо Богоматери с чистым овалом, тонким носом и большими миндалевидными глазами проникнуто подлинным человеческим страданием. Кажется непостижимым, как удалось художнику достигнуть такого впечатления, внешне ни в чем не выходя за рамки канона "Богоматерь Елеус". Глубокая скорбь наполняет склоненное лицо Марии, темные глаза печальны, как почти во всех образцах византийского искусства, из которого навсегда ушла человеческая улыбка.

Богоматерь Владимирская

Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана, - безусловно, самое выдающиеся произведение византийского зодчества, символ "золотого века" Византии. Главный собор империи, сменивший базилику, существовавшую на том же месте со времен императора Константина I, строили архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета. Этот собор - без всяких преувеличений - чудо инженерной мысли. В плане собор представляет собой крест, 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Основная сложность, которую пришлось преодолевать при строительстве, заключалась в грандиозных размерах постройки, заказанной императором. Возвести сооружение такой длины и ширины и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления ("распора") купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна.

Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Основную нагрузку несут многочисленные арки и своды, немассивные, но хитросплетенные. В направлении восток-запад распор гасится следующим образом - к центральному куполу с двух сторон примыкают два больших полукупола, к ним, в свою очередь - меньшие полукупола. Сила распора растекается, дробится до тех пор, пока ее не принимают на себя специальные колонные пилоны. Окна в основании купола, поставленные очень близко друг к другу, зрительно отрезают его от нижней части храма. Вошедшему в храм кажется, что его огромный купол не имеет реальной опоры, он как бы висит в воздухе. По поводу залитой солнцем, как бы парящей в воздухе полусферы купола писатель Прокопий Кессарийский (VI век) сказал: «Совершенно непонятным образом держится в воздухе это воздушное строение, как будто не на прочной основе, а на золотом канате свисает с неба....Всякий сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело»

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий. Естественно, она отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла в период "иконоборчества", но была восстановлена позднее. Одной из первых была воссоздана великолепна мозаика - Богоматерь с младенцем Христом (IX век), созданная неизвестным мастером во времена "македонского ренессанса". Сейчас собор Святой Софии - мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами. Турки построили на территории бывшей Византийской империи много мечетей, созданных по образу и подобию великого и непревзойденного храма Святой Софии.

Каков же вклад византийской цивилизации в мировую культуру? Прежде всего следует отметить, что Византия была золотым мостом между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивее воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с константинопольской церковью. Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, передавались другим народам.