ХРИСТИАНСКОЕ ВОИНСТВО: КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ 1.Призыв папы. 2.Причины крестовых походов. 3. Крестоносное войско. 4.I крестовый поход (10961099). 5. Государства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
27 ноября 1095 г. на площади французского города Клермон собрались тысячи людей.
Advertisements

Крестовые походы Причины крестовых походов и цели участников. 2.Крестовые походы. 3. Итоги и последствия крестовых походов. План.
План: 1. Выступление папы римского Урбана II 2. Крестовые походы бедноты 3. Крестовые походы феодалов 4. Духовно-рыцарские ордены 5. Третий крестовый.
(военно-колониальное движение западноевропейских феодалов в страны Восточного средиземноморья гг.)
Методическая разработка по истории (6 класс) по теме: Урок по истории для 6 класса. "Крестовые походы"
«Крестовые походы. Причины и участники крестовых походов, их последствия». Зебзеева И.С. МБОУ «СОШ 33» п.Яйва г.Александровска Пермского края Урок истории.
Крестовый поход Prezentacii.com. В 1095 году на обширной равнине у французского города Клермона перед огромной толпой народа выступил с речью папа римский.
«Крестовые походы. Причины и участники крестовых походов, их последствия». Урок истории средних веков в 7 классе.
Крестовые походы. Цель урока: Охарактеризовать причины крестовых походов на Восток и цели их участников. Охарактеризовать причины крестовых походов на.
Крестовые походы XI – XIII веков. В 1095 году папа римский Урбан II призвал к военному походу в Палестину.
План урока 1. Призыв к Крестовым походам 2. Крестовый поход бедноты 3. Крестовый поход феодалов 4. Духовно-рыцарские ордены 5. Борьба народов Ближнего.
(Крестовые походы). В ноябре 1095 года в городе Клермоне папа Урбан II на большом соборе обратился к народу с призывом предпринять крестовый поход в г.Иерусалим,чтобы.
Участники - крестоносцы. В 1095 году папа Римский Урбан ΙΙ, призвал христиан освободить Святую Землю от неверных мусульман. В первый Крестовый поход,
Крестовые походы ( ) год – призыв римского папы Урбана II к крестовому походу против «неверных» в г. Клермоне Фильм.
Крестовые походы-что это такое? Крестовые походы-что это такое? Это походы, начавшиеся после речи папы Урбана ɪɪ.Он призвал изгнать мусульман из Святой.
Повторять домашнее задание Слушать ребят и учителя Изучать новый материал по теме «Крестовые походы» Знакомиться с новыми словами Составлять таблицу Работать.
ПРИЧИНЫ И НАЧАЛО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ. ПЛАН УРОКА 1.Причины и предыстория крестовых походов. 2.Первый крестовый поход. 3.Государства крестоносцев. 4.Духовно-рыцарские.
План урока 1. Призыв к Крестовым походам 2. Крестовый поход бедноты 3. Крестовый поход феодалов 4. Духовно-рыцарские ордены 5. Борьба народов Ближнего.
Первый крестовый поход.. 1.Начало крестовых походов. 2.Участники походов. 3.Поход бедноты. 4.Поход феодалов. 5.Государства крестоносцев. 6.Духовно-рыцарские.
Презентация к уроку по истории (6 класс) по теме: Презентация "Крестовые походы"
Транксрипт:

ХРИСТИАНСКОЕ ВОИНСТВО: КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ 1.Призыв папы. 2.Причины крестовых походов. 3. Крестоносное войско. 4.I крестовый поход ( ). 5. Государства крестоносцев. 6.Монахи-рыцари. 7.IV крестовый поход ( ). 8. Последние усилия. 1.План: Чупров Леонид Александрович МОУ СШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

Призыв папы. 27 ноября 1095 г. на открытой площади французского города Клермона собрались тысячи взволнованных рыцарей, крестьян, богомольцев. Многие пришли издалека специально, чтобы услышать проповедь папы Урбана II. Его трон, установленный на возвышении посреди площади, приковывал взоры толпы. Первые слезы пролились из глаз слушателей, когда любимый ими странствующий проповедник Петр Пустынник рассказывал о страданиях христиан в Святой земле. Он говорил: о завоевании Иерусалима турками, о том, что тысячи богомольцев месяцами стоят под стенами города и не могут припасть к Гробу Господню, что иноверцы врываются в храмы и оскверняют их.

Его слова потонули в громких всхлипах рыдающей толпы. Поднявшийся со своего трона Урбан II не стал прерывать рыданий. Напротив, он призвал всех плакать, скорбеть и страдать. Но этого мало, вскричал папа, Христос хочет, чтобы Святая земля, место Его земной жизни, была освобождена от врагов. Он простит прегрешения заблуждавшихся. Души всех, кто отправится на отвоевание Гроба Господня, будут спасены и попадут в Царство Небесное. Там найдут они реки, текущие молоком и медом, край плодородный и изобильный. Общий крик: «Так хочет Бог» был ему ответом. Проталкиваясь к трону папы, люди брали из рук епископов и священников полоски красной материи, тут же нашивали их на правый рукав одежды. Все клялись отправиться в Святую землю и освободить ее для христиан.

Весть о призыве Урбана II разнеслась быстро. По всей Европе разошлись проповедники, убеждавшие людей «принять крест». Их речи имели огромный успех. Чтобы купить одежду и оружие, продавали самое необходимое: рабочий скот, плуг, запасы зерна. Первые крестовые походы собирали под свои знамена десятки и даже сотни тысяч людей. Почему? Что двигало ими? Какие причины стояли за происходящим?

Причины крестовых походов. Ответить на эти вопросы непросто. В крестовых походах отразилось все многообразие перемен, которыми была охвачена средневековая Европа. Рост населения, расчистка лесов и осушении болот, возникновение городов, где начинали новую жизнь покинувшие деревню крестьяне. Часть же крестьян примкнула к крестоносцам в надежде найти в Святой земле достаток и благополучие. А рыцарство, грабившее купцов на больших дорогах! Земля доставалась обычно старшим сыновьям сеньоров. Младшие должны были позаботиться о себе сами. Да и купцы, торговавшие с Востоком, надеялись, что крестовые походы облегчат их трудности, обеспечат безопасность и помогут возвыситься над местными торговцами.

Поразившие многие районы Европы : неурожаи, засухи, наводнения, голод усиливали в народе стремление овладеть, наконец, новыми землями на Востоке. Оттуда везли роскошные ткани, перец, драгоценности значит, убежденно говорили уставшие от бедствий люди, там и найдем мы богатство и безбедную жизнь. Для папства и служителей католической церкви крестовые походы стали тем Божьим делом, которое должно было укрепить их власть над христианами. Вот где папы выступали организаторами общего для Европы и угодного Богу начинания! Земные владыки, по их убеждению, признают главенство римского престола и подчинятся ему.

Важно понять и другое. Призыв к крестовому походу, к освобождению Гроба Господня затронул самые тонкие и сильные чувства в душах людей. «Принять крест» их заставляли и надежда на спасение души, и мечта о прощении грехов, и желание отомстить «неверным». Многие даже не знали, где находится Иерусалим, кто живет в Святой земле! Это не имело для них никакого значения. Первые крестоносцы верили: Бог приведет к стенам города и сокрушит врагов.

Крестоносное войско. На пламенные призывы многочисленных проповедников откликнулись самые разные слои населения. Конечно, основной силой крестоносного войска стали рыцари. Распродав все, что можно, они приобрели необходимое вооружение и начали собираться под знамена крупных сеньоров. Здесь были рыцари из Италии и Франции, Германии и Нормандии, Англии и Шотландии. Немало монахов, странников, богомольцев влились в ряды крестоносцев. Проповедями, рассказами о Христе и Богоматери, напоминаниями об унижениях, которые терпят христиане в Святой земле, они поднимали дух участников походов.

Много было и простого люда: крестьян, бросивших дома и семьи (кто-то же, напротив, пришел с женами и детьми), городской бедноты, бродяг. Часть из них, не дожидаясь назначенного дня, двинулась в Святую землю под руководством Петра Пустынника и одного рыцаря, прозванного «Неимущим» (или, еще выразительнее, «Голяком»). Грабежи и еврейские погромы, которыми участники похода занимались по пути следования, восстановили против них местное население. До Константинополя дошло не больше половины. Почти все погибли в первом же столкновении с турками, на дальних подступах к Святой земле.

I крестовый поход ( ). Между тем под стенами Константинополя уже собрались рыцарские отряды. Утверждают, что в огромном войске насчитывалось 600 тысяч человек. Они с трудом понимали друг друга и не смогли договориться об общем командовании. Византийский василевс Алексей I Комнин был напуган. Необразованные, грубые «франки» не проявляли должного почтения, вели себя вызывающе и порой грабили «греков». Поначалу Алексей даже запретил местным жителям продавать крестоносцам продукты. Впрочем, он быстро понял, как отвести опасность. Весной 1097 г. крестоносцы на кораблях переправились на Ближний Восток.

Иерусалим покорился им только через два года. То были годы тяжелых испытаний. Изнуряла непривычная даже для жителей Южной Европы жара. Мучила жажда. Пугали редкие, но сильные дожди: вода низвергалась с небес, маленькие ручейки превращались в стремительные мутные потоки. Сражения и стычки с арабами и турками уносили тысячи жизней. Свирепствовали болезни. Все время спорили вожди похода, решая, кому должны принадлежать власть и добыча. Многие впадали в отчаяние. Кто-то не справлялся с ним, бежал из становившейся ненавистной земли. Большинство оставалось и радовалось даже призраку надежды. Силу давала вера. Осажденные турками в Антиохии крестоносцы уже смирились с неизбежностью поражения.

Но приснился сон бедняку Пьеру: нужно найти копье, которым был пронзен Христос, и тогда придет победа. Несколько дней двенадцать человек копали землю в соборе святого Петра и нашли, наконец, заветный кусочек металла, похожий на наконечник копья. Были такие, кто увидел в произошедшем не чудо, а обман. Но тысячи обретших надежду возликовали. На следующее утро турки были разбиты. Иерусалим крестоносцы взяли в июле 1099 г. Страшное сочетание искренней веры в милосердие Христа и безграничной жестокости к «иноверцам», которое так поражает в крестовых походах, проявилось здесь особенно ярко. Убив десятки тысяч жителей города, победители бросились к Гробу Господню, где плакали, целовали священные камни, каялись в грехах и молились.

Государства крестоносцев. На узкой полоске Средиземноморского побережья уместились четыре государства крестоносцев. Главным было Иерусалимское королевство. Многое здесь напоминало о покинутой Европе. По образцу французских возводили каменные громады замков. Зависимые крестьяне (обычно из местных) должны были выполнять в пользу сеньора обычные для средневековой Европы повинности. Вассалы клялись верно служить сеньорам. В короле признавали «первого среди равных» и в отношениях с ним вели себя как подобает вассалам. В торговых городах главную роль играли итальянские купцы из Генуи и Венеции. На новых землях сложились порядки, свойственные европейскому средневековью. Поэтому государства крестоносцев иногда называют так: «Запад на Востоке».

Монахи-рыцари. Крестовые походы привели к созданию новых монашеских орденов духовно-рыцарских. Вступавший в орден становился монахом, но продолжал быть рыцарем. Как монах, он отказывался от семьи, имущества и отдавал себя под власть папы и великого магистра. В отличие от обычного монаха, который не имел права носить оружие и проливать кровь, он клялся сражаться с «иноверцами» и врагами церкви. Молва о монахах-рыцарях распространилась в Европе довольно быстро. Говорили об их жестокости, замкнутости, умении хранить сокровенные секреты ордена. Страх внушал даже внешний облик этих сумрачных и суровых людей: монашеский плащ дополнялся мечом, щитом, шлемом с прорезями для глаз. Госпитальеры носили красный плащ с белым крестом, тамплиеры белый плащ с красным крестом, тевтонцы белый плащ с черным крестом.

Попытка соединить духовную власть церкви с военной силой и правом проливать кровь людей не добавила авторитета ее служителям. Госпитальеры в начале XIV в. покинули Святую землю и после двухсотлетних скитаний осели на Мальте. Тевтонцев из Иерусалима вытеснили соперничавшие с ними тамплиеры. Они перебрались в Прибалтику, откуда постоянно угрожали русским землям. Накопивший несметные богатства орден тамплиеров был запрещен французским королем, а его великий магистр сожжен на костре.

IV крестовый поход ( ). В XII в. папство еще дважды выступало с призывами к походам на Восток. Оба похода возглавляли монархи европейских государств Франции, Англии, Германии. Больших успехов добиться не удалось. Иерусалим, потерянный накануне III крестового похода, возвращен не был, зато усилилась вражда между католическим Западом и православной Византией. Когда папа Иннокентий III заявил о необходимости пойти войной на египетского султана, сомнений не возникло ни у кого. Опять был брошен клич освобождения Гроба Господня, опять разошлись по Европе папские посланцы с вестью о подготовке похода. Но произошло непредвиденное. Крестоносное воинство сначала овладело христианским городом Зад ар, а потом оказалось под стенами Константинополя. Долгие переговоры, взаимные интриги, попытки соглаше­ний ни к чему не привели.

В апреле 1204 г. Константинополь пал. Веками копившаяся ненависть проросла ядовитыми побегами. Крестоносцы безжалостно расправлялись с жителями древней столицы христианской империи, как когда-то их деды не щадили мусульманское население Иерусалима. Как очутились «воины Христовы», направлявшиеся в Египет, на берегах Босфора? Об этом спорят до сих пор. Одни обвиняют Иннокентия III, не наказавшего виновных в разгроме Задара. Другие указывают на хитроумного венецианского правителя Энрйко Дандбло, сумевшего обмануть вождей похода и направить их в противоположную от Египта сторону. Венеция давно мечтала укротить строптивых византийцев, мешавших ее торговым успехам. IV крестовый поход ясно показал: старая идея священной войны против врагов христиан потеряла былую привлекательность. Крестоносное движение утрачивало всякий смысл.

Последние усилия. В XI в. состоялся один крестовый поход на Восток, в XII в. два, в XIII в. целых пять (включая четвертый). С каждым столетием больше. Спешить с выводами, однако, не стоит. Число походов росло, но все меньше участников они собирали. И самое главное: глубокий душевный подъем, который владел первыми крестоносцами, исчез почти без следа. Нет, были, конечно, и те, кто принимал крест и жертвовал жизнью за дело веры. Таков, например, вождь двух последних походов французский король Людовик IX Святой. Но даже рыцари с прохладцей откликались на призывы папства. Наступил день, когда было с разочарованием и горечью произнесено: «Нам час пришел за ратью рать Святую землю покидать!» В 1291 г. последняя крепость крестоносцев на Востоке пала. Это был конец эпохи крестовых походов.

Итоги. Влияние крестовых походов на историю Западной Европы значительно и противоречиво. У них были многочисленные жертвы: сотни тысяч человеческих жизней, драгоценные памятники культуры, книги, города, целые государства. Византийская империя так и не сумела возродиться во всем ее прежнем могуществе. Горький опыт крестоносного движения усилил вражду между католической Европой и православной Византией, их церквами. Еще глубже стали противоречия между мусульманским Востоком и христианским Западом.

К концу эпохи упали влияние и власть папства, не сумевшего воплотить, в жизнь грандиозные планы создания единой христианской державы. Вера, соединенная с жестокостью и кровью, не дала добрых всходов. Но были и другие итоги. Крестовые походы: укрепили торговые связи Европы и Востока, дали сильный толчок развитию европейской торговли. С Востока пришли в Европу арбузы, гречиха и лимоны, бани и обычай носить бороду, производство тростникового сахара. Расширялись знания людей об окружающем мире. Остается открытым вопрос: чему больше научились европейцы терпимости к другим, не похожим на них народам или ненависти и недоверию?

1.Расскажите о проповеди папы Урбана II в Клермоне. Что в его речи более всего «задевало» слушателей? 2.В чем состояли причины крестовых походов? 3.Какие события предшествовали I крестовому походу? 4.Из каких групп населения состояло крестоносное воинство? Какие мотивы лежали в основе их решения отправиться в Святую землю? 5.Какие чувства владели участниками I крестового похода? 6.В каком смысле говорят о том, что государства крестоносцев были своеобразным «Западом на Востоке»? 7.Что такое духовно-рыцарские ордены? Расскажите о них. 8.Каким образом участники IV крестового похода появились в Константинополе? 9.Что в событиях 1204 г. свидетельствовало о наступавшем упадке крестоносного движения. 10.Какое влияние оказала эпоха крестовых походов на средневековую европейскую историю? ?