МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИСО и П (ФИЛИАЛ) ДГТУ)
Рефлексия один из видов и даже методов познания, главной особенностью которого является направленность на само знание, на процесс его получения.
ОБЪЕКТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ СУБЪЕКТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ
Онтологизм– сосредоточение на отношении объекта и знания. Познание – как поступательное движение на пути к объективной истине, цель рефлексии – контроль за правильностью этого движения. Гносеологизм– множественность оснований познания и относительный характер истины, философы ищут основания научного знания в формах организации познавательной деятельности, которая влияет на содержание и логическую организацию знания. Методологизм - наиболее характерный тип рефлексии современной науки. Направленность на средства познания в широком смысле. Анализ средств познания постепенно перерастает в их систематическое производство.
ГРУППОВАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ Разработана М. И. Найденовым (1989)
Если понимать рефлексию как способность человека выделять основания собственных действий, то в зависимости от того или иного типа основания ФОРМАЛЬНАЯСОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ
МОДЕЛЬ Первый уровень графа составляют рефлексивный процессы, как самонаблюдение за процессами мышления, осуществленными в прошлом, возможно будущем и протекающими в настоящем. Ретроспективная рефлексия служит выявлению и воссозданию схем и средств процессов, имевших место в прошлом. Второй уровень графа составляют формы рефлексии, связанные с механизмом образования новых признаков предметов. Третий уровень составляют более сложные виды рефлексии, в которых происходит осознание или понимание способов взаимодействия индивидов
ЛИЧНОСТНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ
Рефлексивность как психическое свойство представляет собой одну из основных граней той интегративной психической реальности, которая соотносится с рефлексией в целом Диагностика свойства рефлексивности должна обязательно учитывать и дифференциацию ее проявлений по другому важному критерию, основанию - о ее направленности. В соответствии с ним, как известно, выделяют два типа рефлексии, которые условно обозначаются как "интра и интерпсихическая" рефлексия. Необходимость учета трех главных видов рефлексии, выделяемых по так называемому "временному" принципу: ситуативной (актуальной), ретроспективной и перспективной рефлексии.
Ситуативная Ретроспективная Перспективная
По данным автора методики, степень надежности разработанного им теста- опросника, который отражает точность и устойчивость его результатов, соответствовала психодиагностическим требованиям. Результаты проверки методики на валидность также подтверждают ее необходимую с точки зрения требований психометрики степень.
Рефлексивность как системный принцип должна рассматриваться в совокупности с другими системными принципами, такими как целостность, материальная воплощенность, генетическое развитие, личностные качества.