ПРЕОБРАЗОВАНИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ Докладчик: Плескач В.П. – начальник отдела информационно-аналитического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Advertisements

Система менеджмента качества ЗАО «АВТОМАТИКА» (на основе международных и национальных стандартов ИСО серии 9000) От менеджмента качества к качеству менеджмента.
Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Менеджмент и менеджер
Этапы планирования потребности в персонале
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
CRM БИЗНЕС СИСТЕМА. MS TelemarketingSIA "Multi Stream"2 CRM Customer Rrelationship Management - Управление взаимоотношениями с клиентами; Модель взаимодействия,
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
«СИБИРСКАЯ ИНДУСТРИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ПРАКТИКА СЕРТИФИКАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ИСО 9000» ЗАО «КОМПАНИЯ «КАРДИНАЛ» ИСО 9000.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Стратегическое маркетинговое планирование
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Разработка Производство Финансовая деятельность Административно-хозяйственнаядеятельность Компьютерная система управления качеством продукции современного.
Роль высшего руководства в управлении системы менеджмента организации на основе международных стандартов ISO семейства 9000 «Система менеджмента Качества»
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Декомпозиция процессов. Сеть процессов организации. (лекция 3)
Аудит системы продаж и маркетинга Консалтинговая фирма Дельта Менеджмент.
Транксрипт:

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ Докладчик: Плескач В.П. – начальник отдела информационно-аналитического обеспечения ЗАО «Новокраматорский машиностроительный завод»

ЗАО «НОВОКРАМАТОРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»

3 «Новокраматорский машиностроительный завод» - один из крупнейших машиностроительных комплексов на европейском континенте, мощный инжиниринговый и производственный комплекс, специализирующийся на проектировании, изготовлении и комплексной поставке металлургического, прокатного, горнорудного, шахтного, кузнечно-прессового и подъемно-транспортного оборудования.

UKRAINE Kiev Kharkov Kramatorsk Donetsk Odessa · Дата основания - 28 сентября 1934 г. · Президент ЗАО «Новокраматорский машиностроительный завод» - Скударь Георгий Маркович · Web: Реализуя на практике принципы взаимного партнерства, обеспечивая высокое качество продукции и условия поставки, НКМЗ поддерживает прочные деловые контакты с фирмами более 50 стран мира, в т.ч. России, Казахстана, Беларуси, Молдовы, США, Франции, Италии, Германии, Австрии, Канады, Китая и др. На НКМЗ внедрена система качества, гарантирующая выпуск продукции, соответствующей международным стандартам ISO 9001:2000

5 Базовые принципы ЗАО НКМЗ I. Корпоративная миссия (предназначение) НКМЗ Удовлетворение потребностей мирового индустриального рынка в качестве ведущего производителя уникальной техники за счет эффективного использования интеллектуальных и технических возможностей, обеспечение стабильного роста благосостояния общества на основе высокопрофессионального творческого труда. I. Корпоративная миссия (предназначение) НКМЗ Удовлетворение потребностей мирового индустриального рынка в качестве ведущего производителя уникальной техники за счет эффективного использования интеллектуальных и технических возможностей, обеспечение стабильного роста благосостояния общества на основе высокопрофессионального творческого труда. II. Дерзкая цель (вызов) НКМЗ Стать равным среди лучших на мировом индустриальном рынке, производить лучшее и лучше. II. Дерзкая цель (вызов) НКМЗ Стать равным среди лучших на мировом индустриальном рынке, производить лучшее и лучше. III. Деловое кредо НКМЗ 1.В новом информационном XXI веке НКМЗ намеревается стать современным интеллектуально-технологическим комплексом производящего типа, соответствующим форматам мирового уровня, одним из лидеров на мировом индустриальном рынке, стать исключительными по своим возможностям, конкурентным преимуществам, созданию новых потребностей, высокой результативности и безупречной репутации. 2.НКМЗ должен стать активной диверсифицированной и инновационной компанией, ориентированной на удовлетворение самых требовательных запросов потребителей. 3.НКМЗ намеревается стать самообучающейся и непрерывно совершенствующейся организацией. Мы должны ясно осознавать, что НКМЗ продает не конкретные машины и оборудование, а заключенное в них конкурентное преимущество. Сегодня рынок покупает не тот товар, в котором нет недостатков, а тот, качество и цена которого удовлетворяет, а потребительские свойства превосходят ожидания потребителей. Поэтому каждый работник НКМЗ должен постоянно хотеть перемен, хотеть учиться и хотеть меняться.... III. Деловое кредо НКМЗ 1.В новом информационном XXI веке НКМЗ намеревается стать современным интеллектуально-технологическим комплексом производящего типа, соответствующим форматам мирового уровня, одним из лидеров на мировом индустриальном рынке, стать исключительными по своим возможностям, конкурентным преимуществам, созданию новых потребностей, высокой результативности и безупречной репутации. 2.НКМЗ должен стать активной диверсифицированной и инновационной компанией, ориентированной на удовлетворение самых требовательных запросов потребителей. 3.НКМЗ намеревается стать самообучающейся и непрерывно совершенствующейся организацией. Мы должны ясно осознавать, что НКМЗ продает не конкретные машины и оборудование, а заключенное в них конкурентное преимущество. Сегодня рынок покупает не тот товар, в котором нет недостатков, а тот, качество и цена которого удовлетворяет, а потребительские свойства превосходят ожидания потребителей. Поэтому каждый работник НКМЗ должен постоянно хотеть перемен, хотеть учиться и хотеть меняться.... Анализ мировых тенденций, передового опыта зарубежных фирм, достижений и возможностей НКМЗ позволили Правлению акционерного общества обозначить видение будущего НКМЗ, изложив это видение в корпоративной миссии, дерзкой цели и деловом кредо; а также провозгласить о намерении сделать НКМЗ в XXI веке активной диверсифицированной и инновационной компанией, ориентированной на удовлетворение запросов самых требовательных потребителей, одним из лидеров на мировом индустриальном рынке.

6 Инновационная модель ускоренного эволюционного развития ЗАО НКМЗ В рамках принятой стратегии в НКМЗ разработана программа ускоренного эволюционного развития с целью создания до 2015 года конкурентоспособного предприятия мирового класса. Достижение поставленных целей НКМЗ реализует через механизмы реструктуризации бизнес-процессов и совершенствования системы управления. Период времени Тенденции эволюции новых типов высокоорганизованных предприятий. Этапы организационного развития Высокий уровень качества продукции, производства и труда. Повышение корпоративной культуры. Повышение производительности труда. Повышение благосостояния работников предприятия. TQM – всеобщее управление качеством. ISO 9000 Обучающиеся организации (Learning organization LO) WCO – организации мирового класса От лучшего производства – к лучшему обслуживанию и распределению (Primarily serving organization PSO) Ускоренное эволюционное развитие АО НКМЗ TQM MS ISO 9000:2000 Процессоориентированная организация Самообучающаяся интеллектуальная организация Элитное предприятие мирового класса Дерзкая цель НКМЗ: «Стать равными среди лучших на мировом индустриальном рынке, производить лучшее и лучше» Высокий уровень интеллектуального (научного) потенциала предприятия. Высокий уровень компетенции персонала. Высокий уровень творчества, целеустремленности, самосовершенствования, профессионального роста, создания новых ценностей, повышения эффективности во всех звеньях деятельности предприятия, общей корпоративной культуры, достойного уровня жизни работников предприятия. Высокий уровень управления и организации производства. Высокий уровень общей эффективности и производительности труда. Высокий уровень благосостояния работников предприятия. Высокий уровень удовлетворения существующих и будущих потребностей заказчика с высоким уровнем качества и сервисного обслуживания. Взаимовыгодное сотрудничество в будущем. Высокая экономическая выгода покупателя и производителя. I этап II этап III этап IV этап От лучшего высокоорганизованного производства – к лучшему сервисному обслуживанию

7 Мировой опыт и опыт работы НКМЗ дает основание утверждать, что управленческие решения и их реализация во многом основывается на знаниях сотрудников предприятия. Эффективность управления и конкурентная способность предприятия непосредственно зависят от интеллектуальных способностей, уровня знаний, умений и творческой активности сотрудников. Следовательно, одним из основных направлений стратегического менеджмента на НКМЗ становится управление знаниями, а основным ресурсом – интеллектуальный капитал. Формула делового успеха предприятия XXI века Интеллектуальный капитал ++ Новые идеи СОЗДАНИЕ НОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЦЕННОСТЕЙ Информация и информационные технологии

8 Разработка систем управления на основе интеллектуального капитала является довольно сложной научно- технической и организационной проблемой и требует решения целого ряда вопросов: от создания развитой информационной инфраструктуры до формирования условий эффективной самореализации персонала. В НКМЗ реализуется программа перехода к системам управления, базирующихся на использовании технологий делового интеллекта – Business Intelligence и управления знаниями - Knowledge Management, а точнее конвергенции этих двух направлений, которые до сих пор существовали независимо – New Business Intelligence е1990-е2000-е Медиа интеллект Конкурентная разведка Безопасность Знание клиентов Knowledge Management New Business Intelligence Business Intelligence Неструктурированная информация Структурированная информация Базы данных Разведка данных Аналитические приложения Извлечение информации Консолидация Управление контентом

9 Модель поддержки принятия решений на основе технологий извлечения и представления знаний На рисунке представлена модель системы поддержки принятия решений на основе конвергенции двух технологий. Главный смысл глобальных изменений, которые происходят сегодня, заключается в том, что сейчас прежде всего, требуется выбирать данные из традиционных приложений и превращать их в информацию, а информацию в знания, которые могут быть использованы для эффективного управления бизнесом. Внешняя среда АРМы первых руководителей Business Intelligence (BI) АРМы специалистов Business Intelligence (BI) Базы знаний (Knowledge Base) Стратегический уровень - долгосрочные цели Тактический уровень - среднесрочные цели Оперативный уровень - краткосрочные цели Корпоративный портал NKMZ АРМы руководителей Среда хранилища данных Аналитическая среда Координаторы знаний, менеджеры знаний БД Базы данных

10 Модель поддержки принятия решений на основе технологий извлечения и представления знаний В данной модели корпоративный портал НКМЗ является единой точкой входа в корпоративной системе, которая позволяет обнаруживать и высвобождать структурированную и неструктурированную информацию из различных источников с тем, чтобы превращать ее в корпоративное знание, необходимое для принятия решений. Другими словами, корпоративный портал выполняет функцию шлюза, обеспечивающего быстрый доступ ко всем применяемым в акционерном обществе системам управления знаниями. Внешняя среда АРМы первых руководителей Business Intelligence (BI) АРМы специалистов Business Intelligence (BI) Базы знаний (Knowledge Base) Стратегический уровень - долгосрочные цели Тактический уровень - среднесрочные цели Оперативный уровень - краткосрочные цели АРМы руководителей Среда хранилища данных Аналитическая среда Координаторы знаний, менеджеры знаний БД Базы данных Корпоративный портал NKMZ

11 Информация корпоративного портала сгруппирована по принадлежности к основным бизнес-процессам предприятия Информационное обеспечение Изучение запросов и ожиданий потребителей Изучение возможности поставщика Управление закупками Метрологическое обеспечение Правовое обеспечение Менеджмент персонала Менеджмент инноваций Менеджмент финансов Менеджмент охраны труда Менеджмент качества Экологический менеджмент Вспомогательные процессы добавляющие стоимость (разделы 5, 6, 8 ИСО 9001:2000) Основные процессы добавляющие стоимость (раздел 7 стандарта ИСО 9001:2000) Перевод запросов и ожиданий потребителей в требования к продукции Проектирование продукции Разработка технологии Планирование производства Прием закупленной продукции Входной контроль Сортировка Дополнительная обработка Складирование Технологическая переработка Обслуживание и ремонт оборудования Контроль изготовления Сборка Приемо- сдаточный контроль Складирование Распределение продукции Поставка продукции Рекламное продвижение продукции Обучение Монтаж Ремонт Производство запчастей Обнаружение отказов продукции Разработка продукции Материально- техническое обеспечение Изготовление продукции Маркетинг / сбыт продукции Техническое обслуживание продукции Обеспечивающие процессыПроцессы менеджмента

12 Укрупненная структура портала Плановая, учетная, отчетная информация и регламенты Анализ результатов производственно-финансовой деятельности ЗАО НКМЗ Материалы технико-экономических советов ЗАО НКМЗ Программные приказы ЗАО НКМЗ Корпоративная культура Маркетинг и сбыт Бюджетирование Техническая подготовка производства Производство Новая техника и НИР Качество Инвестиционные проекты Бухгалтерский и налоговый учет Кадры Материальные ресурсы Информация подразделений и др. Новости, информация Внешняя информация –Новостные ленты информационных агентств –Маркетинговые обзоры –Публикации о современных технологиях –Финансовая информация –Законодательство –Мониторинг средств массовой информации Электронная версия корпоративной газеты Презентации –Видео-релиз продукции НКМЗ –Технологические возможности оборудования Выход на и др. Информация прошедшая аналитическую обработку Информационно-аналитические обзоры Информационные бюллетени мультидисциплинарных групп Проектные решения Методики Материалы реинжиниринга бизнес-процессов Профессиональные книги и учебники в электронном виде и др. Патентный фонд, фонд изобретений и рацпредложений и др. Справочная информация Организационная структура НКМЗ Телефонный справочник сотрудников Карты автомобильных и ж/д дорог Электронный каталог научно-технической библиотеки Каталог полезных интернетовских ссылок Терминологические словари Посольства, консульства, таможни Дни рождения Расписания движения транспорта и др. Структура и содержание портала формируется на основании анализа информационных запросов руководителей и специалистов предприятия и динамично отражает их потребности при решении стратегических и оперативно-тактических задач.

13 Укрупненная структура портала Информацию корпоративной системы можно условно разделить на четыре группы: плановая, учетная, отчетная и регламенты (формируется в базах данных внутренней среды); новости (в основном информация внешней среды); информация, прошедшая аналитическую и синтетическую обработку; справочная информация. Наиболее ценная информация из вышеприведенного списка – это документы, обобщающие опыт деятельности, помещаются в базы знаний. Плановая, учетная, отчетная информация и регламенты Анализ результатов производственно-финансовой деятельности ЗАО НКМЗ Материалы технико-экономических советов ЗАО НКМЗ Программные приказы ЗАО НКМЗ Корпоративная культура Маркетинг и сбыт Бюджетирование Техническая подготовка производства Производство Новая техника и НИР Качество Инвестиционные проекты Бухгалтерский и налоговый учет Кадры Материальные ресурсы Информация подразделений и др. Новости, информация Внешняя информация –Новостные ленты информационных агентств –Маркетинговые обзоры –Публикации о современных технологиях –Финансовая информация –Законодательство –Мониторинг средств массовой информации Электронная версия корпоративной газеты Презентации –Видео-релиз продукции НКМЗ –Технологические возможности оборудования Выход на и др. Информация прошедшая аналитическую обработку Информационно-аналитические обзоры Информационные бюллетени мультидисциплинарных групп Проектные решения Методики Материалы реинжиниринга бизнес-процессов Профессиональные книги и учебники в электронном виде и др. Патентный фонд, фонд изобретений и рацпредложений и др. Справочная информация Организационная структура НКМЗ Телефонный справочник сотрудников Карты автомобильных и ж/д дорог Электронный каталог научно-технической библиотеки Каталог полезных интернетовских ссылок Терминологические словари Посольства, консульства, таможни Дни рождения Расписания движения транспорта и др.

14 Динамика изменений информационной составляющей корпоративного портала Информацию корпоративной системы можно условно разделить на четыре группы: плановая, учетная, отчетная и регламенты (формируется в базах данных внутренней среды); новости (в основном информация внешней среды); информация, прошедшая аналитическую и синтетическую обработку; справочная информация. постоянно растет и сегодня составляет около 15 % всего информационного объема. Наиболее ценная информация из вышеприведенного списка – это документы, обобщающие опыт деятельности, помещаются в базы знаний. Удельный вес данной составляющей 2000 год 2005 год 2010 год (прогноз) 2% 50% 5% 43% 37% 15% 3% 45% 38% 3% 25% 34%

15 Внешняя среда АРМы первых руководителей Business Intelligence (BI) АРМы специалистов Business Intelligence (BI) Базы знаний (Knowledge Base) Стратегический уровень - долгосрочные цели Тактический уровень - среднесрочные цели Оперативный уровень - краткосрочные цели Корпоративный портал NKMZ АРМы руководителей Среда хранилища данных Аналитическая среда Координаторы знаний, менеджеры знаний БД Базы данных Модель поддержки принятия решений на основе технологий извлечения и представления знаний Таким образом, под влиянием технологии управления знаниями происходит эволюция корпоративного портала в портал знаний предприятия. Основная задача портала знаний не только в предоставлении средств доступа к информации, но и в предоставлении возможности пользователям взаимодействовать друг с другом, помогая связывать информацию с коллективным пониманием, системой ценностей и опыта. Портал знаний НКМЗ

16 Модель поддержки принятия решений на основе технологий извлечения и представления знаний Информация, полученная из баз данных бизнес-процессов корпоративной информационной системы, а также внешних источников, трансформируется в базы знаний. Затем, с помощью аналитического инструментария программных приложений создания запросов формируются отчеты, и осуществляется выявление значимых тенденций или шаблонов. Вооруженные такими познаниями специалисты и руководители могут создавать правила на основе обнаруженных тенденций и структур, формировать прогнозы или сценарии «что если». Внешняя среда АРМы первых руководителей Business Intelligence (BI) АРМы специалистов Business Intelligence (BI) Базы знаний (Knowledge Base) Стратегический уровень - долгосрочные цели Тактический уровень - среднесрочные цели Оперативный уровень - краткосрочные цели Корпоративный портал NKMZ АРМы руководителей Среда хранилища данных Аналитическая среда Координаторы знаний, менеджеры знаний БД Базы данных Портал знаний НКМЗ

17 Модель поддержки принятия решений на основе технологий извлечения и представления знаний Следующим шагом является переход от правил к действиям. Например, специалисты-маркетологи на основе анализа сегментов рынка разрабатывают специальные программы, позволяющие выполнить прогноз реакции потребителей на конкретные предложения и результаты предыдущих продаж. После завершения выполнения намеченных программ и получения информации о результатах, цикл повторяется. Такой цикл состоит из сбора информации, формирования баз знаний, анализа, синтеза, разработки программ и корректировки, и создает так называемую «обучающуюся компанию», способную быстро и адекватно не только реагировать, но и предвидеть возможные ситуации на рынке. Внешняя среда АРМы первых руководителей Business Intelligence (BI) АРМы специалистов Business Intelligence (BI) Базы знаний (Knowledge Base) Стратегический уровень - долгосрочные цели Тактический уровень - среднесрочные цели Оперативный уровень - краткосрочные цели Корпоративный портал NKMZ АРМы руководителей Среда хранилища данных Аналитическая среда Координаторы знаний, менеджеры знаний БД Базы данных Портал знаний НКМЗ

18 Модель изменений в организационных структурах для реализации возможностей технологии управления знаниями Важнейшей проблемой, во многом обеспечивающей успех внедрения рассматриваемых технологий является формирование информационной инфраструктуры предприятия, в т.ч. ее организационной составляющей. Корпоративная информационная система Правление Президент ЗАО НКМЗ Научный технико-экономический совет при Правлении ЗАО НКМЗ Филиалы НТЭС подразделений Центр деловой информации Информационно-аналитическая служба Функциональные подразделения предприятия Информация для принятия решений и реализации стратегии Информация Технологии, инструментарий В Н Е Ш Н Я Я С Р Е Д А ИнформацияЗапросы Технологии, инструментарий, методологическое обеспечениеУправлениеПередача информации консультанты эксперты консультанты эксперты консультанты эксперты Междисциплинарные координаторы знаний Информация консультанты эксперты Междисциплинарные координаторы знаний

19 Модель изменений в организационных структурах для реализации возможностей технологии управления знаниями В структуре НКМЗ в процессе сбора, обработки, анализа и синтеза информации заняты практически все подразделения предприятия. Технология knowledge – менеджмента НКМЗ наиболее оптимально реализует идею повышения эффективности управления на основе принципов централизации и децентрализации в управленческих системах: путем формирования центра деловой информации и разветвленной сети информационно-аналитических групп подразделений. Корпоративная информационная система Правление Президент ЗАО НКМЗ Научный технико-экономический совет при Правлении ЗАО НКМЗ Филиалы НТЭС подразделений Центр деловой информации Информационно-аналитическая служба Информация для принятия решений и реализации стратегии Информация Технологии, инструментарий В Н Е Ш Н Я Я С Р Е Д А ИнформацияЗапросы Технологии, инструментарий, методологическое обеспечениеУправлениеПередача информации Информация Функциональные подразделения предприятия консультанты эксперты консультанты эксперты консультанты эксперты Междисциплинарные координаторы знаний консультанты эксперты Междисциплинарные координаторы знаний

20 Корпоративная информационная система Правление Президент ЗАО НКМЗ Научный технико-экономический совет при Правлении ЗАО НКМЗ Филиалы НТЭС подразделений Центр деловой информации Информационно-аналитическая служба Функциональные подразделения предприятия Информация для принятия решений и реализации стратегии Информация Технологии, инструментарий В Н Е Ш Н Я Я С Р Е Д А ИнформацияЗапросы Технологии, инструментарий, методологическое обеспечениеУправлениеПередача информации консультанты эксперты консультанты эксперты консультанты эксперты Междисциплинарные координаторы знаний Информация консультанты эксперты Междисциплинарные координаторы знаний Модель изменений в организационных структурах для реализации возможностей технологии управления знаниями Специалисты центра деловой информации выполняют функции, связанные с управлением знаниями: структурирование и систематизацию источников знаний разработку карт знаний анализ информации создание новых знаний осуществляют информационную поддержку бизнеса

21 Корпоративная информационная система Правление Президент ЗАО НКМЗ Научный технико-экономический совет при Правлении ЗАО НКМЗ Филиалы НТЭС подразделений Центр деловой информации Информационно-аналитическая служба Функциональные подразделения предприятия Информация для принятия решений и реализации стратегии Информация Технологии, инструментарий В Н Е Ш Н Я Я С Р Е Д А ИнформацияЗапросы Технологии, инструментарий, методологическое обеспечениеУправлениеПередача информации Информация консультанты эксперты консультанты эксперты консультанты эксперты консультанты эксперты Междисциплинарные координаторы знаний Модель изменений в организационных структурах для реализации возможностей технологии управления знаниями В составе центра деловой информации функции по организации процессов управления знаниями возлагаются на специальных работников менеджеров знаний. Менеджеры знаний тесно контактируют с экспертами информационно-аналитических групп подразделений, которые оценивают и фильтруют информацию в соответствующих областях, а также консультантами (руководители бизнес-процессов). Именно менеджеры знаний совместно с экспертами и консультантами занимаются оценкой того, какие знания важны для предприятия, и отбирают материалы для помещения в корпоративные базы знаний. менеджеры знаний Междисциплинарные координаторы знаний

22 Модель изменений в организационных структурах для реализации возможностей технологии управления знаниями Обязанности административного характера, такие как управление интранетом, базами данных, обслуживание различных запросов, касающихся информационных ресурсов предприятия выполняют координаторы знаний. Корпоративная информационная система Правление Президент ЗАО НКМЗ Научный технико-экономический совет при Правлении ЗАО НКМЗ Филиалы НТЭС подразделений Центр деловой информации Информационно-аналитическая служба Функциональные подразделения предприятия Информация для принятия решений и реализации стратегии Информация Технологии, инструментарий В Н Е Ш Н Я Я С Р Е Д А ИнформацияЗапросы Технологии, инструментарий, методологическое обеспечениеУправлениеПередача информации консультанты эксперты консультанты эксперты консультанты эксперты Междисциплинарные координаторы знаний Информация консультанты эксперты Междисциплинарные координаторы знаний координаторы знаний менеджеры знаний

23 Модель изменений в организационных структурах для реализации возможностей технологии управления знаниями По мнению консультантов в области ИТ и управления знаниями информационная инфраструктура является всеобъемлющей и хорошо организованной, если обеспечен доступ как к централизованной информации, так и местам ее возникновения, созданы структура и методы повторного использования знаний, а также разработаны и постоянно совершенствуются методики корпоративного обучения совместному использованию знаний. Корпоративная информационная система Правление Президент ЗАО НКМЗ Научный технико-экономический совет при Правлении ЗАО НКМЗ Филиалы НТЭС подразделений Центр деловой информации Информационно-аналитическая служба Функциональные подразделения предприятия Информация для принятия решений и реализации стратегии Информация Технологии, инструментарий В Н Е Ш Н Я Я С Р Е Д А ИнформацияЗапросы Технологии, инструментарий, методологическое обеспечениеУправлениеПередача информации консультанты эксперты консультанты эксперты консультанты эксперты Междисциплинарные координаторы знаний Информация консультанты эксперты Междисциплинарные координаторы знаний координаторы знаний менеджеры знаний

24 Организационную структуру системы управления знаниями предприятия во многом определяет информационная культура персонала НКМЗ, являющаяся частью корпоративной культуры. Информационная культура в НКМЗ определяется ценностными ориентациями предприятия, системой освоения новых знаний, способом использования информации и отражает приоритеты руководителей предприятия в использовании информации для принятия управленческих решений, и стили работы специалистов с информацией для создания высоких потребительских свойств выпускаемой продукции. Корпоративная культура Стратегия АО НКМЗ Определяет Руководители используют информацию, чтобы управлять подчиненными или влиять на них. Специалисты используют информацию для создания новых ценностей в продукции Руководители и специалисты в достаточной степени доверяют друг другу и обмениваются информацией, важной для совершенствования процессов и роста эффективности Руководители и специалисты используют информацию, чтобы лучше понимать будущее и то, как изменить собственную деятельность и приспособиться к будущим тенденциям Руководители и специалисты открыты для нового понимания природы кризисов и радикальных перемен и используют информацию для разработки новых идей и стратегий с целью повышения конкурентоспособности Функциональная Взаимодействия Исследования Открытости Информационную культуру Типы информационной культуры

25 Используя для реализации бизнес-функций все вышеперечисленные разновидности информационной культуры, НКМЗ в своем развитии стремится к формированию культуры взаимодействия, исследования и открытости с целью повышения конкурентоспособности, предвидения и отражения возможных угроз, создания новых видов продукции и освоения новых рынков. Типы информационной культуры Корпоративная культура Стратегия АО НКМЗ Определяет Руководители используют информацию, чтобы управлять подчиненными или влиять на них. Специалисты используют информацию для создания новых ценностей в продукции Функциональная Руководители и специалисты в достаточной степени доверяют друг другу и обмениваются информацией, важной для совершенствования процессов и роста эффективности Взаимодействия Руководители и специалисты используют информацию, чтобы лучше понимать будущее и то, как изменить собственную деятельность и приспособиться к будущим тенденциям Исследования Руководители и специалисты открыты для нового понимания природы кризисов и радикальных перемен и используют информацию для разработки новых идей и стратегий с целью повышения конкурентоспособности Открытости Информационную культуру

26 Стратегия упреждающего формирования способности работников ЗАО НКМЗ Реинжиниринг бизнес-процессов Управление знаниями Формирование конкурентных преимуществ Преобразование информации в знание Преобразование знаний в базовые способности Описание схем управления потоками информации Необходимо научить персонал извлекать знания из имеющейся информации Необходимо научить персонал превращать знания в способности Необходимо научить генерировать их в организационные способности предприятия Система управления предприятием на основе использования технологий управления знаниями и делового интеллекта не может существовать и развиваться без специально организованной структуры профессионального обучения сотрудников предприятия. В НКМЗ разработана стратегия упреждающего формирования способностей работников предприятия, которая направлена на достижение поставленной цели второго этапа модели ускоренного эволюционного развития НКМЗ – стать самообучающейся интеллектуальной организацией.

27 Модель изменений в организационных структурах для реализации возможностей технологии управления знаниями Важнейшей составляющей стратегии является формирование новой категории специалистов – междисциплинарных координаторов знаний, отвечающих за процесс по управлению знаниями, в первую очередь, за создание регламентов обучения и совместного использования знаний. Одной из основных задач этой категории специалистов является анализ и фиксация интеллектуального опыта, передача его на корпоративный уровень, чтобы его могли применить все сотрудники фирмы. Корпоративная информационная система Правление Президент ЗАО НКМЗ Научный технико-экономический совет при Правлении ЗАО НКМЗ Филиалы НТЭС подразделений Центр деловой информации Информационно-аналитическая служба Функциональные подразделения предприятия Информация для принятия решений и реализации стратегии Информация Технологии, инструментарий В Н Е Ш Н Я Я С Р Е Д А ИнформацияЗапросы Технологии, инструментарий, методологическое обеспечениеУправлениеПередача информации консультанты эксперты консультанты эксперты консультанты эксперты Информация консультанты эксперты Междисциплинарные координаторы знаний координаторы знаний менеджеры знаний

28 Образовательная стратегия Управление развитием интеллектуального потенциала Корпоратив-ная информа- ционная сеть Мониторинг Профессиональный клиринг Архитектура знаний Техническая инфраструктура Управление знаниями Структура непрерывного профессионального развития персонала ЗАО НКМЗ Персонал технология Внутренняя само- сертификация Определение лич- ного потенциала работников Контроллинг персонала Система непрерывного профессионального развития персонала ЗАО НКМЗ Инновационно-кадровый менеджмент карь- ера профес- сионализм мобиль- ность навыки коммуникативность знания Личный план развития Матрица компетентности рабочего места навыки Уровень квалифика- ции Уровень коммуника- тивности Уровень исполь- зования потенциа- ла характеристика рабочего места зна- ния Схема биореинжиниринга образовательной стратегии непрерывного профессионального развития персонала ЗАО НКМЗ Не менее важными будут и разработки обучающих программ для персонала, обеспечивающих понимание стратегии развития организации, требований к необходимым объемам компетенций и навыков работников.

29 Модель поддержки принятия решений на основе технологий извлечения и представления знаний Внешняя среда АРМы первых руководителей Business Intelligence (BI) АРМы специалистов Business Intelligence (BI) Базы знаний (Knowledge Base) Стратегический уровень - долгосрочные цели Тактический уровень - среднесрочные цели Оперативный уровень - краткосрочные цели Корпоративный портал NKMZ АРМы руководителей Среда хранилища данных Аналитическая среда Координаторы знаний, менеджеры знаний БД Базы данных В настоящее время мы подошли к тому, когда капиталовложения в информационную инфраструктуру предприятия начали давать отдачу. Теперь, с внедрением технологий управления знаниями и делового интеллекта, все звенья структуры управления предприятием получат новый инструмент для работы с информацией. Руководители предприятия, руководители бизнес-процессов получат возможность обладать достаточно полной информацией по интересующему вопросу, как внешней так и внутренней, с отражением причинно-следственных связей и возможностью ситуационного анализа. Портал знаний НКМЗ

30 Предложенные подходы преобразования бизнес-модели промышленного предприятия на основе технологий управления знаниями и делового интеллекта в первую очередь направлены на создание интеллектуальной организации – организации, способной достичь жизненно важного конкурентного преимущества путем быстрого обучения тому, как развивать свой интеллект и знания, необходимые для формирования устойчивых отличительных способностей и умения прогнозировать новые потребности своих клиентов. (

31 ПРЕОБРАЗОВАНИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ Докладчик: Плескач В.П. – начальник отдела информационно-аналитического обеспечения ЗАО «Новокраматорский машиностроительный завод»