МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ По материалам книги Башинская Т.В, Пятница Т.В. Как превратить « неговорящего » ребенка в болтуна (из опыта преодоления моторной алалии).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Advertisements

Содержание логопедической работы при моторной алалии.
Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Сагитова Заира Рауфовна Учитель – логопед высшей категории.
Направления коррекционно- логопедической работы при алалии.
И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Наглядно-игровое средство коррекции речевых нарушений.
Занятия с логопедом. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
Ржевская Светлана Ивановна Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи.
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Консультация логопеда Профилактика дисграфии у детей Составитель: Полянина Т.В. ОШ 29.
Что же такое алалия???. Алалия - ? Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием.
Особенности образования и профессиональной ориентации детей с кохлеарной имплантацией Особенности образования и профессиональной ориентации детей с кохлеарной.
1.Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику у детей с ОНР. 2.Развивать память, внимание, логическое мышление, речь. 3.Использовать в своей работе.
МОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ На развитие ребёнка влияет окружающая его обстановка, особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир. А детям с речевыми.
Результаты коррекционно - развивающей работы с учащимися коррекционной школы 8 вида за 2014 – 2015 уч. год учителя – логопеда Шишовой Л. Г.
Коррекция нарушений звукопроизношения при дизартрии.
Учимся, играя !. Игра для ребёнка-это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включённого в неё,
Транксрипт:

МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ По материалам книги Башинская Т.В, Пятница Т.В. Как превратить « неговорящего » ребенка в болтуна (из опыта преодоления моторной алалии).

Моторная алалия системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций

КЛАССИФИКАЦИЯ АЛАЛИИ АЛАЛИЯ Сенсорная поражение речедвигательного анализатора (центра Брока) Моторная поражение речеслухового анализатора (центра Вернике) Афферентная отмечается кинестетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы). Ребенок затрудняется в нахождении отдельных артикуляций, для его речи характерны замены артикуляционно схожих звуков. Ребенок также не может воспроизвести, повторить слово, фразу. Правильная артикуляция в речи закрепляется с трудом Сенсомоторная Эфферентная наблюдается кинетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы). У ребенка страдает переключение от одной артикуляции к другой, ему трудно включиться в движение, выполнить серию движений. В речи детей грубо искажена слоговая структура слов (при этом нарушения звукопроизношения отходят на второй план), могут наблюдаться персеверации (патологическое непроизвольное повторение одних и тех же элементов речи).

Схема обследования ребенка с моторной алалией (3-6 лет)

Система коррекционного воздействия при моторной алалии Моторная алалия медико-психолого- педагогическая проблема. Коррекционная работа направлена на создание механизмов речевой деятельности: формируется мотив; формируется коммуникативное намерение; осуществляется внутреннее программирование высказывания; выполняется его лексическая развертка; происходит отбор лексико-грамматических средств; реализуется грамматическое структурирование.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЧУДО Детская психика устроена таким образом, что при эмоциональном возбуждении у ребенка повышается двигательная активность, а усиление двигательной активности вызывает у малыша чувство радости. Основная идея предлагаемой методики заключается в максимальном совмещении момента резкого движения плечевого сустава (размах, бросок) с моментом начала речи (голосовой реакцией)

КАЖДЫЙ « ЗВУК » СОПРОВОЖДАЕТСЯ ДВИЖЕНИЕМ, КАЖДОЕ ДВИЖЕНИЕ СОПРОВОЖДАЕТСЯ « ЗВУКОМ » Предлагаемая методика разработана с учетом психодинамики детского возраста, предназначена для работы с детьми, страдающими моторной алалией (имеющими I уровень речевого развития), и неразговаривающими детьми с 2,5 – 3-летнего возраста и соответствует трем основным этапам коррекционной работы.

Методика представлена в виде 5 последовательных концентров, содержащих игровые упражнения, пальчиковые игры, ритмодекламации, подвижные речевые игры, графические упражнения Первый этап коррекционной работы: 1 концентр «ЗВУК» 2 концентр «СЛОГ» 3 концентр «СЛОВО» Второй этап коррекционной работы: 4 концентр «ФРАЗА» 5 концентр «СВЯЗНАЯ РЕЧЬ» Третий этап коррекционной работы предназначен для закрепления полученных навыков на более высоком речевом уровне

Звук или голосовая реакция Самый важный период в работе. Даже если ребенок пользуется в речи фразой, состоящей из слов-корней, начинать работу необходимо с первого этапа и формировать все речедвигательные навыки. В период работы над звуком не стоит требовать от ребенка произнесения слов и фраз, достаточно, чтобы был произнесен один гласный звук в слове. БЛОК 1Формирование у ребенка уверенности в себе, повышение его самооценки, установление личностного контакта педагога с ребенком БЛОК 2Выражение просьбы (самый мощный стимулятор речевого развития) БЛОК 3 Координация речи с движением. Ориентировка в схеме тела БЛОК 4 Пальчиковая гимнастика. Тактильные ощущения БЛОК 5 Рисование БЛОК 6 Звуковая гимнастика. Психогимнастика БЛОК 7 Мимическая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Психогимнастика БЛОК 8 Ориентировка в пространстве. Элементарные математические представления БЛОК 9 Самостоятельная речь

Слог Начинаем формировать слоговую структуру слова путем повтора одинаковых звуков и движений. БЛОК 1 Формирование у ребенка уверенности в себе, повышение его самооценки БЛОК 2 Выражение просьбы БЛОК 3 Координация речи с движением БЛОК 4 Пальчиковая гимнастика БЛОК 5 Рисование БЛОК 6 Звуковая гимнастика БЛОК 7 Артикуляционно-мимическая гимнастика (разработка Т.Башинской) БЛОК 8 Ориентировка в пространстве. Элементарные математические представления БЛОК 9 Самостоятельная речь. Работа с картинками по различным темам

Слово К этому концентру следует переходить, если спонтанная речь ребенка состоит из развернутой фразы, по слоговой структуре близкой к норме. Знакомим детей с ритмическим рисунком высказывания, рифмой, мелодикой языка. Каждое высказывание произносится нараспев. В конце желательно сделать перерыв на 1-2 месяца, чтобы «проросло» все то, что «сеяли» в течение длительного времени. БЛОК 1 Выражение просьбы БЛОК 2 Координация речи с движением БЛОК 3 Пальчиковая гимнастика БЛОК 4 Рисование БЛОК 5 Звуковая гимнастика БЛОК 6 Артикуляционная гимнастика БЛОК 7 Ориентировка в пространстве. Элементарные математические представления БЛОК 8 Самостоятельная речь.

Фраза Наиболее важный концентр в психологическом плане. Задача: воспитать у ребенка потребность в правильном звуковом оформлении собственной речи БЛОК 1 Выражение просьбы БЛОК 2 Координация речи с движением. Психогимнастика БЛОК 3 Пальчиковая гимнастика БЛОК 4 Рисование БЛОК 5 Звуковая гимнастика БЛОК 6 Артикуляционная гимнастика БЛОК 7 Ориентировка в пространстве. Элементарные математические представления БЛОК 8 Самостоятельная речь.

Связная речь Закрепляются полученные ранее навыки, развиваются понимание речи, грамматический строй языка. Основная задача: научить ребенка помогать себе в трудных речевых ситуациях мимикой жестом, шагами, прыжками, хлопками и другими средствами БЛОК 1 Выражение просьбы (закладываем основу монологической речи) БЛОК 2 Координация речи с движением. Психогимнастика БЛОК 3 Самостоятельная речь БЛОК 4 Рисование БЛОК 5 Звуковая гимнастика БЛОК 6 Артикуляционная, дыхательная гимнастика БЛОК 7 Ориентировка в пространстве. Формирование количественных представлений БЛОК 8 Путаницы. Понимание текста БЛОК 9 Работа над стихотворением (авторская разработка Т.Башинской)

Концентр «Звук», в зависимости от возможностей каждого ребенка, длится от 1 до 4 месяцев. Все последующие этапы сменяют друг друга после того как ребенок овладеет предложенным речевым материалом. В конце каждого концентра рекомендуются небольшие «каникулы» недели. Во время каникул требования педагога к речи ребенка снижаются. Ребенок играет только в те игры, которые полюбил, говорит так, как может. После таких каникул легко заметить успехи ребенка и определить направления дальнейшей работы.

Если следовать авторским рекомендациям, предполагается, что к концу пятого концентра речевое развитие ребенка будет соответствовать III уровню. Далее коррекция речи ведется аналогично работе с детьми с ОНР, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Данная методика разработана специально для помощи детям с моторной алалией, посещающим специальные группы для детей с ТНР. Однако она с успехом может применяться для развития речи детей, не имеющих особенностей речевого развития, начиная с 2 лет.