Способы формулирования проблемы Занятие 2 МОУ СОШ 7 Сысертского района Свердловской области Суворова Г.К.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пишем сочинение - рассуждение по типу задания «С» ЕГЭ.
Advertisements

Анализ публицистического текста Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Жилетовская СОШ» Рябцевой Аллой Юрьевной.
Практикум 1. Алгоритм выявления проблемы художественного текста. Проанализируйте поступки, отношения, речь героев. Определите, какие положительные или.
Урок русского языка в 11 классе. «Готовимся к ЕГЭ. Формулировка проблем исходного текста» Автор Мухина Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы.
Подготовила: В.А.Любимова – учитель русского языка и литературы высшей категории Снежинск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
Проблема текста. Определение Проблема (греч. problema – задача, задание) – вопрос, поставленный автором в тексте и требующий разрешения. Проблематика.
Материалы для подготовки к ЕГЭ. Что такое проблема текста? Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного.
Проблема текста Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое.
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Тема и проблема текста Тема – то, о чем говорится в тексте. Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте (основной.
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Что такое образование? Зачем нужна литература в школе? Почему важен вопрос экологии? Что такое талант? Важно ли помнить прошлое? В тексте, предложенном.
Структура сочинения Вступление. Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
Комплексный анализ текста Сказка – притча «Орел и воробьи» О.М. Безымянная.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Выполнение части С ЕГЭ (сочинение-рассуждение) Повышенный уровень (23б – 36%)
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ оош 23 г.Бикина Балахонцевой Натальи Александровны по учебнику О.В.Кубасовой, УМК «Гармония» 2010 год Система.
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Анализ результатов оценки творческих заданий ЕГЭ Всего учащ ихся балл ов балл ов балл ов 7-10 балл ов 2-6 балл ов 0 балл ов
Проблема текста Готовимся к ЕГЭ Презентация выполнена учителем русского языка и литературы МБОУ «Лицей 3» г.Саров Васьковой Ольгой Валерьевной.
Транксрипт:

Способы формулирования проблемы Занятие 2 МОУ СОШ 7 Сысертского района Свердловской области Суворова Г.К.

Проблему можно: сформулировать самостоятельно ( своими словами); процитировать; Указать номера предложений из текста

1 способ (сформулировать самостоятельно) В том случае, если можно сформулировать кратко – одним словом или словосочетанием – подойдёт конструкция «проблема + существительное ( словосочетание) в родительном падеже», например: Автор поднимает проблему совести. Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей». В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.

1 способ (сформулировать самостоятельно) Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений Может ли отдельная личность влиять на ход истории. Такова проблема, которая привлекла внимание автора. Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чём опасность распространения жаргонных слов?

2 способ (цитирование) В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату: «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?»- таким вопросом начинает свой текст Д.С. Лихачёв.

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы

Проблема (какая?) Сложная Важная Серьёзная Глубокая Актуальная Злободневная Острая Нерешённая и т.д.

Проблема (чего?) Воспитания Образования Патриотизма Героизма Благородства Интеллигентности Смысла жизни Сохранения родного языка Влияния красоты природы на человека Формирования личности Отцов и детей и т.д.

Типовые конструкции Автор размышляет над проблемой… Автор текста затрагивает проблему… В центре внимания автора проблема… В тексте ( имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема… Предложенный для анализа текст ( имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме… Текст ( имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над проблемой… (Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой… Как (зачем, почему, и т. д.) Именно эта проблема привлекла внимание автора.

Сформулируйте проблему текста наиболее подходящим способом

Текст 23 (1) Широко распространённое явление сейчас телефильмы по литературным произве­дениям. (2) Сегодня такие телефильмы, в сущности, подменяют чтение. (3) Посмотрит чело­век такой фильм, скажем, по романам Толстого или рассказам Чехова, и читать само произ­ведение как бы уже нет надобности: зачем читать, когда всё уже вроде ясно. (4) Преимуще­ство книги в том, что её можно взять с полки в любой удобный момент, раскрыть на нужной странице, уютно устроиться в кресле. (5) Можно отвести глаза от текста, задуматься, осмы­слить прочитанное. (6) Нельзя не отметить и такого немаловажного момента, что, читая книгу, погружаешься в стихию языка, не только русского языка вообще, но и языка того или иного писателя в частности. (7) Но главное преимущество книги перед телефильмом по этой книге в другом. (8) Дело в том, что при чтении произведения у читающего невольно вклю­чается воображение. (9) Действие романа, рассказа или повести перед его мысленным взо­ром разворачивается в картинах. (10) Он видит обстановку, представляет себе лица персона­жей, видит их живыми, как бы в кино. (11) Преимущество книги и в том, что читатель сам себе режиссёр, он создаёт свой «фильм». (12) При этом кинорежиссёр не навязывает ему своих концепций, а актёры внешнего облика персонажей, характера их действий. (13) Сле­довательно, чтение книги процесс более активный и творческий, чем сидение перед теле­визором, когда человек, к сожалению, более потребитель, чем творец. (По В. Солоухину)

Текст 31. (1) Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова!». (2) Значит, на такого человека можно положиться он выполнит своё обещание без напоминания. (3) Вы обещали по­звонить по телефону товарищу и не позвонили забыли. (4) Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли, сославшись потом на нездоровье или на другую причину. (5) Вас попросили опустить по пути письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю. (6) Мы довольно часто совершаем такие мелкие «предательства», не придавая им большо­го значения, не замечая их и прощая друг другу. (7) Эта небрежность в человеческих отноше­ниях вошла у многих в привычку. (8) «В конце концов не на этом строятся отношения между людьми!» думают некоторые. (9) И ошибаются. (10) Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязатель­ным. (11) Как же стать таким человеком? (12) Здесь трудно дать рецепт, но многое, по-моему, зависит от самовоспитания. (13) С юных лет надо научиться заставлять себя делать не толь­ко то, что хочется, но и то, что надо. (14) Не откладывать на завтра то, что можно сделать се­годня, сейчас. (По С. Михалкову)

Текст 1 (1) Больно становится, когда приходится слышать: язык это самый лёгкий предмет школьного обучения. (2) Вот, мол, математика, физика, химия предметы весьма важные, первостепенные, а язык это что- то общеизвестное, за преподавание его может взяться каждый... (3)Какая это большая ошибка, как много вреда она может принести! (4) Преподавание языка очень трудное, сложное и ответственное дело. (5) И если мы хотим, чтобы школа справлялась с задачами, которые ныне возлагаются на неё, преподавателями этого предмета должны быть люди самые способные, самые талантливые. (6) Потому что процесс овладения языком это не только и не просто передача знаний, умений, навыков. (7) Это прежде всего воспитание. (8) Воспитание души, воспитание разума, формирование строя мысли, кропот­ливая резьба и лепка тончайших черт духовного облика человека. (9) В слове выражаются тончайшие движения мысли и чувств, в нём запечатлены обычаи, традиции народа, все его духовные ценности, созданные в течение многих столетий. (10)Преподавание языка это нежнейшее, деликатнейшее прикосновение к сердцу ребёнка, это мастерство творить человеческую душу, потому что в слове сливаются мысль, чувство и отношение человека ко всему, что его окружает. (11) Преподавание языка это и познание общества, потому что в слове запечатлены целые эпохи жизни и борьба наро­да, его мужество и слава. (По В. Сухомлинскому)

Модели ответов Текст 23 Основная проблема телефильмы по литературным произведениям это благо или зло? Текст 31 Основная проблема проблема «мелких предательств», проблема самовоспитания. Текст 1. Основная проблема важность преподавания русского языка в школе.

ЗАПОМНИТЕ Проблема (чего?) смысла жизни. Вопрос ( о чём?) о смысле жизни.

Использованная литература Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.» учебно- методическое пособие, Легион, 2011 Интернет- ресурсы 1. ESSID=8a9c34bee18fe148ff851d2513cd5e9ehttp:// ESSID=8a9c34bee18fe148ff851d2513cd5e9e Загоровская О. В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть АЗагоровская О. В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть А