Психолог МОУ СОШ 14 Жолчева Гульфия Муратовна Психолого - педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психолог МОУ СОШ 14 Жолчева Гульфия Муратовна Адаптации первоклассника к школе.
Advertisements

Адаптация первоклассников Педагог-психолог Монгуш Ш.О.
Адаптация первоклассника Учение в школе – это новый период в жизни вашего ребенка.
АДАПТАЦИЯ к школьному обучению. Адаптация к школе - многоплановый процесс физиологическая адаптация Потеря веса Потеря веса Скачки артериального давления.
Трудности адаптации переживает каждый ребенок, так как возникает ряд новых условий. Новый режим, новые требования, новое окружение, множество правил,
Первые дни ребенка в школе. Высокая стартовая готовность ребёнка к обучению можно сравнить с фундаментом здания: крепкий фундамент – залог надёжности.
Муниципальное образовательное учреждение СОШ 15 ст. Переясловской.
Тема: «Формы, методы и причины школьной дезадаптации» КГУ «Володарская средняя школа» Учитель физической культуры: Гаазе Светлана Николаевна 2012 г.
Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слёзы и смех, Взлёт и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. Семья – это.
«Адаптация учащихся 5-го класса к условиям обучения в средней школе» МКОУ «Горьковская СОШ 1» Педагог-психолог: Данилова Елена Владимировна.
Р Е Б Е Н О К Сверстники Родители Педагоги «Я ученик»
Основная задача адаптации - нахождение равновесия между ребенком и новой окружающей средой. Следует отметить, что это не только новая учебная среда. При.
Адаптация первоклассников. Условия необходимости психологической адаптации к школе - меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается.
(Адаптация детей в пятом классе). ОВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМИ ШКОЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ; РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ; РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ.
Информация подготовлена: методистом Регионального социопсихологического центра Антошкиной И.В. Август 2013 г.
Адаптация первоклассников к школе.. Адаптация первоклассников к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально- волевой сфер ребёнка.
ЧЕТВЕРОКЛАССНИКИ. Какие же общие умения важны для успешного обучения? – слушать учителя; – выделять главную мысль сообщения; – связно пересказывать содержание.
Директор школы Анохина Г.П Зам. директора по УВР Бубнова Я.А.
(Адаптация детей в пятом классе) Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия 1 г. Сыктывкар 2010.
Зам. директора по УВР Бубнова Я.А Современный первоклассник имеет следующие особенности: 1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития.
Транксрипт:

Психолог МОУ СОШ 14 Жолчева Гульфия Муратовна Психолого - педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе

Трудности адаптации переживает каждый ребенок, так как возникает ряд новых условий. Новый режим, новые требования, новое окружение, множество правил, которые надо запомнить, - все это надо усвоить, принять, приспособить к себе. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил.

Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Процесс адаптации сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу.

Трудности первоклассника Трудности, связанные с новым режимом дня ; Трудности адаптации ребенка к классному коллективу ; Трудности во взаимоотношениях с учителем ; Трудности, обусловленные завышенными требованиями со стороны взрослых.

Адаптация к школе имеет две стороны : физиологическую и психологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме это и есть физиологическая адаптация.

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов. Первые 2-3 недели называют « физиологической бурей » или « острой адаптацией ». Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия, организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.

Следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Психологическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивиду удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности, его поведения, требованиям среды.

Таким образом, процесс адаптации ребенка в школе сложен и физически, и психологически, от его благополучия в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Поэтому необходимо время и благоприятные условия, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, чтобы ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям. Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. Длится он от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника: - от умения ребенка устанавливать контакт с окружающими ; - от личностных особенностей (характер и темперамент) - - от уверенности в себе, в своих силах, возможностях и способностях - от степени адаптированности ребенка ; - от уровня развития произвольной регуляции, поведения и организованности ребенка и т д.

Выделяют 3 уровня адаптации детей к школе. 1 Высокий уровень адаптации : первоклассник положительно относится к школе, предъявляемым требованиям, воспринимает адекватно учебный материал и легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, прилежен, внимателен, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно, занимает в классе благоприятное статусное положение.

2 Средний уровень адаптации : первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле, бывает сосредоточен только тогда когда занят чем - то для него интересным ( готовится к урокам и выполняет домашнее задание почти всегда ), общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

3 Низкий уровень адаптации : первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового решения задач по образцу требуется значительная помощь учителя и родителей, общественные поручения выполняются под контролем без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Результаты диагностики адаптации 1 классов

Причины, приводящие к дезадаптации неполная семья отсутствие или низкий уровень образования родителей неправильные методы воспитания в семье функциональная и психологическая неготовность к обучению в школе неадекватное осознание своего положения в группе сверстников наличие тревожности у ребенка, которая сформировалась еще в дошкольном возрасте под воздействием конфликтных ситуаций в семье

низкая готовность к школе ; несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения ; отсутствие мотивации, « внутренней позиции школьника »; неумение общаться с окружающими ( детьми, взрослыми ); чрезмерная требовательность родителей ; гиперопека со стороны родителей.

При нарушении адаптации, т. е. привыкания к условиям школьного обучения, возникает дезадаптация.

Что же влечет за собой дезадаптация ? Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния и способствовать устранению имеющихся проблем у ребенка.

« Портрет дезадаптированного ребёнка » ( работа в группах ) Учителя делятся на группы и в течение 5 минут обсуждают признаки, по которым можно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют на листочках. Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки, психолог в конце подводит итог.

Признаки возникшей дезадаптации школьника : Усталый, утомленный внешний вид ребенка. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелание заводить новых друзей. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

Постоянные жалобы на плохое самочувствие. Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики, грубость. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.

высокая тревожность самих родителей ; несоблюдение режима дня ( отсутствие полноценного отдыха ); наличие серьезных хронических заболеваний ; чрезмерная загруженность ребёнка ( кружки, репетитор ).

Рекомендации Надо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками. Необходимо использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятие мышечного тонуса. Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника. Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться

Положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.