ОО Центр помощи, развития и защиты молодежи ОЛИМП

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 497.
Advertisements

Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Аспекты готовности ребенка к школе Родительское собрание Подготовила: педагог-психолог МБОУ СОШ 35 Ермолина Т.В.
ПРОГРАММА СЕМИНАРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОБЛЕМЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ ПОРТРЕТ АУТИСТА.
Оптимизация двигательной активности в режиме дня ДОУ с детьми Ульяновская область, 2012г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
«Использование dans-терапии для гармонизации детско-родительских отношений» Министерство образования и науки Республики Марий Эл ГОУ Республики Марий Эл.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
! меняется его место в системе общественных отношений; меняется весь уклад его жизни; возрастает психоэмоциональная нагрузка; На смену беззаботным играм.
МОУ гимназия 6 Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Ранний возраст - наиболее важный в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Совместная работа детского сада и семьи, как одно из условий успешного саморазвития детей дошкольного возраста Личностно- ориентированные технологии в.
Дошкольный возраст- наиболее важный в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Дошкольный возраст обладает огромными возможностями для формирования.
ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ» Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе Учитель: Паршенкова Татьяна Николаевна.
Психолого – педагогическая поддержка семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья детей в СРП Учитель – логопед СРП Н.В. Соколова ГБОУ Гимназия 1532 Структурное.
Готовность Готовность к школе. это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам. готовность к.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Проектная деятельность в начальной школе Тема 30..
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
Готовность к школе: физическая, нравственная, психологическая, мыслительная.
Транксрипт:

«Каждый ребенок - наше общее будущее» г. Усть-Каменогорск, 2014 год

Составитель : Пшимбаева П.М.- директор ОО «Центр помощи, развития и защиты молодежи «ОЛИМП», методическое пособие «Каждый ребенок- наше общее будущее» Методическое пособие предназначено для руководства, для практических занятий и рекомендаций для достижения в психическом развитии детей с нарушением эмоционально- волевой сферы (РДА) и детей с хромосомными отклонениями (Синдром Дауна) по оказанию коррекционной помощи детям, а также в преодолении психоэмоционального состояния и снятии тревожности у родителей.

Введение ОО Центр помощи, развития и защиты молодежи «ОЛИМП» при содействии Фонда «Бота» реализует Проект «Каждый ребенок - наше общее будущее». Целью и задачами Центра «ОЛИМП» являются защита прав ребёнка на обучение, творчество и получение квалифицированной помощи. Заинтересованность в создании имиджа центра как новой форме и новому подходу к работе с детьми с ограниченными возможностями и создании единой системы социальной, педагогической и психологической адаптации детей с психоневрологическими патологиями и их семей путем организации службы ранней помощи (социально- коррекционной – психологической), с целью оказания полной максимальной помощи и своевременной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в обществе, семье, к обучению и труду. Привлечь внимание заинтересованных структур, общественности к вопросам оказания практической помощи детям с ограниченными возможностями. Современная комплексная реабилитация – сложный и многоступенчатый процесс. Максимально возможная реализация особых потребностей детей и восстановление их прав на участие в социальной и культурной жизни составляют суть и определяют значение реабилитации в комплексных реабилитационных программах, предназначенных для детей с нарушением в развитии. Учитывая важность поставленных целей и задач, деятельность по Проекту по оказанию коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями включает: проведение семинаров по обучению специалистов, привлеченных волонтеров методам и формам работы по оказанию помощи детям с психоневрологическими отклонениями с нарушением эмоционально- волевой сферы (детский аутизм) и хромосомными отклонениями (Синдром Дауна), семинары, мастер - классы, психологические тренинги, мероприятия по интеграции детей ограниченными потребностями, проведение коррекционной работы привлеченными специалистами и различных мероприятий, благоприятно влияющих на общефизическое развитие ребенка, внедрение альтернативных программ. Практика обучения детей с различными нарушениями в развитии убеждала, что вовремя начатая и грамотно построенная реабилитация позволяет предупредить появление дальнейших отклонений, скорректировать уже имеющиеся, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня развития, образования, степени интеграции в общество.

Раздел I Деятельность дефектолога по оказанию коррекционной помощи детям и родителям в преодолении психоэмоционального состояния и снятии тревожности

Основная цель Работа группы проходит в трех направлениях: Первое направление – коррекционно-развивающая работа и последовательное развитие и коррекция движения руки Второе направление – формирование мелкой моторики, обеспечение своевременного развития речи личности ребенка и гармонизация отношений с окружающим миром. Третье направление – адаптация ребенка в социуме.

Основные задачи: развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений; развитие интереса к окружающей среде и стимулирование познавательной активности; развитие элементарных представлений об окружающем мире; сенсорное развитие; развитие ориентировочной деятельности; формирование предпосылок наглядно-действенного мышления; развитие мелкой моторики и элементарных графических умений; развитие продуктивной деятельности; развитие предметных и игровых действий; формирование интереса к изображениям. Умение дифференцировать изображение и предмет.

Коррекционно-развивающая работа и последовательное развитие и коррекция движения руки Методы: наглядный показ, игра, совместная деятельность ребенка и педагога, конструирование (аппликация), лепка, рисование. Арт-терапия. Сказкотерапия. Хаготерапия. Холдинг-терапия.

Способы работы и приемы Применение различных форм работы на развитие предметности мышления, опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно- образному и логическому мышлению, обучение в игровой форме, а также индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его особенности. Формирование мелкой моторики, обеспечение своевременного развития речи личности ребенка и гармонизация отношений с окружающим миром.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ Виды игр: подвижные, спортивные, дидактические, сюжетно-ролевые (творческие), диагностические, коррекционно - развивающие, игры-экскурсии, игры- драматизации, игры-инсценировки. В частности, дидактическая игра имеет две цели: одна - обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок.

Полезные советы родителям «Муравьиная зарядка» Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках), Потянулись (встают, потягиваются). Встали прямо ( опускают руки вниз) Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах) Новый начался денек! Вместе весело живем – хорошо быть муравьем! (шагают на месте) «Дождик: кап!» Птица: кар, кар, кар! (крылья) Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)

Сказкотерапия Роль сказки в развитии ребенка Сказка... У кого из нас, взрослых, при этом волшебном слове не возникают приятные воспоминания о том, как читала нам в детстве мама сказку. Конечно, тогда нам было просто интересно слушать о приключениях различных героев, мы сопереживали хорошим персонажам и не любили плохих. Сейчас, когда у многих из нас есть свои дети, мы понимаем, что именно с помощью сказки можно воспитать ребенка, помочь ему освоиться в этом сложном мире, помочь разобраться с добром и злом. Трудно переоценить роль детских сказок в развитии детей. Сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании ребенка, развивая фантазию, знакомя малыша с удивительным миром, в котором есть свои правила, законы, свои отношения. Именно в сказке доступным для ребенка языком легче всего объяснить малышу, где добро, а где зло. Ведь дети гораздо легче воспринимают язык сказки, чем взрослые нотации.

Адаптация ребенка в социуме Таким образом, условия формирования сотрудничества ребенка со взрослым следующие: эмоциональный, визуальный и тактильный контакт взрослого и ребенка; постановка перед ребенком учебно-воспитательных задач в доступной ему форме; подбор способов передачи ребенку социокультурного опыта, соответствующих уровню его актуального развития. Выделяют следующие способы усвоения воспитанниками общественного опыта: совместные действия взрослого и ребенка; указательные жесты (вид стимулирования деятельности); подражание действиям взрослого; действия по образцу и речевой инструкции; поисковые способы ориентировочной познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка). Вышеперечисленные теоретические положения касаются всех детей с отклонениями в развитии.

Холдинг-терапия Метод холдинг-терапии (от английского «hold» - держать) давно известен и широко применяется за рубежом, используется при коррекции любых эмоциональных расстройств (аутизм, психопатия, синдром гиперактивности и т.д.). Автором метода является доктор Марта Велш, руководитель Материнского центра в Нью-Йорке. Сейчас холдинг-терапия активно применяется в Англии, Италии, Германии, Финляндии и Японии. Этот метод состоит в попытке форсированного, почти насильственного образования физической связи между матерью и ребенком, т. к. именно отсутствие этой связи считается сторонниками этого метода центральным нарушением при аутизме. Причём ребёнок удерживается лицом к лицу с родителем, что позволяет наладить эмоциональный контакт.

Обоснование проведения метода: Аутизм - это нарушение контактности ребёнка, и все вытекающие проблемы (задержка развития речи, интеллекта и т.п.) проистекают из разрыва связей с окружающим миром. Первичный контакт и понимание, что мир не опасен, дети получают от матери. У аутистов этот контакт по каким-то причинам не устанавливается в должной мере. Матери аутичного ребенка очень сложно установить тесный контакт с ним, так как ребенок не подкрепляет ее инстинктивное поведение, не смотрит ей в глаза, не подкрепляет позу готовности взять его на руки, не улыбается в ответ, не реагирует на просьбы и т.п. Поэтому аутичный ребенок недополучает столь важные для развития вещи, как голос матери, улыбка, телесный контакт. Кроме того, мать часто не может помочь такому ребенку пережить травмирующие события, утешить, успокоить, потому что сам ребенок никак не сигнализирует ей об этом.

Назначение холдинг-терапии Пробиться через неприятие ребенком матери (а через это, позже, и всего мира) и развить в нем ощущение и привычку чувствовать себя комфортно. Этот подход включает в себя большую работу с родителями по разъяснению необходимости приучения ребенка к контакту с усиленным включением тактильных ощущений до тех пор, пока он не почувствует приятность от такого общения, несмотря на свое начальное отторжение.

Принцип проведения холдинг-терапии Мать садится на стул, сажает ребёнка на колени лицом к себе, ноги ребёнка свободно свисают по сторонам от тела матери. Мать насильно удерживает ребенка в своих объятиях, преодолевая его физическое и моральное сопротивление. Во время тактильного контакта с ребенком говорит ему о своих чувствах, как его любят папа и мама, как они просят его остаться, не покидать их. Причём если у матери в момент холдинг-терапии нарастает раздражение, его тоже проговаривают, включая даже проявление гнева на его сопротивление. Такое словесное сопровождение учит ребёнка понимать язык и чувства матери, несмотря на то, что его эмоциональные особенности препятствуют процессу восприятия материнской ласки.

Роль родителей Для провокаций неудовольствия у ребенка предлагаются такие упражнения, как например: показ желанных предметов без возможности завладеть ими или дотронуться до них; предотвращение попыток ребенка сориентироваться в пространстве, поворачивая голову или оборачиваясь; воздействие на ребенка такими стимулами, которые являются для него неприятными, но социально принятыми (длительный поцелуй, если он это не любит, шептания прямо в ухо, если у него повышенная чувствительность к близким звукам, поглаживание по волосам и т. п.). Мать должна четко контролировать и предотвращать любую попытку ребенка причинить ей вред, но в то же время она должна продолжать упражнения. Именно в этом заключается двойственность ее роли. С одной стороны мать, должна дать ребенку почувствовать свою исключительность, и в этом отношении проявлять себя как сильная личность, а с другой стороны, она должна выступать в роли защитницы.

Реакция ребёнка на холдинг-терапию. Автор метода доктор М. Уэлч выделяет в каждом занятии три стадии: конфронтацию, отвержение (или сопротивление) и разрешение. "Первая стадия холдинга - это конфронтация. Обычно ребенок противится началу холдинга, хотя часто весь день ждет его. Он (или она) может находить любые поводы, лишь бы уклониться от начала процедуры. Когда так или иначе матери удается настоять на своем, т. е. усадить ребенка к себе на колени и заключить его в объятия, после конфронтационной наступает фаза активного отвержения. Ее наступление не должно пугать мать и находящегося рядом отца, который может обнимать их двоих.

Рекомендации Различают систематические удерживающие упражнения, проводимые ежедневно 1-2 раза в сутки и специально организованные упражнения, которые проводятся в состоянии возбуждения у ребенка или из-за каких-либо других изменений его эмоционального поведения. В первые месяцы ребенку с аутизмом эти упражнения крайне неприятны, и он сопротивляется до тех пор, пока не обессилит. Крайне важно преодолеть детское сопротивление, что является критическим периодом дальнейшей эффективности предпринимаемой терапии.

Влияние холдинг-терапии на организм ребенка После различной по продолжительности второй стадии неизбежно наступает стадия разрешения. На этой стадии ребенок перестает сопротивляться, устанавливает контакт глазами, он расслабляется, у него появляется улыбка, ему становится легко проявить нежность: мать и ребенок получают возможность говорить на самые интимные темы и переживать чувство любви" (из книги М. Уэлч "Время холдинга"). После сеанса холдинга ребенок становится спокойным, расслабленным, а может остаться и достаточно активным. В любом случае он начинает контактировать с родителями: появляется прямой взгляд в глаза, реакция на их действия.

Способы приема Различают систематические удерживающие упражнения, проводимые ежедневно 1-2 раза в сутки и специально организованные упражнения, которые проводятся в состоянии возбуждения у ребенка или из-за каких-либо других изменений его эмоционального поведения. В первые месяцы ребенку с аутизмом эти упражнения крайне неприятны, и он сопротивляется до тех пор, пока не обессилит. Крайне важно преодолеть детское сопротивление, что является критическим периодом дальнейшей эффективности предпринимаемой терапии.

Итоги холдинг-терапии (согласно практике): В 90% случаев происходит уменьшение, смягчение аутизма, установление более тесного эмоционального контакта между ребенком и родителями. В 80% случаев произошло смягчение сверхчувствительности многих детей, уменьшение связанных с ней страхов. Именно после холдинг-терапии для многих детей становятся доступными гигиенические процедуры: чистка зубов, причёсывание, стрижка в парикмахерской, стрижка ногтей. 100% детей улучшили зрительный контакт - стали чаще смотреть в глаза не только близким, но и чужим людям, с которыми сталкивались в транспорте, приходящим в гости и др. 40% детей повысили свою контактность настолько, что начали подражать отдельным бытовым действиям родителей (помогали стирать, раскладывать посуду, ухаживать за младшим ребёнком и животными). 30% детей стали проявлять интерес к незнакомым людям: начали наблюдать за другими детьми, за их игрой на детской площадке и даже пытались по- своему общаться с ними через совместную беготню или игру в песочнице. Трое впервые стали проявлять инициативу в контактах с другими детьми: подходили к ребенку, тянули его за руку, предлагали игрушки.

Результаты холдинг-терапии Холдинг помог почувствовать глубину тревоги, страха и эмоционального напряжения, которые испытывает ребенок, и подобрать ключик к снятию его напряжения. Ценное свойство холдинг-терапии обнаружилось также в том, что она организует регулярную работу родителей с ребенком, постепенно вписываясь в режим дня. Дети быстро привыкают к определенным часам занятий, и, как отмечают многие родители, ребенок сам стал приходить в определенный час, садиться на руки и требовать, чтобы с ним занимались. Регулярность холдинг-терапии гарантирует стабильность развития ребенка. В тех семьях, где холдинг-терапия не прекращалась, у детей не было ни одного аффективного срыва, и все они (правда, каждый в своем темпе) продвигались в психическом развитии.

Проблемы В результате интенсивной коррекционной работы оковы аутизма ослабляются, и ребёнку открывается постепенно широта мира, что его, с одной стороны, пугает, с другой- вызывает повышение активности. Еще одна проблема - это стереотипизация самого холдинга. За один-два месяца ребенок привыкал к определенной последовательности действий во время терапии и требовал ее стереотипного воспроизведения. В этом случае холдинг-терапия лишалась своего смысла и начинала только усиливать аутизм. Этого можно избежать, если подходить к холдингу не как к бессмысленной процедуре, а как к творческому занятию. Нужно менять стихи и песенки, сказки, нужно делать упор на понимание смысла, эмоциональное соучастие ребенка в происходящем; постепенно вводить короткие истории о самом ребенке, планы на будущее и воспоминания, небольшие сказки.

Терапия - средство социальной адаптации Большую роль в развитии ребенка играют их родители. Они так же должны заниматься с ним, как и специалист, если они не будут с ним заниматься, то положительных результатов не будет. Таким образом, своевременное и адекватное использование групповых игр и упражнений с детьми и их родителями, в качестве метода рекреации, адаптации и коррекции эмоциональных нарушений у детей с синдромом Дауна и детского Аутизма, предотвращает невротическое развитие их личности и представляет собой эффективное средство социальной адаптации.

Хаготерапия Что доказали исследования В результате длительных исследований было доказано, что ласка снимает стресс, состояние напряжения, некоторые болевые ощущения, значительно уменьшает чувство страха, стеснения. Более того, выяснилось, что объятия, поглаживания, поцелуи поддерживают гормональный баланс, стабилизируют и укрепляют иммунную систему, таким образом вооружая нас против болезней. Ученые выявили, что при тактильных прикосновениях к человеку в его организме: стимулируется деятельность центральной нервной системы; повышается иммунитет; повышается уровень гемоглобина в крови; гипоталамус головного мозга выбрасывает в кровь свой гормон – окситоцин, что приводит к появлению хорошего самочувствия и положительного отношения к миру.

Рекомендации специалиста Сегодня не время спорить с наукой, но мы-живые люди, и мы все вместе должны решить проблему наших детей. Но общеизвестно, что базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения. С учетом этого положения одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука зрение, зрение слух, рука зрение слух, слух речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить. Проводимые групповые занятия в центре показали, что есть эффективность, если применять хаготерапию. Этот метод прост, родителям рекомендуется как можно чаще обнимать своих маленьких детей - это поможет им лучше развиваться умственно и физически. Ребенок, который получил мало ласки в нежном возрасте, может иметь впоследствии психические и умственные отклонения.

Не наказывать, а ласкать Это самый простой и очень эффективный способ сохранения здоровья, преодоления конфликтных ситуаций, профилактики всевозможных недугов и, что самое интересное, продления жизни.

Раздел II Деятельность инструктора- иппотерапевта по оказанию коррекционной помощи детям и родителям в преодолении психоэмоционального состояния и снятии тревожности

Инструктор-иппотерапевт Дюсембинова Динара Амангельдиновна

Цель применения коррекционных занятий по методу иппотерапии Максимально возможная физическая, психосоциальная, творческая, личностная и трудовая реабилитация, адаптация детей с ограниченными возможностями, их интеграция в окружающий социум, а также реабилитация и социальная адаптация их семей.

Иппотерапия - комплексный многофункциональный метод реабилитации Иппотерапия является действенным и универсальным методом лечения и реабилитации лиц с различными соматическими и психическими заболеваниями, расстройствами и отклонениями в развитии. Иппотерапия одна из форм лечебной физической культуры, т.к. в ее основе, как и в основе ЛФК, лежит движение, но все же форма особая, потому что она использует такой необычный «спортивный снаряд», как живая лошадь.

Коррекционное и развивающее воздействие иппотерапии на детей с ограниченными возможностями Занятия иппотерапией, проходящие в эмоционально насыщенной атмосфере, в условиях непривычного простора манежа, сопровождаются общим подъемом активности ребенка, повышением настроения и общего психического тонуса. ЛВЕ способствует активному развитию моторики, а использование специальных упражнений во время езды на лошади – освоению сложных точных движений (сочетание действий разных частей тела), улучшению зрительно-моторной и слухо-моторной координации, у детей с ОП формируется, расширяется и уточняется образ собственного тела, представление о собственном теле и его возможностях.

Активизация познавательной сферы Иппотерапия способствует активизации познавательной сферы и психики детей. Необходимость постоянной концентрации внимания, сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность запоминать и планировать последовательность действий активизируют психические процессы.

Влияние иппотерапии на ребенка с особыми потребностями Упражнения и игры на лошади, общение с ней, индивидуальная работа инструктора с каждым пациентом стимулируют у ребенка желание и умение слушать, учиться и трудиться, дают ему возможность осознать полученный опыт, обрести уверенность в себе. На фоне положительных эмоциональных переживаний происходит высокая концентрация сил и внимания ребенка. Рейтинг ребенка-инвалида в глазах его родителей резко возрастает, когда они видят не немощное и полностью зависящее от них существо, а радостного, смело и умело обращающегося с лошадью всадника, который на равных общается с окружающими.

Изменения в действиях детей Положительные сдвиги, отмеченные врачами, инструкторами, родителями пациентов, можно разделить на изменения в физическом статусе и в интеллектуальной, психоэмоциональной и личностных сферах. В физической – усиление работы мышц, повышение к физическим нагрузкам, для детей ведущих малоподвижный образ жизни. В психоэмоциональной и социальной – снижение возбудимости, постепенное избавление от вялости, безучастности и страхов, повышение уверенности в своих возможностях. В личностной - особенно заметно воздействие иппотерапии на тех пациентов, которые стали тренироваться и участвовать в конно-спортивных соревнованиях для лиц с ограниченными возможностями.

БЕЛЯЕВ МАКСИМ – 3 марта 2008 года рождения ДИАГНОЗ: СОПУТСТВУЮЩИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ: Детский аутизм Задержка речевого развития СОСТОЯНИЕ НА МОМЕНТ НАЧАЛА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО КУРСА: Эмоциональный фон нестабильный, замкнут, с людьми неконтактен, речь отсутствует, не воспринимает обращенную речь. Цель реабилитации: Развитие коммуникативной деятельности, социальной адаптации, стабилизация эмоционального фона. Итоги реабилитационного курса: Изменения психического состояния - речь развивается на уровне звукоподражания, старается воспроизводить детские песенки, освоил счет от 1 до воспринимает обращенную речь, стал жизнерадостным, концентрирует внимание, не испытывает страха при посадке и движении на лошади. Изменения физического состояния Улучшился иммунитет, укрепился общий мышечный тонус

АКИТОВА АЙГЕРИМ -26 февраля 2007 года рождения ДИАГНОЗ: СОПУТСТВУЮЩИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ: Детский аутизм задержка психоречевого развития, резидуально-органическая энцефалопатия СОСТОЯНИЕ НА МОМЕНТ НАЧАЛА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО КУРСА: Присутствует страх перед незнакомыми людьми, животными, отсутствует речь, невнимательна, замкнута, эмоциональный фон нестабильный. Имеется избыточный вес. Цель реабилитации: Развитие коммуникативной деятельности, социальной адаптации, стабилизация эмоционального фона. Итоги реабилитационного курса: Изменения психического состояния -появилось доверие к инструктору, пропал страх перед животными; - эмоциональный фон положительный; - воспринимает обращенную речь, появилась речь на уровне звукоподражания; - концентрирует внимание, различает цвета; - появился интерес к занятиям иппотерапии. Изменения физического состояния Снизился избыточный вес, улучшился иммунитет.

БЕЙСЕНОВ ТАМИРЛАН ДИАГНОЗ: СОПУТСТВУЮЩИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ: Детский аутизм СОСТОЯНИЕ НА МОМЕНТ НАЧАЛА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО КУРСА: Заторможен, эмоциональный фон нестабильный, не разговаривает. слабый иммунитет, моторно неловок. Цель реабилитации: Развитие коммуникативной деятельности, социальной адаптации, стабилизация эмоционального фона. Итоги реабилитационного курса: Изменения психического состояния - улучшилась мелкая моторика; - воспринимает обращенную речь, увеличился словарный запас; - лучше концентрирует внимание, различает цвета; - появилась мотивация к занятиям иппотерапии, любовь к животным. Изменения физического состояния Улучшилась сопротивляемость организма к заболеваниям, стал чаще посещать занятия.

ТИМУРУЛЫ АЛИБЕК - 29 апреля 2008 года рождения ДИАГНОЗ: СОПУТСТВУЮЩИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ: Синдром Дауна Врожденный порок сердца СОСТОЯНИЕ НА МОМЕНТ НАЧАЛА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО КУРСА: Заторможен, эмоциональный фон нестабильный, не разговаривает. слабый иммунитет, моторно неловок. Цель реабилитации: Развитие коммуникативной деятельности, социальной адаптации, общее физическое развитие. Итоги реабилитационного курса: Изменения психического состояния - улучшилась мелкая моторика; - воспринимает обращенную речь, увеличился словарный запас; - лучше концентрирует внимание, различает цвета; - появилась мотивация к занятиям иппотерапии, любовь к животным. Изменения физического состояния Улучшилась сопротивляемость организма к заболеваниям, стал чаще посещать занятия.

БЕГИМХАНОВА АРУЖАН ДИАГНОЗ: СОПУТСТВУЮЩИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ: Синдром Дауна Врожденный порок сердца СОСТОЯНИЕ НА МОМЕНТ НАЧАЛА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО КУРСА: Заторможена, эмоциональный фон нестабильный, не разговаривает. слабый иммунитет, моторно неловак. Цель реабилитации: Развитие коммуникативной деятельности, социальной адаптации, общее физическое развитие. Итоги реабилитационного курса: Изменения психического состояния - улучшилась мелкая моторика; - воспринимает обращенную речь, увеличился словарный запас; - лучше концентрирует внимание, различает цвета; - появилась мотивация к занятиям иппотерапии, любовь к животным. Изменения физического состояния Улучшилась сопротивляемость организма к заболеваниям, стала чаще посещать занятия.

САЙФУЛЛИН МУРАТ - 15 октября 2007 года рождения ДИАГНОЗ: СОПУТСТВУЮЩИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ: Синдром Дауна Дисплазия тазобедренных суставов, хронический аденотонзилит СОСТОЯНИЕ НА МОМЕНТ НАЧАЛА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО КУРСА: Заторможен, эмоциональный фон нестабильный, не разговаривает. слабый иммунитет, моторно неловок. Цель реабилитации: Развитие коммуникативной деятельности, социальной адаптации, общее физическое развитие. Итоги реабилитационного курса: Изменения психического состояния - улучшилась мелкая моторика; - воспринимает обращенную речь, словарный запас 5-7 слов; - лучше концентрирует внимание, различает цвета; - появилась мотивация к занятиям иппотерапии, любовь к животным. Изменения физического состояния Улучшилась сопротивляемость организма к заболеваниям, стал чаще посещать занятия.

Раздел III Работа психолога по оказанию коррекционной помощи детям и родителям в преодолении психоэмоционального состояния и снятии тревожности

Цель создания группы Основная цель создания группы: оказание психологической, эмоциональной и информационной поддержки участникам группы. Работа группы проходит в трех направлениях: Первое направление – принятие родителями своего ребенка, обогащение и углубление опыта воспитания ребенка. Второе направление – гармонизация отношений с окружающим миром. Третье направление – поиск и определение внутреннего смысла жизни, получение механизмов формирования и поддержки ресурсного состояния, техники и практики работы над собой

Основные методы работы в группе 1. Психологическое информирование, которое может проходить в форме беседы с элементами лекций информирование и обсуждение заданной темы, например о самом заболевании, воспитании и общении с ребенком. 2. Групповая дискуссия обмен впечатлениями и опытом, обсуждение книг и журналов на данную тему, а также новых законов по данной проблематике. 3. Релаксационные методики. К данным методикам относятся аутотренинг, арт-терапия, лечение с помощью аффирмаций, дыхательные упражнения и многие другие. Методы мышечной релаксации (гимнастика и т.п.) эффективны для лечения фобий (страха), гнева и иных состояний.

Самостоятельная терапевтическая работа над собой Попробуйте за каждую ситуацию в жизни благодарить… За хорошее и плохое, утром – спасибо (благодарю), что проснулась, не хватило денег - благодарю, кто-то подрезал на повороте или толкнул в автобусе – благодарю (про себя, конечно). Задача – перевести себя в состояние благодарности. Попробуйте и понаблюдайте, как изменится ваше ежедневное состояние. Начать можно с того, чтобы поставить перед собой цель сказать «спасибо» или «благодарю» 20 раз в день… ну или больше! Благодарю, что вы есть!

Психологическое информирование Умение выстраивать хорошие отношения. Упражнение «Терапевтическое письмо». Построение правил взаимодействия в группе. Обсуждение проблемных ситуаций участников. Решение проблемы детей на «право» жить.

Групповая дискуссия Участникам предлагается пару минут, чтобы сформулировать четко и ясно вопрос или проблемную ситуацию, которая важна для участника, и которую он готов внести «в общий круг» на обсуждение. Выбирается проблема и обсуждается в группе всеми участниками, даются рекомендации, рассказываются личные истории о том, что помогло другим. участникам группы справиться с данной проблемой. Итоговый вывод делает участник, который заявил проблему.

Релаксационные методики Приветствие и знакомство с новыми участниками группы поддержки, введение их в курс занятий самими участниками и ведущим. Участники, передавая игрушку по группе, делятся эмоциями и реализациями, которые они получили на занятии Игры, физминутки (формы разнообразны).

Про активный и реактивный подход к жизни ХВАТИТ НЫТЬ И ЖАЛОВАТЬСЯ Право человека – действовать, не только позволяет нам выбирать свою реакцию на обстоятельства, но и наделяет нас способностью создавать их и влиять на них. Проявлять инициативу - не значит быть наглым и агрессивным, это значит-признавать свою ответственность за происходящее. Проактивные люди работают над теми проблемами, с которыми могут что-то сделать или как-то повлиять на их результат. Это рождает уверенность в собственных силах. Реактивные люди фокусируются на недостатках людей, внешних проблемах и обстоятельствах, которые у них нет возможности контролировать. Эта фокусировка порождает обвинительные установки и усиливающееся чувство собственной жертвенности. Люди, ищущие изо дня в день хотя бы незначительную свободу, постепенно ее расширяют. У тех же, кто этого не делает, она увядает до такой степени, что не они живут, а за них живут. Они действуют на основе сценариев, написанных для них близкими, друзьями, сослуживцами, обществом.

Психическое развитие детей и влияние семьи на их душевое состояние Знание родителей проблемы психологии собственны детей Поведенческие действия Психические процессы Интересы Характер Использование определенных условий согласно состоянию детей и осуществление контроля со стороны родителей

Сравнительная психологическая карта детей центра Критерии оценки на начало проекта Критерии оценки на конец проекта Эмоционально – чувственная сфера - 15 детей Эмоционально – чувственная сфера - 25 детей Обучаемость – 2 детей Обучаемость – 15 детей Поведенческие навыки – 0 детей Поведенческие навыки – 15 детей Язык и речь - 2 детей Язык и речь - 5 детей Социально-бытовые навыки - 5Социально-бытовые навыки - 10 Общение - 2Общение - 15 Мышление - 15Мышление - 25

Анализ Из приведенной таблицы можно выделить несколько проблем, характерных для детей центра. Что больше определяет психическое и поведенческое развитие детей, отсутствие гигиенических норм и форм самообслуживания, практически не подаются обучаемости, из-за отсутствия усидчивости, отсутствие речи, нет общительности и отставание в мыслительной деятельности. В течение проекта, уже после двух недель при систематической коррекционной работе и пребывания детей в центре вместе с родителями, заметны улучшения из числа выбранных критерев оценок специалистами. В чем основная проблема: Отсутствие системной работы родителей с детьми дома может сломать психологический настрой самих родителей, Частые беспричинные пропуски и ожидание быстрых результатов, Неучитываются родителями возрастных особенностей детей (завышенные требования к ребенку), Незнание в большинстве случаев родителями соотношений интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.

Советы специалиста 1. Избавиться от собственных амбиций в отношении собственного ребенка 2. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. 3. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает и трудные времена. 4. Пытаясь чему - то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Запаситесь терпением на годы. 5. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он – то ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему. 6. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

Памятка родителям Рассказывайте о них - пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход. Общайтесь между собой. При таком общении вы перестанете чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Общение помогает не стесняться своих детей, не переживать из-за их странного поведения, доброжелательно относиться к странностям других. В результате вы наладите новые дружеские отношения, связи, жизнь приобретет новые оттенки. Еще недавно диагноз «аутизм» и «синдром Дауна» были приговором. Не было ни специалистов, ни лечебных центров. Сегодня есть надежда и не все так и выглядит безнадежно. И медики, и психологи во всем мире начинают приходить к выводу, что такие особенные дети тоже могут научиться радоваться жизни. Не бойтесь идти вперед и сделать осознанный выбор. Научитесь открывать свое сердце, отпускать все ненужное, выполнять свой долг, научитесь любить….

Развитие меткости. Игра «Попади снежком в цель» Выпал беленький снежок, всюду посветлело. Лепим, лепим мы снежок, быстро и умело. Топ, топ, не зевай и скорей в меня бросай. Слышите, сюда летят вьюга и ветер. Падают первые с неба снежинки, Кружатся лёгкие, словно пушинки, Медленно, плавно на землю ложатся, Белым ковром под ногами искрятся. ДВИЖЕНИЯ ЛЕПКИ СНЕЖКОВ Ш…Ш…Ш…Ш….у….У….у….. Уронить кисти, согнуть локти, опустить руки Покружиться «волны перед собой» Присесть на одно колено

«Рукавички мы надели» Рукавички мы надели, Поглядите вы на нас: В наших новых рукавичках Мы начнём весёлый пляс. Мы похлопаем в ладоши, Мы потопаем немножко, Рукавички отряхнём И опять плясать пойдём. - Фонарики, 1-я, 2-я строчки – удары в бубен Фонарики, 3-я, 4-я – трясти бубен, Руки на пояс, покружиться, 5-я – удары в бубен Хлопки 6-я – удары бубном по бедру Притопы Встряхнуть кисти рук пружинки 7-я, 8-я – трясти бубен.

Раздел IV Деятельность консультанта– психолога ПМПК по оказанию коррекционной помощи детям и родителям в преодолении психоэмоционального состояния и снятии тревожности

Дети центра

Цель психологической консультации Целью работы педагога-психолога является комплексная реабилитация, психосоциальное развитие детей с нарушением эмоционально- волевой сферы и с синдромом Дауна. А также удовлетворение специальных образовательных потребностей, включая создание благоприятного сенсорного окружения для детей с ОВ. «Олимп» заинтересован в развитии всех сфер деятельности развития детей, включая в работу следующие категории детей: ДА, дети с болезнью Дауна.

Задачи консультации Системное использование коррекционно-педагогических технологий, которые в процессе лечения и воспитания позволяют актуализировать потенциальные возможности каждого ребенка. Применение различных методов и приемов работы детей ОВ, которые включают: индивидуальное консультирование родителей коррекционных занятий с детьми, проведение семинаров для специальных педагогов центра. Достижение стабилизации состояния здоровья, повышение уровня самостоятельной социальной активности, формирование навыков опрятности, самообслуживания детей с ОВ, обогащение речевого общения. Коррекционная помощь для детей, обеспечивающая успехи физиологического взросления ребенка, развития эмоционально-волевой сферы.

Рекомендации родителям 1. Попытайтесь найти родителей других детей-инвалидов. Опыт другой семьи позволит вам научиться жить по новым правилам. Вы поймёте, что не одиноки, что жизнь продолжается, и научитесь справляться со всеми сложностями своего положения. 2. Держите в курсе проблем ребёнка ваших близких. Не скрывайте от них свои чувства, не замыкайтесь на проблемах больного ребёнка. Если вы скроете что-то сейчас, потом вам будет уже сложнее об этом говорить. 3. Живите сегодняшним днём. Страх перед будущим может парализовать, особенно в первое время. 4. Не сравнивайте своего ребёнка с чужими детьми, сравнивайте успехи ребёнка сегодня со вчерашними. 5. Ищите и изучайте информацию. Не стесняйтесь спрашивать у докторов, других специалистов и, возможно, других родителей непонятные вам термины и слова. Старайтесь найти соответствующую литературу. Не бойтесь задавать вопросы, поскольку, задавая их, вы учитесь лучше понимать то, что касается вашего ребёнка, часто получается, что мама может заметить и сделать больше, чем специалист. Записывайте вопросы, возникающие в ходе разговора при встрече с врачами, педагогами. Заведите дневник, куда будете заносить всю информацию о состоянии вашего ребёнка.

6. Не будьте робкими и застенчивыми. Часто родители чувствуют себя неловко в присутствии врачей и педагогов. Не следует робеть перед профессионалами, занимающимися вашим ребёнком. Вам не нужно извиняться за то, что вы хотите знать, что происходит. Не думайте о том, что вы можете казаться навязчивыми. Это ваш ребёнок, и кроме вас никто не может за него постоять. 7. Всегда помните, что развитие вашего ребёнка может отличаться от развития других детей, но это не делает его менее ценным, менее важным и менее нуждающимся в вашей любви и заботе. ЛЮБИТЕ ВАШЕГО РЕБЁНКА И ЧАЩЕ ПОКАЗЫВАЙТЕ ЕМУ ЭТО. 8. Не бойтесь проявлять чувства. Многие родители, особенно отцы, подавляют свои эмоции, так как считают, что показывать свои страдания это проявление слабости. Но проявление чувств ничуть не уменьшает силы духа.

9. Научитесь справляться со своей злостью, да, именно с ней. Такие чувства часто возникают, когда родители узнают, что у их ребёнка серьёзные проблемы со здоровьем, многие винят врачей, Бога, себя и всех вокруг. Но постарайтесь понять, что негативные эмоции делают вас слабее. С ними необходимо справиться. Жизнь лучше и легче, когда чувства и эмоции позитивны. Вы лучше справитесь с ситуацией и подготовите ребёнка ко всему, что ждёт его в жизни, ведь дети могут перенимать отношение к миру вокруг от родителей, подражая им, если горькие чувства отступят перед вашей энергией и инициативой. 10. Постарайтесь быть благодарными. Когда всё кажется ужасным и отвратительным, сложно найти причину для благодарности. Если вы вспомните всё хорошее, что было и есть в вашей жизни, оглянитесь вокруг, вероятнее всего, положительные чувства перевесят отрицательные эмоции.

15. Избегайте жалости. Жалость к самому себе, жалость со стороны других людей или жалость к ребёнку делает нас беспомощными. Сопереживание способность разделять чувства другого человека эмоция, которая делает нас лучше. 16. Не осуждайте. Особые родители осуждают окружающих людей за их негативную реакцию по отношению к ним самим или их детям. Не следует обижаться на людей, которые не способны реагировать хотя бы просто тактично. А тем более расстраиваться и огорчаться из-за них. Они через 10 минут поговорят и забудут про вас, а у вас испортится настроение на несколько часов. 17. По возможности выполняйте обычные ежедневные дела. Есть хорошее правило: «Когда возникает проблема, и ты не знаешь что делать, делай то, что бы ты стал делать в любом случае».

Самомассаж. Вот на улице мороз! Эй, потри скорее нос, Подбородок отогрей мороз!. Улыбнулись все скорей! И у глаз потрём дружнее, Веселее, веселее. Ну-ка взялись все за уши, Ни к чему нам бить баклуши, Покрутили, повертели – Вот и уши отогрели. Каждый палец согреваем, Сильно-сильно растираем. Указательным пальцем массировать точку между бровями В другую сторону Массаж точки под нижней губой В другую сторону Круговые движения на висках В другую сторону Большие пальцы рук за ушами, Выполнять круговые вращения В одну и в другую сторону «снимать кольцо» с каждого пальца на одной и другой руке

Раздел V Деятельность инструктора по танцевально- двигательной терапии по оказанию коррекционной помощи детям и родителям в преодолении психоэмоционального состояния и снятии тревожности

Цель коррекционного занятия Танцевально-двигательная терапия базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях.

Задачи ТДТ Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является областью психотерапии, она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. ТДТ вбирает в себя различные теории, которые относятся к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении. ТДТ развивает свою теорию, основанную на представлении о психосоматическом единстве единстве тела и психики, имеет свой метод работы, основанный на коммуникации через движение и танец.

Значение ТДТ Через двигательное взаимодействие танцевально-двигательный терапевт помогает детям развить самосознание, проработать эмоциональные зажимы, исследовать альтернативные модели поведения, получить более ясное восприятие себя и других, вызвать такие поведенческие изменения, которые приведут к более здоровому функционированию. Ощущение единения и чувство гармонии, которые возникают в групповых танцевальных ритуалах, дают людям эмпатическое понимание друг друга. Во время музыкальной терапии раскрываются эмоциональные переживания, расширяются возможности эмоционального общения. Под музыку дети с РДА начинают танцевать, что улучшает общую моторику, повышает мышечный тонус, происходит развитие навыков при РДА. Музыкальная терапия, так же как и танцевальная, разрушает барьер между детьми и способствует повышению общения на эмоциональном уровне.

Особенности ТДТ Родители часто встречаются с одной из основанных из основных проблемпониманием переживаний и возможностей ребенка с аутизмом. Дети с РДА воспринимают все буквально, через что у них возникают трудности в общении, создаются конфликтные ситуации с другими детьми и взрослыми. Степень аутичных нарушений может быть разная, а глубина таких нарушений меняется с возрастом. По этой причине, специалисты используют элементы разных методов терапии при аутизме. Эта терапия помогает использовать все виды деятельности в жизни ребенка с РДА.

Практические занятия Программа рассчитана на возраст детей от 3-х до 7 лет. Идеально подходит для физического развития и помогает психоэмоциональному становлению – формирует - формирует образ тела. Способствует улучшению координации движении, моторики, самоконтроля. Танцедвигательная терапия развивает коммуникативные навыки и творческие способности ребенка, повышает уверенность в собственных силах, дает мощный стимул для саморазвития и учебы. Детские программы направлены на работу с детьми разных возрастов, а также с разными поведенческими нарушениями, в том числе с гипперактивностью, синдромом дефицита внимания.

Структура занятий Приветствие - как ритуал. Желательная процедура, которая переключает внимание детей на тренера, дисциплинирует. Проводится обычно с использованием музыкального инструмента - бубен, колокольчик, можно также хлопки руками. Приход детей в группу сопровождается спокойной, тихой музыкой, создается атмосфера доверия - настройка на занятия. Тренер подходит к каждому ребенку и здоровается при помощи музыкального инструмента или напевает «Здравствуй (называется имя ребенка), сопровождается напев хлопками в ладоши - глаза в глаза, что особенно важно для аутичных детей. Регуляционное упражнение (активация всех форм внимания). Это музыкальные игры, где происходит контакт ребенка и взрослого. Коррекционно-развивающие упражнения. На этом этапе идет работа с применением контактных техник в работе с телом (Bodу Work). Эта работа дает лучшее понимание для родителей - ощущение своего тела и тела ребенка. Также на этом этапе применяется техника танцевально-двигательной терапии - «отзеркаливание», «танец в паре» и другие. Это техники, которые позволяют ребенку и родителю встретиться и поговорить на языке «движений тела». Ритмичные игры для сенсорной стимуляции, развития координации движений. Музыка с движениями, а также игры-диалоги. Например: Мама прыг, прыг, прыг, - попрыгаем 3 раза Чтобы лень стряхнуть. И мы ножкой дрыг, дрыг, дрыг, – подпрыгиваем 3 раза Чтобы лень лягнуть. И мы хлоп-хлоп- хлоп, – похлопаем 3 раза Чтобы лень согнать. Ногами топ, топ, оп, – топаем 3 раза чтобы веселее стать. Упражнения проводятся вместе с родителями, что позволяет наладить их взаимность, лучше понять и почувствовать друг друга, выстроить новые взаимоотношения. Прощание – как ритуал. Проводится, как и приветствие, под медленную, спокойную музыку. Например: «До свидания (называется имя ребенка). Во время занятий происходит эмоциональное раскрытие ребенка и родителей, их сближение.

Формы и методы Иры, помогающие установить положительный эмоциональный контакт с детьми РДА "Спряталсяпоявился", и Ку-ку" взрослый накрывается платком, затем неожиданно "появляется". "Поймаю", "Догоню" игра проводится сидя за столом. Взрослый делает вид, что хочет поймать руку или пальчик ребенка. Ребенок старается отнять руку. "Спою песенку", "Песенка про... (имя сына, дочки)" ребенка берут на руки, гладят по головке, поют ему импровизированную песенку о нем. "Глазки" вначале закрывает глазки ребенок, затем мама. Она открывает, обнимает, целует ребенка, говорит ему ласковые слова о глазках, о нем самом.

Логоритмика предполагает решение: - оздоровительных; - образовательных; - воспитательных; - коррекционных задач. Систематически вводя элементы логоритмики в своею работу специалисты убедились, что синтез слова, музыки и движения помогает воспитывать в детях активность, уверенность в себе, своих силах. Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. Все вышеперечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.

Успехи и результаты детей За время прохождения программы было замечено, как изменились отношения между родителями и детьми в группе, снизился уровень агрессивности. Дети с РДА, которым очень трудно было на первых занятиях, научились расслабляться, чувствовать свое тело. В конце программы как результат, во время техник работы с телом, дети засыпали. С удовольствием «отдавали свое тело» родителям и так же тренеру. Показательный результат был у мальчика Кирилла с диагнозом РДА. На первом занятии выражал страх, беспокойство, агрессию, «влипал» в маму. Очень сложно было наладить с ним контакт глазами. В конце программы это был уже другой ребенок. С удовольствием общается, смотрит в глаза, улыбается, контактирует с детьми, начал проговаривать первые слова. Когда начиналось занятие, он брал маму за руку и начинал танцевать. Сакен и Даурен. Два мальчика из одной семьи. Даурен имеет диагноз ЗПР, а Сакен - РДА. На момент начала занятий Даурен - гиперактивен, нечетко и непонятно проговаривает слова, плохо контактен. Сакен занят своими играми, постоянно чем- то занимает свои руки, не идет на контакт, не смотрит в глаза, что свойственно аутичным детям. По мере прохождения программы ребенок стал расслабляться телесно и, как следствие, – улучшилась его контактность. Ближе к середине прохождения программы начал контактировать с другими детьми, вступать с ними в игры, а далее повторять короткие слова. На данный момент хорошо повторяет слова за взрослыми, пробует подпевать песенки, смотреть спокойно в глаза, общаться. С этими двумя детьми, помимо занятий в группе, проводились индивидуальные занятия в виде консультаций и телесных практик.

Заключение Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и синдромом Дауна-одна из сложных категорий детей. Область изучения детей, особенно с детским аутизмом, недостаточно изучена. Коррекционная работа с аутичными детьми и детьми с синдромом Дауна основывается на индивидуальных занятиях, тренингах, работе в малых группах детей со сходными проблемами. Опыт показывает, что дети нуждаются в постоянной стимуляции для перехода к более сложным отношениям с миром и с людьми. Ее нельзя организовать искусственно, можно лишь добиться адаптации ребенка в нормальной среде, которая естественным образом заставляет детей мобилизоваться и решать новые жизненные задачи. Вот таким уголком или островком является наш центр ОЛИМП. Мы пытаемся решать эти задачи и хотим, чтобы социальная адаптация детей нашего центра открыла новые возможности для их развития. Мы пытаемся в центре совместно с педагогами центра дать не только знания и навыки, но прежде всего даем шанс научиться жить вместе с другими людьми и детьми. Для этих детей крайне важно удержаться в общественном учреждении, а не оставаться в привычных домашних условиях. Вот мы и пытаемся выступить в роли ходатаев, заступников, профессионально поднимающих проблемы у данных детей. Они нуждаются не только в заступничестве и в терпении, но в направленной психологической помощи. Здесь эта помощь реализуется в продуманной организации их жизни (иппотерапиия, работа дефектолога, инструктора танцевально-двигательной терапии, психолога, социокультурные услуги), в поддержке специальных педагогов, в индивидуальной работе, стимулирующих социальное, эмоциональное и личностное развитие детей, в поддержке их семей и координации взаимодействия родителей со специалистами.

Содержание Введение - стр. 3 Раздел I - cтр.4-29 Раздел II - стр Раздел III - стр Раздел IV - стр Раздел V - стр Заключение - стр. 78