К 200 летию со дня рождения М. Ю Лермонтова.. Открытый урок по литературе « « Тема урока: «В чём смысл жизни для Мцыри?» По поэме Лермонтова М. Ю. «Мцыри»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«В чём загадка Мцыри?» По поэме Лермонтова М. Ю. «Мцыри»
Advertisements

Открытый урок по литературе «В чём загадка Мцыри?» По поэме Лермонтова М. Ю. «Мцыри» РаБота Конопьяновой Гульмиры Габдуллиновны-учителя литературы Пролетарской.
Поэма « Мцыри » М.Ю. Лермонтова как романтическoe произведение. Образ главного героя.
Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от.
М.Ю.Лермонтов « Мцыри» В чем загадка Мцыри?. В чём смысл жизни у монахову Мцыри Идеал – покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей.
« Мцыри » - романтическая поэма Лермонтова 7 класс.
Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от.
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 8 классе по теме «Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова» Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель.
« МЦЫРИ » - РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА ЛЕРМОНТОВА Кузьмин Иван 9 м.
Поэма «Мцыри». История создания поэмы Историческая основа: 1802 год – при царе Георгии Х11 Грузия была присоединена к России Жизненная основа: Путешествуя.
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ Поэма»Мцыри» 900igr.net. Эпиграф Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни к одному, Но только пьяную тревогу, Я променял бы, если б мог.
Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова « Мцыри »
В ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru. Проверь себя Черты какого литературного направления первой половины 19 века отразились в произведении «Мцыри»?
М.Ю. Лермонтов. 1. Чем понравилась вам поэма «Мцыри»? 2. Какие сцены в ней наиболее запомнились? 3. Какие строфы и слова произвели самое сильное впечатление?
Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
Заключительный урок по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Судьба свободолюбивой личности в романтической поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Природа и человек в поэме М.Ю.Лермонтова Мцыри Автор: Гусев Алексей 8 Б класс МОУ СОШ 6 Гаврилов-Ям, 2009.
Алешина З.Н.. Мцыри «Мцыри» (1839) Род – лиро-эпический Жанр – поэма Литературное направление – романтизм Тема – свободы, родины Проблема – обретения.
« Мцыри » - романтическая поэма М. Ю. Лермонтова.
Транксрипт:

К 200 летию со дня рождения М. Ю Лермонтова.

Открытый урок по литературе « « Тема урока: «В чём смысл жизни для Мцыри?» По поэме Лермонтова М. Ю. «Мцыри»

Цели: Образовательные: учить работать с текстом лирического произведения, проводить его идейно- тематический анализ поэмы Лермонтова, показывать художественные открытия поэта. Развивающие: развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание. Воспитывающие: прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине. Тип урока: формирование знаний и умений.

История создания поэмы Храм Джвари, где проживал лермонтовский Мцыри

«ОДНАЖДЫ РУССКИЙ ГЕНЕРАЛ ИЗ ГОР К Тифлису проезжал…»

–Смысл эпиграфа «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Главная задача нашего урока : Что значит для Мцыри жить? В чем смысл жизни для Мцыри?

В чём смысл жизни у монахову Мцыри Идеал – покой, Самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия о имя вечного счастья Испытывать радость встречи с бурей, грозой Ему нужны препятствия Не покой, а тревоги и битвы, Смысл жизни в блаженстве вольности

-Поэма называется Мцыри. Что означает это слово? - Как жил Мцыри в монастыре?

Эпиграф урока: Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

«Ты слушать исповедь мою Сюда пришёл, благодарю…»

Исповедь – покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чём – нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов В каком значении, по – вашему, употреблено это слово в поэме?

-Какова цель побега Мцыри? -Что значит для него быть свободным?

Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы.

…и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней…

Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами; -Пышные поля, -Холмы и горные хребты, -Ущелья и потоки, -растительность.

Как природа помогает раскрыть образ Мцыри? (три дня дали герою новый прилив сил, отдых, утоляет жажду, дарит встречу с девушкой)

7. Как природа помогает раскрыть образ Мцыри? 8. Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, « прекрасна ли земля » ? Зачем человек живет на земле? 9. Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Что произошло в эти три дня? 10. Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

«Бой с барсом».

В сцене с барсом показан прообраз общества, о котором мечтал Лермонтов. Здесь мужеству должно противостоять мужество, здесь нет коварства и хитрости

…прекрасна ли земля. …для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы? Как на этот вопрос отвечают Мцыри и Лермонтов?

Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.

Самостоятельная работа. - Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя?

(Гиперболы: « О, я как брат// обняться с бурей был бы рад!// Глазами тучи я следил,// Рукою молнии ловил …». Метафоры: « Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской », страсть «сожгла» душу Мцыри, « Я грыз сырую грудь земли …», вспоминая своих сестер, он видит «лучи их сладостных очей». Сравнения: « Я сам, как зверь был чужд людей// И полз и прятался, как змей. Эпитеты: « Но юность вольная сильна,// И смерть казалась не страшна! », «ужасный час», «невольный трепет», «отрадный сон»).

- Вот как говорит русский критик В.Г. Белинский о языке поэмы: «Можно без преувеличения сказать, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал эту поэму».

11. Почему же погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадёжности?

(«Кавказскому пленнику» не удалось найти дорогу к отчему дому, но он пережил минуты высокого счастья, успел ощутить всю полноту бытия, все совершенство и многообразие природы.)

12. Какой вывод можно сделать о поэме М. Ю.Лермонтова « Мцыри » ?

(Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждого пылкой, пламенной натуре. Но неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой "пройти в родимую страну".)

6. Работа по карточкам. Закончите предложения, запишите их в тетрадь. Для Мцыри жить – это значит: Видеть не сумрачные стены монастыря, а… Не томиться в душных кельях, а… Не склоняться перед алтарём, а… Не покой и послушание ради загробной жизни, а…

Для Мцыри жить – это значит: Видеть не сумрачные стены монастыря, а яркие краски природы. Не томиться в душных кельях, а вдыхать ночную свежесть лесов. Не склоняться перед алтарём, а испытать радость встречи с бурей, грозой, препятствиями. Не покой и послушание ради загробной жизни, а блаженство вольности- вот что является высшим счастьем.

8. Домашнее задание: Выучить отрывок наизусть «Бой с барсом»