РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ М ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ К АЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Г ОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
Advertisements

Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой): 1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является.
Кружок «Занимательная азбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 45 «Флажок» Воробьева.
Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Подготовили: логопед Мальцева Е. А. воспитатель Ляпина С. А.
Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Артикуляционная гимнастика Звуко-слоговой анализ Что нужно знать, чтобы правильно выполнять? Поготовила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – д/сад 11» Козионова.
Неделя педагогического мастерства ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ.
Консультация для родителей «Развитие фонематических процессов как основа орфографической грамотности» Учитель-логопед Татаринова Н.В. МКДОУ д/с 165 г.Новосибирск.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза МКДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида» г.Далматово Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н
Мастер-класс для воспитателей Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста учитель-логопед Караванова Ирина Анатольевна МБДОУ.
Логопедическая работа, направленная на преодоление нарушений письма и чтения младших школьников с ОНР включает следующие аспекты: преодоление отклонений.
«Единый подход к формированию звуко - буквенного анализа у детей дошкольного – младшего школьного возраста» МДОУ «Берёзовский детский сад комбинированного.
Система работы по дифференциации парных звонких и глухих согласных.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
L/O/G/O Консультация для воспитателей Тема: «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх.
Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи Учитель-логопед МАОУ Прогимназия 81 «Здравствуй!» Мамонтова Людмила Николаевна.
Подготовила учитель-логопед Гордеева Татьяна Владимировна ГБОУ детский сад 58.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 города Вятские Поляны Кировской области.
Транксрипт:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ М ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ К АЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Г ОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ( ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ) «И НСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ » Логопедия Приёмы работы при формировании навыков звукового анализа и синтеза Ведущий лектор Ларина Александра Борисовна 2014 г.

М ЕНЮ ЛЕКЦИИ 1.1. Принципы 1.2. Понятия «метод» и «приём» при формировании навыков звукового анализа и синтеза Упражнения, формирующие навыки звукового анализа и синтеза Примеры формирования навыков звукового анализа и синтеза с помощью игровых приёмов.

П РЕДПОСЫЛКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОЛНОЦЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ : 1. Анатомо-физиологические - анатомическая сохранность, функциональная зрелость и слаженная ра- бота речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, сформированность полноценных кинезий и кинестезий. 2. Психологические качественная сформированность высших психических функций: внимания, речеслухового восприятия, мыслительных операций анализа и синтеза,сопоставлений, обобщения, долговременной памяти. 3. Социальные - полноценная речевая среда.

П РИНЦИПЫ Патогенетический принцип - предполагает преодоление патологического механизма речевого дефекта, в частности различных операций звукового анализа и синтеза через все процессы фонематической системы; онтогенетический принцип - предполагает организацию логопедической работы с учётом основных закономерностей формирования языка

1. От смысла к форме - реализация смыслоразличительной функции фонем 2. От простого к сложному - от элементарных форм звукового анализа /выделение звуков на фоне слова / - к сложным / определению места звука в слове, последовательности, количества звуков, места звука по отношению к другим/ - от простой слоговой структуры слов к сложной - от односложных слов /СГС, кот, дом и др./ к двусложным /СГ-СГС, домик/, к трёхсложным /СГ-СГ-СГ, калина/ 3. От контрастов к оттенкам /слухопроизносительная дифференциация фонем – каждая фонема отличается от другой акустически и артикуляторной/ 4. От целого к частному – предполагает развитие фонематического слуха от различения слов, сходных по звуковому составу, к дифференциации слогов, затем фонем.

Необходимо учитывать последовательность в овладении восприятием звуков: - сначала отрабатывается умение воспринимать и дифференцировать гласные, - - затем согласные, в первую очередь даются различия между твёрдыми-мягкими, затем между глухими- звонкими звуками. - При развитии операций анализа сначала проводится работа по определению наличия или отсутствия звука в слове, затем осуществляется закрепление умения выделять первый и последний звук в слове, после формируется умение определять количество, последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим.

П РИНЦИПЫ Принцип дифференцированного подхода осуществляет на основе симптоматики нарушений с учётом уровня сформированности высших психических функций и особенностей эмоционально-волевой сферы. Учитель-логопед должен знать психофизиологические и интеллектуальные возможности каждого ребёнка, чтобы уметь подготовить его к формированию операций звукового анализа и синтеза. Учитывать сложность речевого материала в зависимости от того, какая из операций нарушена у ребёнка больше.

П РИНЦИПЫ Принцип постепенного усложнения заданий – начинать коррекционные занятия следует с того уровня знаний и умений, которыми ребёнок владеет, учитывая зону ближайшего развития, задания должны основываться на простом речевом материале и только, когда будет сформирована какая-либо операция анализа, можно перейти на более сложный уровень заданий и речевого материала. Принцип поэтапного формирования умственных действий - сложный и длительный процесс становления умственных действий начинается с установления развёрнутых операций, затем сокращается, автоматизируется, становится умственным действием и осуществляется во внутреннем плане.

П РИНЦИПЫ Принцип связи с микросоциальным окружением - предполагает необходимость взаимодействия с воспитателями и родителями, так как в условиях логопункта детям бывает недостаточно тех тренировочных упражнений и заданий, которые ребёнок выполняет на специальных занятиях с логопедом.

П ОНЯТИЯ « МЕТОД » И « ПРИЁМ » ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Под «приёмом» будем понимать «отдельное действие, движение», «способ в осуществлении чего- нибудь»; под «методом» - «совокупность приёмов освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи».

П ОНЯТИЯ « МЕТОД » И « ПРИЁМ » ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Под методом будем понимать способ взаимодействия субъектов образовательного процесса, нацеленный на формирование навыков звукового анализа и синтеза. Приём определим как элемент метода - отдельное действие (или их совокупность) при формировании навыков звукового анализа и синтеза.

П ОНЯТИЯ « АНАЛИЗ » И « СИНТЕЗ » ПРИ «Анализ» - «метод … исследования путём рассмотрения… составных частей чего-нибудь»; «Синтез» - «метод исследования … сведение в единое целое данных …».

У ПРАЖНЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ НАВЫКИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Упражнения, проводимые с опорой на максимально возможное количество анализаторов, которые способствуют ускорению введения в речь поставленных звуков, помогают формировать у детей различные виды самоконтроля. Упражнения, направленные на правильное произнесение звука

Ф ОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ – ОСНОВА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 1. фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, формируется спонтанно в процессе развития ребёнка 2. фонематические представления – собственно дифференциация фонем и фонемных обобщений, формируется у детей в результате восприятия и наблюдения за речью взрослых.

Ф ОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ – ОСНОВА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 3.4. фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова, базируются на сформированном фонематическом восприятии. При овладении грамотой у ребёнка должна возникнуть новая, высшая степень фонематического слуха и восприятия – звуковой анализ: способность установить, какие звуки слышны в слове, определить порядок их следования и количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук.

УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ОПЕРАЦИИ ПО АНАЛИЗУ И СИНТЕЗУ ЗВУКОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА 1. Выделение звука из ряда звуков, на фоне слова /определение наличия или отсутствия данного звука в ряду или в слове/ 2. Определение звуков в слове /называние первого и последнего звука в слове/ 3. Определение места звука в слове/в абсолютном начале, в абсолютном конце и середине/ 4. Определение положения звука по отношению к другим звукам в слове 5. Определение последовательности звуков в слове 6. Определение порядка в следовании звуков в слове 7. Определение количества звуков в слове 8. Составление слов из заданной последовательности звуков /фонематический синтез/

Этапы коррекции звукопроизношения Развитие фонематических процессов 1. Подготовительный этап 1. Развитие фонематического восприятия. Формируются умения дифференциации фонем на с лух. Используются максимально контрастные фонемы, позднее менее контрастные. 2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков -постановка звука -автоматизация звуков -дифференциация звуков 2. Восприятие и воспроизведение. Продолжается формирование умений и навыков дифференциации фонем на слух, навыков звукового анализа и синтеза. Используются контрастные фонемы, позднее м енее контрастные. Формируются умения дифференциации фонем в собственной речи. Формируются навыки звукового анализа и синтеза. 3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. 3.Восприятие, воспроизведение, чтение, письмо, букв, обозначающих данный звук.

Ф ОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ - умениям дифференцировать фонемы на слух (восприятие); - и в собственной речи (воспроизведение). Упражнения на противопоставления: выделение заданного звука - выделение всех остальных звуков заданный (согласный) звук в отличие от гласных звуко в и наоборот; противопоставления внутри фонетической группы согласных звуков по следующим признакам: сонорные - шумные, губные - язычные, взрывные - щелевые, переднеязычные - заднеязычные, твёрдые - мягкие, глухие - звонкие, свистящие - шипящие.

О БУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ с использованием а) стандартного оборудования: учебная доска, магнитная доска, наборы букв, цветные квадратики и слияния; б) специально изготовленного: «Звуковые дорожки», «Звуковые решётки», «Лесенки», «Линеечки», «Паравозики», модели и схемы слов и др.; в) вспомогательных средств: кубики, фишки, движущиеся «бусинки», зрительные символы, модели, алгоритмы, заместители звуков, например, «Девочки, мальчики», гномики физминутки.

О БУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ Пространственным представлениям, словам, обозначающим и пространственные отношения – слева, справа, перед, за, над, между, в, начале, в середине, в конце, количественным и порядковым счётом. Вводится понятие «ряд». Например, игры «Репка», «Паравозик», «Цепочка», «Электронная муха», «Бусы»

О БУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ Обозначение звука. Например, игры «Квадратики», «Домики», «Мозаика», «Лото», «Бусины». Использование воздушных шариков, мягких игрушек, нарисованных героев (например, синий, красный, зелёный гномы) – Звушарики, Звукарики, Звуковики. Алгоритм для характеристики звуков может выглядеть в виде схемы с открывающимися окошками – «Домик». Выделение звука. «Звуковая цепочка», «Какой звук в начале», «Звоночки», «Паровозики»

О БУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ 1. «Найди новый звук». 2. «Подари картинки». Дети получают картинки-«подарки» и распределяют их между домами в зависимости от того, какой звук есть в слове. 3. Игра «Звуки-звуки по домам»». У учителя- логопеда картинный материал. Дети называют картинки и помещают их в нужный домик. 4.«Нарисуй подарки». Дети выбирают, к какому звуку они пойдут в гости, и рисуют ему подарок. 5. Игра «Позови звук домой». Вариант без буквы в окошке: дети зовут звук домой, ориентируясь на модель артикуляции. Вариант, когда в окошке видна буква: дети помогают звуку найти свой домик: «Пп», «Ааас» и т.д. 6. Игра «Где живёт звук?». Логопед называет звук, дети ищут его домик и объясняют, почему звук живёт в этом домике. 7. Игра «Подели картинки». У детей «домики звуков» и предметные картинки. Логопед рассказывает историю о том, что к звукам пришли гости, но никак не могут найти нужный домик. Дети называют картинки и помещают их в нужный домик. 8. «Нарисуем портрет знакомых звуков (букв) и разложим их в домики». 9. «Кто больше слов придумает для своего звукового домика?

«В КАКОМ ДОМИКЕ ЖИВЁТ СЛОВО » Задачи: формировать умение проводить звукобуквенный анализ простых слов в занимательной игре. Оборудование: набор карточек – слов и их моделей, домики. Описание: дети сопоставляют модели слов с напечатанными словами в домиках (или наоборот). Например, в домиках слова - мак, кит, оса, паук. Ребёнок рассуждает: в этой модели три звука, первый звук обозначен красным цветом, значит он - гласный, второй синим - твёрдый согласный, третий – красным - гласный. Слово оса начинается с гласного, второй звук – твёрдый согласный, третий гласный. Таким образом, с помощью перечисленных игровых приёмов мы будем: закреплять умения характеризовать звуки, соотносить звуки и буквы, запоминать графический образ буквы; определять звук на слух в слоге, слове, фразе; различать звуки.

3. М ОДЕЛИРОВАНИЕ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА. «Звуковая карусель» «Паровоз» «Чудо-лесенка» «Подбери слово к схеме» «Соедини слово и схему» Игра «Линеечка»

«С КОЛЬКО ЗВУКОВ В СЛОВЕ » Задачи: упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове, называть порядковый номер заданному звуку; закреплять понятие «звуковой ряд». Оборудование: тканый коврик с дорожкой из пуговок, по которой можно прогуливаться пальчиками в произвольном порядке и с произвольной точки. Можно усложнить, добавив движущуюся «бусинку» для определения места в слове. Описание. Ребёнок проговаривает вслух слова, одновременно нажимая пальцами зрительные опоры – кружочки-пуговки, соединяя последовательное проговаривание звуков слова с движениями пальцев.

«С ОБЕРИ ЗВУКИ В СЛОВО » Задачи: формировать умение соединять последовательность звуков в слово, называть порядковый номер заданного звука. Оборудование: кнопочная мозаика, из которой можно выбрать красные, синие, зелёные фишки. Описание. Ребёнок проговаривает вслух звуки, одновременно выбирая и выкладывая пальцами зрительные опоры – части мозаики, соединяя последовательное проговаривание звуков в слово с движениями пальцев.

«К УБИКИ » Задачи: формировать умение давать характеристику первому или последнему звуку, находить слово по условному обозначению звука. Оборудование: набор кубиков, на стороны которых приклеены картинки, один кубик с условными обозначениями звуков. Описание: Вращая кубики, ребёнок произносит «Крутись, вертись, ко мне картинкой повернись!». С окончанием слов на верхней стороне кубика назвать картинку, выделить первый и последний звук, дать им характеристику. Усложнение – найти на кубиках картинку, чтобы слово начиналось со звука, условное обозначение которого окажется на верхней стороне кубика.

«Л ЕСЕНКА ГЛАСНЫХ » Задачи: формировать умение выделять гласные звуки в слове, определять место гласного звука в слове по отношению к другим звукам, составлять слоги с данными гласными звуками, составлять слова из заданного количества звуков, делить слова на слоги. Оборудование: лесенка, на которой на с одной стороны имеется обозначение цифр, с другой стороны букв, обозначающих гласные А, О. У, Ы, Э, И. Описание: Пользуясь соединением движения, последовательным нажатием пальчика на ступеньки, с проговариванием вслух слов, ребёнок выполняет выборочно звуковой анализ слов, а также синтезирует звуки в слоги и слова.

«Х ОРОВОД » Задачи: формировать умение выделять гласные звуки в слове, дифференцировать гласные и согласные звуки, совершенствовать понятия твёрдые - мягкие, звонкие - глухие согласные, определять местонахождение звука, его порядковый номер. Оборудование: квадратики красного цвета, синего, зелёного, в соответствии с звуковым составом слова; буквы, обозначающие гласные звуки и согласные звуки, необходимые для заданного слова. Описание: дети выбирают буквы (и (или) квадратики для составления модели слова) и становятся в хоровод, идут по кругу произносят слова: «Закрутился хоровод, закружился хоровод, буквы звуки всё смешалось, кто порядок наведёт? Звуки, буквы где вы там? Становитесь по местам!» Дети составляют заданное слово и (или) его модель

«У ГАДАЙ - КА » Задачи: формировать умение дифференцировать гласные и согласные звуки, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов, уметь оперировать понятиями «гласные, твёрдые, мягкие согласные звуки». Оборудование: на горизонтальной плоскости - наборное полотно, на вертикальной - дорожки, предназначенные для выкладывания слогов, слов, моделей, цветные фишки, фишки с буквами, картинный материал, карточки с моделями артикуляции звуков. Варианты игры: Фишкой обозначен первый или последний звук. Найти предмет, изображённый на картинке, где первый или последний звук можно так обозначить. Фишками обозначены первый и (или) последний слоги. Найти предмет, изображённый на картинке, где первый или последний слоги можно так обозначить. Подбор моделей слов к картинкам. Угадать начало, конец, середину слова с опорой на недостающий слог.

«П ОЧТАЛЬОН » Перед ребенком или группой детей ставится условие, например, доставить почтовый конверт, идя по дорожке, которая соединяет домики, имеющие в названиях разные гласные звуки. На домиках изображены: КОТ, ДОМ, КИТ, СОК. Дети выполняют задание, определив гласные звуки в предложенных словах. Другие варианты задания: – слова должны начинаться на гласные (согласные) звуки; – слова должны заканчиваться на разные гласные (согласные) звуки; – слова должны иметь разное количество звуков (слогов) в своем составе; – слова должны начинаться (заканчиваться) на разные слоги; – слова должны иметь одинаковые (разные) гласные звуки в своем составе.

И ГРЫ В ПЕСКЕ. «П РОЛОЖИ ДОРОЖКУ » При знакомстве со звуками дети отыскивают фигурки, спрятанные в песке, называют их и определяют звук, имеющийся в каждом слове. Можно организовать поиск слов с определенной позицией звука в слове, с определенным количеством слогов. Использовать песок эффективно с целью закрепления буквенных обозначений. Дети отыскивают в песке буквы и на ощупь угадывают их (вариант игры «Чудесный мешочек»). На поверхности песка дети могут лепить буквы, сгребая его ребрами ладоней, а затем преобразовывать одну букву в другую. Слова на песке можно писать сначала пальчиками, потом палочкой, держа ее как ручку.

С ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, Зак А.З. Развитие навыков чтения и сопоставления слов у детей 6-8 лет.М.: НПО Перспектива, Ерёмина О.В. Приёмы работы по формированию звукового анализа и синтеза, повышающие качество коррекционной работы с детьми с ФФНР в условиях дошкольного логопункта. Y6pMJu_lTdX0kFHXQRErUc/edit?pli=1# Y6pMJu_lTdX0kFHXQRErUc/edit?pli=1# 4. Ехлакова О.В. Инновационные приемы работы по обучению навыкам звуко-слогового анализа и синтеза Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников // Начальная школа, C

С ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Зинкович-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Практикум по креативной терапии» СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера». 400 с. 2. Омельченко Л. В. Игровые приёмы обучения звуковому анализу и синтезу. Начальная школа +до и после С b913ff0fa1e9fb375. pdf 4b913ff0fa1e9fb375. pdf 3. Ракитина В. Решаем ребусы: задания на звуковой анализ и синтез СПб.: «Сфера». 32 с. 4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера, 2003.

С ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Спб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, с знаменитых азбук в одной книге: Занимательные уроки. М.: АСТ-ПРЕСС, с. 3. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. СПб.: Изд-во «Лань», с. 4. Михайлова А.Т. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у младших школьников. nvobrazovanie.ru%2Fdata%2FFile%2FVMO%2Fkorrekciya% 2FMetodRecom% 5. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. М.: Издательский центр «Академия», с. 6. Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. Начальное обучение. М.: Изд-во «Аквариум», «Астрель», АСТ, с.

Д ОМИК СОГЛАСНЫХ

Д ОМИК ГЛАСНЫХ