Мотивационные категории здоровье охранительного поведения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Advertisements

Методы и приемы формирования у школьников здорового образа жизни Колесникова З.П.
Здоровый образ жизни сложное, интегративное понятие, объединяющее в себе такие взаимосвязанные и взаимозависимые категории как «здоровье» и «образ жизни»
«Организация здоровьесберегающей деятельности воспитателей школы-интерната » Гасишвили И. Н. старший воспитатель первой квалификационной категории.
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. Сократ.
Организация воспитательной деятельности в МКШ в современных условиях.
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных областях Воспитатели: Якимова Татьяна.
Концепция воспитательной деятельности классного руководителя 11 б класса МОУ СОШ 1 ШИЛОВСКОЙ Анны Стефановны.
Формирование начальных представлений о ЗОЖ у дошкольников через занятия по валеологии Благонадеждина Елена Алексеевна, воспитатель 1 К. К. МКДОУ детский.
Формирование культуры здоровья у субъектов образовательного процесса Автор презентации: Лукьянова Маргарита Ивановна, профессор кафедры педагогики и психологии.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Методическая разработка на тему: ФГОС.Социально-коммуникативное развитие.
Открытое дошкольное учреждение-это прежде всего « окно в мир». Оно открыто для межличностного и группового общения как детей так и взрослых МКДОУ « Детский.
Здоровье школьника – интегративный критерий качества образования МОУ общеобразовательная школа – интернат 1 среднего (полного) общего образования г. Томска.
Данная программа направлена на развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных.
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни. 2. Формирование интереса к различным видам деятельности. 3. Развитие.
СЕМЬЯ И ШКОЛА: ГРАНИ СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Подготовила: учитель физической культуры ГБОУ шк. 476 Третьякова Е.О.
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГТ и ФГОС НОО Комплексная подготовка детей к школе в условиях реализации.
Линия чувств направлена на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Автор Учитель биологии высшей квалификационной категории Панцова Н.И. МОУ «Погорельская СОШ»
Транксрипт:

Мотивационные категории здоровье охранительного поведения

Состояние здоровья школьников 53% детей школьного возраста - имеют ослабленное здоровье; 2/3 детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания; 10% выпускников ОУ могут быть отнесены к категории здоровых.

Сеть школ, содействующих укреплению здоровья в субъектах РФ (Всего 3708 ШСУЗ) Северо-Западный федеральный округ ШСУЗ. Центральный федеральный округ – 811 ШСУЗ. Приволжский федеральный округ –1780 ШСУЗ. Южный федеральный округ – 126 ШСУЗ. Уральский федеральный округ – 11 ШСУЗ Сибирский федеральный округ – 607 ШСУЗ Дальневосточный федеральный округ – 67 ШСУЗ

Сравнительное исследование двух школ г.Москвы – содействующей здоровью и обычной Результаты исследований по направлениям: Организация питания ( завтракают в школе: 88,8% - 32% ). Режим питания (горячая пища 2 раза в день: 76,8% – 56,3%и др.). Физическая активность (организованная двигательная активность: 13,1 – 6,1 часов в неделю ). Потребление психоактивных в-в (регулярно курят: 7,2% - 14,5% - не пробовали алкоголь: 50,4% – 20,6% и др.). Комфортность учебного процесса в школе (с удовольствием посещают школу: 71,2,% - 43,5%; заинтересованы занятиями: 63,2% % ). Психологическая обстановка в школе (слезливость, страхи не испытывают 72.0% – 54,4%; не бывает практически плохого настроения 50,4% - 20,8%; слабость утомляемость после занятий 29,8% - 16% ).

7 мотивационных категорий ведения здорового образа жизни 1. Самосохранение. Когда человек знает, что то или иное действие напрямую угрожает жизни, он это действие не совершает ( примеры: прыжок с высоты, продукт-аллерген, горячая баня и т.д.) Формулировка мотивации: «Я не совершаю эти действия, т.к. они угрожают моему здоровью и моей жизни».

7 мотивационных категорий ведения здорового образа жизни 2. Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени накапливало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды. Неподчинение этнокультурным требованиям – агрессия против общества. Формулировка мотивации: «Я подчиняюсь требованиям моего окружения потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависит здоровье и благополучие других».

7 мотивационных категорий ведения здорового образа жизни 4. Возможность для самосовершенствования. Формулировка мотивации: «Если я буду здорова, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».

7 мотивационных категорий ведения здорового образа жизни 5. Способность к маневрам. Здоровый человек может свободно менять профессию, перемещаться из одной климатической зоны в другую, менять место жительства. Формулировка мотивации: «Если я буду здорова, то смогу по своему усмотрению изменить свою роль в сообществе и свое место нахождение»

7 мотивационных категорий ведения здорового образа жизни 6. Сексуальная реализация. Формулировка мотивации: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии».

7 мотивационных категорий ведения здорового образа жизни 7. Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка мотивации: «Я здорова, я не испытываю физическое и психологическое неудобство».

Дополнительные мотивационные категории здоровье охранительного поведения «Религиозная» «Родительская» «Экономическая»

Для правильной установки мотивации нужно учитывать пол и возраст человека. Для ведения здорового образа жизни человеку достаточно 2-3 мотивационных категории.

Мотивационные основания здоровьесберегающего поведения детей 3-7 лет Переживают период до морального уровня нравственности. Их главным воспитателем является страх, они постоянно боятся наказания – реального или гипотетического, воображаемого. Взрослому достаточно сказать: «Не ешь эти ягоды, они ядовиты, ты отравишься, и тебя не будет», и ребенок принимает указание к исполнению. Самосохранение – это главная мотивация у малыша, помогающая избегать ему многие неприятные инциденты..

Мотивационные основания здоровьесберегающего поведения детей 3-7 лет Педагогу, работающему с детьми этого возраста, рекомендуется подкреплять и усиливать поведенческую реакцию самосохранения посредством игровой деятельности. В этом возрасте у детей слабо развито мышление, поэтому только в конкретной игре ребенок очень быстро усваивает определенный, воспитывающий вид поведения, который будет в дальнейшем определять его морально-нравственный и культурный уровень.

Мотивационные основания здоровьесберегающего поведения детей лет В этом возрасте дети находятся на конвенциональном соглашательском уровне нравственности, они подчиняются этнокультурным требованиям. Это их главная мотивация в вопросах сохранения собственного здоровья. Если они видят пример взрослых (прежде всего своих пап и мам), видят, что они придерживаются режима труда и отдыха, занимаются спортом, искусством и т.д., то дети копируют эти поведенческие реакции, они еще не совсем осознанно, но соглашаются с поведением взрослых.

Мотивационные основания здоровьесберегающего поведения детей лет Задача педагога состоит в тесном взаимодействии с родителями, т.к. родители главный и основной пример для подражания. Образ жизни, тактика событийного взаимодействия педагога в общности тоже может стать основой будущего поведения детей. Пример педагогов и родителей в этом возрасте формирует поведенческие реакции и мотивацию. В этом возрасте у детей уже развито образное мышление, поэтому в ходе обучения детей здоровьесберегающему поведению важно обращаться к образам искусства, сочетать обучение с теми или иными видами деятельности ( физическая культура, танцы, музыка и пр.).

Мотивационные основания здоровьесберегающего поведения подростков лет Уровень нравственности остается конвенциональным (подчинение этнокультурным требованиям), но они уверены, что будут жить вечно. Это период полового созревания, сложной психогормональной перестройки, разбалансировки ряда функциональных систем. Высока опасность травм. Примером для подражания становятся не родители и учителя а сверстники, у подростков принят стиль «Все как один». Воспитать положительные мотивационные установки на здоровый образ жизни возможно, только показав положительный пример группы детей.

Мотивационные основания здоровьесберегающего поведения подростков лет Педагогам и родителям нужно приложить максимум усилий в направлении детей на путь созидательной творческой деятельности, т.к. «природа не терпит пустоты». Подростки будут искать удовлетворения потребности в личностном общении. Задача – обеспечить достойный круг общения. Педагогам рекомендуется в воспитательной работе делать акцент на привлечение подростков к показательным занятиям других детей – сверстников и более старших (соревнования, концерты, походы и др.).

Мотивационные основания здоровьесберегающего поведения в юношеским возрасте Здоровьесберегающие мотивации более разнообразны, мотивация самосохранения еще не становится значимой. Доминирует автономный уровень нравственности, поведение еще определяется микро социумом, но они уже более самостоятельны в выборе решений. Мотивацией здоровьесбережения становятся карьерные устремления. Педагогам нужно использовать карьерные устремления в разъяснении ценности здоровья и здорового образа жизни.

Практическая работа для педагогического коллектива Решение педагогической задачи « Формирование действенной мотивации здоровьесберегающего поведения учащихся и учителей нашей школы»

Возрастные особенности потребностно- мотивационной сферы личности (дошкольный возраст) Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений и их имитация. Ребенок моделирует мир человеческих отношений в сюжетно- ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью, играя, он учится общаться со сверстниками, начинает ориентироваться в общем смысле человеческой деятельности, в том, что любое предметное действие включено в человеческие отношения, направлено на других людей и оценивается как значимое или незначимое. Центральным новообразованием этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание. Доминируют биологические потребности в саморазвитии, игре и подражании. Вспомогательные потребности в свободе выбора и вооруженности (опытности). Ведущие виды деятельности: сюжетно-ролевая игра, ручное и вербальное творчество.

Возрастные особенности потребностно- мотивационной сферы личности (младший школьный возраст) Доминируют биологические потребности в саморазвитии, игре и подражании. Вспомогательные потребности в свободе выбора и вооруженности (опытности). Ведущие виды деятельности: игры, ручное и вербальное творчество. Содержание образования – не цель, а средство игровых и творческих целей. Непроизвольное овладение навыками образовательной деятельности. Предмет педагогического анализа – активность, состояние здоровья, продукты игровой и творческой деятельности. Проблема оценок снимается.

Возрастные особенности потребностно- мотивационной сферы личности (подростковый возраст) Доминируют потребности в свободе и вооруженности. Актуализируются идеальные потребности в самопознании и поиске смысла. Ведущие виды деятельности – интимно- личностное общение, рефлексия и смыслотворчество, направленные на осознание своей ценности и индивидуальности.

Возрастные особенности потребностно- мотивационной сферы личности (юношеский возраст) Доминируют социальные потребности в самосовершенствовании и самоутверждении, самовыражении и самоопределении. Вспомогательные потребности саморегуляции деятельности и творческой активности.

Система представлений Любая информация подвергается проверке: Что это такое и как соотносится с тем, что у меня уже есть в картине мира? Как к этому относиться, т.е. что это значит лично для меня? Что с этим можно делать и каков будет результат? Лишь та информация может повлиять на формирование системы представлений школьников о здоровье и здоровом образе жизни, которая в их сознании имеет прямое и непосредственное отношение к их собственной жизни.

Система субъективного отношения Критерии отбора информации для воздействия на систему представлений: связь с реально существующими потребностями; информированность о картине реально существующих потребностей личности; взаимосвязь реальной информации с реализацией потребностей.

Система стратегий и технологий взаимодействия В реализации программы «Здоровье» лучше отдавать предпочтение стратегическим подходам, тактических решений множество и они индивидуальны.

Критерии здоровья по ВОЗ: 1. Чувство собственного достоинства 2. Положительное отношение к своему телу 3. Способность создавать дружеские и социальные отношения 4. Чистая окружающая среда 5. Разумная работа и здоровые условия труда 6. Знание о здравоохранении и доступность медицинских услуг 7. Уверенность в достойном будущем

Базовая комплексная модель здоровьесберегающей деятельности для ОУ юга Тюменской области Культура здоровья Сан ПиН Гигиеническая культура Здоровье педагогов Работа с семьёй Воспитательная работа Здоровье сберегающая организация учебного процесса Психологическое сопровождение Двигательная активность Мед. обслуживание Качественное питание

Уровни реализации базовой модели здоровьесберегающей деятельности ОУ юга Тюменской области Обязательный Инновационный Исследовательский (опытно- экспериментальный)