Автор: Иванова Алёна Сергеевна, 27.12.1999 г. р., 8 класс Образовательное учреждение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Вишнёвская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДАРГИНЦЫ Процент даргинцев по районам Дагестана (2002) Даргинцы коренное население Дагестана. Даргинцы второй по численности дагестанский этнос (после.
Advertisements

Дагестан – республика, общество и культура – развивается на самом юге РФ, граничит с Чечней, с Калмыкией, со Ставрополем, Азербайджаном, с Грузией. Отсюда.
«В Дагестане проживает 72 народности. И у каждого народа свой характерный костюм, который сложился исторически. В средние века характерные особенности.
Выполнила: ученица 6 «А» класса Нальгиева Амина. Кабардинцы представляют адыгский субэтнос на территории Северного Кавказа. Из 520 тысяч кабардинцев в.
Культура Китая. Особенности китайской культуры. Китайская культура - это одна из древнейших культур на планете. Именно она положила начало таким религиям,
НОГАЙЦЫ НА КУБАНИ. Большие и Малые Ногаи - северокавказские степи становятся основным районом обитания Ногайцев. Восточные районы Северного Кавказа были.
Повседневная жизнь разных слоёв населения.
Декоративно - прикладное искусство, народные промыслы Центральной России. Выполнила : Алексеева Дарья.
Моя малая Родина. Актуальность Мы живем в сложное время и осознаем зависимость воспитания подрастающего поколения от того общества, в котором оно живет.
Декоративно - прикладное искусство, народные промысла.
Выполнила : Халимбекова М.. Дорога в Дахадаевский район, завораживает неповторимостью горных пейзажей даже видавших виды туристов. Под ясным голубым небом.
Своя игра «Славяне Восточной Европы» «Потомки древних финнов» «Народы Сибири и Дальнего Востока» «Народы.
I районный Фестиваль национальных культур «Мы вместе» среди образовательных учреждений Ярославского муниципального района Номинация Русский народный костюм.
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ КАВКАЗА. ШИРОКОЕ РАЗВИТИЕ РЕМЕСЕЛ ДАВНО ВЫДВИНУЛО КАВКАЗ В ЧИСЛО НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫХ ЦЕНТРОВ ДОМАШНИХ И КУСТАРНЫХ ПРОМЫСЛОВ. МОНГОЛЬСКОЕ.
Проследить возникновение песни на Кубани и вокально – хорового коллектива «Журавушка» ст. Холмской.
Южно-Казахстанская медицинская академия Традиции и обряды на Кавказе.
Презентацию подготовил студент 2 го курса специальности « география » Волыченко Владимир.
НАРОДЫ МИРА УЗБЕКИ. Узбеки – самый многочисленный народ в Центральной Азии. Узбеки являются основным и коренным народом Узбекистана. Большое количество.
Казахстан- многонациональная страна. Представители более 130 национальностей и народностей проживают в Казахстане, и у каждого своя культура, свои традиций.
МБДОУ детский сад 21 Выкса 2013 г. Из опыта работы воспитателя Бобковой Ю.Н. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Транксрипт:

Автор: Иванова Алёна Сергеевна, г. р., 8 класс Образовательное учреждение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Вишнёвская средняя общеобразовательная школа, Тульская обл., Кимовский р-он, дер. Вишнёвая, д. 70 Педагог-консультант: Горбунова Марина Алексеевна, учитель информатики

Общие сведения Язык Природа Культура Религия Быт, традиции и обычаи Ремесла и промыслы Праздники Национальная одежда Национальная кухня Литература Заключение Используемые ресурсы

Даргинцы - коренное население Дагестана. Территория традиционного расселения даргинцев - горные и предгорные регионы среднего Дагестана. Около 68 % даргинцев расселены в 16 сельских районах. Древнейший период истории даргинцев связан с общими для Дагестана и всего Северо-Восточного Кавказа хозяйственными, этническими, социальными процессами. Предки даргинцев считали своей отличительной чертой то, что они населяют «внутреннюю» часть Дагестана, и это должно было отличать их от жителей «внешних, наружных» земель.

Первое упоминание этнонима «даргинцы» встречается в XV веке. Их этнос сформировался на узле торговых дорог, связующих Нагорный Дагестан с внешним миром. Наверное, поэтому даргинцы самые торговые и мастеровые среди дагестанцев. Даргистан XV века похож на средневековый Новгород. Они первые сформулировали идею единства Дагестана конфедерация больших и малых народов. Русско- дагестанские связи развивались с XVI столетия. В 1813 году по Гюлистанскому договору между Россией и Ираном даргинцы вместе с Дагестаном вошли в состав Российской империи. В годы Кавказской войны даргинцы официально держали вооруженный нейтралитет, но в восстании 1877 года даргинцы приняли самое активное участие, так как их надежды на привилегированное положение в Российской империи не оправдались. В Гражданскую войну даргинцы первыми в Дагестане выступили на стороне большевиков, сумев нанести поражение казачьим частям Деникинской армии. Подлинное боевое братство с русским народом у даргинцев сложилось лишь в годы Великой Отечественной войны.

Даргинская письменность используется для записи текстов на даргинском литературном языке. Арабский алфавит для записей слов на разных даргинских языках начал использоваться ещё в XV веке, но приспособленный к даргинской фонетике алфавит на основе арабского был принят только в 1920 году. В 1860-е годы бароном Усларом был составлен даргинский алфавит на основе кириллицы, но самими даргинцами он практически не использовался. Несколько изменённый вариант этого алфавита был использован при создании первого даргинского букваря в 1911 году году, в рамках общесоюзного проекта по латинизации был принят даргинский алфавит на латинской основе. Изначально в даргинском латинизированном алфавите не было заглавных букв. Кириллический алфавит был принят в 1938 году. В 1960-е годы была добавлена буква ПI пI.

По природным условиям горный Дагестан делится на предгорный, горный и высокогорный физико- географические пояса. В предгорном поясе, начиная с высоты. 600 м, где количество осадков выше, чем на равнине, распространены луга и леса. На северных склонах Салатау, Андийского и Гимринского хребтов в лесах растут береза, граб, дуб, другие породы деревьев. В южной части предгорного пояса чаще всего встречается буково-грабовый лес. На верхней границе появляется береза, а на вырубленных участках ольха, осина, рододендрон желтый и др.

Начиная с высоты 1800 м все шире распространяются субальпийские луга, а с м альпийские. Субальпийские луга отличаются пышной растительностью. С переходом в альпийские луга постепенно меняется и беднеет видовой состав растений, снижается высота травостоя. Встречаются манжетки, овсяница, клевер, астрагал, голубая скабиоза, синие генцианы, розовый рододендрон. На высоте м, у границы с вечными снегами, растительность совсем бедная. Преобладают мхи, лишайники, другие холодоустойчивые растения. Горные и высокогорные луга, занимая большую площадь, служат летними пастбищами для многочисленных отар овец. Во внутри горной части древесная растительность встречается на наиболее возвышенных местах, где она разбита на островки леса. У подножия плато Бетль растут сосновые и березовые леса. Широко известны березовая роща в Гунибе и грабовая близ Цудахара.

Животный мир особенно богат в высокогорной части, где водятся своеобразные, присущие только Дагестану животные. Встречаются дагестанский тур, бородатый козел, кавказский олень, темно-бурый медведь, кавказский барс. Много в горах птиц: улар (горная индейка), кавказский тетерев, каменная куропатка, орлы. Во внутри горной части Дагестана, более заселенной и менее лесистой, животный мир беднее. Здесь можно встретить различных грызунов, ящериц, змей. В южном Дагестане попадается опасная ядовитая змея гюрза. В горных реках водится форель. Растительный и животный мир в Дагестане охраняется человеком. В горах созданы заказники.

Музыкальная культура даргинцев отличается разнообразием. В частности, ладовым. Основными жанровыми народными песнями являются песни-раздумья, песни-баллады. Кроме того, важное место в национальной музыке принадлежит мужским певческим традициям. Музыка даргинцев всегда носила фольклорный характер, была в стадии песенно-музыкального творчества. Основными музыкальными инструментами даргинцев являлись следующие: -щипковые (чанг, чугун - типа мандолины); - смычковые (скрипка); - духовые (дудка, свирель, зурна); - ударные (барабан, бубен).

Важной особенностью музыкальной культуры даргинцев заключается в том, что он является носителем самобытного национального начала в духовной культуре даргинского народа, проявляющегося в составе и стилистике жанров. Кроме того в даргинской музыкальной культуре значительное место уделяется локальным особенностям своего народа. Спецификой и существенным отличием музыкального жанрового состава является и отсутствие у даргинцев в песенной форме героического эпоса - сказаний о нартах, сюжеты которых сохранились лишь в сказках, легендах и преданиях. Также в музыкальной культуре даргинцев объединяющим и доминирующим жанром является лирическая песня.

Самым популярным танцем у даргинцев была и остается лезгинка. На протяжении всей истории даргинского народа, происходили массовые ритуальные танцы, например свадебный «линейный танец» сирхинцев.

Даргинцы - мусульмане-сунниты шафиитского толка (мазхаба), ислам утвердился к XIV в. До принятия ислама даргинцы поклонялись явлениям и силам природы. Большое развитие получили верования, особенно магические, на которых построена подавляющая часть семейных и сельскохозяйственных обрядов, затем демонологические (фетишизм, знахарство, духи-демоны), анимистические, космогонические. Народная память бережно хранит древние мифологические представления культа солнца, луны и огня. Согласно народному поверью, в сельскохозяйственном календаре горцев весьма важное значение придавали различным планетам, огню и свету.

Самым страшным проклятием у них было и остается выражение: «Да потухнет твой очаг». Это равносильно смерти. Огонь священен, как жизнь. Не рекомендовалось гасить огонь, а с наступлением темноты передавать огонь из очага. С огнем связывали все торжественные ритуалы горцев. Выдавая замуж девушку, перед ней несут священный огонь. Новые дома, загоны для скота по традиции освещались и сегодня освещаются огнем, что связано с очищением от духов зла. Существует множество запретов, связанных с огнем. Запрещается сжигать в огне нечистоты, нельзя плевать и мочиться в него. Поправляют огонь в домашнем очаге с помощью специальных щипцов.

Обычаев у даргинцев много, но самыми важными являются два: обычай гостеприимства и почитания старших. Даргинцы относят гостеприимство к числу величайших добродетелей. Гость в горах всегда появляется неожиданно. Но он никого не застает врасплох, потому что его ждут всегда. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом – все для гостя.

У многих народов старость считается не лучшим периодом жизни. Совсем другое дело у даргинцев. Старость здесь во всех случаях жизни имеет преимущество. Старший первым говорит, в его присутствии молодые стоят, не курят, не пьют. Старику первому подают еду, его советам внимают. Неуважение к старшим осуждается даргинским обществом. Поэтому наиболее суровым считается проклятие: «Чтоб твоя старость была никому ненужной!».

Свадебная обрядовость даргинцев включала получение согласия на брак, сватовство, сговор, обручение, пребывание в «другом доме». Обряды приобщения новобрачной к новой семье и хозяйству содержали: ввод в общую семейную комнату, первый выход за водой к сельскому роднику, возвращение домой. Даргины считают, что чем больше людей почтят молодых своим присутствием на свадьбе, тем полнее будет их достаток и счастливее семейная жизнь. Даргинцы к свадьбе детей начинают готовиться с момента их рождения. Даргинские свадьбы - не только веселье, но и дань уважения предкам. Сразу после ЗАГСа молодые посещают мечеть, а потом приходят в дом к родителям с поклоном и словами благодарности.

В воспитании детей большое место занимало приучение с малых лет к занятиям взрослых: мальчик – это будущий воин, девочка – будущая хозяйка-мать. Отмечался праздник совершеннолетия, во время которого согласно обычаю юношу опоясывали кинжалом, девушка надевала хранимое в сундуке «взрослое украшение бабушки».

Земледелие, скотоводство, обработка шерсти (сукно, паласы, вязаные изделия), кожи, камня и дерева, гончарное дело. Металлообработка: кузнечное, бронзолитейное, оружейное и ювелирное дело (знаменитые кубачинские ювелиры). Вышивка шелком, золотое шитье.

Кубачинское мастерство названо так по месту возникновения ремесла - дагестанский аул Кубачи. В античные времена древние греки разрабатывали рудники на территории Кавказа, добывали драгоценные металлы, в том числе серебро, и здесь же занимались изготовлением ювелирных изделий. Так местные жители переняли искусство владения металлом.

Один из уникальных видов искусства – шелковая вышивка, получившая название «кайтагской» по месту ее появления. Это вышитые шелком панно, размером приблизительно 100 х 50 см, со своим оригинальным, неповторимым рисунком. Вышивка выполнялась натураль ным шелком разного качества и блеска, на домотканой хлопчатобумажной ткани. Кайтагские вышивки имели ритуальное значение и были связаны с тремя главными событиями в жизни человека: рождением, свадьбой и смертью.

Народные праздники: Март - Навруз, праздник весны - Яран Сувар, - день цветения садов; Май - Праздник цветов; Июнь - Сбор черешни; Июль - Сбор абрикосов; Август - День чабана; Сентябрь - Сбор хурмы, день косаря, праздник винограда "Туршат"; Октябрь - Сбор урожая Одним из древнейших был праздник урожая, совпадающий с окончанием полевых работ. Основа торжества – совместная трапеза, после которой организуют танцы и игры.

Наиболее торжественно даргинцы отмечали праздник первой борозды, знаменовавший собой начало нового сельскохозяйственного года и справлявшийся весной, в пору пробуждения природы. До этого праздника никто не имел права выйти на пахоту, а тот, кто нарушал традицию, платил штраф. Основа торжества – обрядовая запашка поля. Важное место в ритуале занимали магические приемы. Главным пахарем выбирали наиболее везучего, уважаемого человека, чтобы урожай был изобильным. Он надевал шубу, вывернутую наизнанку, что выражало пожелание богатого урожая: «Как густа шерсть у шубы, пусть так же густо вырастет урожай». Пахаря обливали водой, чтобы не было засухи.

Традиционным является праздник весны. Основные участники торжества – молодые люди. На этом празднике юноши присматривают себе невест. Девушки особенно тщательно готовятся к празднику, шьют новые платья, вышивают белые покрывала. Важным условием участия в празднике является благополучие семей аула. В случае несчастья в какой- нибудь семье на праздник не выходят. Состояние погоды также играет существенную роль. Торжество начинается рано утром. Сигналом к началу праздника служит красный платок, который выстилается на горе. О начале торжества юноши оповещают выстрелами из ружей. Главная цель участников – дойти до дальнего родника. Девушки берут с собой начищенные до блеска медные кувшинчики, чтобы принести родниковую воду домой. У источника танцуют, молодые люди собирают цветы. Один из самых торжественных моментов – возвращение молодежи и встреча с жителями села. Здесь устраиваются совместные танцы.

Традиционная одежда даргинцев: мужская - туникообразная рубаха и сужающиеся книзу штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы - накидки, бурка, башлык; папаха, из обуви - чарыки, кожаные, войлочные, шерстяные вязаные сапоги, башмаки типа сабо. Обязательный атрибут мужского костюма - кинжал. У женщин кроме туникообразного были еще платья с отрезной талией и архалук, платок- покрывало (чиба), чухта (чепчик с завязывающимися на лбу лентами), много серебряных украшений.

Слоеный даргинский хинкал Пища даргинцев отражала традиции земледельческо-скотоводческого хозяйства, преобладающей была растительная, а в высокогорье - молочно-мясная пища. Из мучных изделий наиболее распространенными были (и сейчас есть) хинкал, пироги (чуду) с разнообразной начинкой. Хлеб преобладал пшеничный и ячменный, пресный и дрожжевой, был и кукурузный (заменил просяной). Популярны были также супы, каши; из напитков -хлебный, буза (гьаруш), кипяченое вино (мусти), медовуха (макатта), квас из толокна с солодом (макьсуман), позднее - чай. Даргинское чуду

Даргинцы были отрезаны от железной дороги и промышленных центров. Даргинская литература до XX в. была исключительно устной словесностью. Первые сборники стихов были изданы в начале XX в.: По содержанию эти сборники были религиозными. Литература начинает развиваться лишь после Октябрьской революции. В первые годы удается только собрать и записать памятники устного творчества даргинцев. С мая 1925 начала выходить первая газета на даргинском языке. Большинство литературных произведений на даргинском языке не изданы, т. к. нет технических средств. Коллектив даргинских литераторов в настоящее время подготовляет к печати ряд пьес на даргинском языке для национального театра, который дал уже несколько постановок.

К природе, к животным и птицам даргинцы относятся трепетно, с любовью. Свой рассказ об этом народе я закончу одной даргинской притчей: В одном из горных аулов случился пожар: загорелся дом. Всем аулом, кто в чем, кто чем, таскали воду из единственного родника и тушили пожар. Вдруг заметили, как ласточка летит к роднику, набирает в клюв капли воды, прилетает к дому, который горит, и, капнув свои капли, летит за следующей порцией воды. Люди спросили ее: Весь аул таскает воду и не может потушить огонь. Что сделают твои капельки? В этом доме мое гнездо. Кроме того, каждое утро хозяин слушал мои песни, – ответила ласточка и полетела за новыми каплями.

a_burkundargincev/ a_burkundargincev/ promysly/kajtagskaya-vyshivka/ promysly/kajtagskaya-vyshivka/