Развитие творческих способностей на уроках лепки и росписи в младших классах Практико-значимый проект на тему: Учитель ИЗО МОУ СОШ 20 г.о. Коломна Московской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дымковская игрушка из села Дымково Кировской области известна всему миру. Ныне село Дымково - это г.Вятка, где и по сей день можно отыскать этот чудесный.
Advertisements

Глиняная игрушка Белогорья Выполнила: Рощупкина Анастасия, 8-Б кл. Выполнила: Рощупкина Анастасия, 8-Б кл. Руководитель : Руководитель : Афанасенко Валентина.
Дымковская игрушка Подготовила Редькина Виолетта.
Суслова Н.О.1 П о р т ф о л и оП о р т ф о л и оП о р т ф о л и оП о р т ф о л и о Суслова Наталья Олеговна.
Древние образы в современных народных игрушках. Домашнее задание Альбом, карандаш, синяя и белая гуашь, кисти, стакан для воды, ножницы В тетрадь: что.
Связь времён в народном искусстве. Цели: Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Воспитывать любовь и интерес.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение.
Большакова Людмила Александровна учитель технологии начальных классов © Гимназия 56, 2007 © Большакова Л.А., 2007.
История дымковской игрушки. Дымковская игрушка - г.Вятка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских.
Древние образы в современных народных игрушках Материал к урокам изобразительного искусства в 5 классе. в 5 классе. ВЫПОЛНИЛА: МАТВЕЕВА В.В. учитель МОСОШ.
Задание для 5 класса, в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, с использованием графического планшета по теме «Древние образы в народных игрушках.
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно.
Работу выполнили ученицы 9-го класса Средней школы 3 Им.Г.С.Боровикова Бахчаева Екатерина Рябинина Екатерина Рябинина Елизавета Замалеева Илиза Пилишкина.
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала.
Учитель: Грашина Ю.В.. Филимоновская деревушка! Синий лес, холмы, косогор. Лепят там из глины игрушки И расписывают до сих пор. Да, из красной обычной.
Презентацию подготовила учитель черчения и ИЗО МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3» Романова Татьяна Николаевна г. Воскресенск Московская область.
Древние образы в современных народных игрушках. Из истории Долгое время сохранялись в народной игрушке следы её древнего культового назначения. Погремушки.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад 43 Выполнила: Воспитатель Булыгина Наталья Викторовна.
Народное искусство Виды росписи. Городецкая роспись русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Презентация Дымковский народный промысел
Транксрипт:

Развитие творческих способностей на уроках лепки и росписи в младших классах Практико-значимый проект на тему: Учитель ИЗО МОУ СОШ 20 г.о. Коломна Московской области Чертихина Галина Александровна

Есть жажда творчества, уменье созидать, На камень камень класть, вести леса строений. Не спать ночей, по суткам голодать, Вставать до звезд и падать на колени. Остаться нищим и глухим навек. Идти с тобой, с своей эпохой вровень, И воду пить из тех целебных рек, К которым прикоснулся сам Бетховен. Брать в руки гипс, склоняться на подрамник. Весь мир вместить в дыхание одно. Одним мазком весь этот мир и камни Живыми положить на полотно. Не дописав, оставить кисти сыну, Так передать цвета своей земли, Чтоб век спустя все так же мяли глину И лучшего придумать не могли. Н. Майоров Глина это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Глина бывает разная – красная, голубая, белая, желтая. На её цвет влияют добавки других минералов. Лепка из глины успокаивает и умиротворяет, поэтому занятия по керамике считаются очень хорошей арт терапией. Психологи говорят, работая с глиной, агрессивный человек находит выход своим чувствам, а неуверенные в себе люди, занимаясь лепкой, учатся контролировать ситуацию. Непоседливым и неусидчивым глина помогает - научиться концентрироваться. Еще одно удивительное свойство глины - её консистенция может меняться от жидкой до твердой. Поэтому глину легко ломать, крошить, размазывать, и скатывать в причудливые фигурки. Для детей лепка из глины особенно полезна, ведь она развивает моторику, фантазию и пространственное мышление. Гончарное дело было широко распространено на всей планете издревле. Все народы занимались им. Подумать только, но на земле наших отцов были найдены осколки керамической посуды, изготовленной 60 тысяч лет назад. Каменный век закончился 80 тысяч лет назад, настал бронзовый, а 60 тысяч лет назад гончары уже делали из обожженной глины посуду. А для своих детей изготавливали глиняные игрушки-свистульки. Игрушке радуются не только дети и взрослые. Ведь в каждом из нас живет душа ребенка. Когда закончилось сотворение мира, и Бог из глины создал Землю и Человека, то человеку показалось, ему что-то явно не хватает для полного счастья. Для полной гармонии Бог подарил всё тоже – глину: «Строй из нее жилище, делай посуду, лепи игрушки». Чтобы создать керамическую игрушку, нужны четыре компонента: глину размешать с водой, изделие подсушить на воздухе, затем обжечь на огне. Основа нашей жизни тоже держится на четырех стихиях и запечатлена в знаках Зодиака: земля, вода, воздух, огонь. Всё в жизни взаимосвсязано.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. В ходе занятий у детей развивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координировать движения рук и приобретают новый сенсорный опыт. Лепка из глины и гипса не менее интересна детям, чем лепка из пластилина потому, что вылепленные изделия можно раскрашивать. Конечно, занимаясь с ребёнком лепкой, не забывайте, что для него это игра. Поэтому ни в коей мере не ограничивайте детскую свободу и раскованность. Ваши занятия лепкой не должны превратиться в нудное изучение и обучение художественным приемам и технике лепки. Эти знания он получит, став старше и выбрав лепку своим хобби или даже профессией. А уроки лепки пусть станут для вашего ученика средством познания окружающего мира. Дети всегда ждут от нас поддержки и поощрения, для них очень важна ваша оценка взрослого. Поэтому не забывайте хвалить вылепленные ребёнком изделия и радоваться его работе, а он, в свою очередь, сделает все, чтобы порадовать вас своими творческими достижениями.

Проявление творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, ибо творчество - норма детского развития. Реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Развитие творческих способностей зависит от овладения средствами изображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов.

Из истории глиняной игрушки Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества. Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества. Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью. Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью. Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне - три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".

В XVIII-XIX вв.производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди. В XVIII-XIX вв.производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди. Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища. Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.

Глиняные игрушки "Коники". XVI-XVII в. Из раскопок Гончарной слободы в Москве. Игрушки в деревне Филимоново Тульской губернии стали делать давно, когда, - точно никто не знает. Кто говорит, пятьсот лет назад, кто - семьсот. Но старожилы этих мест утверждают, роспись на игрушках восходит к рисункам глубокой древности. Интересно, а с чего это вдруг филимоновцы взялись делать игрушку? Вопрос вовсе не праздный. Надо сказать, что земля в этих местах никогда хорошего урожая не давала. И было отчего. Куда ни ступишь, повсюду глина. И цвет-то у нее особенный, в народе, ее называют «синичкой» за жирность, маслянистый, иссиня – черный цвет.

Ды́маковская (вся́такая, ки́ровская )игрушка один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Аналог дымковской игрушки отсутствует. Яркая, нарядная дымаковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли. Издавна в деревнях Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе. Кони вв. Шар-погремушка. 15 век. Глина. Найдены при раскопках Коломенского кремля, Московская обл.

Урок по лепке из глины я начинаю с организации рабочего места учащегося и рассказа о свойствах глины, как материала. Детям важно «почувствовать» глину – поэтому вначале необходимо «перебрать» выделенный кусочек и удалить из него встречающиеся небольшие камушки. Далее начинается процесс лепки. Как вариант я предлагаю рас- Смотреть лепку птички, так как этот образ достаточно часто встречается в декоративно – прикладном искусстве русского народа.

Кусочек глины делим на порционные кусочки (тело птички, крылья, хохолок и хвостик) Скатываем в однородные шарики Тело птички получаем путём «вытягивания» из целого кусочка глины шарообразной формы Чтобы получить хохолок и хвостик, необходимо заготовку сплющить пальчиками и получить лепёшечку. Способы вылепливания хвостика и хохолка: - выдавливание при помощи кончика кисточки; - выдавливание кончиками пальцев. Все детали скрепляем путём смачивания мест стыка и «примазывания» деталей с оборотной стороны птички

Ну и поскольку лепка из глины предполагает в дальнейшем роспись фигурки (птички и т. п.), то необходимо познакомить ребят с народными промыслами. Рассказать как качество глины влияет на форму и стиль той или иной игрушки. Для яркого примера можно сравнить филимоновскую и дымковскую игрушки.

Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.

На уроке я предлагаю рассмотреть основные принципы дымковской росписи. В дымковской игрушке традиционно используют следующие цвета: красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный. Элементы росписи дымковской игрушки это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Их причудливые сочетания позволяют создавать очаровательные композиции росписи. Заключительным штрихом в декорировании является нанесение позолоты. Ее применение вносит неповторимую отличительную особенность в дымковскую игрушку. Исконно применяли натуральное сусальное золото тончайшие золотые пластинки, проложенные бумажными лентами во избежание склеивания. Золото вместе с бумагой разрезали на маленькие квадратики (со стороной - 0,5 см), которые при помощи кисточки, смоченной в яичном белке, переносили на игрушку и аккуратно расправляли сухой кистью. В условиях школьного урока применяют золотую фольгу и синтетический клей.

Итак, приступим! Первое, что необходимо сделать – это загрунтовать игрушку. Один из вариантов – это покрыть птичку белой гуашью с добавлением клея ПВА. Далее акцентируем цветом хвостик и хохолок птички. Выбранный цвет задаст в дальнейшем основной тон. Отмечаем композиционные центры, вокруг которых будут формироваться элементы росписи – это грудка, основание хвостика, крылья. Используя приёмы росписи, завершаем работу.

В конце урока очень важно похвалить работы учащихся и уделить внимание каждой работе, продемонстрировав её всему классу! Желаю успеха!