ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Тема 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Advertisements

Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Стратегическое планирование. Стратегическое планирование – это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии ПОДГОТОВИЛ: ШАШОК ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ СТУДЕНТ 601 ГРУППЫ.
Менеджмент и менеджер
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Кадровая политика и стратегия управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 9.
Тема 2.3. Планирование как функция менеджмента 1. Сущность функции планирования 2. Виды планирования 3. Процесс планирования.
Стратегическое маркетинговое планирование
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Стратегический менеджмент Золотарева Ангелина Викторовна ang ang 1.
Тема: Функции внутрифирменного управления План: 1. Содержание функций управления; 2.Назначение основных функций внутрифирменного управления; 3.Содержание.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Реализация стратегии. Управление стратегическими изменениями Тема 12.
СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Планирование и прогнозирование в системе менеджмента.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Лекция 2 Принципы создания, классификация, состав и структура ЭИС.
§16. Планирование В этом параграфе вы узнаете: какую роль играет планирование в организации; как осуществляется процесс планирования; какие виды планов.
Транксрипт:

ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Тема 2

План Сущность стратегического управления Сущность стратегического управления Основные компоненты и этапы стратегического управления Основные компоненты и этапы стратегического управления Объекты стратегического управления Объекты стратегического управления Виды стратегического управления Виды стратегического управления Принципы стратегического управления Принципы стратегического управления

Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях: Планирование стратегии Планирование стратегии Организация выполнения стратегических планов Организация выполнения стратегических планов Координация действий по реализации стратегических задач Координация действий по реализации стратегических задач Мотивация на достижение стратегических результатов Мотивация на достижение стратегических результатов Контроль за процессом выполнения стратегии Контроль за процессом выполнения стратегии

Планирование стратегии предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии и бюджетирование

Организация выполнения стратегических планов предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласо­вание структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию

Координация действий менеджеров по формированию и реализации генеральной стратегии заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и последовательной консолидации целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступенях управления

Мотивация как функция стратегического управления связана с разработкой системы стимулов, побуждающих к достижению поставленных стратегических результатов

Контроль состоит в непрерывном наблюдении за процессом реализации стратегических планов

Главная цель стратегического управления развитие потенциала и поддержание стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в ус­ловиях нестабильной внешней среды

Сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в услови­ях нестабильной внешней среды

Реализация функций стратегического управления осуществляется посредством разработки и принятия стратегических решений. Стратегические решения имеют ряд отличительных особенностей: инновационный характер; инновационный характер; направленность на перспективные цели и возможности; направленность на перспективные цели и возможности; сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно; сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно; субъективность оценки; субъективность оценки; необратимость и высокая степень риска. необратимость и высокая степень риска.

Стратегические решения это решения о реконструкции предприятия, внедрении новой продукции и технологии, выходе на новые рынки сбыта, приобретении и слиянии предприятий, а также проведении организационных изменений (переход к новым формам взаимодействия с поставщиками и потребителями, преобразование организационной структуры и т.д.)

Стратегическое управление предприятием включает пять основных компонентов, образующих следующую цепь перспективно-целевых решений: Видение Сфера бизнеса Миссия Стратегии Программы и планы

Видение это образ возможного и желаемого будущего состояния предприятия Видение это образ возможного и желаемого будущего состояния предприятия Сфера бизнеса вид деятельности, связанный с конкретной хозяйственной единицей, программой и т.д. Сфера бизнеса вид деятельности, связанный с конкретной хозяйственной единицей, программой и т.д. Миссия, или общественно значимая роль, предприятия представляет собой качественно выраженную совокупность основных целей бизнеса Миссия, или общественно значимая роль, предприятия представляет собой качественно выраженную совокупность основных целей бизнеса Стратегия интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Стратегия интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Программы и планы это система мер по реализации принятой предприятием стратегии, призванная решать задачи распределения ресурсов, полномочий и ответственности среди подразделений (сотрудников), участвующих в реализации стратегии; разработки оперативных планов и программ Программы и планы это система мер по реализации принятой предприятием стратегии, призванная решать задачи распределения ресурсов, полномочий и ответственности среди подразделений (сотрудников), участвующих в реализации стратегии; разработки оперативных планов и программ

Основные этапы стратегического управления: анализ среды; анализ среды; определение миссии и целей организации; определение миссии и целей организации; формирование и выбор стратегии; формирование и выбор стратегии; реализация стратегии; реализация стратегии; оценка и контроль выполнения стратегии оценка и контроль выполнения стратегии

Анализ среды является исходным процессом в стратегическом управлении, так как он создает базу для определения миссии и целей организации, выработки стратегии ее развития

Процесс определения миссии и целей состоит из трех подпроцессов: формулирование миссии организации, которая в конкретной форме выражает смысл ее существования; формулирование миссии организации, которая в конкретной форме выражает смысл ее существования; определение долгосрочных целей; определение долгосрочных целей; определение среднесрочных целей. определение среднесрочных целей.

Формулирование и выбор стратегии предполагают формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации

Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии

Основные составляющие успешного выполнения стратегии: цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии; цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии; руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок; руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок; в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов

Последовательность взаимосвязанных работ по стратегиче­скому анализу, выбору и реализации стратегии составляет процесс стратегического управления

Выделяют три группы объектов стратегического управления, соответствующие трем структурообразующим уровням предприятия: Предприятие в целом (группа предприятий, концерн, самостоятельный завод или фабрика) Предприятие в целом (группа предприятий, концерн, самостоятельный завод или фабрика) Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность продуктов-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональ­ной политики Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность продуктов-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональ­ной политики Функциональная сфера деятельности структурные подразделения предприятия, ориентированные на выполнение определенных функций и обеспече­ние успешной деятельности стратегических единиц бизнеса и предприятия в целом (НИОКР, производство, маркетинг, финансы и др.) Функциональная сфера деятельности структурные подразделения предприятия, ориентированные на выполнение определенных функций и обеспече­ние успешной деятельности стратегических единиц бизнеса и предприятия в целом (НИОКР, производство, маркетинг, финансы и др.)

Концепция стратегического управления Венсила - Лагранжа Процесс стратегического планирования, по мнению авторов, включает четыре этапа: структуризация целей и определение расхождения между намеченными целями и реальными возможностями (анализ пробелов); структуризация целей и определение расхождения между намеченными целями и реальными возможностями (анализ пробелов); определение необходимых ресурсов и разработка вариантов действий по преодолению выявленных разрывов; определение необходимых ресурсов и разработка вариантов действий по преодолению выявленных разрывов; распределение ресурсов (составление планов и бюджетов); распределение ресурсов (составление планов и бюджетов); наблюдение и контроль за ходом выполнения намеченных планов и программ. наблюдение и контроль за ходом выполнения намеченных планов и программ.

Уровень стратегических решений Стратегичес кий контекст Анализ пробел ов Разработка вариант ов стратеги и Составлени е планов и бюджетов Наблюдени е и контроль Предприяти я Идентифика ция целей: миссия, цели, задачи А Сферы бизнеса Внешний анализ: возможности и угрозы В Функциона льные сферы деятельности Внутренний анализ: сильные и слабые стороны С Содержание этапов стратегического управления по уровням принятия решения: А корпоративный уровень, В бизнес- уровень, С функциональный уровень.

Таким образом, формирование стратегии развития организации является итеративным процессом и осуществляется на всех уровнях иерархии 1. Уяснение корпоративных целей и структуризация. 1. Уяснение корпоративных целей и структуризация. 2. Прогноз будущей деятельности на основе текущей стратегии и определение расхождения (разрыва) между прогнозами и целями. 2. Прогноз будущей деятельности на основе текущей стратегии и определение расхождения (разрыва) между прогнозами и целями. 3. Установление разницы между показателями стратегического плана и возможностями предприятия 3. Установление разницы между показателями стратегического плана и возможностями предприятия 4. Корректировка стратегических целей по результатам анализа пробелов и внутренних возможностей. 4. Корректировка стратегических целей по результатам анализа пробелов и внутренних возможностей. 5, 6. Разработка вариантов стратегий на функциональном уровне и бизнес-уровнях. 5, 6. Разработка вариантов стратегий на функциональном уровне и бизнес-уровнях. 7. Консолидация стратегических планов бизнес-единиц и функциональных подразделений. 7. Консолидация стратегических планов бизнес-единиц и функциональных подразделений. 8. Выделение ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей. 8. Выделение ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей. 9, 10. Распределение ресурсов на соответствующих уровнях стратегии. 9, 10. Распределение ресурсов на соответствующих уровнях стратегии. 11, 12. Наблюдение и контроль за использованием ресурсов. 11, 12. Наблюдение и контроль за использованием ресурсов.

Виды стратегического управления Управление на основе решения стратегических задач Управление на основе решения стратегических задач Управление по слабым сигналам Управление по слабым сигналам Управление в условиях стратегических неожиданностей Управление в условиях стратегических неожиданностей

Управление на основе решения стратегических задач Управление путем ранжирования стратегических задач на тактическую выживаемость, в основе которой лежит сохранение позиций предприятия в базовых сферах деятельности. Управление на основе решения стратегических задач используется в том случае, когда события, которые могут произойти, полностью или частично предсказуемы, но для реакции на них менять общую линию поведения предприятия невозможно или нецелесообразно.

Два источника, генерирующих возникновение стратегических задач: тенденции изменений во внешней среде организации; тенденции изменений во внешней среде организации; внутренние тенденции, характеризующие развитие организации. внутренние тенденции, характеризующие развитие организации.

Процесс управления путем решения вновь возникающих стратегических задач предусматривает: Постоянное наблюдение за всеми тенденциями. Постоянное наблюдение за всеми тенденциями. Анализ и обнаружение опасностей и новых возможностей. Анализ и обнаружение опасностей и новых возможностей. Оценку важности и срочности решения вновь возникающих задач на основе их классификации. Оценку важности и срочности решения вновь возникающих задач на основе их классификации. Подготовку решений (ее осуществляют специально созданные оперативные группы). Подготовку решений (ее осуществляют специально созданные оперативные группы). Принятие решений с учетом возможных стратегических и тактических последствий (осуществляет руководство). Принятие решений с учетом возможных стратегических и тактических последствий (осуществляет руководство). Обновление списка проблем и их приоритетности. Обновление списка проблем и их приоритетности.

Управление по слабым сигналам Очевидные и конкретные проблемы, выявленные в результате наблюдения, называют сильными сигналами. Другие проблемы, известные по ранним и неточным признакам, принято называть слабыми сигналами. Чем сильнее сигнал, тем меньшим временем располагает предприятие для ответной реакции. При наличии неточных признаков опасности необходимо постоянное наблюдение за внешней средой и определение относительной силы сигнала.

Управление в условиях стратегических неожиданностей Система чрезвычайных мер при стратегических неожидан­ностях используется в экстренных ситуациях, возникших внезапно. Эта система предполагает следующие действия: использование коммутационной сети связей для чрезвычайных ситуаций; использование коммутационной сети связей для чрезвычайных ситуаций; перераспределение обязанностей высшего руководства: контроль и сохранение морального климата; обычная работа с минимальным уровнем срывов; принятие чрезвычайных мер; перераспределение обязанностей высшего руководства: контроль и сохранение морального климата; обычная работа с минимальным уровнем срывов; принятие чрезвычайных мер; создание групп гибкого ранжирования из наиболее опытных специалистов, наделенных необходимыми полномочиями. создание групп гибкого ранжирования из наиболее опытных специалистов, наделенных необходимыми полномочиями.

Рассмотренные системы (виды) стратегического управления не заменяют друг друга. Готовность предприятия к использованию адекватной системы стратегического управления определяется в первую очередь кадровым потенциалом и ресурсами организационной структуры управления. Эффективность управления в условиях стратегических неожиданностей зависит от понимания сути происходящих событий, правильной оценки ситуации, способности руководства вовремя распознать надвигающуюся опасность.

Стратегическое управление базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления Научность в сочетании с элементами искусства. Менеджер в своей деятельности использует данные и выводы множества наук, но в то же время должен постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации. Научность в сочетании с элементами искусства. Менеджер в своей деятельности использует данные и выводы множества наук, но в то же время должен постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации. Целенаправленность стратегического управления. Стратегический анализ и формирование стратегии должны подчиняться принципу целенаправленности, т.е. быть всегда ориентированы на выполнение глобальной цели организации. Целенаправленность стратегического управления. Стратегический анализ и формирование стратегии должны подчиняться принципу целенаправленности, т.е. быть всегда ориентированы на выполнение глобальной цели организации.

Гибкость стратегического управления. Подразумевает возможность внесения коррективов в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Гибкость стратегического управления. Подразумевает возможность внесения коррективов в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Единство стратегических планов и программ. Для достижения успеха стратегические решения разных уровней должны быть согласованы и тесно увязаны между собой. Единство стратегических планов и программ. Для достижения успеха стратегические решения разных уровней должны быть согласованы и тесно увязаны между собой. Создание необходимых условий для реализации стратегии. Процесс стратегического управления должен включать создание организационных условий для осуществления стратегических планов и программ, т.е. формирование сильной организационной структуры, разработку системы мотивации, совершенствование структуры управления Создание необходимых условий для реализации стратегии. Процесс стратегического управления должен включать создание организационных условий для осуществления стратегических планов и программ, т.е. формирование сильной организационной структуры, разработку системы мотивации, совершенствование структуры управления

Спасибо за внимание!