Прослеживаемость в мясной промышленности Франции и информация для потребителей (Как прослеживаемость и маркировка используются для информирования потребителей) Москва 28 октября 2009 ( Ален Боамартель - Дирекция по конкуренции, потреблению и борьбы с мошенничеством, Франция )
CEE 178/ CEE гигиена + CEE официальный контроль = Основополагающие тексты европейского пищевого законодательства Защита жизни и здоровья (статья 5) Защита интересов потребителей (статья 5) Выбор продуктов питания «со знанием дела» (статья 8) Предотвратить мошенничество, фальсификацию и прочие действия, вводящие в заблуждение потребителя (статья 8) Постановление CEE 178/2002: цель
Начало цепи: идентификация поставщиков Конец цепи: идентификация получателя Маркировка и идентификация продуктов питания для обеспечения прослеживаемости Соответствующие системы и процедуры Средства, выбранные владельцами Возможность точечного изъятия Информирование потребителей Избежать нарушений нормальной работы CEE 178/ прослеживаемость обязательна для пищевых продуктов
Сектор производства говядины: CEE 1760/2000 Статья 13-1: –Связь между тушей, четвертиной или отрубом и индивидуальным животным или группой животных Статья 16-1: (необязательная маркировка) –« меры, гарантирующие правдивость этой информации »
Сектор производства говядины: CEE 1825/2000 « все производители располагают, на каждом этапе производства и продажи, системой идентификации и системой детальной регистрации » эта система гарантирует связь между идентификацией мяса и животным регистрация поступления и отправки (взаимосвязь)
Сектор производства говядины: постановление от 2 апреля 1999 г. Статья 1: на бойне –Номер убоя на туше, полутуше, четвертине и больших отрубах с костями –несмываемыми чернилами –нанесение перед снятием внешней бирки с животного –регистрация
Стандарты для крупного рогатого скота NF EN 46007: прослеживаемость на бойне –Письменная процедура –Номер убоя –Учет сырья и продукции NF EN 46010: прослеживаемость в разделочном цехе –Письменная процедура –Регистрация отклонений от нормы –Обработка несоответствий –Учет сырья и продукции : « регистрация общего веса сырья на обработку + начальный запас; с другой стороны: общий вес продукции на продажу + конечный запас »
Стандарты на свинину NF EN 46011: идентификация туш на бойне NF EN 46012: предпродажная подготовка свинины (убой и разделка)
Маркировка продуктов питания, включая все мясные –Адаптация Директивы CEE 2000/13 –Статьи R112-1, 6, 7, 9, 11 кодекса потребления
Кодекс потребления: статья R112-1 –Маркировка: пометки, обозначения, марки производителя или торговли, изображения или знаки, относящиеся к продукту питания и находящиеся на упаковке, документе, табличке, этикетке, бирке, которые сопровождают этот продукт питания
Кодекс потребления: статья R112-6 –Запрет хранить с целью продажи, выставлять на продажу, продавать продукты питания, маркировка которых или презентация не соответствуют правилам
Кодекс потребления: статья R112-7 –Маркировка не должна вводить в заблуждение покупателя или потребителя, в частности, относительно характеристик, природы, свойств, состава, количества, срока годности, происхождения, способа производства или приобретения.
Кодекс потребления: статья R112-9 –Минимальная обязательная маркировка для конечного потребителя (упакованные продукты): –Наименование продукта * –Состав (продукты с использованием мяса) –Количество* –Предельная дата потребления* –Информация о производителе, упаковщике или продавце на территории Евросоюза –Номер партии –Происхождение; отсутствие этой информации вводит в заблуждение покупателя –Способ использования, если необходимо –Пометка « упаковано в защищенной атмосфере », если необходимо (* = сгруппированные в одном месте)
Кодекс потребления: статья R –Если продукты реализованы на стадии, предшествующей конечному потреблению, приведенная выше информация может фигурировать только в сопровождающих торговых документах, за исключением номера партии, который должен всегда присутствовать на упаковке продукта. –В этом случае наименования продукта, количество и предельная дата потребления должны быть дополнительно указаны на коробке, содержащей потребительские упаковки.
Афиширование цен в местах продажи Постановление от 18 марта 1993 г.: обязательность показа, для информирования потребителя, названия каждого отруба на табличках (при традиционном способе продажи) или на этикетках (при продаже в упакованном виде) в соответствии с перечнем розничных отрубов.
Рекламирование не в местах продажи L441-2 кодекс торговли: обязательность указания происхождения портящегося пищевого продукта при рекламировании цен на продукты
Общественное питание Постановление от 17/12/02: обязательность информирования потребителя о происхождении говядины, предлагаемой в ресторанах (блюда, содержащие кусковое мясо: отбивные, жаркое и т.д.)
Маркировка говядины: CEE 1760/2000 –Обязательная маркировка на всех стадиях продажи –Говядина свежая или замороженная (включая мясистую часть диафрагмы, грудинку, телятину и фарш).
Маркировка говядины: RCEE 1760/2000 Обязательная информация: Номер или справочный код Страна рождения Страна откорма Страна забоя: Франция + N° разрешения Страна разделки : Франция + N° разрешения Происхо ждение
Маркировка говядины: RCEE 1760/2000 Информация, указываемая добровольно Статья 16: Необязательная маркировка –Сертификация (история животных) –Спецификации (характеристики животных) –Взаимность между странами-членами Евросоюза –Аналогично для третьих стран
Пример спецификации n° Говядина, с указанием регионального и местного происхождения животных, породы, категории, зрелости. (Коллективные спецификации INTERBEV) (Пример этикетки)
Заключения Прослеживаемость и маркировка: два разных понятия Прослеживаемость и маркировка: два связанных понятия Маркировка позволяет передавать информацию: –Обязательную (случай сектора производства говядины) –Прочую, необязательную Прослеживаемость – инструмент, позволяющий достоверно информировать конечного потребителя, а также передавать информацию между операторами в секторе производства говядины. Хотя выбор и зависит от цены, потребитель хочет располагать информацией Нужно следить за развитием поведения потребителей, знать и удовлетворять их потребности Прослеживаемость и маркировка - важнейшие инструменты современного рынка мяса