ГЕОПОЛИТИКА И ИНТЕГРАЦИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. Актуализация или почему социетальная безопасность? «цветные революции» первой половины 2000-х годов (Сербия,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Гидроэнергетические ресурсы Центральной Азии» Работу выполнил: Беляев Александр У10-01к Место выполнения работы: Министерство природных ресурсов и экологии.
Advertisements

Национальная безопасность России в современном мире Россия в мировом Россия в мировом сообществе сообществе Выполнил: преподаватель ОБЖ МОУ «СОШ5 им.В.Хомяковой»
Сырдарья - вторая по водности и первая по длине река Центральной Азии. От истоков Нарына ее длина составляет 3019 км, а площадь бассейна 219 тыс. км2.
Экономическая безопасность региона. Вступление Развитие экономики выделило в качестве самостоятельной функцию государства по защите экономической безопасности.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Выполнила ученица 11 А класса Попова Мария.
СНГ И ДРУГИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
Водная инициатива ЕС Иван Игнатьев О.О. «Экоспектр», семинар «Реформа городского водоснабжения и канализации», г. Бендеры, сентября.
Обмен информацией и обсуждения с представителями стран речного бассейна Алматы, Kazakhstan мая, 2011г. Оценочные исследования по предлагаемому проекту.
Особенности ведения бизнеса в Ленинградской области: перспективы и проблемы Принципы организации промышленных зон в Ленинградской области.
Слайд 1 РАБОТА КОМИТЕТА ПО ВОДНЫМ РЕСУРСАМ МСХ РК ВЕЛАСЬ ПО СЛЕДУЮЩИМ ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ: Государственное управлению в области использования и охраны.
ШОС Члены организации Пересечения интересов Рассматривая разнонаправленные интересы стран участниц Шанхайской организации сотрудничества, российский экономист.
Презентация магистерской диссертации Некрашевич Марии.
{ Дальний Восток Проблемы и пути их решения Работу выполнила ученица 9 класса Лычкова Катя.
Евразийский экономический союз:этапы экономической интеграции,значение и результаты деятельности Курсовая работа.
Внешняя политика России в 90-е годы ХХ века Два направления дальнее зарубежьеближнее зарубежье. СШАЕвропаАТРНАТОКавказ Прибалтика Средняя Азия США 1991.
Участие России в решении конфликтных проблем в зоне континентального шельфа.
Сагит Ибатуллин - председатель ИК МФСА «Укрепление регионального сотрудничества по воде: роль Исполнительного комитета Международного Фонда спасения Арала»
Сотрудничество на малых трансграничных реках, и основные риски, связанные с ними Екатерина Стрикелева, РЭЦЦА.
1 TUREBEKOVA B.O IRRIGATOIN AND FOOD PRODUCTION 1 Особенности сельского хозяйства Казахстана 2 Орошаемое земледелие в Казахстане: современное состояние.
Государственная политика в сфере подготовки кадров для обеспечения Единой энергетической системы Центральной Азии Иманбердиев Досаалы Чоюбекович к.ф.-м.н.,
Транксрипт:

ГЕОПОЛИТИКА И ИНТЕГРАЦИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Актуализация или почему социетальная безопасность? «цветные революции» первой половины 2000-х годов (Сербия, Грузия, Украина); «цветные революции» первой половины 2000-х годов (Сербия, Грузия, Украина); политические перевороты в Кыргызстане в 2005 и 2010 годах; политические перевороты в Кыргызстане в 2005 и 2010 годах; «твиттерные революции» в арабских странах в конце 2010 – 2011 годов, (Тунис, Египет, Ливия). «твиттерные революции» в арабских странах в конце 2010 – 2011 годов, (Тунис, Египет, Ливия).

Две технологии контролируемой смены политического режима - степень воздействия внешних и внутренних факторов на ситуацию в фокусных странах. - без внутренних предпосылок никакое внешнее влияние неспособно дестабилизировать ситуацию в стане.

Факторы устойчивости режимов в транзитных государствах принятая/ сформировавшаяся форма управления; принятая/ сформировавшаяся форма управления; принятая/ сформировавшаяся модель национальной идентификации. принятая/ сформировавшаяся модель национальной идентификации.

Наиболее значимые события жизни страны в 2010 году Наиболее значимыми и важными событиями 2010 года эксперты отметили: Председательство Казахстана в ОБСЕ; Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана»; «Доктрина единства народа Казахстана»; Заявление советника Президента страны Е.Ертысбаева о планируемом участии Н.Назарбаева в выборах 2012 года; Трагедия в Кызылагаше; Трагедии на угольных месторождениях в Карагандинской области.

Основные приоритеты деятельности Казахстана на период председательства в ОБСЕ в 2010 году. Среди задач Казахстана в качестве приоритетных, выделены следующие: экологические вопросы (проблемы Аральского моря, Семипалатинского ядерного полигона); укрепление всеобъемлющей безопасности в регионе ОБСЕ; содействие в регулировании затяжных конфликтов; стабилизация ситуации в Афганистане; расширение спектра безопасности до евразийского пространства; укрепление отношений Казахстана со странами Европейского Союза, также с США.

Внешнеполитические приоритеты стран ЦА ( Сатпаев Д.Внешнеполитический плюрализм Центральной Азии \\ exclusive. 5 (62). Май С ) Страна Внешнеполитические приоритеты Причины Участие в региональных организациях Казахстан Экономическая сфера Россия, Китай, СНГ, США, ЕС Военно-политическая сфера Россия, Китай, США (Каспий) 1. Многовекторная политика 2. Общие интеграционные проекты с Россией 3. Общие инвестиционные проекты с Китаем 4. Американский нефтегазовый бизнес ОДКБ, ШОС, ЕвразЭС, ЕЭП, СНГ Акцент на интеграцию Узбекиста н Экономическая сфера Россия, Китай Военно-политическая сфера Россия, Китай 1. Трения с США и ЕС. Игра на геополитической конкуренции. 2. Заинтересованность в российских и китайских инвестициях. 3. Борьба с терроризмом. 4. Минимальные требования со стороны Пекина и Москвы к демократическому развитию ШОС, ЕвразЭС, СНГ Акцент на двусторонние отношения Кыргызст ан Экономическая сфера Россия, Китай, США, ЕС, Казахстан Военно-политическая сфера Россия, Китай. США 1. Заинтересованность в инвестициях. 2. Борьба с терроризмом. 3. Большие миграционные потоки в Казахстан и Россию 4. Военные базы ОДКБ, ШОС, ЕвразЭС, СНГ Акцент на интеграцию Таджикис тан Экономическая сфера Россия, Китай, США, Казахстан, Иран Военно-политическая сфера Россия 1. Заинтересованность в инвестициях. 2. Большие миграционные потоки в Казахстан и Россию 3. Военные базы ОДКБ, ШОС, ЕвразЭС, СНГ Акцент на интеграцию Туркмени стан Экономическая сфера Россия, Украина, Иран, Афганистан, Пакистан, Турция, ЕС 1. Газовая зависимость от России 2.2. Поиск альтернативных маршрутов экспорта газа. СНГ (ассоц.член) Акцент на двусторонние отношения

Центральная Азия глазами основных геополитических игроков ( Сатпаев Д.Внешнеполитический плюрализм Центральной Азии \\ exclusive. 5 (62). Май С ) Страна Приоритетные интересы в Центральной Азии Интересы Казахстана Хронология деятельности в ЦА Перспективы США 1. Региональное доминирование 2. Энергетически е ресурсы 3. Проблем ы безопасности (терроризм) 4. Демократическ ое развитие 1. Экономическое взаимодействие 2. Безопасность на Каспии 3. Поддержка на международной сцене – геополитическое доминирование – сокращение влияния (активность России и Китая, «Цветные революции», Андижан) Сохранить роль важного геополитического игрока, но вряд ли может рассчитывать на позиции стратегического партнера Росси я 1. Восстановлени е геополитического баланса 2. Экономическо е доминирование 3. Проблема безопасности (терроризм, наркотрафик, нелегальная миграция) 1. Противовес США и Китаю 2. Экономическое взаимодействие в рамках ЕвразЭС 3. Инвестиционная кооперация на Каспии 4. Военное сотрудничество на базе ОДКБ 5. Создание интеграционного ядра на постсоветском пространстве – политика «отступления» В 2000 – началась политика «реванша» в ЦА Имеет серьезные шансы укрепить свои геополитические позиции в регионе посредством: -Инвестиционной активности; -Взаимодействия в сфере безопасности; -Активной игры на страхе элит перед «цветными революциями»; - взаимодействие в сфере легализации рабочей силы; -Через региональные структуры (ЕвразЭС, ОДКБ, ШОС)

Центральная Азия глазами основных геополитических игроков ( Сатпаев Д.Внешнеполитический плюрализм Центральной Азии \\ exclusive. 5 (62). Май С ) Продолжение Страна Приоритетные интересы в Центральной Азии Интересы Казахстана Хронология деятельности в ЦА Перспективы Кита й 1. Энергетические ресурсы 2. Проблема безопасности (терроризм) 3. Восстановление геополитического баланса 1. Привлечение инвестиций 2. Геополитические противовес США 3. Сотрудничество в рамках ШОС – статус наблюдателя первая попытка позиционирования Китая в качестве нового регионального игрока. ШОС как инструмент влияния Региональные перспективы зависят от 3-х моментов: -от эффективности ШОС; - От активной инвестиционной деятельности (выделение $900 млн. на финансирование различных проектов стран ШОС) ЕС 1. Демократичес кое развитие 2. Энергетические ресурсы 3. Проблема безопасности (терроризм, наркотрафик, нелегальная миграция) 1. Поддержка идеи Казахстана о председатель свет в ОБСЕ в 2009 г. 2. Привлечение инвестиций С 1991 по 2001 – охранение периферийного интереса в ЦА. С 2001 – по настоящее время более усиленное внимание к региону Не будет доминирующим региональным фактором по причине наличия разного уровня восприятия ЦА в глазах отдельных членов ЕС. Игрок второго эшелона.

Водная проблема давно является одной из основных причин напряженности в Центральной Азии. Ценность водных ресурсов в Центральной Азии и накал борьбы за них, видимо, будут возрастать по мере общей деградации вод в регионе, дальнейшего обмеления его крупнейших водных артерий и Арала, увеличения численности населения.

В целом этот регион представляет собой ареал «водного голода», вызванного быстрым ростом численности и плотности населения и несогласованностью водопользования. Более чем 80% запасов пресной воды здесь приходится на горные Киргизию и Таджикистан, которые благодаря водохранилищам и ГЭС, построенным в верховьях их рек еще в советское время, имеют возможность регулировать водный сток.

Интересы водопользования государств горного «верха» не совпадают с интересами орошаемого земледелия «нижних» стран. Таджикистан и Киргизия стремятся увеличить производительность ГЭС, сократить энергетическую зависимость от углеводородов равнинных Казахстана и Узбекистана и расширить экспорт своей электроэнергии в Иран, Афганистан, Пакистан и даже Индию. «Нижние» Узбекистан и Казахстан заинтересованы в ирригационном, а не энергетическом режиме работы «верхних» ГЭС.

Нарушение гидробаланса региона обусловлено тем, что из стратегических соображений его сельское хозяйство с 1930-х годов было сориентировано на выращивание весьма водозатратной культуры - хлопка. В итоге сток крупнейших рек - Амударьи и Сырдарьи - оказался полностью зарегулированным. Начало «водному противостоянию» было положено в конце 1990-х годов, когда конфликт на почве вододеления резко обострил ситуацию на узбекистане-казахстанской границе.

В богатой водой Киргизии более 700 тысяч человек не имеет доступа к чистой питьевой воде, 40% гидротехнического оборудования изношено или пришло в негодность. В Узбекистане встает проблема экологических беженцев из-за опустынивания обширной части территории Каракалпакии. В Таджикистане дефекты водоочистки и нехватка средств на хлорирование воды стали причиной эпидемий тифа.

Особый накал в проблему водоснабжения региона вносит состояние Аральского моря. В советское время были проведены масштабные работы по ирригации среднеазиатских земель. Это и привело к Аральской катастрофе - резкому сокращению водостока в Арал из Амударьи и Сырдарьи, разобранных для орошения и полива; к деградации тугайных лесов вдоль русел этих рек; постепенному обмелению самого Арала- 4-го по размерам озера-моря в мире. Сейчас в двух местах его акватории обнажилось дно. Образовавшийся перешеек соединил с берегом остров, на котором находится лепрозорий, и теперь он никак не отделен от мест проживания здорового населения. Требует решения и проблема острова Возрождения с остатками биологического оружия, ибо высыхание Арала грозит распылением опасных штаммов.

Гидроэнергетика и проблема распределения водных ресурсов трансграничных рек Трансграничные реки Центральной Азии и водохозяйственный комплекс бассейна Аральского моря остаются звеньями, тесно связывающими страны ЦА в едином региональном пространстве. противоречия государственных интересов по поводу справедливого распределения и рационального использования водных ресурсов. Причина складывающейся ситуации лежит в сложном разделении некогда единой системы регулирования стоков рек и водоемов между пятью странами.

Общая проблема водопользования заключается в распределении энергетической и ирригационной специализации между государствами: Кыргызстану и Таджикистану достались крупные каскады ГЭС и водохранилища, Узбекистану, Казахстану и Туркменистану – разветвленная система мелиорации с искусственными регуляторами воды. Эти отраслевые сегменты национальных экономик в различной степени зависимы друг от друга. Страны, лежащие в зоне формирования водостока трансграничных рек, нуждаются в развитии гидроэнергетики, являющейся для них практически главным стратегическим ресурсом. В нижнем течении, где традиционно используется поливное земледелие, вода остается жизненной основой для сельскохозяйственной деятельности крупных центральноазиатских оазисов.

Специализация в использовании гидроресурсов породила различные подходы к данной проблеме на современном этапе: Кыргызстан и Таджикистан склонны рассматривать воду как товар, обладающий стоимостью. Позиция базируется на стремлении не только компенсировать потери в период вегетации, когда гидроэлектростанции производят холостые сбросы воды, но и покрыть затраты на обслуживание и амортизацию оборудования в процессе эксплуатации гидросооружений. У обеих стран схожие интересы. Они основываются на принципе, провозглашенном международной Дублинской конференцией (1992), который гласит, что вода «имеет экономическую стоимость при всех ее конкурирующих видах использования и должна признаваться товаром». Эти страны не настаивают на продаже воды: 1. для этого нет разработанной законодательно-правовой базы; 2. постановка такого вопроса вызвала бы сильное сопротивление других стран региона.

Кыргызстан все чаще становится инициатором экономического подхода к водной проблеме. Таджикистан не заявляет о возмещении затрат на содержание гидроэнергетической инфраструктуры в открытой форме. Актуальным для этой страны стало наращивание энергетического потенциала посредством строительства в стране ряда ГЭС и ЛЭП, которые в перспективе должны стать эффективным ресурсом для позиционирования республики на международном уровне. Небольшая разница во взглядах на проблему объясняется тем, что водозабор, производимый в Кыргызстане на гидроэнергетические нужды, в основном влияет на бассейн реки Сырдарьи, естественный сток которой практически полностью зарегулирован Нарын-Сырдарьинским каскадом водохранилищ. Любые изменения водохозяйственного комплекса и режима его функционирования на территории Кыргызстана оказывают существенное воздействие на потребление водных ресурсов в Узбекистане, Таджикистане и Казахстане. Вследствие этих причин, вопрос расширения гидроэнергетического потенциала Кыргызстана требует коллективного подхода, в рамках которого кыргызское правительство намерено ввести определенные правила, касающиеся распределения воды.

На Амударьинском водном бассейне имеются резервы для дальнейшего регулирования водных стоков. В настоящее время Нурекская ГЭС регулирует около 40% воды, необходимой Узбекистану и части Туркменистана. При завершении строительства Рогунской ГЭС Таджикистан практически полностью зарегулирует воды Амударьи. Строящиеся в Таджикистане гидросооружения на реке Вахш могут использовать весь имеющийся потенциал. (многие таджикистанские эксперты склонны считать Вахш внутренней рекой, в связи с чем официальный Душанбе проводит активную политику по привлечению иностранных инвестиций в гидроэнергетическую отрасль страны).

Этот факт сильно тревожит Узбекистан, экономика и социальная стабильность которого напрямую зависят от водных ресурсов бассейнов рек Амударьи и Сырдарьи. По мнению узбекской стороны, зарегулирование рек со стороны Таджикистана может иметь множество негативных последствий. На саммите ШОС, проходившем 16 августа 2007 года в Бишкеке, президентом Узбекистана было выражено определенное беспокойство по этому поводу. По словам И. Каримова, все решения по использованию стока трансграничных рек, в том числе при строительстве гидроэнергетических сооружений, должны в обязательном порядке учитывать интересы десятков миллионов жителей Казахстана, Туркменистана и Узбекистана. В ответ на это президент Таджикистана заверил участников саммита, что его страна никогда и никоим образом не будет предлагать и поддерживать любой проект, наносящий ущерб его соседям.

между Таджикистаном и Узбекистаном из-за различий в подходах к использованию воды сохраняется сложная и противоречивая ситуация. Эти страны объединены Сырдарьинским и Амударьинским водными бассейнами, и их экономики крайне зависимы от гидроресурсов. Таджикистан связывает свое перспективное развитие и вхождение в мировую экономику с использованием потенциала по выработке дешевой электроэнергии и стремится реализовать имеющиеся гидроэнергетические ресурсы. От этого напрямую зависит развитие производственных мощностей горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, а также цветной металлургии страны. Узбекистан считает, что увеличение забора воды в случае возведения новых плотин и строительства алюминиевых заводов на таджикистанской территории, может существенно сказаться на экологии сельскохозяйственных регионов этой страны.

Официальный Ташкент не раз высказывал опасения по поводу строящихся гидроэлектростанций на территории Таджикистана, которые в дальнейшем с помощью забора воды в весенне- летний период могут стать политическими рычагами давления на соседние страны. экономическая безопасность Таджикистана зависит от транзитных потоков, идущих через узбекистанскую территорию. Промышленность, сельское хозяйство и социальное обеспечение Таджикистана связаны с импортом, в первую очередь, энергоносителей – природного газа из Узбекистана, ГСМ из России, Казахстана и Туркменистана, а также сырья (глинозема), оборудования, зерна, различных видов техники и товаров широкого потребления. Используя это преимущество, Узбекистан практически блокирует коммуникации, что повлияло на энергетический кризис в зимний период 2006 года и сложную обстановку в энергетическом секторе Таджикистана в текущем году.

Вследствие имеющихся противоречий и неотрегулированной водной проблемы в Центральноазиатском регионе, Таджикистан был вынужден расширить международное поле деятельности и ввязаться в сложную геополитическую игру, идущую между мировыми и региональными державами. В настоящее время развитие гидроэнергетики в Таджикистане зависит от крупных вложений, которые могут быть реализованы во многом при участии зарубежных инвесторов. Расположение этой республики на геополитическом разломе Центральной и Южной Азии вызывает у влиятельных международных субъектов определенный геостратегический интерес. От освоения гидроэнергетического потенциала также имеется экономическая выгода. Но, несмотря на реализуемые в настоящее время проекты, развитие отрасли встречает различные противодействия. 1. стремление таджикского правительства иметь при себе контрольный пакет акций в этой стратегической сфере наталкивается на недопонимание инвесторов. 2. международным акторам приходится воздерживаться от активного участия в развитии отрасли из-за позиций Узбекистана.

В настоящее время проблема распределения водных ресурсов между странами Центральной Азии решается в режиме реагирования на ситуацию. Алматинское соглашение (1992) и Нукусская декларация (1995) соблюдали положения о приоритетных для ирригации режимах водного стока. Из-за падения уровня воды в Токтогульском водохранилище в 1998 году между странами региона было заключено Долгосрочное рамочное соглашение, в котором признавалось, что годовое и многолетнее хранение воды для ирригации имеет стоимость. Однако впоследствии соглашение по компенсации недорабатываемого электричества в зимнее время года топливом оказалось неудовлетворительным – в связи с ростом цен на энергоресурсы.

Вследствие разногласий между странами региона, касающихся вопросов сезонного распределения воды, обслуживания имеющихся гидросистем и строительства новых объектов, Кыргызстан и Таджикистан решили определить единую точку зрения на проблему. В сентябре 2007 года в Бишкеке прошел ряд межправительственных встреч между обеими странами, на которых обсуждались также и вопросы о совместном использовании водно-энергетических ресурсов. Так, например, 17 сентября 2007 года в Бишкеке министры иностранных дел Кыргызстана и Таджикистана пришли к согласию, договорившись о совместном лоббировании и защите своих экономических интересов в Центральной Азии. В ходе же официального визита президента Таджикистана Э. Рахмона в Кыргызстан 18 сентября 2007 года президент Кыргызстана К. Бакиев выступил с предложением поддержать инициативу проведения Международного водно-энергетического саммита в Бишкеке, в котором будут принимать участие представители Евросоюза. К. Бакиев подчеркнул, что сотрудничество двух стран в энергетической сфере позволит реализовать существующие и перспективные возможности в области гидроэнергетики, в частности, совместный экспорт электричества в третьи страны и обеспечение стабильной работы объединенных энергосистем.

Перспектива обособленного регулирования стока воды трансграничных рек содержит реальную угрозу. Систематическая разбалансировка сложившейся гидротехнической системы крупных рек региона – Амударьи и Сырдарьи содержит огромный потенциал социальных, техногенных и экологических катастроф. Так, например, наглядно эта ситуация проявилась на Сырдарьинском водном бассейне во время многоводия в годах, когда Кыргызстан производил сброс воды Токтогульского водохранилища в энергетическом режиме. Это создало угрозу экологической катастрофы в Ферганской долине Узбекистана, опасность разрушения дамб в Учкурганском, Нарынском и Уйчинском районах, Наманганской области и затопления прибрежных населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий на территории Узбекистана.

построенная в 2003 году Узбекистаном система Арнасайских дамб не позволила в полной мере осуществлять сброс излишков в Арнасайскую низменность, расположенную на узбекистанской территории. Из-за нарушенного режима системы сезонного регулирования водных стоков со стороны Кыргызстана и Узбекистана вся нагрузка легла на Шардаринское водохранилище, вследствие чего казахстанскому правительству пришлось принимать экстренные меры по предотвращению критического заполнения Шардары, разрушения Арнасайской плотины и затопления земель Южно-Казахстанской и Кызылординской областей. Для выхода из этой ситуации были приняты необходимые решения, одним из которых стало строительство Коксарайского контррегулятора в ЮКО, другим – реконструкция гидротехнических сооружений на Сырдарье и ее протоках для увеличения пропускной способности реки в Кызылординской области. Несмотря на то, что реализация последнего варианта сняла напряженность и опасность затопления, проблема остается актуальной до следующего многоводного периода на Сырдарьипском водном бассейне.

Чрезвычайная ситуация годов в южном регионе Казахстана, сложившаяся из-за несогласованных действий трех стран по региональной координации гидроресурсов, является лишь одним из эпизодов в сложной череде водных проблем, имеющих место в Центральной Азии. Гидроэнергетика и распределение водных ресурсов трансграничных рек для сельскохозяйственных и промышленных нужд является актуальной региональной проблемой, решение которой зависит от комплекса природных, экономических и социальных факторов. водная проблематика нуждается в создании политически взвешенной позиции всех стран региона – в том отношении, что в краткосрочной перспективе Центральная Азия может столкнуться с проблемой уже глобального уровня.

позиция Кыргызстана обусловлена быстрым таянием ледников из-за глобального потепления. По данным ООН, к 2040 году объем годового стока по Кыргызстану составит 19 куб. км, вместо 55 куб. км в настоящее время. Такое же явление наблюдается и в Таджикистане. Так, за последнее десятилетие, по различным данным, площадь ледников на территории этой республики сократилась от 30 до 35%. В перспективе Центральноазиатский регион столкнется не только с цикличными перепадами объема воды трансграничных рек, но и ее хронической нехваткой – как для гидроэнергетики, так и для мелиорации. Таким образом, ситуация, складывающаяся вокруг водной проблемы, указывает на необходимость интегрированного управления гидроресурсами. Такой позиции придерживается Казахстан, глава которого, Н.А. Назарбаев, на заседании саммита ШОС в Бишкеке предложил передать этот очень острый вопрос в ШОС и рассматривать проблемы использования трансграничных рек Амударья и Сырдарья, а также Аральского моря сообща.

Ныне существуют два диаметрально различных подхода к решению проблемы вододефицита в Центральной Азии. Первый - это получение гидроресурсов из-за рубежа путем изменения русел полноводных рек и задействования новых гидротехнических сооружений. Второй путь основан на повышении эффективности использования уже имеющихся водных ресурсов.

Регион до сих пор занимает первое место в бывшем СССР по потерям воды и уровню ее загрязнения. Например, аральские воды или уходят в грунт при фильтрации из необлицованных русел, или, поступив в устаревшую дренажную систему, теряют в пустынных низменностях почти половину своего объема. Но даже при стремительном обмелении Амударьи и Аральского моря в сопряженных оросительных системах ввиду износа коллекторно-дренажной сети скапливается избыток сбросовых или проступивших грунтовых вод, насыщенных солями, удобрениями и ядовитыми дефолиантами.

Из сбросовых вод образовалась система Айдар- Арнасайских озер, а Сарыкамышская впадина оказалась заводненной на площади 3200 кв.км. В одном только Узбекистане заболочено и засолено 800 тысяч га земли. На современном этапе проблема вододефицита в регионе может быть решена только путем повышения качества водосбережения.

Удельная водообеспеченность РК равна 37 тыс. м 3 на км 2 6,0 тыс. м 3 на одного человека в год. Для сравнения: в Грузии она составляет 878 тыс. м 3 на км тыс. м 3 на одного человека, в Кыргызстане соответственно 245 тыс. м 3 на км тыс. м 3 на одного человека.

водные ресурсы по территории Казахстана распределены крайне неравномерно. На восточный регион приходится 34,5% ресурсов, юго-восточный – 24,1%, южный – 21,2%, западный – 13,4%, северный – 4,2%, центральный – 2,6%. Наиболее обеспечена водой Восточно-Казахстанская область – 290 тыс. м 3 на км 2. В то же время испытывают острый дефицит в Атырауской, Кызылординской и особенно в Мангыстауской области, где практически нет источников пресной воды.

Управление водными ресурсами в Республике основано на бассейновом принципе. В Казахстане 8 речных бассейнов: Балхаш-Алакольский, Шу-Таласский, Арало-Сырдарьинский, Урало-Каспийский, Тобол-Торгайский, Ишимский, Иртышский Нура-Сарысуйский. При этом 7 бассейнов являются трансграничными, кроме Нура-Сарысуйского.

Поверхностные водные ресурсы Казахстана в средний по водности год составляют 100,5 км 3, из которых только 56 км 3 формируются на территории республики. Остальной объем – 44 км 3 поступает из сопредельных государств: Китая – 18,9 км 3 Узбекистана – 14,6 км 3, Кыргызстана – 3,0 км 3, России – 7,5 км 3.

Конвенция ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 18 сентября 1992 года, Конвенция о праве использования международных водотоков, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 21 мая 1997 года, обязывают рассматривать «обеспечение использования трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие». В решениях ООН подчеркивается, что «государства водотока сотрудничают на основе суверенного равенства, территориальной целостности, взаимной выгоды и добросовестности».

Важным направлением остается активизация отношений с центрально-азиатскими государствами. Для этого необходимо повысить статус Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК) и ее исполнительных органов бассейновых водохозяйственных объединений (БВО) «Сырдарья» и «Амударья» с приданием этим организациям статуса международной администрации по трансграничным рекам. Решение этого вопроса возможно при заключении оглашения между правительствами пяти центрально- азиатских республик об укреплении организационной структуры управления, охраны и развития трансграничных водных ресурсов в бассейне Аральского моря.

В долгосрочной перспективе система управления трансграничными водотоками должна быть поднята на качественно новый уровень, т.е. на уровень Международного водно- энергетического Консорциума (МВЭК), целью которого является рациональное и полное использование гидроресурсов региона, обеспечение эффективной совместной эксплуатации водохозяйственных объектов для повышения водообеспеченности государств региона на экономически взаимовыгодной основе.

Вода – это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного. Лао-цзы

Казахстанско-китайские отношения Иртыш и Или, берут начало на территории Китая, затем текут по Казахстану, а Иртыш и по России. Для юго-востока Казахстана эти реки являются основой системы водопользования, если объем воды в них уменьшится, это создаст серьезнейшие проблемы в сфере сельского хозяйства, гидроэнергетики, промышленности, экологии.

Китай заявил, что ближайшие 20 лет будет использовать из Иртыша не более 1 кубического километра воды. Но водные ресурсы имеют одну особенность – они очень изменчивы. Бывают многоводные годы, случаются и маловодные. Такой же забор воды в маловодные годы будет опустошать Иртыш на 30–40%.

Из-за нехватки воды может погибнуть озеро Зайсан, куда впадает Иртыш, остановится целый каскад построенных на нем гидроэлектростанций. Как известно, для Центрального Казахстана – это основной источник питьевой воды. Не так давно Иртыш считался одной из самых чистых рек планет, но уже сегодня вода не годится для питья. Проблема Иртыша создает угрозу не только нашей стране, но и всей планете. Иртыш впадает в Обь, а та – в Ледовитый океан. воды Иртыша могут стать потенциальным источником загрязнения Мирового океана.

Китай на своей территории намерен построить 65 гидротехнических установок и 13 искусственных водохранилищ, что потребует большого водозабора с реки Или, которая на 80 % является основой стока озера Балхаш. По последним данным, с китайской части бассейна реки Или изъятие воды и потери стока равны 4,42 м 3 в год, что составляет более 15% воды. Как следствие, на долю реки на нашей территории приходится значительно меньше воды. Соответственно мелеет и Балхаш.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявляя о необходимости ускорить процесс заключения соглашения о трансграничных реках отмечал, что по водообеспеченности Казахстан занимает одно из последних мест среди стран СНГ.

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. Сент-Экзюпери А.

Мойнакская ГЭС на реке Чарын в Райымбекском районе Строительство ГЭС было начато в 1985 году. В 1992 году, в связи с ухудшением экономического положения в стране, строительство было прекращено при готовности сооружений гидроузла около 70 %, Консервация недостроенных сооружений не была произведена должным образом, в результате чего они частично пришли в негодность. Комплекс сооружений ГЭС был приватизирован и продан частной кампании, которая организовать работы по достройке ГЭС не смогла. Интерес к проекту вновь возник в начале 2000-х годов, в связи с ростом энерготребления в Казахстане. В 2005 году было принято решение о возобновлении строительства ГЭС, в этом же году начались работы по расконсервации строительной площадки. Завершение строительства ГЭС запланировано на 2011 год Финансирование проекта строительства осуществляется за счёт кредитов Банка развития Казахстана (50 млн.$) и Банка развития Китая (200 млн.$, соглашение заключено в июне 2006 года). Общий размер заимствований оценивается в 328,8 млн.$, стоимость строительства ГЭС оценивается в 340 млн.$.

Мойнакская ГЭС

Рогунская ГЭС на реке Вакш Таджикистан В 1974 году Госстроем СССР был утвержден технический проект Рогунской ГЭС, разработанный САО «Гидропроект» г. Ташкент Госстроем СССРтехнический проект Ташкент Проект ГЭС подвергается критике из-за расположения в зоне высокой сейсмичности, оползневых и селевых процессов, а также наличия под основанием плотины Ионахшского тектонического разлома, заполненного каменной солью.каменной солью Проектировщики ГЭС заявляют о безопасности плотины в частности, о том, что её конструкция сейсмоустойчива, а для защиты отложений каменной соли от размыва запланированы специальные мероприятия. Также проект ГЭС резко критикуется руководством Узбекистана, опасающимся снижения стока Амударьи.Узбекистана Амударьи Начатый сбор средств у населения для достройки Рогунской ГЭС был приостановлен в апреле 2010 г. из-за большого недовольства населения, а также позиции МВФ. Стоимость завершения строительства оценивается в 2,2 млрд.$

Рогунская ГЭС

2012: все уйдут на фронты Третьей мировой? Марат Шибутов Сами конфликты в регионе таковы. Узбекистан – Таджикистан (вододеление, Самарканд и Бухара, диаспора таджиков в Узбекистане). Узбекистан – Кыргызстан (этнический конфликт, перенаселение в Ферганской долине, вододеление). Туркменистан – китайское присутствие на месторождении Южный Йолотань. Азребайджан/Туркменистн против России – прокладка транскаспийских трубопроводов. Ферганская долина – общее перенаселение. Горный Бадахшан – создание исмаилитского государства, перекрывание дороги из Китая в Пакистан. Все против Афганистана и террористических организаций.

Градус конфликтности Таджикистана и Узбекистана повышается, а градус контролируемости Кыргызстаном своей территории понижается. В какой-то момент они могут пересечься, – обратил внимание г-н Шибутов. Настоящие проблемы мирового финансового кризиса не решены, – подчеркнул он. – Нефть уже в этом году может подорожать до $150 за баррель, в следующем – $180.

Геофакторы Основные факторы, влияющие на геополитику и их трактовка Горы - горы являются естественной границей, либо внутренней, сдерживающей развитие отдаленных регионов, либо внешней, защищающей от экспансии соседних государств. Горные государства обычно не склонны к территориальной экспансии. Горы препятствуют наземным коммуникациям: строительству дорог, протяжке трубопроводов. Приграничные горы удешевляют защиту границ. Контроль над высотами обеспечивает геостратегическое значение для любой стороны - позволяет обеспечить разведку и точно производить обстрелы территории.

Моря - бывают внутриконтинентальными и внешними. Внешние моря (не являющиеся континентальным шельфом) являются свободными от контроля отдельных государств, моря внутренние имеют тенденцию становиться международными, что ославбяет государства, владеющие данными морями. Собственно внутренние моря не могут рассматриваться как важные с точки зрения геополитики. Незамерзающие моря обеспечивают ежегодный оборот товаров и военное присутствие, любое государство заинтересовано в выходе к незамерзающим морям.

Озера - бывают внутеренними и внешними. Внешние озера, имеющие международный статус и по которым проходят важные транспортные коммуникации, пытаются поставить под свой контроль государства, выходящие к этому озеру, пытаясь превратить во внутренние. Внутренние озера, по которым проходят важные торговые и транспортные коммуникации, государство-обладатель пытается удержать, не дать сделать его международным. Внутренние озера, таковыми путями не обладающие, геополитического интереса не представляют.

Пашни - В отличие от невосполняемых ресурсов вроде нефти или газа, наличие площадей, пригодных под посевы, не играет такой серьезной роли, однако для развивающихся государств или госудасртв четвертого мира (принципиально отставших), борьба за посевные площади играет такую же роль, как борьба за экспорт нефти в большой геополитике. В основном претендентом на пашни выступают кланы и транснациональные группы, имеющие отношение к какому-то государству, но не всегда действующие по его воле.

Пустыни - значительные площади, покрытые песками. Ввиду своей непригодности для жизни и трудности преодоления не представляют из себя интереса для экспансии. Как правило выполняют функцию границы - и действительно большинство границ по пескам ясляются условными и не демаркируются. Иногда выполняют функцию морей в плане защиты государства - пустыню проще охранять, трудно преодолеть в военно--стратегических целях. Наличие ресурсов в пустыне приводит к переделу площади и серьезным столкновениям.

Реки - Речные массивы выполняют две основные функции: административные и государственные границы (в этом они схожи с морями как границами) и судоходные пути, экономически связывающие отдельные регионы и административные единицы для формирования единого внутригосударственного рынка. Реки, текущие по территории нескольких государств, имеют тенденцию стать фактором взаимоинтеграции экономик: туризма, товарооборота. Реки, берущие начало на территории других государств в дальнейшем могут представлять угрозу национальной безопасности.

Ресурсы - XXI век более чем какой- либо другой становится веком борьбы за истощающиеся и невозобновляемые природные ресурсы, поэтому страны, обладающие таковыми, являются активным или пассивным, но значимым, участником большой геополитики. Особенно это касается стран, обладающих стратегическими или эксклюзивными природными ресурсами: нефтью, ураном, медью. При отсутствии адекватных вооруженных сил, международного влияния и финансовых средств, страна перестает быть субъектом международных отношений и становится объектом.

Степи - их роль во многом схожа с ролью пустынь, для некоторых государств, не заинтересованных в экспансии в сторону степей, владеют ими, не вынашивая серьезных планов колонизации простарнств. Особенно это касается степей, испытывающих серьезные проблемы с естественным орошением. Это тоже естественная граница, не являющаяся, однако, принципиальной. Наличие степных пространств переориентирует характер труда в пользу кочевого скотоводства, а найденные ресурсы позволяют инициировать передел территорий и влияния.

Этнографические этносы Комплемернтарные этносы - в теории этногенеза понятие, определяющее культурную, этническую, лингвистическую и религиозную близость этносов и наций, облегчающую взаимную интеграцию в геопространстве. Наличие комплементарных этносов на территории страны в автономиях не ведет к росту бытового национализма и напряженности. Наличие у государства соседних комплементарных государств добавляет дополнительную стабильность в регионе и повышает шансы взаимной интеграции. Диаспоры - наличие в государстве диаспор означает либо состоятельность государства на международной арене, либо является следствием имперского наследия в прошлом и особенностей национального строительства. Диспоры, хоть и являются в депрессивных государствах фактором раздражения и роста бытового национализма, все же являются важным фактором на международной арене и связующим звеном двух государств в частности через финансовые потоки и лоббизм. Во время конфликтного периода между государствами в первую очередь страдает диаспора.

Лингвистически близкие - лингвистическая близость между народами и государствами означает серьезное упрощение в деле регионального сотрудничества, создания единого геостратегического блока, определение взаимных близких национальных интересов. Некоторая часть элиты всегда будет выступать за создание союзного государства или даже проведения референдума об объединении двух государств. Задачи контрагентов по внесению разобщенности в таких государствах чаще всего будут обречены на неудачу. Лингвистически чуждые - лингвистическая удаленность между народами и государствами серьезно осложняет взаимодействие, но не снимает его с повестки дня. Как правило если одна из сторон общается на одном из языков международного общения, это дает основания для межкультурного и межцивилизационного диалога и формирования совместной системы национальных интересов. Государства, средней и малой величины и равного ранга в рамках региона менее склонны к компромиссам и часто поддерживают соседних сепаратистов.

Некомплементарные этносы - в теории этногенеза понятие, определяющее культурную, этническую, лингвистическую и религиозную разницу этносов и наций, усложняющую взаимную интеграцию в геопространстве. Наличие некомплементарных этносов на территории страны в автономиях ведет к росту бытового национализма и напряженности. Наличие у государства соседних некомплементарных государств добавляет дополнительную дестабилизацию в регионе, ослабляет интеграцию и увеличивает количество конфликтных ситуаций. Национальные меньшинства - наличие национальных меньшинств в государстве - обычное явление. Если меньшинства имеют слабое национальное самосознание, то они обладают всегда высокой комплементарностью и с охотой перенимают чужой язык, письменность, культуру и не требуют автономии. Если меньшинства коплиментарны и имеют среднее или сильно выраженное национальное самосознание, то как правило их государственное положение состоит в национально-культурной или политической автономии. Некомплементарные меньшинства - угроза сепаратизма.

Разделенные этносы - этносы в силу политических пертурбаций оказавшиеся по разные стороны государственной границы. Как правило, этносы, обладающие автономией по обе стороны границы, стремятся к культурному взаимодействию, совместным мероприятиям и воссоединению. Более сильное государство, на чьей территории часть разделенного этноса, имеет преимущества и права на проведение мероприятий по его воссоединению. Для слабого государства, на чьей территории часть разделенного этноса, всегда будет находиться под угрозой сепаратизма

Религиозные меньшинства - значительные группы, исповедующие религию, отличную от большинства в условиях свободы совести не ущемляются, но имеют четко выраженную идентичность. Если свободы совести нет и есть официальная религия, это добавляет социальной напряженности. В условиях некомпактного проживания религиозные меньшинства испытывают персональный дискомфорт и давление, в условиях компактного проживания, это давление коллективное и может привести к требованиям автономии, терактам и формированию нации из меньшинства.

Сепаратисты - национальная региональная элита или её часть, не готовая мириться со статусом автономии (если такая есть) или своим положением (в особо авторитарных и тоталитарных государствах) и стремится отделиться от государства или присоединиться к другому государству любыми средствами, в том числе и вооруженным путем. Обычно сепаратисты имеют финансовые поступления от стран-контрагентов, заинтересованных в ослаблении государства, в чьих границах находится автономия, склонная к сепаратизму. Как правило сепаратизм имеет древнюю историю.

Сильная исполнительная власть - Государства с сильной исполнительной властью могут в полной мере обеспечить правовое поле на всей территории страны, обеспечить единые правила политической борьбы, пресечь деятельность террористов и сепаратистов на своей территории, управлять мобилизацией и строительством новых городов, обеспечить реализацию своих национальных интересов, в том числе, геополитических. Слабая исполнительная власть - Государства со слабой исполнительной властью испытывают серьезные затруднения с утверждением закона на своей территории. Как правило, они отходят от законных процедур в пользу клановых интересов, особую роль в таких странах играют олигархи. Мобилизация и инфраструктурное развитие в таких странах затруднено, идет усиленная миграция в столицу и экономические центры страны. Зачастую слабость исполнительной власти сопровождают системная коррупция, политический кризис и невозможность принятия политических решений.

Приграничное положение - любое государство стремится привести все свои сухопутные границы к состоянию морских границ, а там, где это невозможно, создать вокруг себя пояс дружелюбных и нейтрально настроенных государств. Находящееся возле непосредственной границы страны- агрессоры и агрессивно-нейтральные государства - источник беспокойства и настороженности для любой страны. Также любое государство заинтересовано, чтобы государство- соперника и государство-противника окружали неразделяющие его позиции государства.

Сильные соседи - это как правило страны-локомотивы, находящиеся в авангарде экономического развития региона. Соседство с такими государствами выгодно, т.к. население менее развитых государств выезжает тыда на заработки и обеспечивает в страну- сателлит приток иностранной валюты. Сильные соседи часто создают региональные экономические и политические блоки, участие в которых позволяет другим государствам без особой тревожности обеспечивать себе безопасность, экономическое развитие и более плотное культурное трансграничное сотрудничество. Слабые соседи - неспособные контролировать свою территорию государства являются источником головной боли для их соседей. Как правило угрозы, носящие трансграничный характер, стандартны: терроризм, наркоторговля, похищение людей, торговля оружием. Как правило, такие государства не способны контролировать свою территорию, выполнять международные обязательства и отдавать отчет в своих действиях. Их часто используют удаленые государства для давления и отвлечение ресурсов государств-соседей, вынужденных в одностороннем порядке укрелять свою границу и вести профилактику по ту сторону.

Транзитное положение - наиболее экономически выгодное положение страны, когда государство обеспечивает стабильный, безопасный, скоростной, рентабельный и комфортный транзит товаров и услуг между сопредельными странами по своей территории. Часто экономсты связывают выгоды транзита с торговлей нефтью и газом (как требующих наиболее сложную и ехнологичню инфраструктуру), одако это не всегда принципиально. Важными качествами для транзитного государства являются способность контролировать свою территорию, отсутствие угроз и хорошее состояние дорог. Центральное положение - позволяет государству развивать наступление в разных направлениях, однако, одновременно и создает опасность ведения войны на несколько фронтов. Преимущества центрального положения не только стратегические: если государство граничит с центрами силы и международный рынок требует обмена товарами и услугами между этими цетрами, и если государство способно конвертировать свое центральное положение в транзитное, то выгода будетболее чем очевидна. Во многих других случаях это скорее обременение.

В своеобразном превью к изданию, отвечая на вопрос, как он оценивает план президента Обамы о постепенном выводе войск из Афганистана, Киссинджер вспомнил свой меморандум Никсону по поводу вывода американских войск из Вьетнама. "Я сказал ему, что начало этого процесса будет иметь вкус соленых орешков: чем больше ешь, тем больше хочется… Как только вы начинаете уходить, то дорога оттуда становится безжалостной и необратимой. Я никогда не мог найти ответа на вопрос Ле Дык Тхо, который, подтрунивая надо мной во время переговоров, спрашивал: "Если вы не можете справиться с ситуацией во Вьетнаме с полумиллионным контингентом, что заставляет вас думать, что вы справитесь с нею, когда их число начнет постепенно таять?"...Ровно с такой ситуацией мы столкнемся в Афганистане".

По мнению мэтра, вовсе не наличие или отсутствие "Аль-Каиды" будет определять будущее Афганистана. Киссинджер считает, что Афганистан может быть фактически разделен, при этом Индия и Россия попытаются возродить Северный альянс, а теснимый со всех сторон Пакистан будет вынужден опираться на "Талибан". Киссинджер предлагает и возможный сценарий начала третьей мировой войны, который напрямую не связан с Китаем. Больше того, по его мнению, Китай сегодня - незаменимый элемент, стабилизирующий ситуацию вокруг Кореи. Что касается Афганистана, то без активного участия Китая любые попытки противодействия в этой стране терроризму будут призрачны. "Джихадизм" представляет угрозу как для Китая, так и для стран Средней Азии, а, стало быть, и России, что объективно сближает Россию и Китай.