29.06.2014 1 «ШТРИХ и СЛОВО» Обучение сжатому изложению «Что есть набросок?.. Порыв творчества в поисках искусства…» П.И.Чайковский Урок – творческая мастерская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Главная задача - научить ся кратко, в обобщенной форме передать воспринятую информацию.
Advertisements

Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Методика обучения сжатому изложению Ресурсный центр.
Тема « Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста».
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Урок подготовки к ГИА 9 класс Петрикеева Елена Александровна.
Приемы компрессии текста Урок подготовки к ГИА 9 класс Подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.
Т ЕМА УРОКА : ПИШЕМ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ «Коротко и ясно, оттого и прекрасно». пословица.
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
Приёмы сжатия текста. Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ.
Работа над сжатым изложением.Методы и приемы сжатия текста Выполнила учитель русского языка МОУ «Ефимовская средняя школа» Мельникова В.П.
Экзаменационная работа в 9-ом классе (в новой форме) состоит из трех частей: 1.Сжатое изложение текста. 2.Выполнение тестовых заданий на основе печатного.
Приёмы сжатия текста Подготовила: Калинина С.В., учитель русского языка и литературы.
(приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов;
Мастер-класс по теме: «Приемы работы с текстом при подготовке части С в ГИА и ЕГЭ». Выполнила: учитель высшей категории Захарченко Ольга Александровна.
Сжатое изложение Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Через 70 минут после начала экзамена разрешено пользоваться орфографич.
Урок русского языка в 9 классе. Учитель Гаврилова И.В. МОУ «Алексейковская СОШ».
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Транксрипт:

«ШТРИХ и СЛОВО» Обучение сжатому изложению «Что есть набросок?.. Порыв творчества в поисках искусства…» П.И.Чайковский Урок – творческая мастерская

Цели и задачи урока: 1) развивать умение восстанавливать структуру текста, сжато излагать содержание, используя разные виды компрессии; 2) формировать умение самостоятельно мыслить, анализировать текст, давая оценку поднятой в нем проблеме; 3) овладеть понятиями «набросок», «графика»; 4) познакомиться с творчеством Н.Кузьмина.

Алгоритм написания сжатого изложения Первое слушание. Задачи: Алгоритм написания сжатого изложения Первое слушание. Задачи: Следить за содержанием текста Определить тему и попытаться понять основную мысль Проверить заголовок, прямое или опосредованное значение имеет он(если есть) Выделить микротемы и их последовательность

Пауза (5 мин) Задачи: 1. Запись ключевых слов и словосочетаний 2. Составление плана 3. Восстановление нарушенной последовательности абзацев.

Второе слушание Задачи: Проверить, правильно ли запомнили текст, последовательность микротем, все ли микротемы определены и выделены. Определить проблемы, поднятые в тексте. Корректировать план.

Способы и приемы компрессии текста Способы сжатия текста: 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) сочетание исключения и обобщения. При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

Приемы сжатия текста: 1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; 2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; 3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; 4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые; 5) перевод прямой речи в косвенную; 6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; 7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Какова тема текста и его основная мысль? Как должен соотносится с ними заголовок? 2. Какие проблемы поднимаются в тексте? 3. Каков тип текста ? 4. Каков стиль речи? 5. Какой вывод завершает текст?

Справка Справка КУЗЬМИН Николай Васильевич , график. Учился в рисовальной школе ОПХ у И. Я. Билибина, А. А. Рылова, Н. К. Рериха. Участник 1- й мировой и Гражданской войн. Иллюстратор произведений русской и зарубежной классической литературы: романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" (1932, золотая медаль на Международной выставке 1937 в Париже), драмы М. Ю. Лермонтова "Маскарад" (1941), сказа Н. А. Лескова "Левша" (1957).

Работа над компрессией текста Сжатое изложение должно быть коротким, но полным по содержанию, т.е. передавать все микротемы текста. - Сколько микротем в тексте ?

Какова первая микротема? Из скольких предложений она состоит? Из одного предложения « Первым, кто обратил самое серьезное внимание на пушкинские рисунки, был график Николай Кузьмин. »

Какова вторая микротема? Основная мысль этой микротемы? На рисунках Кузьмина Пушкин становится героем своего романа, и героем самым главным и самым интересным.

Какая следующая микротема? Художник прикоснулся к миру пушкинского творчества и ввел за собой читателя

Какова последняя микротема? То, что сделал Кузьмин, иллюстрируя «Евгения Онегина», неповторимо.

Первым, кто обратил самое серьезное внимание на пушкинские рисунки, был график Николай Кузьмин. Его рисунки к роману «Евгений Онегин» в книге размещены как наброски Пушкина- на полях. Они как бы мгновенные зарисовки, сделанные почти на ходу. На рисунках Кузьмина Пушкин становится героем своего романа, и героем самым главным и самым интересным. Нарисовать размышления поэта или тоску Татьяны невозможно, но нарисовать героев так, чтобы за ними чувствовалась пушкинская симпатия и ирония, можно. Художник не только прикоснулся к волшебному миру пушкинского творчества, он в него вошел. И ввел за собой читателя. Сейчас уже можно говорить о традиции обращения к эскизам и наброскам самого поэта в русской графике, но то, что сделал Кузьмин, иллюстрируя «Евгения Онегина», неповторимо.

Словарная работа Графика (греч. γραφικος письменный, от греч. γραφω пишу) вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. НАБРО́СОК, -ска, м. Рисунок или изложение, сделанные предварительно, в общих чертах. Карандашный н. Н. выступления, плана. ИЛЛЮСТРАЦИЯ- (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение), 1) Объяснение с помощью наглядных примеров…2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст…3) Область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Дополните изложение вступлением и своими впечатлениями или отношением к данной проблеме, используйте полученную на уроке информацию, понятия; не забудьте перекинуть мостик к изложению.

Желаю удачи!