СЛОВЕСНОСТЬ обращение ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ГРУППА Преподаватель: Т.В. Гаммершмидт, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок русского языка Урок разработала учитель русского языка Еремина Лидия Петровна.
Advertisements

Урок русского языка Урок разработала учитель русского языка Еремина Лидия Петровна.
1 Урок-кроссворд(русский язык 5 класс.) Обобщение и закрепление темы «Синтаксис»
Тема урока: Предложения с обращениями Цель урока:Цель урока: 1. Дать понятие обращения, рассмотреть способы его выражения, роль в предложении.1. Дать понятие.
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: обращение (презентация)
Работа над предложениями с обращениями. Распространите обращения в следующих предложениях. Ребята, давайте дружить. Руки, сколько вы сделали полезных.
Обращение Обращение – это слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или чему адресована (обращена) речь. Дорогие гости, милости просим за стол.
Обращение. Назначение обращений. Распространённые обращения. Выделительные знаки при обращении. Употребление обращений.
Почемучка на карнавале На карнавале Почемучек познакомили с представительницей слов, не являющихся членами предложения. На карнавале Почемучек познакомили.
Обращение Выполнила преподаватель русского языка школы 578 Приморского р-на Мясникова С.Ю.
Урок русского языка в 8 классе. ОБРАЩЕНИЕ. Бочарова Виктория Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО 2030 г. Москвы.
Мельникова Н.В. Учитель русского языка и литературы МКОУ «Шадринская СОШ»
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
Роль обращений в речи. Стилистические функции обращений.
ТЕСТ ТЕМА: «ОБРАЩЕНИЕ». Обращение – это: а) слова, выраженные одушевленным именем существительным или другими частями речи в значении таких существительных.
Обращения Обращение – Это слово(или сочетание слов),называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение Распространенное Прекрасны вы, поля земли родной.
Сиразетдинова Суфия Амирхановна Учитель русского языка и литературы МБОУ «Канабековская ООШ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 Русский язык, 8 класс. Подготовил учитель русского языка и литературы.
Н.М.Карамзин Роль вводных слов, обращений, междометий в повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза »
Пунктуация при обращении. Обращение это слово или сочетание слов, которые называют того (то), к кому (к чему) обращаются с речью (с вопросом, с рассказом,
Транксрипт:

СЛОВЕСНОСТЬ обращение ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ГРУППА Преподаватель: Т.В. Гаммершмидт, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

ОБРАЩЕНИЕ- это слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь. Это может быть название лица, животного, неодушевлённого предмета или явления. Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией: это слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь. Это может быть название лица, животного, неодушевлённого предмета или явления. Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией: А теперь ты, Котик, сыграй что-нибудь... А теперь ты, Котик, сыграй что-нибудь... (А. Чехов); (А. Чехов); Дай, Джим, на счастье лапу мне... (С. Есенин); Дай, Джим, на счастье лапу мне... (С. Есенин); Кто, волны, вас остановил? (А. Пушкин). Кто, волны, вас остановил? (А. Пушкин).

Обращение Обращение не вступает ни в подчинительные, ни в сочинительные отношения с другими словами и не является членом предложения. Оно может занимать в предложении любое место: Обращение не вступает ни в подчинительные, ни в сочинительные отношения с другими словами и не является членом предложения. Оно может занимать в предложении любое место: О Волга! После многих лет я вновь принёс тебе привет. (Н. Некрасов); О Волга! После многих лет я вновь принёс тебе привет. (Н. Некрасов); Полюбите, дети, труд (В. Маяковский); Полюбите, дети, труд (В. Маяковский); Опять я ваш, о юные друзья (А. Пушкин). Опять я ваш, о юные друзья (А. Пушкин).

Обращение Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! Я предан вам душой (А. Пушкин). Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! Я предан вам душой (А. Пушкин). Если речь обращена к нескольким, многим, то в предложение может быть введено несколько обращений:

Обращение Обращение может быть выражено не словом, а сочетанием слов. Такое обращение называется распространённым, и распространителями его могут быть определения, приложения. Например: Обращение может быть выражено не словом, а сочетанием слов. Такое обращение называется распространённым, и распространителями его могут быть определения, приложения. Например: Ландыш милый, ландыш нежный, белый ландыш, ландыш снежный, наш цветок! Встал ты меж зелёных створок, чтоб тебя, кто только зорок, видеть мог (В. Брюсов). Ландыш милый, ландыш нежный, белый ландыш, ландыш снежный, наш цветок! Встал ты меж зелёных створок, чтоб тебя, кто только зорок, видеть мог (В. Брюсов).

Обращение Служит не только для привлечения внимания собеседника, но и для выражения отношения говорящего к собеседнику, а в письмах – к адресату. Может быть выражено прилагательным или причастием. Знаки препинания, которые используются в предложениях с обращениями, являются выделительными. Обращение не отделяется запятой от стоящей перед ним частицы О.

Задание 1 Выполнить следующие задания: Выполнить следующие задания: 1. Прочитайте параграф 29 в учебнике С.Г. Бархударова «Русский язык», 8 кл. на стр.124, запишите в тетрадь, что нового узнали. Обратите внимание на примечание. 2. Упражнение 260 выполните письменно по заданию. Составьте диалог с обращениями и запишите его в тетрадь. Составьте диалог с обращениями и запишите его в тетрадь.

Задание 2 Прочитайте предложения, соооблюдая правильную интонацию. Спишите их, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Прочитайте предложения, соооблюдая правильную интонацию. Спишите их, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Выясните, каким образом передаётся авторское отношение через обращение? Выясните, каким образом передаётся авторское отношение через обращение? К.л.уукольчики мои цветики ст.пьяные! Что гл.дите на меня (тёмно) голубые? (А. К. Толстой.) Ты обо мне родная (не) скучай ообл.госл.вив в т.ж.луи дорогу. Пройдёт война и я в любимый край опять вернусь к зн.конному порогу. К.л.уукольчики мои цветики ст.пьяные! Что гл.дите на меня (тёмно) голубые? (А. К. Толстой.) Ты обо мне родная (не) скучай ообл.госл.вив в т.ж.луи дорогу. Пройдёт война и я в любимый край опять вернусь к зн.конному порогу. (С. Орлов.)

Задание 2 Прочитайте предложения, соооблюдая правильную интонацию. Спишите их, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Прочитайте предложения, соооблюдая правильную интонацию. Спишите их, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Выясните, каким образом передаётся авторское отношение через обращение? Выясните, каким образом передаётся авторское отношение через обращение? Ра.буди меня завтра рано о моя т.рп.левая мать! Я пойду за д.родным курганом дорогого гостя встр.чать. (С. Есенин.) Мети метель мороз морозь дуй ветер как (на) зло, - с.лдатам холодно поврозь а сообща тепло. (Н. Старшинов.) Ра.буди меня завтра рано о моя т.рп.левая мать! Я пойду за д.родным курганом дорогого гостя встр.чать. (С. Есенин.) Мети метель мороз морозь дуй ветер как (на) зло, - с.лдатам холодно поврозь а сообща тепло. (Н. Старшинов.)

Проверка выполнения задания Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений поэтов. Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений поэтов. Прочитайте со знаками препинания и объясните их постановку. Прочитайте со знаками препинания и объясните их постановку. В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку? В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?

Проверь себя! Обращения метель, мороз, ветер только называют предмет, к которому обращаются с речью, а обращения колоуукольчики мои, цветики степьяные, тёмно-голубые, родная, о моя терпелевая мать выражают его характеристику, эмоциональную оценку – тёплое, нежное, трепетное отношение к предмету обращения.

Использование обращений в эпистолярном жанре Прочитайте отрывки. Выделите в них обращения. Какое отношение авторов писем к адресату передают обращения? Милая и родная моя мама! Дорогой и любимый мой дружок! Так часто я грущу о том, что ты там одна, моя голубка. Но подожди ещё немного, настанет весна, и я возьму тебя в Москву, если по обстоятельствам войны это можно будет сделать… Я крепко целуи тебя, моя родная… (Из письма А. Фадеева 16 февраля 1942 года.)

Проверь себя! Данные обращения образуют ряд контекстуальных синонимов: милая, родная, дорогая, любимая; мама, дружок, голубка.

Задание 3 Прочитайте отрывки. Выделите в них обращения. Какое отношение авторов писем к адресату передают обращения? Прочитайте отрывки. Выделите в них обращения. Какое отношение авторов писем к адресату передают обращения? Дорогая мамочка! …Я верю в нашу скорую встречу – мы снова будем вместе… Крепко и много целуи тебя, моя ненаглядная. Спасибо за ласковые письма – они мне дороже всего, и с ними легче жить и воевать… (Из письма С. Наровчатова 27 сентября 1944 года.)

Проверь себя! Дорогая мамочка, моя ненаглядная - распространённые обращения.

Проверка выполнения задания Прочитайте выразительно отрывки из писем. Прочитайте выразительно отрывки из писем. Охарактеризуйте обращения, использованные авторами в письмах к матери. Охарактеризуйте обращения, использованные авторами в письмах к матери. Какое отношение к адресату передают данные обращения? Какое отношение к адресату передают данные обращения?

Проверь себя! Распространённые обращения, использованные в письмах А. Фадеева и С. Наровчатова, позволяют авторам выразить нежное, тёплое отношение к матери. Материал писем убеждает нас в том, какими разнообразными могут быть обращения. Распространённые обращения, использованные в письмах А. Фадеева и С. Наровчатова, позволяют авторам выразить нежное, тёплое отношение к матери. Материал писем убеждает нас в том, какими разнообразными могут быть обращения. Чему учат нас эти письма? Чему учат нас эти письма?

Обращения в официально- деловом стиле Прочитайте и отметьте в письме А. С. Пушкина А. Х. Бенкендорфу слова, обороты речи, уместные и в настоящее время в официальном письме высокопоставленному лицу, и слова, обороты, которые вы считаете архаичными, неуместными в наше время. Выпишите их в две колонки. Милостливый государь Александр Христофорович, Государю императору угодно было через Ваше сиятельство дозволить мне печатать Историю Пугачёва в одной из типографий, зависящих от его высокопревосходительства М. М. Сперанского: осмелюсь прибегнуть к Вашему сиятельству с покорнейшею просьбою дать знать о том куда следует. С глубочайшим почтением и совершенной преданностию честь имею быть милостивый государь, Вашего сиятельства покорнейший слуга Александр Пушкин. - Что необычное в тексте официального письма вы заметили?

Проверь себя! Уместные: в одной из типографий в одной из типографий зависящих от зависящих от Неуместные: милостивый государь милостивый государь угодно было дозволить угодно было дозволить Ваше сиятельство Ваше сиятельство его высокопревосходительства его высокопревосходительства осмелюсь прибегнуть осмелюсь прибегнуть с покорнейшею просьбою с покорнейшею просьбою дать знать о том дать знать о том с глубочайшим почтением с глубочайшим почтением с совершеннейшей преданностию с совершеннейшей преданностию честь имею честь имею быть покорнейший слуга быть покорнейший слуга

Обращения в пуооблицистическом стиле Обращение может быть использовано в текстах пуооблицистического стиля. Придумайте названия статей для школьной газеты с использованием обращений. Запишите названия.

Задание 3 Найдите в изучаемом сегодня тексте произведения предложения с обращениями (не менее 5). Запишите в тетрадь. Сделайте анализ предложений. Какую роль играют обращения в данных предложениях?