ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Марина Михайловна Шалашова, д.п.н., директор ИДО ГБОУ ВПО МГПУ Москва, 2014 «Результаты маркетингового исследования по выявлению спроса на программы дополнительные образования среди студентов ГБОУ ВПО МГПУ»
2 Изучение спроса на дополнительные образовательные услуги среди студентов ГБОУ ВПО МГПУ ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
3 ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ выявить наиболее востребованные направления обучения по программам дополнительного образования определить приоритеты и целевые установки студентов, перечень факторов, влияющих на принятие решения об обучении и на его ценность для обучающихся оценить соответствие предложений и спроса по программам дополнительного образования для студентов МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ анкетирование
4 РЕСПОНДЕНТЫ п/п Наименование учебного структурного подразделения Кол-во анкет 1. Институт делового администрирования Институт психологии, социологии и социальных отношений Социальный институт Институт иностранных языков Институт гуманитарных наук Юридический факультет Институт естественных наук Институт специального образования и комплексной реабилитации Институт математики и информатики Институт менеджмента Факультет дизайна и технологии Музыкально-педагогический факультет Институт педагогики и психологии образования Факультет изобразительных искусств Педагогический институт физической культуры и спорта студентов 15 с.п.
5 БЛОКИ ВОПРОСОВ 1. Сведения о студенте (ступень образования, форма обучения). 2. Предпочитаемые направления по программам дополнительного профессионального образования. 3. Предпочитаемые направления обучения по дополнительным общеразвивающим программам. 4. Целевые установки в дополнительном образовании. 5. Факторы влияющие на принятие решения об обучении. 6. Готовность оплачивать дополнительные образовательные услуги.
6 1,2 БЛОК ВОПРОСОВ
7 Предпочтения в направлениях обучения по программам ДПО п/п Направление программы Кол-во заявок Процент 1. Кадровый менеджмент ,7 2. Преподаватель иностранного (английского) языка ,2 3. Менеджмент в образовании ,4 4. Менеджмент в образовательном учреждении ,7 5. Профессиональные основы педагогической деятельности ,4 6. Преподавание в начальной школе 155 9,3 7. Преподаватель истории, обществознания 141 8,5 8. Содержание и методика современного дошкольного образования в деятельности воспитателя 119 7,2 9. Преподаватель естественно – научных предметов (химия, биология и география) 82 3,4 10. Преподаватель информатики и математики 57 4,9 11. Преподаватель информатики и экономики 35 2,1
8 п/п Наименование программы Кол-во заявок % 1. Иностранные языки ,8 2. Искусство Психология 3198,9 4. Деловые коммуникации (личностный рост, самообразование, формирование имиджа и личной эффективности) 2276,4 5. Дизайн 2256,3 6. Ораторское искусство и риторика 2115,9 7. Туризм и гостиничный бизнес 1895,3 8. Право 1213,4 9. Менеджмент 1133,2 10. Маркетинг 1133,2 11. История 792,2 12. Информатика 762,1 13. Школа педагогов дополнительного образования 722 п/п Наименование программы Кол-во заявок % 14. Финансовое планирование и бухучёт 681,9 15. Школа вожатых 651,8 16. Работа со звуком:621,8 17. Гувернерство 571,6 18. Школа классного руководителя 561,6 19. Тьютерство 421,2 20. Детская журналистика 250,7 Предпочтения в направлениях обучения по общеразвивающим программам ДО
9 ТОП 10 - направлений обучения по общеразвивающим программам ДО п/п Направление программы Кол-во заявок Процент 1. Иностранные языки ,8 2. Искусство Психология 3198,9 4. Деловые коммуникации ( личностный рост, самообразование, формирование имиджа и личной эффективности) 2276,4 5. Дизайн 2256,3 6. Ораторское искусство и риторика 2115,9 7. Туризм и гостиничный бизнес 1895,3 8. Право 1213,4 9. Менеджмент 1133,2 10. Маркетинг 1133,2
1 063 заявки 29,8% 10 Иностранные языки п/п Варианты ответов Количество заявок Процент 1.Английский 40211,3 2.Французский 1474,1 3. Немецкий 1123,1 4.Испанский 1233,4 5.Итальянский 1032,9 6.Латынь 561,6 7.Арабский 200,6 8.Китайский 391,1 9.Японский 411,1 10.Другой 140,4 11. Иностранные языки 60,2 Другой Корейский португальский финский древнегреческий шотландский польский хинди армянский азербайджанский
384 заявки 11 % 11 Искусство п/п Варианты ответов Количество заявок Процент 1.Искусство 1093,1 2.Музыка 591,7 3.Хореография, танцы 631,8 4. Драматическое искусство 421,2 5. Изобразительное искусство 391,1 6.Фотография 341,0 7. Творческая письменная речь 200,6 8. Декоративно – прикладное искусство 180,5
заявок 6,3 % Дизайн п/п Варианты ответов Количество заявок Процент 1.Дизайн 551,5 2. Дизайн интерьера 351,0 3. Графический дизайн 511,4 4. Дизайн одежды 511,4 5. Промышленный дизайн 110,3 6. Ландшафтный дизайн 240,7
13 Информатика п/п Варианты ответов Количество заявок Процент 1.Информатика 240,7 2. Компьютерное программирование и моделирование 230,6 3. Прикладная информатика 180,5 4. Компьютерные технологии в образования 110,3 ИТОГО:762,1
14 Школа педагогов дополнительного образования п/ п Варианты ответов Количество заявок Процент 1. Школа педагогов дополнительного образования 320,9 2. Руководитель и организатор школьного клуба 150,4 3. Руководитель детского общественного объединения 130,4 4. Игротехник досуговой деятельности 70,2 5. Экскурсовод – организатор музейно – образовательного комплекса 50,1 ИТОГО:722
15 Работа со звуком п/п Варианты ответов Количество заявок Процент 1. Работа со звуком 270,8 2. Курсы звукооператора 330,1 3.Звукорежиссура 20,9 ИТОГО:621,8
16 Целевые установки студентов в дополнительном образовании
17 Оценка факторов, влияющих на принятие решения об обучении коэффициент значимости Коэффициент значимости распределился между факторами следующим образом: 1) качество образования (16,5%) 2) доступность (16%) 3) квалифицированные преподаватели и специалисты – практики (8%) 4) гибкий график обучения (8%) 5) практико – ориентированная направленность обучения (5,9%) 6) чтобы образование в дальнейшем себя окупило (5,5%) 7) объем полезной информации во всех сферах деятельности (4,5%) 8) большой ассортимент дополнительных образовательных услуг (1,9% )
18 Оценка готовности студентов к введению платных образовательных услуг
19 Результаты исследования % студентов хотят получать дополнительные образовательные услуги в МГПУ. 2. При принятии решения об обучении решающими факторами оказались «качество образования», «доступность образования» и «квалифицированные преподаватели и специалисты практики». 3. Основными целями получения дополнительного образования у студентов является: - возможность использовать полученные знания для расширения своего кругозора, самосовершенствования (48,1%); - возможность получить дополнительную квалификацию к диплому как преимущество для поиска престижной работы (30,5%) - возможность получить дополнительные знания связанные с основной деятельностью ,9 % студентов готовы оплачивать образовательные услуги.
20 5. Студенты выбирают программы, исходя из спроса на рынке труда и следуя тенденциям престижности профессий. Наиболее востребованными направлениями ДПО являются: Кадровый менеджмент (14,7) Преподаватель иностранного (английского) языка- (12,2) ТОП 5 Менеджмент в образовании (14,4) Профессиональные основы педагогической деятельности (11,4) Результаты исследования ТОП 5 Наиболее востребованных дополнительных общеразвивающих программ: Иностранные языки (29,8) Искусство (11) Психология (8,9) Деловые коммуникации (6,4) Дизайн (6,3) 6. ТОП 10 дополнительных образовательных услуг, которые студенты хотели бы иметь возможность получать в МГПУ: Реклама, PR,фитнес, консалтинг, медицина, управление, финансовый менеджмент, аудит, подготовка к сдаче международного экзамена по иностранному языку, профориентация.
21 Предложения по программам дополнительного образования для студентов п/п Центр развития систем и технологий социализации детей и молодежи Количество программ Программы дополнительного образования: 1. Школа вожатых 1 2. Тьютер педагогического образования 1 3. Школа педагогов дополнительного образования: руководитель и организатор школьного клуба; руководитель детского общественного объединения; агротехник досуговой деятельности; экскурсовод-организатор музейно-образовательного комплекса. 4 4Школа классного руководителя 1 ИТОГО:7
21 Предложения по программам дополнительного образования для студентов п/п Институт иностранных языков Количество программ Программы дополнительного образования: 1. «Коррекционный курс практической грамматики немецкого языка» 1 2. «Развиваем практические навыки устной речи немецкого языка» 1 3. «Развиваем практические навыки письменной речи немецкого языка» 1 4. «Немецкий язык в экономической сфере (модуль 1)" 1 5. "Немецкий язык в экономической сфере (модуль 2)" 1 6. "Подготовка к экзамену Test-DaF"1 7. «Коррекционный курс фонетики и грамматики китайского языка»1 8. Подготовка к континентальному и тайваньскому квалификационному экзамену (китайский язык) 1 9. переводчик в сфере профессиональной коммуникации: юридический дискурс (английский язык) переводчик в сфере профессиональной коммуникации: экономический дискурс (английский язык) Переводческие интенсивные мастер-классы. (английский язык) 1 ИТОГО: 11
23 Предложения по программам дополнительного образования для студентов п/п Центр развития систем и технологий социализации детей и молодежи Количество программ Программы дополнительного профессионального образования: 1. Теория и методика профессиональной подготовки бакалавров к педагогической практике в оздоровительных учреждениях разных типов и видов 1 ИТОГО: 1 п/п Центр развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании Количество программ Программы дополнительного профессионального образования: 1. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в преподавании 1 2. Начинающему педагогу: техника успешного поведения и эффективного взаимодействия 1 ИТОГО: 2
24 Предложения по программам дополнительного образования для студентов п/п Институт педагогики и психологии образования Количество программ Программы дополнительного профессионального образования: 1. Естественнонаучная картина мира 1 2.Историко-географический и социально-экономическая картина мира 1 3. Организация проектно-исследовательской деятельности школьников 1 4Научно-исследовательская деятельность 1 ИТОГО:4
25 Предложения по программам дополнительного образования для студентов п/п Институт педагогики и психологии образования Количество программ Программы дополнительного образования: 1. Позитивная психология 1 2. Психология гендерного развития 1 3. Психология публичного выступления 1 4. Компьютерные технологии для психолого-педагогических исследований 1 5. Развиваем познавательную сферу ребенка 1 6. Тренинг гармоничного взаимодействия 1 7. Русская литература ХХ в. в культурологическом освещении 1 8. Детская журналистика 1 9. Арттерапия в образовании: психотерапевтическая и психокоррекционная работа (изотерапия, драматерапия, сказкотерапия, библиотерапия и др.) Методика создания обучающих презентаций для учащихся начальной школы с использование интерактивной доски Smart 1 ИТОГО:10
26 Количество предложений по программам дополнительного образования для студентов п/п Наименование учебного структурного подразделения Количество программ Программы дополнительного образования: 1. Центр развития систем и технологий социализации детей и молодежи 7 2. Институт иностранных языков Институт педагогики и психологии образования 10 ИТОГО:28 Программы дополнительного профессионального образования: 4. Центр развития систем и технологий социализации детей и молодежи 1 5. Центр развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании 2 6. Институт педагогики и психологии образования 4 ИТОГО:7
27 Выводы Не соответствие между запросами студентов и предложениями структурных подразделений МГПУ по программам дополнительного образования Необходимость разработки программ, востребованных у студентов
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ ВПО МГПУ ул. Краснодонская, 55 тел: 8 (495) (495)