Автор: Фролова Любовь, ученица 10 класса Руководитель: Морозова Эльвира Алексеевна, учитель литературы 2011 год Савинская муниципальная средняя общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия жизни… Составитель: И. Дендебер. Кузнечик дорогой, коль много ты блажен, Коль больше пред людьми ты счастьем одарен! Препровождаешь жизнь меж.
Advertisements

Теория трех штилей. Автор: обучающаяся 9 а класса Мироненко Дарья Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Рассохина Ю.В.
Михаил Васильевич Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения Выполнили: Ключникова Александра Шабалина Екатерина Старикова Анастасия.
Силлабическое (слоговое) стихосложение О коль ве – ли – ю ра – дость // аз есмь об – ре – тох Ку – пи – до Ве – не – ри – ну // ми – лость при – не –
Работу подготовила Ученица 7 «Г» класса Утробина Алёна М.В. Ломоносов «Теория трёх штилей»
Бесценный вклад Михаила Васильевича Ломоносова в литературу.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 – 1765) К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОЕКТ М.В. ЛОМОНОСОВ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА Выполнил:
Михайло Васильевич Ломоносов Первый русский ученый- естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского.
ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ Конспект урока литературы в 9 классе (базовый уровень) по творчеству М.В.Ломоносова Составила: Зайцева Ирина Николаевна, учитель русского.
«Пётр Великий русской литературы» Урок по творчеству М.В.Ломоносова 9 класс.
ЛОМОНОСОВ – ПОЭТ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ КАЛЬЯНОВА Н.Н. МКОУ «ВЕРХ-ЖИЛИНСКАЯ ООШ» «
Михаил Васильевич Ломоносов « Он был великий человек..! Он один является самобытным сподвижником просвещения... Он, лучше сказать, сам был.
«Шагнувший через века…» М.В.Ломоносов – гениальный сын русского народа, реформатор русского литературного языка.
«Шагнувший через века…» М.В.Ломоносов – гениальный сын русского народа, реформатор русского литературного языка.
Цели урока: Ознакомление с основными событиями жизненного и творческого пути М.В. Ломоносова. Ознакомление с основными событиями жизненного и творческого.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765). Цель урока: Познакомиться с теорией «трёх штилей» М. В. Ломоносова и новым жанром: «одой». Задачи урока: Коротко.
Великий русский ученый-энциклопедист, один из основателей современного естествознания, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка,
Вклад М.В.Ломоносова в русскую литературу Работу выполнили: Ученики 9-го класса Кярт Александр, Булышев Валерий, Малинин Андрей МОУ «Есеновичская СОШ»
М.В.Ломоносов. Оды. урок литературы в 7 классе урок литературы в 7 классе.
Медиапроект « Я голосую за Ломоносова Михаила Васильевича » ученика 7 класса «А» ГОУ Гимназии 1526 Ильенкина Александра Руководитель проекта Логинова А.
Транксрипт:

Автор: Фролова Любовь, ученица 10 класса Руководитель: Морозова Эльвира Алексеевна, учитель литературы 2011 год Савинская муниципальная средняя общеобразовательная школа 1 Ивановской области , п.Савино, ул.Первомайская,д.24, т.(49356)

С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим» В.Г.Белинский «Литературные мечтания»

Поэтическое творчество было для М.В.Ломоносова областью смелых теоретических открытий и одним из проявлений его многосторонней одаренной натуры. Во время учебы в Германии его заинтересовала теория литературы и особенно вопросы стихосложения. Здание университета в Марбурге Дом,в котором жил Ломоносов (Марбург)

Из-за границы М.В.Ломоносов прислал в Российскую Академию наук две оды: «Ода Фенелона» (1738) и «Ода на взятие Хотина» (1739). К последней он приложил «Письмо о правилах российского стихотворства». Санкт-Петербург. Нева и Академия наук.

Две оды, созданные Ломоносовым за границей, несмотря на их громадное значение в истории русской поэзии, не были в свое время напечатаны и послужили только доказательством литературных способностей Ломоносова. Между тем с «Оды на взятие Хотина» и «Письма о правилах российского стихосложения» начинается история нашей новой поэзии.

М.В.Ломоносов разработал систему силлабо-тонического, или слово-ударного стихосложения. Эта система характеризуется одинаковым количеством словов, равным числом ударений и правильным их чередованием в стихотворной строке.

Хорей Ямб Дактиль Амфибрахий Анапест

Несомненная прогрессивность новой системы стихосложения заключалась в том, что она основывалась на изучении особенностей русского языка и опыте русского народно-песенного творчества.

Для того чтобы внести порядок в литературный язык, М. Ломоносов распределил весь его словарный состав по трем группам «штилям», связав с каждым из них определенные литературные жанры. Разряды слов Старославянские, русские общие Старославянские, малопонятные, малоупотребительные, книжные Русские разговорные

Низкий : комедии, песни басни, эпиграммы Средний : сатиры, научные сочинения, стихотворные послания к друзья Высокий : героические поэмы, оды

Основные темы поэтического творчества М.В.Ломоносова: природа, ее научное познание, Родина, мир, деяния выдающихся людей. Для воплощения этих больших тем требовался приподнятый язык, величавый стиль. Поэтому любимым жанром М.В.Ломоносова стала ода.

М.В.Ломоносов написал 20 больших торжественных од. Они положили начало поэзии государственного служения. В них поэт воспевал воинскую доблесть и победу русского оружия, мудрость и добродетели царей, загадочную красоту родной природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла. Ода (от греч. «песнь») – жанр лирической поэзии, стихотворение восторженного характера в честь какого-то лица или события.

Главной темой знаменитой оды М.В.Ломоносова является тема России и ее процветания. Поэт призывает русское юношество к разработке природных богатств страны на благо народа. Для этого необходимы упорный труд, целеустремленность, глубокие знания.

М.В.Ломоносов понимал одический жанр широко. Под его пером предметом оды становилось то, что волновало поэта. Так, в оде «Вечернее размышление…» поэт восторгается природой – одушевленным проявлением Божьего могущества. Тайны природы – это тайны Бога, раскрыть которые до конца человеку не дано.

Особое место в поэзии М.В.Ломоносова занимают стихи, в которых великий русский ученый пропагандирует свои научные взгляды. Таковы его эпиграмма «Случились вместе два астронома в пиру…» и «Письмо о пользе стекла». …Пою перед тобой в восторге похвалу Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу. И как я оное хваля воспоминаю, Не ломкость лживого я счастья представляю…

Для борьбы с церковниками, их корыстолюбием и невежеством, М.В.Ломоносов выбрал оружием стихотворную сатиру и написал «Гимн бороде» (1757) : Не роскошной я Венере, Не уродливой Химере В именах жертву воздаю: Я похвальна песнь пою Волосам, от всех почтенным, По груди распространенным, Что под старость наших лет Уважают наш совет. Борода предорогая! Жаль, что ты не крещена И что тела часть срамная Тем тебе предпочтена…

Когда поэта одолевали печальные мысли и усталость, он обращался за поддержкой к поэзии. Именно в одну из таких минут было написано стихотворение «Кузнечик дорогой…»: Кузнечик дорогой, коль много ты блажен, Коль больше пред людьми ты счастьем одарен! Препровождаешь жизнь меж мягкою травою И наслаждаешься медвяною росою. Хотя у многих ты в глазах презренна тварь, Но в самой истине ты перед нами царь; Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен! Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен, Что видишь, всё твое; везде в своем дому, Не просишь ни о чем, не должен никому.

Поэзия М.В.Ломоносова глубоко патриотична: он всегда славил Россию и призывал соотечественников на труд и на подвиг во имя Родины. В этом жизненность и сила его поэтического творчества.

… Слово твое, живущее присно и вовеки в творениях твоих, слово российского племени, тобою в языке нашем обновленное, пролетит во устах народных за необозримый горизонт столетий… доколе слово российское ударять будет слух, ты жив будешь и не умрешь… А.Н.Радищев