СТАРОВЕРЫ - старообрядцы. Боярыня Морозова Феодосия (в иночестве Феодора) Прокопьевна Морозова, в девичестве Соковнина; 1632 1 ноября 1675, Боровск) верховная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Боярыня Морозова Выполнили: 9 класс. Биография Феодо́сия (в иночестве Феодо́ра) Проко́фьевна Моро́зова (в девичестве Соковнина́) ( , Боровск) верховная.
Advertisements

Раскол в русской православной церкви. Портрет Никона в "Титулярнике" 1672г. Будущий глава церкви Никита Минин родился в крестьянской семье деревни Вельдеманово.
История В 1654 г. патриарх Московский и всея Руси Никон ( гг.) совместно с царем Алексеем Михайловичем Романовым под предлогом исправления книжных.
Церковный Раскол. Преобразования выявили глубинные проблемы и противоречия в жизни русского общества, складывавшиеся на протяжении длительного времени.
Урок истории. Дмитриева Татьяна Георгиевна, учитель истории и обществознания МКОУ Куртамышского района «Костылёвская ООШ»
Гаража НВ Отличие русской церковной обрядности от греческой Унификация службы и богослужебных книг - необходимое условие объединения церквей Украины и.
«Священство и царство». образование единого российского государства, претензии на роль «Третьего Рима» – центра православия образование единого российского.
Раскол в русской православной церкви Домашнее задание: § 11 ; вопрос 6,7 (с. 75) письменно.
В. Суриков «Боярыня Морозова». Тема урока : Русская православная церковь В XVII веке. Церковный раскол.
Власть и церковь Церковный раскол. Россия после Смуты Власть царь Церковь Патриарх Михаил Романов Филарет Романов
Церковный раскол середины ХVII века. Вопрос 1 Филарет, ставший патриархом в 1619 году получил титул 1.Великого патриарха 2.Великого государя 3.Великого.
Раскол в Русской Православной Церкви Презентацию подготовила: учитель МОУ СОШ 18 Статьина В.В.
Тема урока: Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. Беловолов В.Н. Ст. Ленинградская Краснодарского края.
Власть и церковь. Церковный раскол. Презентация учителя истории ГБОУ СОШ 512 Невского района г. Санкт-Петербурга Субботиной Натальи Игоревны.
Власть и церковь. Церковный раскол. В.Суриков. Боярыня Морозова.
Аввакум Петров (протопоп Аввакум) родился в 1620 г., в селе Григорово Нижегородского уезда в семье священника. В 1638 г. Аввакум обзавелся женой и поселился.
ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. ПАТРИАРХ НИКОН И ПРОТОПОП АВВАКУМ.
Старообрядчество в Нижегородском крае. Нестеров Михаил Васильевич «Великий постриг».
Церковный раскол: его причины и последствия Почему раскол стал трагическим явлением русской истории?
Россия накануне преобразований История России 10 класс.
Транксрипт:

СТАРОВЕРЫ - старообрядцы

Боярыня Морозова Феодосия (в иночестве Феодора) Прокопьевна Морозова, в девичестве Соковнина; ноября 1675, Боровск) верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Феодосия (в иночестве Феодора) Прокопьевна Морозова, в девичестве Соковнина; ноября 1675, Боровск) верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода ноября 1675Боровскстарообрядчествапротопопа Аввакума Алексеем Михайловичем Пафнутьево-Боровский монастырь ноября 1675Боровскстарообрядчествапротопопа Аввакума Алексеем Михайловичем Пафнутьево-Боровский монастырь Почитается старообрядческой церковью как святая Почитается старообрядческой церковью как святаястарообрядческойсвятаястарообрядческойсвятая

Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества протопопом Аввакумом. Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницуреформ патриарха Никонаапологетом протопопом Аввакумомюродивыхвласяницу Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов

В ночь на 14 ноября 1671 года в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким (впоследствии Патриарх Московский) и думный дьяк Иларион Иванов. Они провели допрос Феодосии и её сестры (чтобы выказать своё презрение к пришедшим они легли в постели и лежа отвечали на вопросы). После допроса сестёр заковали в кандалы, но оставили под домашним арестом. Через несколько дней Феодосия была перевезена в Чудов монастырь, откуда после допросов её перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря. В ночь на 14 ноября 1671 года в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким (впоследствии Патриарх Московский) и думный дьяк Иларион Иванов. Они провели допрос Феодосии и её сестры (чтобы выказать своё презрение к пришедшим они легли в постели и лежа отвечали на вопросы). После допроса сестёр заковали в кандалы, но оставили под домашним арестом. Через несколько дней Феодосия была перевезена в Чудов монастырь, откуда после допросов её перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря.14 ноября 1671 года архимандрит Иоаким Патриарх Московский Иларион Иванов Чудов монастырь Псково-Печерского монастыря 14 ноября 1671 года архимандрит Иоаким Патриарх Московский Иларион Иванов Чудов монастырь Псково-Печерского монастыря

Однако, несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром, ей передавали еду и одежду. В заключении она получала письма от протопопа Аввакума и смогла даже причаститься у одного из верных старой вере священников. Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Иван. Имущество Морозовой было конфисковано в царскую казну, а двое её братьев сосланы Однако, несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром, ей передавали еду и одежду. В заключении она получала письма от протопопа Аввакума и смогла даже причаститься у одного из верных старой вере священников. Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Иван. Имущество Морозовой было конфисковано в царскую казну, а двое её братьев сосланы причаститься священников причаститься священников В конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. В конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству.1674 года Евдокия Урусовадыбе 1674 года Евдокия Урусовадыбе

По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Пафнутьево-Боровском монастыре, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе. Евдокия Урусова скончалась 11 сентября 1675 года от полного истощения. Феодосия Морозова также была уморена голодом и, попросив перед смертью своего тюремщика вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 1 ноября 1675 года.Боровск Пафнутьево-Боровском монастыре сожгли в срубе 1675 года 1675 года

В ходе реформы, предпринятой Патриархом Никоном в 1653 году, богослужебная традиция Русской Церкви, сложившаяся в XIV-XVI веках, была изменена в следующих пунктах: В ходе реформы, предпринятой Патриархом Никоном в 1653 году, богослужебная традиция Русской Церкви, сложившаяся в XIV-XVI веках, была изменена в следующих пунктах:XIVXVI векахXIVXVI веках Так называемая «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям, в частности, в принятом в Русской Церкви тексте перевода Символа Веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других исправлений, например, в слово «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»). Так называемая «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям, в частности, в принятом в Русской Церкви тексте перевода Символа Веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других исправлений, например, в слово «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»). Священного писания Символа Верысоюз Сына Божия Духа Святаготитлом Священного писания Символа Верысоюз Сына Божия Духа Святаготитлом Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена т. н. метаний, или малых земных поклонов в 1653 году Никон разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творите на колену, но в пояс бы вам творите поклоны; ещё и тремя персты бы есть крестились». Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена т. н. метаний, или малых земных поклонов в 1653 году Никон разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творите на колену, но в пояс бы вам творите поклоны; ещё и тремя персты бы есть крестились».крестного знамения 1653 году крестного знамения 1653 году Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь). Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).солнца Возглас «аллилуйя» во время пения в честь Св. Троицы стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая). Возглас «аллилуйя» во время пения в честь Св. Троицы стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).аллилуйя Св. Троицыаллилуйя Св. Троицы Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорахпросфорпроскомидиипросфорпроскомидии

Бегство старообрядцев началось после Большого Московского собора 1667 года. Особенно усилилось бегство за границу во время правления Царицы Софьи, во время Иоакимова патриаршества. Бежали в Польшу, Великое княжество Литовское, Швецию, Пруссию, в Турцию, в Китай и в Японию. При Петре I, по сведениям Сената, находилось в бегах более 900 тысяч душ. В отношении к общему числу тогдашнего населения России это составляло около 10%, а в отношении к исключительно русскому населению это количество бежавших составляло гораздо больший процент. Бегство старообрядцев началось после Большого Московского собора 1667 года. Особенно усилилось бегство за границу во время правления Царицы Софьи, во время Иоакимова патриаршества. Бежали в Польшу, Великое княжество Литовское, Швецию, Пруссию, в Турцию, в Китай и в Японию. При Петре I, по сведениям Сената, находилось в бегах более 900 тысяч душ. В отношении к общему числу тогдашнего населения России это составляло около 10%, а в отношении к исключительно русскому населению это количество бежавших составляло гораздо больший процент. Большого Московского собора 1667 года Царицы Софьи Иоакимова патриаршества Польшу Великое княжество Литовское Швецию Пруссию ТурциюКитай Японию Петре IРоссии Большого Московского собора 1667 года Царицы Софьи Иоакимова патриаршества Польшу Великое княжество Литовское Швецию Пруссию ТурциюКитай Японию Петре IРоссии

Никольская церковь Никольская церковь, село Никольское Мухоршибирского района Бурятии. За границей старообрядцы селятся большими колониями, строят свои церкви, монастыри, скиты. В России существовали свои крупные старообрядческие центры. Наиболее известные из них: Керженец, Стародубье, Клинцы, Новозыбков, Ветка, Иргиз, Выгореция. России КерженецСтародубье Клинцы НовозыбковВетка Иргиз Выгореция Керженец Керженец название реки в Нижегородской губернии. В густых лесах вдоль реки к концу XVII века существовало до сотни старообрядческих обителей мужских и женских. Разгром Керженца начался при Петре I. После разгрома Керженца староверы бежали на Урал, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места. Выходцев из Керженских скитов на Урале и в Сибири стали называть кержаками, этот термин в дальнейшем распространился на всех старообрядцев Урала и Сибири.Нижегородской губернии УралСибирь Керженских скитовкержаками

Быт, культура, фольклор У старообрядцев сохранялась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики, знаменному пению. Основными учебниками традиционно были Азбука, Псалтырь и Часослов. Особо одарённых детей учили славянскому письму и иконописи. Некоторые (поморцы, федосеевцы и др.) используют хомовое пение, вышедшее из употребления в XVII веке. У старообрядцев сохранялась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики, знаменному пению. Основными учебниками традиционно были Азбука, Псалтырь и Часослов. Особо одарённых детей учили славянскому письму и иконописи. Некоторые (поморцы, федосеевцы и др.) используют хомовое пение, вышедшее из употребления в XVII веке.знаменному пению Азбука Псалтырь Часословпоморцыфедосеевцыхомовое пение XVII векезнаменному пению Азбука Псалтырь Часословпоморцыфедосеевцыхомовое пение XVII веке

Старообрядцы же собирали «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Особо ценились иконы Андрея Рублёва, так как именно его работы в качестве образца называл Стоглав. Старообрядцы же собирали «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Особо ценились иконы Андрея Рублёва, так как именно его работы в качестве образца называл Стоглав.Андрея Рублёва СтоглавАндрея Рублёва Стоглав

Старообрядцы были основными (и, вероятно, единственными) экспертами в иконописи и иконографии при пробуждении интереса к русской иконописи на рубеже XIXXX веков, при т. н. «открытии иконы». Старообрядцы были основными (и, вероятно, единственными) экспертами в иконописи и иконографии при пробуждении интереса к русской иконописи на рубеже XIXXX веков, при т. н. «открытии иконы».

Старообрядцы строго следили за «чистотой старой веры», в домах старообрядцев чужому человеку дают специальную посуду, стараются не разговаривать с пришлыми… Старообрядцы строго следили за «чистотой старой веры», в домах старообрядцев чужому человеку дают специальную посуду, стараются не разговаривать с пришлыми…

Поповство Одно из двух основных течений старообрядчества. Возникло в результате раскола и закрепилось в последнем десятилетии XVII века. Одно из двух основных течений старообрядчества. Возникло в результате раскола и закрепилось в последнем десятилетии XVII века.XVII векаXVII века Примечательно, что сам протопоп Аввакум высказывался за то, чтобы принимать священство из новообрядческой церкви: Примечательно, что сам протопоп Аввакум высказывался за то, чтобы принимать священство из новообрядческой церкви: Поповцы приемлют все 7 таинств христианства и признают необходимость священников при богослужениях и обрядах. Характерно участие в церковной жизни не только священнослужителей, но и мирян. Поповцы приемлют все 7 таинств христианства и признают необходимость священников при богослужениях и обрядах. Характерно участие в церковной жизни не только священнослужителей, но и мирян.7 таинств христианства священниковбогослужениях 7 таинств христианства священниковбогослужениях Основными центрами поповства изначально был Нижегородский край, где насчитывались десятки тысяч старообрядцев, Донская область, Черниговщина, Стародубье. В XIX веке крупнейшим центром поповства стала община Рогожского кладбища в Москве, в которой ведущую роль играли владельцы мануфактур. Основными центрами поповства изначально был Нижегородский край, где насчитывались десятки тысяч старообрядцев, Донская область, Черниговщина, Стародубье. В XIX веке крупнейшим центром поповства стала община Рогожского кладбища в Москве, в которой ведущую роль играли владельцы мануфактур.Нижегородский край Донская область Черниговщина СтародубьеXIX веке Рогожского кладбища Москве мануфактур Нижегородский край Донская область Черниговщина СтародубьеXIX веке Рогожского кладбища Москве мануфактур

Некоторые из современных исследователей уверены, что русское сельское хозяйство в царской России опиралось, прежде всего, на регионы со старообрядческим населением. Одно только село Балаково Самарской губернии имело такие огромные хлебные торговые операции, что могло диктовать свои цены лондонскому Сити (торговой бирже). Некоторые из современных исследователей уверены, что русское сельское хозяйство в царской России опиралось, прежде всего, на регионы со старообрядческим населением. Одно только село Балаково Самарской губернии имело такие огромные хлебные торговые операции, что могло диктовать свои цены лондонскому Сити (торговой бирже).Балаково Самарской губернии лондонскому бирже Балаково Самарской губернии лондонскому бирже

В то время, как Пётр Первый мечтал о создании русского флота, старообрядческие монастыри Выга уже имели на Белом море своё судоходство, и их корабли доходили до Шпицбергена. В XIX веке Волжское пароходство, подмосковный промышленный район, знаменитая Трёхгорка, мощнейшие центры индустрии в Иванове- Вознесенском, Богородско- Глуховском, Орехово- Зуевском районах принадлежали старообрядцам. В то время, как Пётр Первый мечтал о создании русского флота, старообрядческие монастыри Выга уже имели на Белом море своё судоходство, и их корабли доходили до Шпицбергена. В XIX веке Волжское пароходство, подмосковный промышленный район, знаменитая Трёхгорка, мощнейшие центры индустрии в Иванове- Вознесенском, Богородско- Глуховском, Орехово- Зуевском районах принадлежали старообрядцам.флота ВыгаБелом море ШпицбергенаXIX веке Волжское пароходство Трёхгорка Иванове- Вознесенском Богородско- Глуховском Орехово- Зуевскомфлота ВыгаБелом море ШпицбергенаXIX веке Волжское пароходство Трёхгорка Иванове- Вознесенском Богородско- Глуховском Орехово- Зуевском

Матве́й Си́дорович Кузнецо́в Матве́й Си́дорович Кузнецо́в (2 августа 1846, Дулёво 11 ноября 1911, Москва) российский промышленник и предприниматель конца XIX начала XX веков, владелец «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова». (2 августа 1846, Дулёво 11 ноября 1911, Москва) российский промышленник и предприниматель конца XIX начала XX веков, владелец «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».2 августа 1846Дулёво 11 ноября 1911МоскваXIXXX веков 2 августа 1846Дулёво 11 ноября 1911МоскваXIXXX веков Самый известный и титулованный из рода Кузнецовых, «фарфоровый король». Награждён орденами св. Станислава 3-й степени и св. Анны 3-й степени, с 1902 г. «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Самый известный и титулованный из рода Кузнецовых, «фарфоровый король». Награждён орденами св. Станислава 3-й степени и св. Анны 3-й степени, с 1902 г. «Поставщик Двора Его Императорского Величества».св. Станислава 3-й степенисв. Анны 3-й степенисв. Станислава 3-й степенисв. Анны 3-й степени Фабриканты Кузнецовы при приеме на работу предпочтение отдавали старообрядцам. В своих фабричных поселках они построили 7 старообрядческих церквей, 4 молитвенных дома, 6 школ, 7 больниц, богадельню, несколько спортивных плацев, бань и многое другое Фабриканты Кузнецовы при приеме на работу предпочтение отдавали старообрядцам. В своих фабричных поселках они построили 7 старообрядческих церквей, 4 молитвенных дома, 6 школ, 7 больниц, богадельню, несколько спортивных плацев, бань и многое другое старообрядцам

Са́вва Ива́нович Ма́монтов (3 (15) октября 1841), Ялуторовск 24 марта (6 апреля) 1918, Москва) русский предприниматель и меценат. Са́вва Ива́нович Ма́монтов (3 (15) октября 1841), Ялуторовск 24 марта (6 апреля) 1918, Москва) русский предприниматель и меценат.3 (15) октября 1841Ялуторовск 6 апреля 1918Москвамеценат 3 (15) октября 1841Ялуторовск 6 апреля 1918Москвамеценат Московско-Троицкая железная дорога Московско-Троицкая железная дорога Московско-Троицкая железная дорога Московско-Троицкая железная дорога Московско-Ярославской железной дороги, Московско-Ярославской железной дороги, Московско-Ярославской железной дороги Московско-Ярославской железной дороги В 1882 году строительство Донецкой каменноугольной железной дороги полностью завершилось, после чего она была выкуплена государством В 1882 году строительство Донецкой каменноугольной железной дороги полностью завершилось, после чего она была выкуплена государством В годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестьров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую В годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестьров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовуюИ. Е. Репин М. М. АнтокольскийВ. М. Васнецов В. А. СеровМ. А. ВрубельВ. Д. ПоленовК. А. КоровинФ. И. ШаляпинИ. Е. Репин М. М. АнтокольскийВ. М. Васнецов В. А. СеровМ. А. ВрубельВ. Д. ПоленовК. А. КоровинФ. И. Шаляпин

Самый известный русский изобретатель – Самый известный русский изобретатель – Кулибин Иван Петрович, тоже происходил из староверов. Родился в семье мелкого торговца в селении Подновье Нижегородского уезда Кулибин Иван Петрович, тоже происходил из староверов. Родился в семье мелкого торговца в селении Подновье Нижегородского уезда Подновье Нижегородского уезда Подновье Нижегородского уезда

Довольно большое количество старообрядцев сохранялось в Уральском казачьем войске. Одной из причин по которой яицкие казаки охотно поддержали Пугачева, было жалование «крестом и бородой», то есть сохранением старообрядческих традиций. Перед казнью на Болотной площади один из главных сподвижников Пугачёва Перфильев отказался исповедоваться у священника- никонианина «…по раскольнической своей закоснелости он не восхотел исповедоваться и принять божественного причастия». Довольно большое количество старообрядцев сохранялось в Уральском казачьем войске. Одной из причин по которой яицкие казаки охотно поддержали Пугачева, было жалование «крестом и бородой», то есть сохранением старообрядческих традиций. Перед казнью на Болотной площади один из главных сподвижников Пугачёва Перфильев отказался исповедоваться у священника- никонианина «…по раскольнической своей закоснелости он не восхотел исповедоваться и принять божественного причастия». Уральском казачьем войске Пугачева Болотной площади Перфильев Уральском казачьем войске Пугачева Болотной площади Перфильев

В 1802 году уральские (яицкие) казаки-староверы отказались подчиниться введению погон на новой казачьей армейской униформе, посчитав их «антихристовыми» знаками. Оренбургский генерал- губернатор Волконский в 1803 году выслал в Уральск карательную экспедицию. Казаков приказали пороть, пока те не наденут форму, было запорото до смерти несколько десятков человек В 1802 году уральские (яицкие) казаки-староверы отказались подчиниться введению погон на новой казачьей армейской униформе, посчитав их «антихристовыми» знаками. Оренбургский генерал- губернатор Волконский в 1803 году выслал в Уральск карательную экспедицию. Казаков приказали пороть, пока те не наденут форму, было запорото до смерти несколько десятков человек 1802 году 1803 году 1802 году 1803 году

Беспоповцы Старообрядцы (именуемые официально как древлеправославные христиане иже священства не приемлющие), отвергнувшие священников нового поставления, оставшись совершенно без священников, стали в быту называться беспоповцами. Старообрядцы (именуемые официально как древлеправославные христиане иже священства не приемлющие), отвергнувшие священников нового поставления, оставшись совершенно без священников, стали в быту называться беспоповцами. Беспоповцы первоначально селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря и потому стали называться поморами. Другими крупными центрами беспоповцев стали Олонецкий край (современная Карелия) и речка Керженец в Нижегородских землях.

Впоследствии, в беспоповском движение возникли новые разделения и образовались новые согласия: даниловское (поморское), федосеевское, Филиповское, часовенное, спасово, аристово и другие, более мелкие и экзотические, вроде средников, дырников и бегунов. В настоящее время крупнейшее объединение беспоповства Древлеправославная поморская церковь. Впоследствии, в беспоповском движение возникли новые разделения и образовались новые согласия: даниловское (поморское), федосеевское, Филиповское, часовенное, спасово, аристово и другие, более мелкие и экзотические, вроде средников, дырников и бегунов. В настоящее время крупнейшее объединение беспоповства Древлеправославная поморская церковь.согласияданиловское (поморское)федосеевское Филиповскоечасовенное спасовоаристовосредниковдырников бегунов Древлеправославная поморская церковьсогласияданиловское (поморское)федосеевское Филиповскоечасовенное спасовоаристовосредниковдырников бегунов Древлеправославная поморская церковь

Вопрос о положении старообрядчества был одним из самых главных во внутренней политике России, начиная со второй половины XVII века. Государство и церковь пытались решить проблему взаимоотношений со староверами различными способами. Запреты, налоги, насилие всё это оказалось несостоятельным по отношению к расколу. Вопрос о положении старообрядчества был одним из самых главных во внутренней политике России, начиная со второй половины XVII века. Государство и церковь пытались решить проблему взаимоотношений со староверами различными способами. Запреты, налоги, насилие всё это оказалось несостоятельным по отношению к расколу.. Как и к другим проблемам, к старообрядчеству Пётр I подошёл прежде всего с позиции казны.. Как и к другим проблемам, к старообрядчеству Пётр I подошёл прежде всего с позиции казны. Император повелел переписать «всех раскольников мужского и женского пола, где бы они не проживали, и обложить их двойной податью» (отсюда народное прозвище старообрядцев «двоедане»). Тех же, кто укрывался от переписи, если находили, то предавали суду. Взыскивали с них за прошедшее время двойной налог или ссылали на каторгу. Император повелел переписать «всех раскольников мужского и женского пола, где бы они не проживали, и обложить их двойной податью» (отсюда народное прозвище старообрядцев «двоедане»). Тех же, кто укрывался от переписи, если находили, то предавали суду. Взыскивали с них за прошедшее время двойной налог или ссылали на каторгу.

Кроме того, раскольники не допускались к общественным должностям, и их свидетельства против придерживавшихся официального православия не принимались. Все старообрядцы должны были носить особое платье, по которому они тот час могли быть узнаваемы, Раскольникам не позволялось строить скиты и пустыни, их монахов и монахинь рассылали по монастырям под строгий надзор, а иногда осуждали на каторжные работы. Уличенные в намеренном и упорном укрывательстве старообрядцев наказывались как противники власти.скитыпустынимонахов

Своего рода «золотой век» старообрядчество пережило в ые годы XVIII века. Очевидна тенденция к либерализации законов в отношении старообрядцев Своего рода «золотой век» старообрядчество пережило в ые годы XVIII века. Очевидна тенденция к либерализации законов в отношении старообрядцев Беглым раскольникам было объявлено полное прощение, если они возвратятся в Отечество: они смогут селиться в любой местности, выбирать род деятельности, какой пожелают, также им дарованы разные льготы: разрешено носить бороды и ходить не в указном платье. Беглым раскольникам было объявлено полное прощение, если они возвратятся в Отечество: они смогут селиться в любой местности, выбирать род деятельности, какой пожелают, также им дарованы разные льготы: разрешено носить бороды и ходить не в указном платье.

Следствием этого стали мощные старообрядческие общины в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье и других местах. В правление Екатерины староверов можно было встретить в любом уголке страны: они покидали окраинные земли, где ранее скрывались от преследований, возвращались из-за границы (прежде всего из Польши). Следствием этого стали мощные старообрядческие общины в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье и других местах. В правление Екатерины староверов можно было встретить в любом уголке страны: они покидали окраинные земли, где ранее скрывались от преследований, возвращались из-за границы (прежде всего из Польши). Постепенно раскольников стали допускать к присяге и свидетельству, если они были освобождены от двойной подати, то их даже разрешено было выбирать. Также оставили применение строгих мер собственно против тайных и упорных староверов, которые увлекали других к безрассудному самосожжению. Постепенно раскольников стали допускать к присяге и свидетельству, если они были освобождены от двойной подати, то их даже разрешено было выбирать. Также оставили применение строгих мер собственно против тайных и упорных староверов, которые увлекали других к безрассудному самосожжению.

Матвей Иванович Платов ( ) Матвей Иванович Платов ( ) русский военный, граф (1812), генерал от кавалерии (1809), казак. русский военный, граф (1812), генерал от кавалерии (1809), казак.граф 1812 генерал 1809 казакграф 1812 генерал 1809 казак Участвовал во всех войнах России конца XVIII начала XIX века. С 1801 года атаман Всевеликого войска Донского. По рождению принадлежал старообрядцам- поповцам Участвовал во всех войнах России конца XVIII начала XIX века. С 1801 года атаман Всевеликого войска Донского. По рождению принадлежал старообрядцам- поповцам XVIII XIX века 1801 года атаман Всевеликого войска Донского старообрядцам- поповцам XVIII XIX века 1801 года атаман Всевеликого войска Донского старообрядцам- поповцам

Но все таки среди старообрядцев оставались «крепкие в вере», которые уходили всё дальше в таёжные дебри… Но все таки среди старообрядцев оставались «крепкие в вере», которые уходили всё дальше в таёжные дебри… Одна такая семья быа обнаружена лишь в конце 70 –х годов Одна такая семья быа обнаружена лишь в конце 70 –х годов ХХ века… ХХ века…

АЛТАЙСКАЯ «ЗАТВОРНИЦА» АГАФЬЯ КАРПОВНА ЛЫКОВА В 1982 году геологическая экспедиция обнаружила в глухой алтайской тайге дом на речке Еринат, где проживала семья Лыковых.. Оказалось, что отшельники являются старообрядцами, ушедшими в тайгу еще в войну и с тех пор не встречавшиеся с людьми другой веры.Вскоре двое детей умерли и в настоящее время свой век вдали от цивилизации доживает лишь одна Агафья Карповна. Лыкова