Точность и логичность речи.. Кононенко Н. Я. Учитель русского языка и литературы А вот язык учить обязан ! Мы пронести должны через века, Всё то, что.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Прослушайте музыкальный фрагмент итальянского композитора А. Вивальди. 2. Словесно нарисуйте картину, изображенную композитором при помощи волшебных.
Advertisements

Урок развития речи 7 класс Учитель русского языка и литературы Михайлова Наталья Алексеевна ГБОУ школа 578 Приморского района г. Санкт-Петербург.
ТЕМА УРОКА: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ЗАГАДКИ Не живая – а идет. Неподвижна – а ведет. Черный Ивашка, красная рубашка, Где пройдет, там след остается. Есть.
Текст. Тема и основная мысль текста Текст – это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью. Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме: Урок русского языка в 6 классе Описание природы
Типы речи В русском языке различают 3 типа речи: повествование описание рассуждение.
ТЕМА УРОКА: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ЦЕЛИ: Я «ЗНАЮ» ЭТО И МОГУ ОБЪЯСНИТЬ РЕБЯТАМ В ГРУППЕ. Я «НЕ ЗНАЮ» ЭТОГО И ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ ОТ РЕБЯТ. Я МОГУ ВЫДЕЛИТЬ.
Текст как законченное целостное высказывание Элективный курс по русскому языку в 9 классе.
Типы речи В русском языке различают 3 типа речи: повествование описание рассуждение.
Роль имени прилагательного в речи. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Учитель: Петрова Н.В. Учитель: Петрова Н.В.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Текст как законченное целостное высказывание. Признаки текста Наличие темы и основной мысли Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка.
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ. ЗАДАЧИ: 1) научиться видеть образную, эмоциональную функцию прилагательных в художественном тексте; 2) вспомнить о правописании.
Сочинение-рассуждение Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.
Текст. Признаки текста. Анализ текста. Признаки текста: Смысловая цельность (единая тема) Грамматическая связь предложений.
Лингвистический анализ текстов публицистического стиля.
Транксрипт:

Точность и логичность речи.

Кононенко Н. Я. Учитель русского языка и литературы А вот язык учить обязан ! Мы пронести должны через века, Всё то, что нашей гордости основа : Так сбережём богатство языка И чистоту божественного слова ! И будем мы язык родной хранить По зову сердца, а не по приказу - Поэтом можешь ты, мой друг, не быть, А вот родной язык беречь обязан !

Анализ темы урока. Что такое точность речи ? 1) умение четко и ясно мыслить, красиво и выразительно говорить ; 2) знание предмета разговора ; 3) знание русского языка, его особенностей ; 4) умение четко и ясно мыслить, знание законов русского языка и предмета разговора ; 5) бережное отношение к выбору слов. Ответ - 4. Точной является речь, в которой мысли и чувства говорящего или пишущего переданы ясно и полно. За неточностью речи всегда стоит неточность мысли.

Фактическая Точно знаю, что говорю, о чем говорю ( предмет речи ) Речевая Точно знаю, что обозначают употребляемые слова Учитель познакомил детей с новым для них орфографическим правилом так : - Перед гласными Е, Ё, Ю, Я после приставок пишется Ъ, а после корня - Ь. В ученических тетрадях вскоре появились такие написания : поъехал, наъелся … Виноваты ли ученики ?

Что такое логичность речи ? Ответ - 2. Логичной считается речь, в которой ясно и правильно выражена связь слов в предложении и связь отдельных высказываний в тексте. 1) умение четко и ясно мыслить, красиво и выразительно говорить ; 2) умение последовательно излагать мысли, грамотно связывать их. 3) знание русского языка, его особенностей 4) бережное отношение к выбору слов.

Логичны ли рассуждения ребёнка ? Аля, 3,5 года. - Мама, давай играть ! Я - кошка, ты - мышка. Я буду кричать : « Мяу - мяу ». - А мышке как кричать ? - Караул ! Раскрашивает яблоко. - Почему яблоко синее ? - А оно упало. - - Ну и что ? - - И синяк получился.

370 точность и логичность речи обеспечивают взаимопонимание участников диалога ( письменного или устного ) и, таким образом, несоблюдение логических законов делает общение невозможным. речь, диалог ; участники диалога : пишущий, говорящий, читатели, слушатели ; понятый, общие законы мышления ; точно, последовательно.

Ключевые слова ( маркёры ). тема текста - О чём текст ? идея ( главная мысль ) - Что говорится в тексте по данной теме ? На тему « Человек и домашние питомцы » можно создать много текстов, выражающих разные мысли, например : « Человек должен с уважением относиться к своим домашним питомцам », « Домашние питомцы могут стать настоящими друзьями человека », « Люди выбирают разных домашних животных в зависимости от своего характера » и т. д. микротемы ( смысловые части текста ) должны раскрывать его тему и способствовать выражению идеи ( главной мысли ). Ключевые слова должны отражать тему и передавать его идею ( логический и эмоциональный ряды )

371. эти слова способствуют точному и выразительному описанию душевного состояния изображённой на картине крестьянки и трудных условий жизни её сына, отданного в ученье к мастеровому.

374. прошлое, настоящее, будущее, связь, эстафета, эволюция, мельчайшие изменения, смежные поколения, деды и внуки, было нормативным, спутник языковой истории, современный русский язык, накопления и изменения.

379. Этот текст о воробьях. Автор стремится донести до читателя мысль о том, что воробьи – птицы особенные, имеющие преимущества перед всеми остальными птицами. Возможный заголовок – « Особенные птицы » ведущим типом речи является рассуждение, но используются также повествование ( в третьем абзаце ) и элементы описания ( в первом абзаце ): автор доказывает, что воробьи – птицы особенные, выстраивая систему аргументов, а также приводит в качестве иллюстрации своей мысли реальный случай, подтверждающий сообразительность воробьёв.

Композиция текста. I- зачин (1-3 предложения )- указание на тему ( и идею ). Совет : пользуйтесь назывными или вопросительными предложениями. II- главная часть ( каждая микротема - отдельный абзац ) III- ( концовка - вывод, итог ) Совет : ответ на вопрос в начале текста.

382. возможность переноса последнего предложения сочинения о золотой осени на место второго и переноса последнего предложения текста о поздней осени в конец микротемы, в которой описывается осенний лес.

Прокомментируйте высказывание Николая Буало ( гг.), французского поэта и критика : « Где мысль ясна, там ясно изложенье, там нужные слова придут без затрудненья ».

Виды связи предложений в тексте. цепная 1. предложения нельзя поменять местами 2. в последующем предложении есть заменители слов из предыдущего Схема (2) параллельная 1. предложения можно поменять местами 2. в последующем предложении нет заменителей слов Схема (1)

387 (1)… на Валдае. (2)… там … сруб - теремок. (3) Это священное место …4)... на этом месте часовенка.... (5) Под ней... ручеёк. (6)... он.... (7) Потом он проходит.... (8) Бежит ручей.... Способ связи : цепная Средства связи : наречия – там, потом ; описательный оборот – это священное место ; формы слова – на этом месте ; местоимения – под ней, он ; контекстные синонимы – проходит, бежит. + однокоренные слова + союзы

389(2) Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно - зелёные ветви больших и маленьких деревьев. Вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. Способ связи : параллельный. Средства связи : синтаксический параллелизм ( см стр.151) + вводные слова ( во - первых, во - вторых, наконец ), наречия места и времени ( справа, слева, там, сначала и т. п.)

392 Наутро подняв шее - ся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, / по - дёр - ну - вш - ий воды /, и весь тёплый воздух задрожал от / наполнив шик его / испарений ожившей земли. Зазеленела старая и / вы - лез - а - ющ - ая иглами / молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой берёзы, а на / об - сыпь - анной золотым цветом / лозине загудела пчела. Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледенелым жнивьём, заплакали чибисы над / на - ли - вш - ими - ся бурой не - убрать - вшей - ся водой / низами и болотами, высоко пролетели с весёлым гоготаньем журавли и гуси.