Выполнила: уч-ца 10 кл. Цыбуля Дарья Учитель: Капнинова М.Н. МОУ Никитовская СОШ имени А.С.Макаренко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Прямые изображения Иисуса Христа в православной иконе Выполнили: Гусев Александр Крюков Евгений Учитель: Тимофеева Татьяна Михайловна Муниципальное общеобразовательное.
Advertisements

Вся иконография Спасителя строится на основополагающем понятии Боговоплощения : Бог - Творец вселенной, создатель всего материального и духовного мира,-
Реферат на тему: Иконография Иисуса Христа Реферат на тему: Иконография Иисуса Христа Выполнила Комарова Екатерина Учитель Галюзина Анна Александровна.
«Благо-телесный…со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду,
Иконогра́фия Иису́са Христа́ совокупность систем, школ и произведений, изображающих Иисуса Христа Иисуса Христа.
Образ Христа в иконописи Образ Христа сложился в Византии к началу IV века. Это исторический тип Иисуса в возрасте его крестных страданий, с удлинённым.
Разработка мультимедийного урока истории в шестом классе Автор: Автор: Бычек Ирина Павловна, Бычек Ирина Павловна, учитель истории учитель истории МОУ.
Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса Учимся читать икону.
Тема урока: Древнерусское искусство X - XIII веков. Иконопись, фресковая живопись, мозаика.
Спаситель и Богородица Выделяют три основных иконографических типа икон с изображением Пресвятой Девы: Оранта (Охраняющая), Одигитрия (Путеводительница)
ОСНОВНЫЕ ПОСТОЯННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИКОНОГРАФИИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НИМБ – символ святости, наполненности светом Божественной славы МАФОРИЙ пурпурного цвета – одежда.
Иконопись в Древней Руси...её сияющие краски, сильные и яркие, её ритмические силуэты, певучие и мягкие, её просветленные лики, ласковые и поэтичные, её.
Картины на библейские темы Серегина Татьяна Васильевна с. Большая Картель, Хабаровский край.
Сюжеты русской иконописи Основными сюжетами русской иконописи стали сцены из ветхозаветной и евангельской истории, сцены из жизни христианских святых.
Работу выполнила : Судьева Настя. 8 Б кл.. Православная иконография Богоматери совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.Богородицыиконописи.
ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ Подготовили: Бороздняк Ксения и Енчук Роман.
Иконы Богоматери.. Иконографический тип Елеуса (Умиление). Владимирская икона Божией Матери. Византия, XII век.
Икона ( от ср.- греч. εκόνα « рисунок », « икона »; тж. др.- греч. εκών « образ », « изображение ») в христианстве ( главным образом, в православии, католицизме.
Образ Богородицы Группа 2. Образ Богородицы С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.
В Византии икона Богородицы Никопеи считалась защитницей императорского дома. Греция Грузия.
Транксрипт:

Выполнила: уч-ца 10 кл. Цыбуля Дарья Учитель: Капнинова М.Н. МОУ Никитовская СОШ имени А.С.Макаренко

Цели проекта : Рассказать какие существуют прямые изображения Иисуса Христа в православной иконе. Объяснить их виды и значения.

План : 1. Введение … 2. История иконографии … 3. Изображения оглавные … 4. Изображения оплечные Изображения поясные 6. Спас на престоле … 7. Иисус Страстотерпец … 8. Символические изображения 8. Список литературы …

Введение … Иконография Иисуса Христа́ совокупность систем, школ и произведений, изображающих Иисуса Христа. Иконография Иисуса Христа на сегодняшний день весьма разнообразна. Основные типы иконографических изображений подразделяются на два основных класса: прямые изображения(на них Иисус изображается в человеческом облике, предписанном канонами иконописи) и символические изображения(представляют собой образы Христа аллегорически, по мотивам библейских притч).Рассмотрим основные канонические типы икон Иисуса, составляющие эти классы.Иисуса Христа

История иконографии В раннехристианские времена часто использовались аллегорические изображения Христа в виде ягнёнка (агнца) (Ин.1:29), пеликана (символ милосердия, разорвал себе грудь, чтобы мясом накормить птенцов), дельфина (спаситель утопающих), пронзенного трезубцем, ягненка под якорем, символизирующим крест, рыбы (ихтис).аллегорические агнца Ин.1:29 ихтис Среди антропоморфных изображений особой популярностью пользовались Орфей, играющий на арфе, или «Добрый Пастырь» пастух, несущий заблудшую овцу на плечах. Постановлениями Пято- Шестого (Трулльского) собора в 692 г. аллегорические изображения Христа были запрещены.Орфей Добрый Пастырь Пято- Шестого (Трулльского) собора 692 Близкие традиционным иконописным образам изображения Христа известны уже по римским катакомбам. Своё развитие иконография Спасителя получила во фресках и мозаиках христианских церквей Восточной и Западной Римских империй. В иконописи первые сохранившиеся станковые изображения известны с VI в., в то же время, предание относит некоторые образы, например, Спас Нерукотворный к евангельским временам. На Русь иконы Христа попали из Византии, здесь выработались некоторые особые иконографические типы.фрескахмозаикахиконописи Спас Нерукотворный Византии

Изображения оглавные Иконографическую основу икон данного типа составляет Лик Христа, фронтально вписанный в крещатый нимб. Лик имеет следующие особенности: взгляд может быть обращен как прямо, так и в сторону, волосы прядями ниспадают по сторонам Лика или прямо, или чуть отклоняясь. Этот тип ико­нографии Христа является самым древним и ведет свое начало от первой иконы Иисуса «Спаса Нерукотворного». Имеется несколько канонических вариаций о главных изображений Иисуса Христа: -Лик Христа в круге нимба на чистом фоне без намека на плат; -Лик Христа на прямоугольном, ровно разглаженном плате, плат обычно орнаментирован, имеет расшитую кайму с бахромой по краям; -Лик Иисуса на неразглашенном и образующем складки плате, нижний край которого неровен и создает впечатление, будто Лик наложен по верх плата; -Лик Христа на драпированном плате, который держат за верхний углы два ангела. Ангелы изображаются непропорционально маленьким!. Из приведенных примеров легко выявить основные элементы данного типа иконографии Иисуса: изображается только Лик с характерным взглядом глаз, крест на нимбе состоит из девяти полосочек, обозначающих девять ан­гельских чинов…

Спас Нерукотворный Спас Нерукотворный. С предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей

Изображения оплечные На иконах этого типа фигура Христа показана по грудь. Источником данного типа иконографии стала используемая в раннем Средневековье традиция, согласно которой изображение Иисуса заключалось в медальон. Внутри оплечных изображений Иисуса выделяются виды «Спас Ярое Око» и «Спас Эммануил». На оплечных иконах Иисуса типа «Спас Ярое Око» Лик Христа отличается особо строгим, проницательным выражением глаз. Сам Лик на таких иконах темный от скорби. Характер образа наиболее точно передает святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Всевидец Господь в одном акте Божественного Видения видит все века и всех людей, всю их жизнь со всеми по­мыслами, чувствами, намерениями, делами, словами. Страшное око, от кото­рого ничто утаиться не может! Просвети мое сердечное око! Отыми от него всякую нечистоту, всякое воззрение нечистое! Аминь». На иконах типа «Спас Эммануил» Христос изображается в виде отрока, отмеченного печатью духовной зрелости. Волосы отрока Иисуса волнистые, высокий лоб достаточно широк, а взгляд не по возрасту серьезен. Слово «Эм­мануил» в переводе с древнееврейского означает «с нами Бог», и иконы это­го типа показывают Божественную сущность отрока Иисуса, бывшую у него и до крещения в водах Иордана. В названии отразились слова пророка Исайи: «Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Спас Эммануил кроме самостоятельного иконографичес­кого типа является элементом жанровых и бытийных икон.

Спас Ярое Око Спас Златые Власы

Изображения поясные Основным типом поясных изображений Христа в иконографии считается тип «Спас Вседержитель» типа Христос изображается по пояс, фронтально, то есть лицом к человеку, с Евангелием в левой руке и с благословляющим жестом правой руки. Отличаются друг от друга иконы этого типа немногим: открыто или закрыто Евангелие, показана правая рука Иисуса или спрятана в одеждах, то есть благословляет с иконы Иисус людей жестом «открытым» или «закрытым». Вы помните, что икона типа «Христос Пантократор» изображается в православном храме в куполе.

Спас Вседержитель

Спас на престоле Иконографический тип «Спас на престоле» является разновидностью «Христа Пантократора». Только на иконах типа «Спас на престоле» Христос изображается в царских одеждах, являя собой образ Царя Небесного и Вседер­жителя на Страшном Суде. Открытое Евангелие в руках Христа является сим­волом Страшного Суда. Спас на престоле грозный судия, но также избави­тель бессмертных праведных душ. Разновидностью икон этого типа являются иконы, изображающие сидя­щего на престоле Иисуса в облике Великого Архиерея Церкви. Особый вид «Спаса на престоле», получивший распространение в русской иконописи, называется «Спас в силах». Христос изобража­ется сидящим на троне в окружении ангельских сил. Исполненная глубокой символики икона «Спас в силах» выполняется в канонически определенной для нее цветовой гамме. Желтым цветом изобража­ются одежды Христа и Престол Его. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб красного цвета (символ славы) и синий круг или овал, обозначающий небесную сфе­ру. Вместе ромб и овал символизируют «мир невиди­мый», в котором живут ангелы. Эти Силы Небесные видны в голубом овале небесной сферы. Очень важно отметить, что и ромб, и квадрат пронизывают лучи, идущие от Иисуса. Сни­зу расположен красный квадрат, замыкающий изображение иконы и символи­зирующий землю, то есть видимый мир. На углах земного четырехугольника обычно располагаются изображения четырех библейских животных. «Спас в силах» занимает центральное место в Деисусном ряду иконостаса.

Спас в силах Спас на престоле

Иисус Страстотерпец К иконам этого типа относятся иконы, изображающие страдания и муки Господни, напоминающие нам, как сильно Он любил людей и какие страдания Он принял ради них. К иконам этого типа относится большинство канонических композиций с изображением жизни и смерти Христа.

Иисус Страстотерпец

Символические изображения Символические изображения Иисуса в иконографии являются отражением евангельских притч, в которых Христос выступает как Добрый Пастырь, Виноградная Лоза и т. д. Первые изображения Христа в виде Доброго Пастыря датируются третьим веком, их истоки находим в Евангелии от Иоанна: «Я есмь пастырь добрый: па­стырь добрый полагает жизнь свою за овец». Иисус на иконах этого типа изображается в виде пастуха, ок­руженного овцами, или с одной овцой за плечами. «Лоза Истинная» на иконах этого типа Христос обычно изображается в окружении лозы, в ветвях которой изображены апостолы, ангелы. Наибольшее распространение в русской право­славной иконописи получило изображение «Недре­манное Око». Иисус изображается в виде отрока, возлежащего с открытыми глазами, голова Его покоится на руке. Ему предстоит Богоро­дица у изголовья и ангел у ног. Тип «Спас Недреманное Око» выражает идею спасительной смерти Христа, когда Он три дня как бы был мертв телом, но ду­шой Он видел ад, бодрствовал в нем и победил его.

Икона «Спас Недреманное око

Список литературы Учебник «Православная культура 10 – 11 классы» Сайт Данные с дисков