Определение и таксономия педагогических целей. Задачи: Какие цели ? Способы задания целей Что такое цель? Оценка качества цели.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Определение и таксономия педагогических целей. 1. Теоретический блок: Иерархия целей 5 способов определения целей по М.В. Кларину Что такое «результаты.
Advertisements

Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
Целеполагание в деятельности учителя Методические рекомендации.
Целеполагание в обучающей деятельности учителя Подготовила: зам.директора Гулина Н.Ю.
Целеполагание в деятельности учителя Методические рекомендации.
Целеполагание в обучающей деятельности учителя Цель образования состоит в развитии у обучаемых способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности.
Цель: участники семинара умеют формулировать цели урока в зависимости от его типа. Участники: педагоги. Регламент: 1 час. Форма проведения: презентация.
Технология проектирования урока © МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» © Тьюторы Семенова О.Ю., Волченкова Н.А.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Цели урока Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Дифференциация обучения на уроках литературы Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ 3 Поповой Е.В.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Николай Иванович Субботин, д.Заборье, 2008 г. Учись учиться.
М.И. Махмутов указывал на пять уровней проблемности при осуществлении проблемного обучения. Первый уровень его характеризуется тем, что проблемная ситуация.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
Транксрипт:

Определение и таксономия педагогических целей

Задачи: Какие цели ? Способы задания целей Что такое цель? Оценка качества цели

планируемые реальные = цели обучения достижения обучающегося интеллектуальные когнитивный опыт аффективные Результаты обучения = Мышление Внимание Воображение Память Знание - представление освоенные факты Знание – понимание усвоенные факты, алгоритмы Умения присвоенные способы деятельности Чувства, эмоции, желания…

Общие цели формирования личности Цели учебного предмета Цели темы Цели урока Конкретизация целей Цели обучения в школе Цели дидактического момента

Что такое цель? Цель – ожидаемый результат за определённый промежуток времени Типы целей: 1. Конкретные и абстрактные (по уровню операционализации 2. Стратегические и тактические (по уровню планирования) 3. Индивидуальные и групповые (по количеству субъектов ) 4. Постоянные и специфические (по повторяемости 5. Дидактические, развивающие, воспитательные (по функции)

Цели урока Дидактические связаны с содержанием предмета, способами использования информации, различными видами познавательной деятельности (знания, умения, ОУУН, … Развивающие Развитие речи (обогащение словарного запаса, выразительность и т. Развитие мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать, систематизировать, доказывать, объяснять понятия, разрешать проблемы… Развитие воображения, глазомера, ориентирования в пространстве, времени, света и тени, звуков, цвета, оттенков речи, двигательной сноровки … Воспитывающие изменения личностных качеств (толерантность, этические нормы поведения, эстетических оценок, эстетического вкуса и т.д. )

1Учить работать со справочной литературой 2Сформировать знания об основных памятниках культуры Древней Греции 3Формировать представление о современном образованном человеке 4Научить анализировать литературные произведения эпического характера Иерархия целей: цели обучения в школе (Ш) цели предмета (П)цели темы (Т)цели урока (У) Ш Т Ш П

5Закрепить знания об основных признаках млекопитающих 6Развить способность к системному анализу явлений действительности 7Формировать уважение к людям и их мнению 8Учить составлять тезисы и конспекты 9Сформировать знания о периодической системе Менделеева 10Привести к пониманию сущности закона Ома ( Л )( Ш )( П )( Т )(У) У Ш Ш Ш У У

1Учить работать со справочной литературой 2Сформировать знания об основных памятниках культуры Древней Греции 3Формировать представление о современном образованном человеке 4Научить анализировать литературные произведения эпического характера Типы целей: А – абстрактные К - конкретные А К А К

5Закрепить знания об основных признаках млекопитающих 6Развить способность к системному анализу явлений действительности 7Формировать уважение к людям и их мнению 8Учить составлять тезисы и конспекты 9Сформировать знания о специфике 10Привести к пониманию сущности закона Ома К К А А К К

Специфика педагогических целей Педагогические цели прогнозируют изменения в личностных структурах обучающихся: знаниях, умениях, ценностных ориентациях, интеллектуальных свойствах Поставить пед. цель – значит определить изменения, которые должны произойти в свойствах, структуре мыслительной деятельности ребенка к концу урока

Выберите формулировки, соответствующие признакам педагогических целей 1Рассказать о проблемах, с которыми встречается каждая молодая семья 2Научить сравнивать географические объекты 3Систематизировать знания о последних достижениях экономической политики 4Раскрыть сущность изучаемого физического явления 5Обсудить возможные способы поведения при пожаре 6Подвести к выводу об ответственности за свой выбор

7 Вызвать интерес к самоанализу факторов, определяющих успехи и неудачи в учебной деятельности 8 Разъяснить основные правила работы с приборами 9Сформировать умение анализа исторического документа 10Обратить внимание на особенности творческой манеры импрессионистов

Содержание цели Ответ на вопросы: Что необходимо запомнить к концу урока (понятия, законы, принципы, теории, идеи, формулы, образы, факты, правила, приемы, алгоритмы, формулировки…) Что нужно понять в ходе работы на уроке (связи, зависимость, сущность….) Чему предстоит научиться (методы исследования, способы работы с информацией, применение на каком уровне (типовая, измененная, не стандартная ситуация) Какие отношения к различным явлениям должен испытать (чувства, эмоции, ощущения, над чем задуматься, прийти к выводу, проявить интерес…)

Требования к качеству формулирования цели урока Цель урока должна: 1. Отражать специфику предмета 2. Отражать приоритетные результаты (изменения в свойствах уч-ся), которые ожидаются к концу урока ( открытие новых знаний, себя, усвоение умений, развитие каких- то свойств, выявление ценностей и т.п.) 3. Соответствовать реальным возможностям (возраст, индивидуальные особенности, 45 минут, обеспечение и т.п.) 4. Быть конкретной, а не абстрактной (конкретизирует цель предмета, темы, школы и т.д.) 5. Быть диагностичной – проверяемой ( уровни )

Конкретность означает, что результатом формулировки цели является ответ на вопрос «что сделать?». В постановке цели не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки (оптимальный, достойный и т.п.). Цель необходимо сформулировать таким образом, чтобы исключить возможность интерпретации по-своему. Диагностичность предполагает наличие критериев, которые позволят определить степень достижения цели. Если речь идет о количественной измеримости, нужно оперировать цифрами, если о качественной к формулировке цели следует приложить описание качественных характеристик

1-й класс. Чтение. В. Бианки. «Заяц на дереве». 1. Воспитывать: чувство любви к Родине, чувство прекрасного, бережное отношение к природе. 2. Создать конкретное представление о ледоходе и разливе рек. 4. Учить выразительно читать картины 3. Развивать устную речь учащихся. Ввести в словарь учащихся новые слова : ледоход, половодье. Не соответствует возможностям 1-го урока. (вызвать чувство сопереживания к персонажам) Общая цель обучения

6- 6- й класс. Математика. Сложение двух чисел с разными знаками. 1. Обеспечить усвоение правила сложения двух чисел с разными знаками. 2. Сформировать умение применять это правило в типовой ситуации. 7 класс. Закон Ома 1. Сформировать понятие об электрическом сопротивлении как о физической величине. 2. Добиться усвоения всеми сути закона Ома. Доказать его справедливость экспериментально. Способ достижения цели

Педагогические цели и учебные задачи Педагогические цели - это то, что предстоит получить, изменить в свойствах обучающихся к концу урока. Педагогические задачи – это способ достижения цели, конкретизация цели. Задачи ученические – это результаты, определяемые учениками на основании предъявленной темы (имени) урока. (Что? Какие? Как работает? Зачем?...) Осознание задач урока учениками: - учит по теме или имени урока формулировать задачи; - выясняет, как ученики представляют результаты урока и совместно с ними определяет способы их достижения; - удостоверяется в понимании задач всеми;

Приёмы организация целеполагания обучающихся Учитель дает задание, не называя темы и цели урока Формулирование учителем темы и цели урока; Предъявление значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету; Групповое интервью о том, что знают, и что хотели бы узнать о теме урока; Беседа о значении темы и цели урока для решения жизненных задач ребенка; Групповое интервью о значении темы и цели урока для изучения предмета и жизни 1.

Взаимосвязь темы и целей урока Тема урока – содержание Пед. цель – результат + характер деятельности ПРИМЕР 1: Русский язык. 2 класс Тема: Проверка написания безударных гласных в словах Цели: 1. Закрепить умение находить безударные гласные в слове, распознавать в словах проверяемые и не проверяемые безударные гласные 2. Активизировать познавательную деятельную деятельность через коллективные способы обучения 3. Воспитывать творческий интерес к знаниям на уроках русского языка ПРИМЕР2: Урок анатомии в 9 классе. Тема: Пищеварение Цель: Изучить подробно строение органов пищеварения, уяснить функции системы.

Что узнали (запомнили) Вопросы на запоминание (воспроизведение) Критерии достижения целей занятия Что поняли (усвоили) Задания (приведите примеры, подтвердите, объясните…) Чему научились Задания на сравнение, доказательство Какие изменения Исследование, экспресс произошли во взглядах, опрос, мини сочинение, представлениях … анкеты, синквейн …

Обобщение Что такое цель? Какова специфика педагогической цели? Какие цели относим к постоянным? Какие – к специфическим целям урока? Какими словами могут начинаться специфические цели урока? 5 требований к формулировке цели

Как определять цели урока 1. Цели – это ожидаемые результаты деятельности за определённый промежуток времени 2. Специфика педагогических целей заключается в том, что они лежат в сфере деятельности обучающихся и прогнозируют изменения в их личностных структурах. 4. Постоянными являются цели формирования нравственных качеств, интеллектуального развития, развития познавательных интересов учащихся, формирования универсальных учебных действий

7. Формулировки целей формирования знаний могут начинаться словами: сформировать, закрепить, систематизировать, обобщить,углубить, организовать открытие, 8. Формулировки целей формирования умений могут начинаться словами: научить, развить, сформировать, 9. Формулировки целей формирования оценочных суждений, целей эмоционального воздействия могут начинаться словами: подвести к выводу, убедить, доказать, вызвать интерес, сочувствие (или другую эмоциональную реакцию,заставить задуматься обеспечить усвоение расширить закрепить привести к пониманию

б) формирование каких умений необходимо организовать в течение урока; 5. Определяя специфические цели урока, следует ответить на ряд вопросов: а) усвоение каких элементов знаний (фактов, сведений, понятий,закономерностей, законов, принципов, теорий, правил) предстоит обеспечить на уроке; в) какое эмоциональное воздействие, отношение (удивление, восхищение, возмущение, восторг, любопытство, сопереживание и т.п.), предполагается вызвать или развитие каких интеллектуальных, аффективных и когнитивных компетентностей предполагается

б) формирование каких умений необходимо организовать в течение урока; 5. Определяя специфические цели урока, следует ответить на ряд вопросов: а) усвоение каких элементов знаний (фактов, сведений, понятий,закономерностей, законов, принципов, теорий, правил) предстоит обеспечить на уроке; в) какое эмоциональное воздействие, отношение (удивление, восхищение, возмущение, восторг, любопытство, сопереживание и т.п.), предполагается вызвать развитие каких интеллектуальных, аффективных и когнитивных компетентностей предполагается Формирование понимания (сущности, взаимосвязей …)

7. Формулировки целей формирования знаний могут начинаться словами: сформировать, закрепить, систематизировать,обобщить,углубить, организовать открытие, 8. Формулировки целей формирования умений могут начинаться словами: научить, развить, сформировать, 9. Формулировки целей формирования оценочных суждений, целей эмоционального воздействия могут начинаться словами: подвести к выводу, убедить, доказать, вызвать интерес, сочувствие (или другую эмоциональную реакцию,заставить задуматься обеспечить усвоение расширить закрепить

10. Показателями качества формулировки цели являются: отражение специфики предмета, нацеленность на результат, конкретность, диагностичность, реалистичность,