Современные дидактические концепции. Содержание образования в РФ Разработал к.п.н., доц. Сидоров С.В.Сидоров С.В. 1. Современные дидактические концепции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Advertisements

Метапредметные результаты по ФГОС. Образование общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Педагогическая мастерская Машуков Александр Васильевич, помощник ректора.
Психологические особенности подросткового возраста.
«Методические и психологические проблемы реализации ФГОС в условиях современного образовательного процесса». Генералова Н.С. Методист ЮЗАО, к.п.н., учитель.
Системно - деятельностный подход в обучении иноязычной культуре общения в условиях ФГОС ООО Автор выступления: Широкова С. В., учитель английского языка.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Опыт обучения математике в группах сменного состава. ГБОУ СОШ 554 Учителя математики Максимчик Е. Н. Жичина Е. А. Мещерина М. Е.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Тема: «Преемственность стандартов общего образования четырех уровней» Выполнили: Ходырева М. С. Дементьев И. В. г. Воткинск 2014 г.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Транксрипт:

Современные дидактические концепции. Содержание образования в РФ Разработал к.п.н., доц. Сидоров С.В.Сидоров С.В. 1. Современные дидактические концепции. 2. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. 3. Государственный образовательный стандарт. План Мини-тест по материалу лекции Мини-тест по материалу лекции Мини-тест по материалу лекции Мини-тест по материалу лекции Тест онлайн Тест онлайн Тест онлайн Тест онлайн

1. Современные дидактические концепции Отличительная черта современных дидактических концепций – их развивающий характер, активно- деятельностный способ обучения. Дидактическая концепция – это система взглядов, определяющих понимание сущности, цели, содержания и организации учебного процесса, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей. 2

Показала высокую эффективность при экспериментальной проверке, однако в е гг. попытка её внедрения в массовую практику потерпела неудачу, так как учителя не смогли её освоить. Возрождение этой концепции произошло в конце 1980-х – начале 1990 гг. 3 Концепция Л.В. Занкова Разработана в 1950–1960-х гг. научным коллективом под руководством Л.В. ЗанковаЛ.В. Занкова для обучения младших школьников. Леонид Владимирович Занков

Основу концепции Занкова составляют следующие взаимосвязанные принципы: обучение на высоком уровне трудности; быстрый темп изучения программного материала; ведущая роль теоретических знаний; осознание учеником процесса учения; целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых. 4

Разработана в 1960-е гг. научным коллективом под руководством психологов В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина также для начальной школы. Согласно этой концепции, школьник в процессе усвоения учебного материала движется от понимания конкретного образа к осознанию абстрактного понятия. Последующее теоретическое воспроизведение строится по обратной логике: от абстрактного к конкретному. 5 Концепция содержательного обучения Василий Васильевич Давыдов Даниил Борисович Эльконин

Разработана на основе психологической теории П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, в основе которой лежит следующая закономерность: всякое умственное действие берёт начало с материального, внешнего действия. Суть концепции. Чтобы сформировать умственный навык, надо создать учебные условия, моделирующие его в виде действий с материальными объектами, а затем перевести его выполнение на вербальный (словесный) уровень. 6 Концепция поэтапного формирования умственных действий Пётр Яковлевич Гальперин Нина Фёдоровна Талызина

Этапы формирования умственных действий: 1) мотивация деятельности и предварительное ознакомление учащихся с действием и условием его выполнения; 2) осознание учащимися схемы, алгоритма предстоящего действия; 3) внешнее выполнение действия и проговаривание действия вслух; 4) обобщение действия (обычно это высказываемый вслух вывод); 5) внутренняя речь, перевод действия из внешней (материальной) формы во внутреннюю, умственную; 6) закрепление действия во внутреннем, умственном плане, осознание его как личностно значимого. 7

Концепция проблемного обучения Направлена на поиск резервов умственного развития учащихся: способности к творческому мышлению и самостоятельной познавательной деятельности. Научное обоснование концепции дано в 1960–1970-х гг. в работах Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова и др. 8

Суть проблемного обучения Педагогом создаёт для учащихся ситуации затруднения (проблемные ситуации) и организует… - осознание и принятие этих ситуаций, - решение учебной проблемы. Учебная проблема решается в процессе совместной деятельности учащихся и учителя, но при максимальной самостоятельности учеников. 9

Когда возникают проблемные ситуации? нехватка знаний (для решения задачи, ответа на вопрос надо приобрести необходимые знания); новые условия (надо найти способ применения уже имеющихся знаний и умений в новых условиях); противоречие между теоретической возможностью и практической осуществимостью; противоречие между полученным практическим результатом и отсутствием знаний для объяснения его причин 10

Правила создания проблемных ситуаций: задание должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми владеет ученик; неизвестное, которое нужно «открыть» ученику при разрешении проблемной ситуации, должно подлежать усвоению, способствовать формированию действительно важных знаний и умений; выполнение проблемного задания должно вызывать у ученика потребность в усваиваемом знании. 11

Этапы решения учебной проблемы: 1) осознание проблемной ситуации («ситуация требует разрешения, потому что…»); 2) анализ ситуации и формулирование проблемы («проблема состоит в том, что…»); 3) решение проблемы: выдвижение гипотез и обоснование путей решения, отбор наиболее логичных гипотез и их последовательная проверка, выбор способа решения; 4) проверка правильности решения проблемы («противоречие устранено, потому что…»). 12

Особенности проблемного обучения 13

Базовая культура личности школьника включает в себя: - философско- мировоззренческую подготовленность; - нравственную, эстетическую и физическую культуру личности; - гражданственность и патриотизм; - трудовые умения и навыки. 2. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности 14

Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которой должно обеспечить формирование всесторонне развитой личности, готовой к сохранению и развитию материальной и духовной культуры общества (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Проще говоря, содержание образования – это то, что должен освоить ученик в результате обучения. 15

Содержание образования меняется в зависимости от социокультурных условий, уровня развития системы образования, степени его контроля государством и т.д. На содержание образования влияют две основные группы факторов: цель образования, выражающая интересы общества (формирование личности, успешной и полезной обществу); особенности развития личности: возрастные, индивидуальные, обусловленные средой. 16

Проблема отбора содержания образования Источник содержания образования - опыт человечества, закреплённый в материальной и духовной культуре. Однако накопленный людьми опыт столь огромен, что невозможно передать его новому поколению в полном объёме. Необходимо отобрать содержание образования таким образом, чтобы сформировать базовую культуру личности. 17

18 3. Государственный образовательный стандарт Государственный образовательный стандарт – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности и системы образования по достижению этого идеала. (В.С. Леднёв.)

19 Основные причины государственной стандартизации содержания образования: необходимо обеспечить единый минимальный уровень образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений России; необходимо учесть тенденции развития образования в мире (в масштабах целой страны рациональней это делать централизованно).

20 Правовые основы государственной стандартизации образования Конституция РФ, ст. 43.5: Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты. ФЗ «Об образовании» (1992 г.) – прекращает действие ФЗ «Об образовании в РФ» (2012 г.) – вступает в действие

21 Личностный Метапредметный Предметный Основные компоненты содержания образования согласно требованиям ФГОС основного (2010 г.) и среднего (полного) общего образования (2012 г.) Основные компоненты содержания образования согласно требованиям ФГОС основного (2010 г.) и среднего (полного) общего образования (2012 г.)

22 Личностный компонент: - готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению; - сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - наличие системы ценностных отношений, отражающих личностную и гражданскую позицию в деятельности, социальные компетенции, правосознание; - способность ставить цели и строить жизненные планы; - способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

23 Метапредметный компонент: - владение межпредметными понятиями; - способность использования в учебной, познавательной и социальной практике универсальных учебных действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; - способность к построению индивидуальной образовательной траектории.

24 Предметный компонент: - умения, специфические для данной предметной области; - виды деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания в рамках учебного предмета в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; - научный тип мышления, научные представления о ключевых теориях, типах и видах отношений; - владение научной терминологией; ключевыми понятиями; методами и приемами.

25 Мини-тест по материалу лекции Мини-тест по материалу лекции Мини-тест по материалу лекции Мини-тест по материалу лекции Завершить показ Завершить показ Завершить показ Завершить показ Тест онлайн Тест онлайн Тест онлайн Тест онлайн

26 1. Особенность современных дидактических концепций Развивающий характер, активно-деятельностный способ обучения Ориентированность на формирование системы знаний Строго регламентированное общение учителя и ученика Целенаправленный и систематический характер педагогического воздействия

27 2. Дидактическая концепция, для которой характерно выполнение внешнего действия с материальными объектами, последующий перевод действия на вербальный уровень и закрепление его во внутреннем плане Концепция поэтапного формирования умственных действий Концепция проблемного обучения Концепция Л.В. Занкова

28 3. Концепция обучения младших школьников, в основе которой лежат принципы: обучение на высоком уровне трудности; быстрый темп изучения материала; ведущая роль теоретических знаний Концепция Л.В. Занкова Концепция поэтапного формирования умственных действий Концепция проблемного обучения Концепция содержательного обучения

29 4. Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности Государственный образовательный стандарт Образовательная программа Государственная аккредитация образовательных учреждений Нормативно-правовая база управления образованием Единый государственный экзамен

30 5. Созданию проблемных ситуаций НЕ СПОСОБСТВУЕТ… Подробное, исчерпывающее изложение учебного материала учителем Возникновение новых условий применения имеющихся знаний и умений Противоречие между теоретической возможностью и практической осуществимостью Нехватка знаний для выполнения учебного задания Противоречие между полученным практическим результатом и отсутствием знаний для объяснения его причин

Источники 1. Ситаров В.А. Содержание образования.Ситаров В.А. Содержание образования 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.).Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.) 3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (2012 г.).Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (2012 г.) 31