НАММИ-2014 Профессор НИУ ВШЭ доктор филологических наук И.М. Дзялошинский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА 10 класс Информационные революции 1 ИР (древний Египет, Китай) – связана с развитием письменности, которая дала возможность для.
Advertisements

ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 2-ОГО КУРСА ЭФ ИВАНОВА ЕКАТЕРИНА ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Информационное общество. Защита информации.. I. Основные тенденции развития информационного общества.
Конгресс местных и региональных властей Совета Европы Комитет по культуре и образованию. г.Инсбрук, Австрия, 3-5 октября 2007 г. Председатель Думы г. Тольятти.
Электронная база данных,как объект информационног о права.
Информатизация общества как глобальный процесс Работу выполнила: Платонова Наталья, группа 6219.
Россия Самарская Лука Самарская область Тольятти.
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно.
Презентация "Роль информационной деятельности в современном обществе"
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Выполнил: «Информационная культура в информационном обществе: основные аспекты, проблемы, перспективы»
Рабочая воспитательная программа. Наименование. Проект программы правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников образовательного.
«Влияние информационных технологий на этические и правовые аспекты развития общества» ГАОУ СПО Ишимбайский нефтяной колледж Влияние информационных технологий.
Стратегии преподавания иностранных языков в современном мультимедийном пространстве А.В. Палкова канд. филол. наук, доцент кафедры немецкого языка Тверской.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Семенова Г.Ю., к.п.н., научный руководитель Перспективы развития инновационной деятельности.
«Информационная культура» Понятие «Информационная культура» базируется на двух фундаментальных понятиях: информация и культура. Исходя из этого, ряд исследователей.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Транксрипт:

НАММИ-2014 Профессор НИУ ВШЭ доктор филологических наук И.М. Дзялошинский

Характеристики современной цивилизации и коммуникационного универсума Характеристики современной цивилизации и коммуникационного универсума Угрозы медиапространства Угрозы медиапространства Медиаобразование и медиа экология: два решения одной проблемы Медиаобразование и медиа экология: два решения одной проблемы

Новая среда обитания. Новые виды деятельности. Новые продукты и услуги. Новые представления о качестве жизни. Новые ценности. Новые представления о пространстве и времени. Новый образ жизни.

С появлением и все более активным использованием Интернета возникла новая среда обитания человека - «киберпространство», в котором осуществляется целый конгломерат человеческих деятельностей, основу которых составляют: познавательная, игровая, коммуникативная.

Коммуникация, некогда рассматривавшаяся в качестве служебного процесса передачи информации, сегодня превращается в мощную, практически никому не подвластную систему, влияющую на все социальные процессы. Коммуникация является всеобщей формой взаимодействия живых систем, она существовала до появления людей и является неким универсумом, в который погружено все живое. С появлением людей возникли новые формы коммуникации, которые встроились в этот универсум, но не изменили его фундаментальных законов.

Философский Социологический Психологический Филологический Экономический Политологический

Функциональный Технологический Организационный Структурный Экологический

Системный Институциональный Деятельностный

Медиа как пространство Медиа как поток Медиа как машина Медиа как ноосфера

В основе данного подхода - рассмотрение медиа как «пространства», обладающего свойствами саморазвивающейся системы, отражающей те же атрибуты, что имеются у природы и социума.

Медиапространство представляет собой часть коммуникационного универсума, обладающая условными границами, создаваемыми участниками медиа процессов, отношения между которыми и определяют метрику медиапространства.

Медиапространство представляет собой объективно существующую самоорганизующуюся систему, не менее сложную, масштабную и самодостаточную, чем сама природа. И человек отнюдь не хозяин этой системы, а либо создатель ресурсов, необходимых ей для саморазвития, либо потребитель ресурсов, способный, по глупости или жадности, нанести этой системе вред, так же как человечество наносит вред биосистеме, именуемой «природа».

Угроза информационного потопа, то есть неконтролируемого увеличения количества информации, делающего практически бессмысленными попытки как-то управлять информационными процессами. «Огромный объем информации, не рассматриваемой критически, может привести к безумию. На мой взгляд, это главная опасность Интернета. Есть, наверное, некий критический объем информации, перебрав который человек уже не может отличить правду от лжи» Интервью с У. Эко, 1998

Медиа современной России названий Выпуск книг: тираж: 540,5 млн.экз. Зарегистрировано печатных периодических изданий Газет: названий Журналов: названий Совокупный фонд публичных библиотек: свыше 1 млрд. экз.

Медиа современной России Зарегистрировано действующих лицензий на теле- и радиовещание 5,4 млн. доменных имен в интернете

Социальными сетями пользуется 99,7% среднесуточной аудитории Рунета, или 30,9 млн человек, по данным Comscore. В среднем российский пользователь проводит в соцсети 12,8 часа в месяц. Это самый высокий показатель в мире. Российские пользователи находятся в зоне риска интернет- зависимости. v

Плюсы Минусы Свобода слова Информационная агрессия со стороны СМИ и Интернета Экспоненциальный рост объема доступной информации Увеличение личного времени, затрачиваемого на поиск срочно необходимой информации Неограниченные возможности доступа к информации Сокрытие информации в интересах национальной безопасности, общественного порядка и т.д. Возрастание доступности глобальной инфо среды Возрастание опасности информационных диверсий Возрастающий по объему информационный шум Отсутствие правовых основ его ограничения Небывалое расширение возможностей средств компьютерной техники Возрастание опасности подделки любых документов, в частности, денежных знаков

Технологическая сингулярность – момент, который наступит после создания искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин и интеграции человека с вычислительными машинами. После этого момента технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным пониманию людей. Согласно расчетам российского ученого А.Д. Панова, точка сингулярности находится в районе 2027 года. Панов А.Д. Универсальная эволюция и проблема поиска внеземного разума (SETI). - М., 2007 Ещё несколько принципиально разных прогностических моделей указывают на окрестности 2030 года как на точку «сингулярности».

Речь идет о таких транснациональных корпорациях как, например: Time Warner; Sony Corporation; Matsushita Electric Industrial; News corporation; Bertelsman; RAI; Walt Disney Company и др.

Северо­американское сообщество, включающее в себя США и Канаду лидируют в производстве новых программных продуктов для широкого использования и разработках новых образцов компьютерной техники; Западная Европа специализируется на рынке коммуникаций; Япония со странами Юго-Восточной Азии и, в какой-то мере, примыкающий к ним Китай обладают производственными мощностями и сравнительно дешевой рабочей силой, представляют из себя массовых поставщиков элементов компьютерной продукции.

Это дает основание некоторым экспертам и политикам скептично относится к идее вхождения России в мировое информационное сообщество.

Возможности Реальность Глобализация и интеграциия общественных процессов Индивидуализация человека, намечающаяся демассификация личности и культуры Усиление тенденций глобализации Сопротивление глобализации со стороны национально- государственных образований Вестернизация всех сфер общественной жизни Стремление народов сохранить свои историко-культурные традиции и духовность как основание этнической идентификации Возможности новых коммуникативных технологий в накоплении и распространении знаний Реальное положение дел с традиционными формами гуманитарного общения

Разрушение в результате глобального наступления новых информационных технологий традиционных, исторически сложившихся механизмов трансляции социального опыта и необходимость поиска новых коммуникативных форм адаптации человека к современным цивилизационным условиям его бытия. Изменение ценностных ориентаций и мотивации поведения человека в контексте современных экономических, политических и социокультурных процессов.

Цифровое неравенство - существенные различия в доступе к новым информационным технологиям и к сети Интернет людей с разными размерами доходов, разным уровнем образования, живущих в разных регионах и т.д. В условиях России наиболее характерен цифровой разрыв между «городом» и «селом», которые не составляют единого информационно-коммуникационного пространства. Политические последствия цифрового неравенства заключаются в том, что отсутствие альтернативных источников информации приводит к увеличению возможностей государства оказывать влияние на значительную часть сельского населения посредствам государственной пропаганды.

Информационная стратификация - это процесс деления информационного пространства на слои, характеризующиеся разным объемом доступа к информации и ресурсам коммуникации. Неравномерное распределение информации чаще всего является результатом более или менее сознательной политики правящей элиты, рассматривающей информационное неравенство как важный механизм стабилизации социальной системы.

Медиа-элита – это та часть субъектов медиа пространства, в руках которой сосредоточены позиции, наделенные самым высоким социальным статусом и наибольшими возможностями доступа к медиа ресурсам. отраслевые; региональные.

Возрастные группы Пользователи Интернета, % Пользователи мобильного Интернета, % – Старше

«Цифровые с рождения» - до 12 лет «Цифровые аборигены» гг. «Цифровые иммигранты» гг. «Бэби-бумеры» гг. «Компьютерно неграмотные» - 55 лет и старше

Клиповое мышление. Многозадачность умственной деятельности. Привычка сортировать готовую информацию, ослабление аналитических способностей. Неспособность сосредоточиться. Компьютерная зависимость. Ухудшение социальных навыков общения. Эгоизм и безответственность за последствия своих действий.

В наступившей эпохе "нового племенного человека" ЦАРСТВУЕТ МИФ, а с помощью СМИ вскоре "можно будет держать под КОНТРОЛЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ целых культур и каждого человека! (McLuhan G.M. Understanding Media, New York, 1984, p. 41)

Зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам опосредствованной компьютером деятельности).

Бегство в «виртуальную реальность» людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением.

Длительная (многочасовая) навигация по Интернету без конкретной цели. Источником удовольствия служит факт пребывания в Сети. Описаны случаи пребывания в Интернете по 18 и более часов в сутки, по 100 и более часов в неделю Однако степень зависимости определяется не количеством проведенного в Интернете времени, а суммой потерь в существенных сторонах реальной жизни.

Патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам и биржам или электронным покупкам.

Зависимость от социальных контактов: общения (в чатах, групповых играх и телеконференциях) и установления в ходе общения дружеских отношений или флирта.

Зависимость от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или телеконференциях "для взрослых".

Информационные угрозы от ТВ: психологический уровень Телевидение в России отличается демонстрацией большого числа катастроф, агрессивностью, высокой частотой прерывания передач рекламой, что также следует рассматривать как информационное насилие и др. В докладе ВОЗ «Насилие и его влияние на здоровье» (2003 г.) был дан анализ 127 исследований, проведённых в мире, по проблеме «Влияние СМИ на агрессивное поведение». - Было доказано, что восприятие картин насилия на экране увеличивает агрессивное поведение по отношению к друзьям, одноклассникам и посторонним. - В возрасте от 6 лет до 21 года существует значительная положительная корреляция между картинами насилия в СМИ и агрессивным поведением независимо от возраста обследуемых.

Информационные угрозы от ТВ: морально-нравственный уровень Телевидение в России отличается большим количеством эротики, демонстрацией девиантного поведения, низким уровнем русского языка, сниженной лексикой и др. В российском обществе нарастает недовольство таким положением дел на телевидении. С 2002 года начались обращения родителей в суды с исками против телеканалов.

Убийства и самоубийства. Побеги подростков из дому. Бракоразводные процессы. Осуждение родителей за неадекватный уход за детьми. Утрата способности к реальному общению и адекватной реакции на эмоциональные посылы. Депрессии и стрессы, вызванные потерей доступа к Интернету или содержанием полученных сообщений.

Медиавандализм П оследствия

Несоблюдение необходимых правил психологической защиты средствами массовой коммуникации приводит к широкой трансляции психотравмирующих факторов и, как следствие, к массовой травматизации населения, отдаленные последствия которой, по имеющимся данным, еще хуже непосредственной эмоциональной реакции разочарования, страха или гнева.

Медиаобразование и медиа экология: два решения одной проблемы

Медиатекстовая и медиапространственная парадигмы

Текстовый подход базируется на убежденности, что аудитория имеет дело с текстами. Именно текст, содержащий в себе некую информацию, является «носителем добра или зла». Именно умению обращаться с текстом, понимать его, защищаться от него или создавать его учат в рамках различных программ по медиаобразованию.

Медиапространственный подход предполагает смену парадигмы медиаобразования: способы защиты людей от влияния медиа способы защиты людей от влияния медиа концепция взаимодействия с медиапространством концепция взаимодействия с медиапространством

Медиаэкология

Экологию медиапространства можно определить как науку о взаимоотношениях между медиапространством, понимаемым как сложная самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, и людьми, использующими медиапространство для реализации своих целей.

Экология медиапространства ставит своей целью исследование воздействия человека на ту часть коммуникационного универсума, которая обозначается понятием «медиапространство». Главная задача так понимаемой экологии медиапространства - разработка принципов рационального взаимодействия людей с медиапространством. Главная задача так понимаемой экологии медиапространства - разработка принципов рационального взаимодействия людей с медиапространством.

В связи с этим возникают вопросы о разработке программы действий по преобразованию отношений между человечеством и медиапространством.

Оптимизация медиапространства с учетом интересов человека и объективных законов, определяющих конфигурацию медиапространства. Обеспечение эффективного доступа к необходимой информации и ресурсам коммуникации. Создание удобных поисковых систем и навигаторов. Сохранение цифровой информации.

Под инфоэкологической политикой понимается любой способ действия, специально предпринимаемый для управления человеческой деятельностью с целью предотвращения, сокращения или смягчения вредного воздействия людей на медиапространство. Речь идет о длительной стратегической модели действий в информационно-коммуникационном универсуме, реализуемой политическими, экономическими и образовательными технологиями.

В книге «Environmental Principles and Policies: An Interdisciplinary Introduction» исследуется шесть ключевых экологических и социальных принципов, которые были включены в международные соглашения и национальное законодательство. Это: принцип устойчивого развития; принцип «загрязняющий платит»; принцип осторожности; принцип справедливости; принцип прав человека; принцип участия. Возможно, именно эти принципы и должны быть положены в основу разумной инфоэкологической политики.

Инициатива исходит исключительно от государства, поэтому наблюдается перекос в сторону ограничительных, запретительных мер; Система мер не воспринимается обществом как созданная из гуманитарных целей, поэтому не находит широкой поддержки населения. Отсутствие должного ресурсного обеспечения и неразвитость мер сопровождения (медиапросвещение, медиаобразование и т.д.).

1. Афины (Греция), 2006 г. 2.Рио-де-Жанейро (Бразилия), 2007 г. 3. Хайдарабад (Индия), 2008 г. 4.Шарм-аль-Шейх (Египет), 2009 г. 5. Вильнюс (Литва), 2010 г. 6. Найроби (Кения), 2011 г. 7. Баку (Азербайджан), 2012 г. 8.Бали, 2013 г.

Существуют социальные движения, которые не ограничиваются стремлением в приобретении тех или иных прав или материальных благ. Среди них есть движения, выступающие за защиту окружающей среды, сохранение мира и другие. Однако среди этих движений практически нет таких, которые встали бы на защиту коммуникационного универсума от неразумных действий людей.

Союз журналистов России, компания "Вульф Груп", Альфа-Банк, МДМ-Банк, Доверительный и Инвестиционный Банк, ФК "НИКойл", НК "Сибнефть" объявили о создании общественной организации "Клуб защиты потребителей от недостоверной информации в СМИ". Основополагающий принцип Клуба - "Недостоверной (непроверенной или заведомо лживой) информации, то есть "уткам", нет места в СМИ!" В Клуб могут вступить частные и юридические лица, поддерживающие основополагающие и объединяющие членов Клуба принципы.

Для решения проблем, возникающих между человеком и медиапространством, нужно изменить человека, систему его представлений. Решение этих проблем невозможно без повышения социальной ответственности каждого человека за последствия своего воздействия на медиапространство. ВЫКЛАДЫВАЯ ИНФОРМАЦИЮ В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, ДУМАЙ О ПОСЛЕДСТВИЯХ!

1. Принцип важности: избавиться от всех дел, которые не достойны звания «важные». 2. Принцип осознанности: решать в Сети поставленную задачу максимально эффективно и с минимальными затратами личных ресурсов. 3. Принцип информационной тишины не отвлекаться на информационный шум в закладках, во вкладках браузера, в папках и т.д.

1. Прямолинейное управление процессами, происходящими в медиапространстве столь же бесперспективно, сколь безуспешны попытки вызывать дождь или менять направление ветра с помощью заклинаний и молитв. Следовательно: надо перестать наивно верить, что с помощью кодексов и законов можно укротить эту стихию; надо приступить к глубокому и тщательному исследованию тех сил и факторов, под влиянием которых происходят глобальные информационные и коммуникационные процессы.

экология медиапространства 2. Должна возникнуть новая научная дисциплина - экология медиапространства, которая будет изучать условия, факторы и результаты взаимодействия человека (и различных человеческих объединений) с коммуникационным универсумом в целом и с различными коммуникационными и информационными системами. Главная задача так понимаемой экологии медиапространства - разработка принципов рационального взаимодействия людей с медиапространством. Главная задача так понимаемой экологии медиапространства - разработка принципов рационального взаимодействия людей с медиапространством.