План 1. Образование как ценность, процесс и результат.Образование как ценность, процесс и результат 2. Сущность педагогического процесса.Сущность педагогического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образование единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи,
Advertisements

Нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования Методист ГБОУ СОШ 853 Н.А.Афонина.
Педагогическая деятельность, её сущность и ценностные характеристики
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.» Выполнила:
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
«Введение компетентностного подхода в современное образование»
Ф едеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Будже Тамара Андреевна, заведующая организационно-технической лабораторией отдела оценки качества дошкольного образования Современные требования к качеству.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Основные категории педагогики. Основные категории педагогики. Воспитание. Модели взаимодействия.Обучение.Развитие.Формирование.Дидактика.Формирование.Иерархическая.
Ресурсы уроков биологии в социализации школьников Автор: Мильяненко А.М. учитель биологии ГБОУ СОШ 629 г. Москва.
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
ТЕМА : ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ СОГЛАСНО ФГОС. Выполнила : Гуполова А. А. МБДОУ 26 М. о., Рузский р - н п. Дорохово.
Системно- деятельностный подход в обучении и образовании.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Программа непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста Кытмановского района.
Принцип диалога во взаимодействии с детьми как основной метод воспитания Машуков А.В., помощник ректора.
Транксрипт:

План 1. Образование как ценность, процесс и результат.Образование как ценность, процесс и результат 2. Сущность педагогического процесса.Сущность педагогического процесса 3. Целостность педагогического процесса.Целостность педагогического процесса 4. Педагогическое взаимодействие как основа педагогического процесса.Педагогическое взаимодействие как основа педагогического процесса 5. Возрастосообразность педагогического процесса.Возрастосообразность педагогического процесса Теория целостного педагогического процесса Пройти тест по материалу лекции 1 Разработал к.п.н., доц. Сидоров С.В.Сидоров С.В.

«Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Процесс Ценность Результат ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012) 1. Образование как ценность, процесс и результат 2

Образование Образование единый процесс воспитания и обучения человека результат воспитания, обучения, развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов сложная система взаимодействий субъектов и материальных средств, обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности общественно благо, ценность, созданная в интересах человека, семьи, общества и государства Система образования 3

2. Сущность педагогического процесса Разнообразный опыт, накопленный человечеством Педагогический процесс Опыт человечества, подлежащий освоению воспитанником Воспитанник Педагог Педагог В педагогическом процессе деятельность воспитанника по освоению накопленного человечеством опыта специально организуется и направляется педагогом 4

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Педагог – субъект, организующий и направляющий педагогический процесс. Воспитанник – субъект, чья деятельность является необходимым условием освоения им опыта, накопленного человечеством. 5

Содержание педагогического процесса – опыт, осваиваемый воспитанниками в деятельности. Компоненты педагогического процесса: - педагоги и воспитанники (главные компоненты); - цели, результаты, содержание, организация педагогического процесса. Сущность педагогического процесса состоит во взаимодействии педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных способов и средств. 6

3. Целостность педагогического процесса Историческое развитие педагогической профессии привело к разграничению основных педагогических процессов: обучения и воспитания: В педагогическом процессе происходит формирование и развитие личности, которая является целостным образованием. Целостность личности воспитанника объективно требует целостности процессов, влияющих на неё. «учитель учит, а воспитатель воспитывает» Историческое развитие педагогической профессии привело к разграничению основных педагогических процессов: обучения и воспитания: Единство обучения и воспитания в деятельности педагога 7

Цель Формирование гармонично развитой личности, полезной и успешной в обществе Формирование гармонично развитой личности, полезной и успешной в обществе Задачи Содержательная целостность педагогического процесса Образование Воспитание Развитие Содержание Знания Опыт отношений Опыт деятельности (умения и навыки, опыт творчества) 8

Освоение воспитанником содержания образования в процессе взаимодействия с педагогом Содержание образования (СО) Педагог ПедагогВоспитанник Воспитанник Педагогическая адаптация: конструирование СО, способов и средств его освоения воспитанником Самообразование, самовоспитание Личностное (неформальное) Деловое (формальное) Организационная целостность педагогического процесса 9

4. Педагогическое взаимодействие как основа педагогического процесса Педагогическое взаимодействие в широком смысле – это взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников. Благодаря этой деятельности обеспечивается протекание педагогического процесса. 10

Взаимодействия, происходящие в педагогическом процессе: «ученик – ученик», «ученик – ученический коллектив», «ученик – учитель», «ученик – усваиваемые им знания и опыт (объект освоения)» и т.д. Основная взаимосвязь: «деятельность педагога – деятельность воспитанника» - обеспечивает взаимодействие между педагогом и ребенком. Результат взаимодействия определяется по взаимосвязи «воспитанник – объект освоения». 11

Педагогическое взаимодействие В педагогике существуют понятия педагогическое воздействие и педагогическое взаимодействие. Педагог ПедагогВоспитанник Воспитанник Педагогические воздействие Обратная связь Педагогическое воздействие предполагает активные действия педагога в отношении воспитанника и готовность воспитанника принять их и измениться под их влиянием. Педагогическое взаимодействие – согласованная деятельность педагога и воспитанника по достижению совместных результатов. 12

Педагог ПедагогВоспитанник Воспитанник субъект объект Педагогическое воздействие выходит на первый план, обратная связь осуществляется эпизодически. Характер отношений: субъект-объектные, односторонне активные. Пример. При изучении правила педагог демонстрирует образцы, алгоритмы деятельности, а ребёнок их запоминает и воспроизводит. При неправильном воспроизведении педагог разъясняет ошибки, снова демонстрирует образец, а ребёнок снова запоминает и воспроизводит его до тех пока, пока не усваивает данное правило. 1-й вариант: доминирует педагогическое воздействие 13

Воспитанник ВоспитанникПедагог Педагог субъект Обратная связь осуществляется постоянно, неотделимо от педагогического воздействия. Характер отношений: субъект-субъектные, интерактивные. Пример. Учитель объясняет новый материал в режиме диалога, стимулируя активность учащихся: просит их продолжить мысль, найти ошибку, привести свои примеры. При этом он следит за их реакцией на свои действия, отвечает на их вопросы (в том числе, невысказанные, угаданные по невербальным реакциям). 2-й вариант: единство педагогического воздействия и обратной связи 14

Возрастосообразность – свойство педагогического процесса, которое заключается в том, что обучение и воспитание следует осуществлять в соответствии с особенностями возрастного развития ребёнка. Возрастные особенности – это комплекс физических и психологических свойств, характерных для большинства людей одного возраста. Возрастосообразность исторически берёт начало в принципе природосообразности – следования педагогического процесса природе ребёнка (Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт и др.) 5. Возрастосообразность педагогического процесса 15

Возрастной период Ведущий вид деятельности Важные новообразования Младенческий 0-1 год Непосредственное эмоциональное общение. Посредством этого общения формируются действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и прочими ощущениями. Формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним. Раннее детство 1-2 года Предметно-орудийная деятельность. Ребенок овладевает способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Развитие речи и наглядно-действенного мышления. Дошкольный 3-6 лет Игровая деятельность (ролевая игра). В игре ребёнок овладевает разными видами действий, отношений, усваивает принятые в обществе нормы и правила. Стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению. Младший школьный 7-10 лет Учение. В процессе учения формируется память, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношений. Произвольность психических явлений, внутренний план действия, рефлексия. Средний школьный (подростковый) лет Общение (коммуникативная деятельность). Общение происходит в системе общественно полезной деятельности (учебной, организационной, трудовой и т.д.). Формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к взрослости и самостоятельности и умение подчиняться нормам коллективной жизни. Старший школьный (ранняя юность) лет Учебно-профессиональная деятельность. Учебная деятельность приобретает избирательность, обусловленную предпочтениями ребёнка в сфере профессионально-личностного самоопределения. Мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы. Педагогическая возрастная периодизация 16

Подведём итог 1. Как проявляется многоаспектность образования? 2. Назовите компоненты педагогического процесса. 3. Приведите примеры взаимодействий, происходящих в педагогическом процессе. 4. Как соотносятся понятия педагогическое воздействие и педагогическое взаимодействие? 5. В чём заключается содержательная целостность педагогического процесса? 6. В чём заключается организационная целостность педагогического процесса? 7. В чём состоит возраста образность педагогического процесса? 8. Какие возрастные периоды выделяются в общей педагогике? Для контроля и самоконтроля Пройти тест по материалу лекции 17