1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Григорий Захарович Файнбург.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития.
Advertisements

Актуальные вопросы подготовки специалистов по охране труда в образовательных организациях Д.Н. Платыгин Генеральный директор ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики.
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВА НИКЕЛЯ, КОБАЛЬТА И ПЛАТИНОВЫХ МЕТАЛЛОВ Современные технологии в сфере охраны труда: практика.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года 1.
Использование потенциала учреждений профессионального образования при решении задач охраны труда.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
Общие подходы в формировании и функционировании служб охраны труда в Республике Беларусь и Российской Федерации Генеральный директор Республиканского унитарного.
Расширенное заседание Координационного совета при Республиканской межведомственной комиссии по охране труда «О повышении профессионального уровня обучения.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Роль социального партнерства в дополнительном профессиональном образовании Смирнова Нина Александровна Старший методист учебно-методического центра по.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 170 ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА Современные подходы к моделированию.
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
1 С ОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДБОРУ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА О.В. Л ЕВШИНА заместитель начальника отдела профилактики производственного травматизма и.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Директор Департамента условий и охраны труда Корж.
Министерство образования и науки Красноярского края Красноярск 2012 Аттестация руководителей образовательных учреждений Красноярского края: цели и результаты.
Аттестация руководящих работников. Закон Российской Федерации «Об образовании» В соответствии с пунктом 12 статьи 28 к полномочиям федеральных органов.
M.Л.Рудаков, ILO/Moscow ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОТ И РФ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОТ И РФ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА.
Транксрипт:

1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Григорий Захарович Файнбург

2 НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ДОКЛАДЧИКЕ Стаж научно-педагогической работы в вузе – 41 год, преподавания дисциплин по охране труда – 32 года Автор действующих в России и Казахстане Примерных программ обучения по охране труда и соавтор основных российских учебных пособий и учебно-методических комплексов для массового обучения специалистов вопросам охраны труда, проекта ФГОСа «Охрана труда и управление профессиональными рисками» Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор технических наук (по охране труда) с 1992 г., профессор (по кафедре «Безопасность жизнедеятельности») с 1994 г. Директор Института безопасности труда, производства и человека Пермского национального исследовательского политехнического университета

3 УСПЕШНЫЙ ОПЫТ ДОКЛАДЧИКА ОБУЧЕНИЯ ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА Начало начал восходит к 1994, 1995, 1996 годам Действующая система обучения вопросам охраны труда в РФ окончательно сложилась и оформилась в 2004 – 2005 гг. Массовое краткосрочное обучение руководителей и специалистов по охране труда – 6000 чел/год Массовая краткосрочная подготовка руководителей и специалистов по промышленной безопасности – 2000 чел/год Повышение квалификации по охране труда – 800 чел/год Профессиональная переподготовка по охране труда – 80 чел/год Профессиональная подготовка (высшее образование) – 20 чел/год Аспирантура по охране труда – 2 чел/год

4 УСПЕШНЫЙ ОПЫТ ДОКЛАДЧИКА ОБУЧЕНИЯ ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА Наши слушатели (корпоративные группы и постоянные клиенты): компании группы Лукойл, компании группы Газпром, компании Ростелеком, компании Уралкалий, компании Нор Никель, компании Мотовилихинские заводы, компании Авиадвигатель, Редуктор и др. Наша география: Пермь и Пермский край, Екатеринбург, Уфа, Киров, Ижевск, Волгоград, Красноярск, Норильск, Нарьян-Мар, Ухта, Набережные Челны, Глазов, Чукотка, Астана (Казахстан), Острава (Чехия)

5 «ЖЕСТКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК» СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ

6 «ЖЕСТКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК» СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОГО ТРУДА

ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА К ОБУЧЕНИЮ ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА

8 НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО

ПЕРВЫЙ И ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП Ориентация на запросы практики Ориентация на запросы практики Нужно приносить ПОЛЬЗУ потребителям наших услуг Нужно приносить ПОЛЬЗУ потребителям наших услуг Нужно формировать запросы практики Нужно РЕГУЛИРОВАТЬ запросы практики

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА Ориентация на запросы практики: Ориентация на запросы практики: Подготовка специалистов по охране труда (профпереподготовка, повышение квалификации) Подготовка специалистов по охране труда (профпереподготовка, повышение квалификации) Подготовка членов совместных комитетов Подготовка членов совместных комитетов Подготовка членов комиссий (по аттестации, по спец оценке…) Подготовка членов комиссий (по аттестации, по спец оценке…) Подготовка уполномоченных лиц Вся требуемая иная подготовка!

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА Интересные темы: Интересные темы: Системы управления охраной труда (+ совмещенные) Идентификация опасностей и оценка риска Работа с подрядчиками Организация спец оценки Мотивация персонала

12 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРАВМИРОВАНИЯ Случайные «технические» ошибки в неизменных условиях Случайные «технические» ошибки в неизменных условиях «Интеллектуальные» ошибки в случайно возникших новых условиях «Интеллектуальные» ошибки в случайно возникших новых условиях 25 % versus 75 % 25 % versus 75 % В целом 75-85% - человеческий фактор В целом 75-85% - человеческий фактор Только 15-25% - «отказ» техники Только 15-25% - «отказ» техники

13 ПОТРЕБНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ (экспертная оценка) Число работодателей: 50 тыс – крупных (>500), 200 тыс – средних, 250 тыс – малых (50-100), 4,5 млн – малых (менее 50 раб и микро (менее 15 раб) Число работодателей: 50 тыс – крупных (>500), 200 тыс – средних, 250 тыс – малых (50-100), 4,5 млн – малых (менее 50 раб и микро (менее 15 раб) Специалистов по охране труда – 500 тыс Специалистов по охране труда – 500 тыс Первых руководителей – 5 млн Первых руководителей – 5 млн Линейных руководителей и специалистов, участвующих в управлении, - 15 млн (минимум) Линейных руководителей и специалистов, участвующих в управлении, - 15 млн (минимум) Уполномоченных, членов совместных комитетов, членов аттестационных комиссий – 4 млн Уполномоченных, членов совместных комитетов, членов аттестационных комиссий – 4 млн Рынок объемом порядка 10 млрд рублей в год! Рынок объемом порядка 10 млрд рублей в год! «Я» осваиваю 0,05% от рынка РФ и 2% от рынка региона «Я» осваиваю 0,05% от рынка РФ и 2% от рынка региона

14 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОБУЧАЕМЫХ Лица, профессионально действующие в сфере охраны труда, в том числе оказывающие услуги по охране труда (специалисты по охране труда) Лица, профессионально действующие в сфере охраны труда, в том числе оказывающие услуги по охране труда (специалисты по охране труда) Лица, участвующие в управлении охраной труда в рамках выполнения своей трудовой функции (линейные руководители и специалисты) Лица, участвующие в управлении охраной труда в рамках выполнения своей трудовой функции (линейные руководители и специалисты) Лица, участвующие в управлении охраной труда в рамках выполнения общественной обязанности (уполномоченные (доверенные) лица, члены комитетов и комиссий) Лица, участвующие в управлении охраной труда в рамках выполнения общественной обязанности (уполномоченные (доверенные) лица, члены комитетов и комиссий) Лица, выполняющие требования охраны труда только в рамках своей трудовой функции и не участвующие в управлении охраной труда Лица, выполняющие требования охраны труда только в рамках своей трудовой функции и не участвующие в управлении охраной труда

15 ТИПЫ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В УПРАВЛЕНИИ ОХРАНОЙ ТРУДА Специалисты - служащие органов власти Специалисты - служащие органов власти Специалисты - служащие общ. объединений Специалисты - служащие общ. объединений Линейные руководители работодателей Линейные руководители работодателей Специалисты по охране труда служб охраны труда работодателей Специалисты по охране труда служб охраны труда работодателей Лица, привлекаемые на общественных началах Лица, привлекаемые на общественных началах Специалисты по охране труда, занятые оказанием услуг субъектам права Специалисты по охране труда, занятые оказанием услуг субъектам права Специалисты по охране труда, занятые в науке и в образовании Специалисты по охране труда, занятые в науке и в образовании

16 ЧТО ТАКОЕ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ? Международная организация труда рекомендует использовать на практике следующее определение: Международная организация труда рекомендует использовать на практике следующее определение: Компетентность = это сочетание: Компетентность = это сочетание: (1) образования, (1) образования, (2) подготовки, (2) подготовки, (3) практического опыта (3) практического опыта

17 КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ОХРАНЕ ТРУДА Профессиональные знания и умения Профессиональные знания и умения Организаторские способности Организаторские способности Умение расставлять приоритеты при работе с разными проектами Умение расставлять приоритеты при работе с разными проектами Коммуникабельность Коммуникабельность Творческий подход к делу Творческий подход к делу Стремление и желание работать в сфере охраны труда Стремление и желание работать в сфере охраны труда

18 ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ОХРАНЕ ТРУДА Разрабатывать, руководить и координировать планирование, организацию и внедрение программ (мероприятий) по охране труда Разрабатывать, руководить и координировать планирование, организацию и внедрение программ (мероприятий) по охране труда Обеспечивать соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, а также рекомендовать руководству меры, необходимые для обеспечения соблюдения этих требований Обеспечивать соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, а также рекомендовать руководству меры, необходимые для обеспечения соблюдения этих требований Выявлять опасности и риски, типичные для вида деятельности организации, и вырабатывать инструкции по защите от них. Выявлять опасности и риски, типичные для вида деятельности организации, и вырабатывать инструкции по защите от них. Поддерживать деловые отношения с регулирующими, контролирующими и надзорными государственными органами Поддерживать деловые отношения с регулирующими, контролирующими и надзорными государственными органами Периодически (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) отчитываться по форме, установленной корпоративными стандартами Периодически (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) отчитываться по форме, установленной корпоративными стандартами Участвовать в расследовании крупных происшествий и несчастных случаев и рекомендовать превентивные меры на будущее Участвовать в расследовании крупных происшествий и несчастных случаев и рекомендовать превентивные меры на будущее

19 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ на рынке труда ПРАВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КВАЛИФИКАЦИЯ УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КВАЛИФИКАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (ОБРАЗОВАНИЕ) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (ОБРАЗОВАНИЕ) ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ УМЕНИЯ И НАВЫКИ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ) УМЕНИЯ И НАВЫКИ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ) ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

20 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ Приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. 559 н раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» предусматривает обязательное наличие у специалистов либо (1) высшего профессионального образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо (2) высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования ( профессиональной переподготовки ) в области охраны труда Приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. 559 н раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» предусматривает обязательное наличие у специалистов либо (1) высшего профессионального образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо (2) высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования ( профессиональной переподготовки ) в области охраны труда

21 КОМПЕТЕНТНОСTНЫЙ ПРОФИЛЬ СПЕЦИАЛИСТА Специалист-менеджер, хорошо знающий основы и методы корпоративного управления людьми и отношениями между ними, экономику и социальную психологию, имеющий хорошее инженерное и гигиеническое образование Специалист-менеджер, хорошо знающий основы и методы корпоративного управления людьми и отношениями между ними, экономику и социальную психологию, имеющий хорошее инженерное и гигиеническое образование Специалист, знающий специфику производства, требования охраны труда и методы оценки и управления профессиональными рисками Специалист, знающий специфику производства, требования охраны труда и методы оценки и управления профессиональными рисками

22 СТРУКТУРА ОХРАНЫ ТРУДА 0. Естественнонаучные, технические, медицинские и социально-экономические процессы 0. Естественнонаучные, технические, медицинские и социально-экономические процессы 1. Социальные, юридические, организационные и микроэкономические нормативы регулирования 1. Социальные, юридические, организационные и микроэкономические нормативы регулирования 2. Организация корпоративного управления охраной труда и безопасностью производства 2. Организация корпоративного управления охраной труда и безопасностью производства 3. Технико-организационные меры профилактики и защиты от опасностей/рисков на рабочем месте 3. Технико-организационные меры профилактики и защиты от опасностей/рисков на рабочем месте 4. Организация готовности к минимизации последствий аварий, происшествий, несчастных случаев и заболеваний, включая меры по возмещению причиненного вреда и социальной защите пострадавших 4. Организация готовности к минимизации последствий аварий, происшествий, несчастных случаев и заболеваний, включая меры по возмещению причиненного вреда и социальной защите пострадавших

23 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА Промышленная безопасность Промышленная безопасность Пожарная безопасность Пожарная безопасность Электробезопасность Электробезопасность Транспортная безопасность Транспортная безопасность Конструкционная/Строительная безопасность Конструкционная/Строительная безопасность Химическая безопасность Химическая безопасность Биологическая безопасность Биологическая безопасность Действия при ЧС: авариях и катастрофах Действия при ЧС: авариях и катастрофах

24 ОТДЕЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Управление охраной труда и безопасностью территориального поселения / района Управление охраной труда и безопасностью территориального поселения / района Оценка и управление профессиональными рисками Оценка и управление профессиональными рисками Системы корпоративного управления охраной труда (+ промышленной и иной безопасностью) Системы корпоративного управления охраной труда (+ промышленной и иной безопасностью) Психофизиологические методы управления персоналом и их профессиональными рисками Психофизиологические методы управления персоналом и их профессиональными рисками Экономические аспекты охраны труда Экономические аспекты охраны труда Оказание первой помощи пострадавшим Оказание первой помощи пострадавшим Организация и контроль за проведением аттестации рабочих мест Организация и контроль за проведением аттестации рабочих мест

25 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Переход на электронные учебники Переход на электронные учебники Переход от текстового изложения информации на аудио и видео форматы Переход от текстового изложения информации на аудио и видео форматы Переход от чисто текстового изложения информации на изложение с графиками, картинками, звуком, анимацией Переход от чисто текстового изложения информации на изложение с графиками, картинками, звуком, анимацией Переход на самообразование и дистанционное обучение Переход на самообразование и дистанционное обучение СЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ СЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

26 ОПЫТ СОЗДАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ Федеральный (2003 – 2007 гг.) Российской Федерации Федеральный (2003 – 2007 гг.) Российской Федерации Республиканский (2008 – 2009 гг.) Республики Казахстан Республиканский (2008 – 2009 гг.) Республики Казахстан Региональный (1998 –2008 гг. ) Пермского края Региональный (1998 –2008 гг. ) Пермского края Корпоративный (1999 – 2010 гг.) ОАО «Сильвинит» (горнохимическая промышленность) Корпоративный (1999 – 2010 гг.) ОАО «Сильвинит» (горнохимическая промышленность)

27 БАЗОВЫЙ КОМПЛЕКТ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ Минздравсоцразвития России серии «Охрана труда» в 15 томах,

28 ЕДИНОЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ БАЗОВОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ в 5 томах, 2009 г.

29 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

30 РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС : базовые учебные пособия по основному курсу (белая, желтая, зеленая, синяя, серая книги)

31 РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС: дополнительные учебные пособия (безопасность дорожного движения, первая помощь пострадавшим, промышленная безопасность)

32 РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС: дополнительные учебные пособия (основы организации управления профессиональными рисками, аттестация рабочих мест, использование СИЗ, памятка для руководителей и профсоюзного актива по организации выполнения требований охраны труда)

33 РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС: дополнительные учебные пособия по корпоративным системам управления охраной труда (СУОТ, СОРОТ, OHSAS)

34 РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС: дополнительные учебные пособия по корпоративным системам управления охраной труда (МОТ- СУОТ 2001, ГОСТ )

35 ЗАРУБЕЖНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ОЦЕНКЕ РИСКОВ

36 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! … -042,