О БУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ Выполнила: воспитатель Миронова М.А. г.Арзамас 2014 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИН НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ.
Advertisements

Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направления работы по формированию связной речи Воспитатель: Юдина Елена Викторовна.
ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ (из опыта работы) Автор: Жихарева Л.М. учитель дефектолог ГДОУ детский сад компенсирующего вида «Надежда» С. Белая Глина Краснодарского.
Подготовила воспитатель Коленко О.В. Организация деятельности педагога ДОУ в процессе обучения детей рассказыванию по картине.
Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине, с использованием технологии развития творческой деятельности дошкольников ТРИЗ (теория решения.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III.
Обучение дошкольников рассказыванию Зам зав по ВМР Кусакина Марина Ивановна Комсомольск-на-Амуре 2012.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна.
Обучение творческому рассказыванию по картинам известных художников Воспитатель МДОУ 59 Белова О.В.
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Презентация по развитию речи по теме: Обучение детей рассказыванию по картине
Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида "Ромашка" города Буинска Буинского.
ПРОЕКТ. "Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц" МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание.
Руководитель: Голощапова Наталья Алексеевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад 11 «Вишенка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 45 «Соловушка» общеразвивающего вида КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие связной.
Транксрипт:

О БУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ Выполнила: воспитатель Миронова М.А. г.Арзамас 2014 г.

Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им Г. Гегель Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматриваются в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходится все линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение человека. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания, к его народному духу, к его поэзии ребенок должен приобщаться с первых годов своей жизни.

З НАЧЕНИЕ В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

К АРТИНА Картина один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.). Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие), эстетического (развитие художественно- эстетического восприятия, формирование эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально- чувственной сферы) и речевого воспитания (развитие художественно-коммуникативных способностей, стимулирования инициативы выражения, овладения различных типов связной речи).

З НАЧЕНИЕ КАРТИНЫ КАК ДИДАКТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

К АРТИНЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАЗЛИЧАЮТ ПО СЛЕДУЮЩИМ КРИТЕРИЯМ :

ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН: Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.

О БЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С КАРТИНОЙ : 1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада. 2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. 3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей. 4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. 5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. 6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Виды рассказывания по картине 1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

С ТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ 1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию. 2. Часть – основная (10-20 минут), где используются разные методы и приёмы. 3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.

Обучение детей рассматриванию картин

М ЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ Методический прием Функциональная роль Возраст 1.0 образец рассказа - это основной прием обучения, и представляет собой краткое живое описание предмета Подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога В младшей и средней группе используется в. начади занятия. В старшей и подготовительной к школе группах используется в конце занятия или в случае однообразных рассказов детей. 2. Частичный ообразец - разновидность образца рассказа и представляет собой начало или конец предполагаемого рассказа. Облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста. В старшей и подготовительной к школе группах. 3. Совместное рассказывание- совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает. Планирует высказывание, задает схему, подсказывает последовательность способа связи. В младшей группе в индивидуальной работе. В средней со всеми детьми. 4. Анализ образца рассказа- разбор содержания и структуры образца рассказа Привлекает внимание к последовательности и структуре рассказа. В средней группе, старшей и подготовительной к школе группах. 5. План рассказа - это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. При описании помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств. При повествовании - отбору фактов, описанию героев, развитию сюжета. В средней группе. В старшей и подготовительной к школе группах становится ведущим.

6. Коллективное обсуждение плана будущего рассказа: предполагает участие всех детей. Активизирует словарь, повышает инициативу детей. Подсказывает возможное разнообразие содержания рассказов. Старший дошкольный возраст. 7. Составление рассказа подгруппами - «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картин, дети внутри группы определяют, кто будет рассказывать по каждой из картинок. Воспитывают самостоятельность, инициативу, чувство коллективизма, ответственности. Старший дошкольный возраст. 8. Моделирование - это использование схем, отражающих структурные элементы повествовательного рассказа; свойства объектов при описании. Служит ориентиром для последовательного, логичного описания. Старший дошкольный возраст. 9. Оценка детских монологов – мотивированное суждение о речевом высказываний ребёнка, характеризующее качество рассказа. Подчеркивает достоинства рассказа Носит обучающий характер. В младших и средних группах носит поощрительный характер. В старшей и подготовительной группах указывает и на недостатки.

Нередко педагоги не задумываются над тем, побуждают поставленные вопросы ребенка к развернутому (причем не искусственному, а естественному) ответу, к связной речи в форме логических суждений. Так, шаблонные вопросы «Что вы видите на картине?» Или «Что изображено на картине?» Требуют от ребенка короткого однословного ответа или перечисления отдельных элементов. Разум ребенка в процессе такого ответа «спит». Следовательно, нет смысла ждать от него и активных речевых действий. Уместнее проблемные вопросы, требующие от ребенка поиска ответа на самой картине, аналитических действий, которые находят выход в самостоятельно составленном малышом суждении. Проиллюстрирую сказанное описанием типовой ситуации. Педагог демонстрирует детям картину «Зимние развлечения», спрашивает: «Какое время года изображено на картине?». Такой же шаблонный ответ: «Зима», или искусственное, тоже шаблонное: «На картине изображено время года зима» (так научили отвечать расширенно воспитатели). Никакой интеллектуальной и речевой активности, ведь очевидные хорошо известные признаки зимы (снег, санки, лыжи, катки). Ребенок просто это констатирует. А если заменить вопрос, переформулировать его, мы заставим его вглядеться в картину, находя на ней не шаблонную, всем заранее известную, а собственный ответ, выявить наблюдательность, внимательность, умение мыслить. Причем это не обязательно может быть вопрос, например: «Как художник на картине показывает, что день не очень холодный, приятный?», А утверждение-провокация: «Я считаю, что накануне была сильная метель. Вы поняли, как я об этом догадалась? ». Для ответа на этот вопрос, мало сказать о снеге, надо еще и найти следы прошлой непогоды.

Э ТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ : МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ : В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов). Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Занятие включает обычно две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-ообразец педагога.

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи. Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом). Поэтому к его речи предъявляются особые требования: она должна быть четкой, лаконичной, ясной, выразительной. После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька- мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» после картины «Кошка с котятами»). В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ : Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение». - Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину. Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что … В средней группе ообразец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала», говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца. Рассказ-ообразец должен отвечать определенным требованиям (отражать конкретное содержание, быть интересным, коротким, законченным, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно).

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ : В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам. Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т.д., т.е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности. Одно из центральных мест в структуре занятия занимает беседа по картине, что происходит после ее молчаливого рассмотрения детьми. В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы ». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»? »- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант ». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.

На занятиях в подготовительной к школе группе ообразец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его. Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события. В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине. Выделение существенного наиболее ярко выступает в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник?», «Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?».

Обучение детей рассказыванию по картине

О ЦЕНКА Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей. В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной. В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему ». Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Особым видом связного высказывания являются рассказы- описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов: выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет. В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу Оживи картину. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине.

М ЕТОДИКИ Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей. o Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской. o Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А. А. Смирновой, которая не только разработала серии картин, но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей. Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина это лишь эффективное средство, а главное на занятии ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

М ОДИФИЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской. Методика построена на принципах теории решения изобретательских задач ТРИЗ и направлена на формирование у детей умений воспринимать изображение через мнимые возможные ощущения от соприкосновения с различными объектами, воображаемые звуки, вкусы и ароматы и обучения передавать в связном высказывании. Последовательность упражнений по этой методике может быть такой. 1. Выделение объектов, изображенных на картине: «Как настоящим исследователям вам все нравится изучать, рассматривать, слушать. Если так, то ваша рука может быстро и легко превратиться в зрительную (или слуховую) трубу. ее надо только составить так, чтобы образовалась трубка, и в дырочку можно было бы что-то увидеть (услышать). А теперь попробуем посмотреть в трубу и назвать только один любой предмет на картине, все равно большой он или маленький ». 2. Установление разного уровня взаимозависимостей между объектами: «Как прекрасно, что вы как исследователи уже умеете увидеть даже самую мелкую, самые незначительные вещь и назвать ее. Однако ничто не существует само собой. Все с чем связано. Попробуем соединить два любых предмета на картине между собой, определить их связь, почему они важны друг для друга ». 3. Представление объектов через восприятие их различными анализаторами: «Представьте, что наша картина необычная, которые к ней прилагаются специальные наушники (перчатки), через которые, когда их одеваете, вы можете услышать все звуки (коснуться чего-то ) на картине. Представим, что надели такие наушники, послушаем внимательно и скажем, что, какие звуки, слова вы услышали ».

З АКЛЮЧЕНИЕ Итак, картина один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.). В трудах Е.И.Флериной, Л.А.Пеньевской, Э.П.Коротковой, О.С.Ушаковой и других раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи. Приемы обучения рассказыванию многообразны, методика их использования зависит от этапа обучения, от уровня умений детей, степени их активности и самостоятельности.

Р ЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, Тихеева Е.И. Развитие речи детей (Раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детсада. - М.: Просвещение, Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников kartine.html html priyomy-obucheniya-rasskazyvaniyu

Спасибо, за внимание!