Лекция ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация по предмету: «Региональная экономика и управление» на тему: «Основные угрозы экономической безопасности.» 2011.
Advertisements

Экономическая безопасность национальной экономики 5geografiya.net.
Лекция 3. «Анализ внешней среды и потенциала организации» План: Анализ окружающей среды Анализ окружающей среды Оценка внутренних возможностей Оценка внутренних.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
Тема 1.2. Международное разделение труда как основа мирового хозяйства Учебные вопросы: 1.Сущность МРТ и факторы, влияющие на его формирование и развитие.
Финансовый механизм и финансовая политика
Лекция 5. Регулирование социального развития и уровня жизни.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ.
Налоговая политика государства. План Сущность, цели налоговой политики. Налоговый механизм и его элементы.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Александр Артурович Уваров, к.э.н, доцент Современные проблемы финансово-экономического.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Деньги, кредит, банки Кафедра «Финансы и налоги» Бондаренко Татьяна Николаевна.
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире УРОК 2:
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Транксрипт:

Лекция ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена Осложнением внутриэкономических и социально-политических проблем в России ; Осложнением внутриэкономических и социально-политических проблем в России ; Усиливается стремление отдельных держав к военно- технологическому превосходству над ней, использованию "экономических рычагов" давления на Россию; Усиливается стремление отдельных держав к военно- технологическому превосходству над ней, использованию "экономических рычагов" давления на Россию; Жизненно важными становятся вопросы социально-экономических преобразований в России, а также обеспечение ее обороноспособности. Жизненно важными становятся вопросы социально-экономических преобразований в России, а также обеспечение ее обороноспособности.

Вопрос 1. Сущность и содержание экономической безопасности общества. Экономическая безопасность общества - такое состояние национального хозяйства, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую, социально-политическую стабильность и высокую обороноспособность в условиях воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов. Экономическая безопасность общества - такое состояние национального хозяйства, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую, социально-политическую стабильность и высокую обороноспособность в условиях воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Экономическая безопасность государства - сложное социально-экономическое явление, отражающее большую гамму постоянно меняющихся условий материального производства и воздействующих внешних и внутренних факторов. Она определяется уровнем развития производительных сил и состоянием социально-экономических отношений, развитием НТП и использованием его достижений в народном хозяйстве, внешнеэкономическим обменом и международной обстановкой. Материальную основу экономической безопасности составляют развитые производительные силы, способные обеспечить расширенное воспроизводство, цивилизованный уровень жизни граждан и экономическую независимость государства.

Содержание категории экономическая безопасность государства может быть рассмотрено с различных сторон: как состояние, как процесс и как система. Экономическая безопасность как состояние - это функционирующий комплекс экономических, производственных и технологических факторов, позволяющий осуществлять воспроизводственный цикл. Экономическая безопасность как состояние - это функционирующий комплекс экономических, производственных и технологических факторов, позволяющий осуществлять воспроизводственный цикл. Экономическая безопасность как процесс - это создание и упрочение условий, обеспечивающих надежное функционирование национальной экономики в ходе ее развития. Экономическая безопасность как процесс - это создание и упрочение условий, обеспечивающих надежное функционирование национальной экономики в ходе ее развития.

Система экономической безопасности государства включает в себя следующие структурные элементы: материальное обеспечение производства; материальное обеспечение производства; состояние рабочей силы; состояние рабочей силы; размеры и прогрессивность основного производственного капитала (фондов); размеры и прогрессивность основного производственного капитала (фондов); развитие сферы исследований, разработок и технологических нововведений; развитие сферы исследований, разработок и технологических нововведений; возможности сбыта продукции на внешнем и внутреннем рынках. возможности сбыта продукции на внешнем и внутреннем рынках.

Экономическую безопасность, непосредственно связанную с проблемой обеспечения обороноспособности государства, можно рассматривать как. Экономическую безопасность, непосредственно связанную с проблемой обеспечения обороноспособности государства, можно рассматривать как военно-экономическую безопасность. Военно-экономическая безопасность государства предполагает такое состояние военного сектора экономики, которое гарантирует достаточный уровень военного потребления в период вооруженного противоборства и обеспечивает в мирное время удовлетворение оборонных потребностей в пределах разумной достаточности. Ее можно также охарактеризовать как способность оборонно-промышленного комплекса страны в любых условиях парировать внешние и внутренние угрозы военно-экономического характера.

Военно-экономическая безопасность включает в себя следующие важнейшие компоненты: военно-экономическую самодостаточность (способность государства удовлетворять основные военные потребности как в мирное время, так и в условиях военного противоборства, за счет собственных ресурсов); военно-экономическую самодостаточность (способность государства удовлетворять основные военные потребности как в мирное время, так и в условиях военного противоборства, за счет собственных ресурсов); надежность и устойчивость функционирования военного сектора экономики; надежность и устойчивость функционирования военного сектора экономики; способность военной экономики развивать свои научно-технические возможности таким образом, чтобы удовлетворение текущих и перспективных военно-экономических потребностей осуществлялось при минимальных затратах всех видов ресурсов; способность военной экономики развивать свои научно-технические возможности таким образом, чтобы удовлетворение текущих и перспективных военно-экономических потребностей осуществлялось при минимальных затратах всех видов ресурсов; наличие мобилизационных возможностей для развертывания военного производства. наличие мобилизационных возможностей для развертывания военного производства.

Структурные элементы экономической безопасности: Составляющие: Технологические; Технологические; Технико-производственные; Технико-производственные; Продовольственные; Продовольственные; Валютно-кредитные; Валютно-кредитные; Инфляционные; Инфляционные; Энергетические; Энергетические; Экологические; Экологические; Информационные. Информационные.

Технологическая составляющая предполагает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства. Технологическая составляющая предполагает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства. Технико-производственная составляющая - способность индустрии страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные Технико-производственная составляющая - способность индустрии страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные (в том числе и оборонные) потребности.

Продовольственная составляющая предполагает способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечивать население страны продовольствием, а промышленность – необходимым сельскохозяйственным сырьем. Продовольственная составляющая предполагает способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечивать население страны продовольствием, а промышленность – необходимым сельскохозяйственным сырьем. Валютно-кредитную составляющую можно определить как возможность государства получать, размещать и использовать зарубежные кредиты и инвестиции, а также рассчитываться по ним в пределах, обеспечивающих устойчивое функционирование своей валютно-финансовой системы и удовлетворение общественных потребностей в неблагоприятных внешних и внутренних экономических условиях. Валютно-кредитную составляющую можно определить как возможность государства получать, размещать и использовать зарубежные кредиты и инвестиции, а также рассчитываться по ним в пределах, обеспечивающих устойчивое функционирование своей валютно-финансовой системы и удовлетворение общественных потребностей в неблагоприятных внешних и внутренних экономических условиях.

Инфляционная составляющая экономической безопасности представляет собой такое состояние денежной системы страны, которое обеспечивает устойчивое развитие ее экономики. Инфляционная составляющая экономической безопасности представляет собой такое состояние денежной системы страны, которое обеспечивает устойчивое развитие ее экономики. Энергетическая составляющая экономической безопасности предполагает обеспечение стабильности физических поставок энергоносителей для внутреннего потребления или адаптацию национальной экономики к новым мировым ценам на них. Энергетическая составляющая экономической безопасности предполагает обеспечение стабильности физических поставок энергоносителей для внутреннего потребления или адаптацию национальной экономики к новым мировым ценам на них. Экологическая составляющая экономической безопасности предусматривает такое состояние национальной экономики, при котором предотвращаются или своевременно разрешаются противоречия между обществом и средой обитания, не допускается нанесение ущерба экономическому потенциалу государства. Экологическая составляющая экономической безопасности предусматривает такое состояние национальной экономики, при котором предотвращаются или своевременно разрешаются противоречия между обществом и средой обитания, не допускается нанесение ущерба экономическому потенциалу государства.

Информационная составляющая экономической безопасности предполагает такой порядок взаимного обмена производственными, научно-техническими сведениями внутри народнохозяйственного комплекса и с зарубежными партнерами, при котором будет гарантироваться тайна технологии производства. Аксиомой внешней политики любого государства является положение о том, что страна, имеющая превосходство в силах и средствах информационной борьбы, может рассчитывать на лидерство в экономической и военно-политической областях, иметь стратегическое и тактическое преимущество. Она может более гибко регулировать экономические затраты на развитие вооружения и военной техники, поддерживать преимущество по ряду передовых технологий.

Классификация внутренних факторов, влияющих на состояние экономической безопасности страны: Экономические: структура народного хозяйства; уровень монополизации экономики; эффективность общественного производства, конкурентоспособность национальной экономики, технологическая база промышленного производства; состояние финансовой системы; инвестиционная политика. Экономические: структура народного хозяйства; уровень монополизации экономики; эффективность общественного производства, конкурентоспособность национальной экономики, технологическая база промышленного производства; состояние финансовой системы; инвестиционная политика. Организационные: состояние и эффективность системы управления народным хозяйством (включая и военный сектор экономики); состояние объектов инфраструктуры (в том числе и в оборонном комплексе); уровень организации разведки минерально-сырьевой базы (особенно военно-стратегического назначения); эффективность вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот; организация развития НТП на перспективных направлениях; состояние борьбы с региональным сепаратизмом и отраслевым лоббизмом при принятии управленческих решений. Организационные: состояние и эффективность системы управления народным хозяйством (включая и военный сектор экономики); состояние объектов инфраструктуры (в том числе и в оборонном комплексе); уровень организации разведки минерально-сырьевой базы (особенно военно-стратегического назначения); эффективность вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот; организация развития НТП на перспективных направлениях; состояние борьбы с региональным сепаратизмом и отраслевым лоббизмом при принятии управленческих решений.

Правовые: совершенство нормативно-правового законодательства, преодоление монополизма в экономике; правовая дисциплина и исполнительность; состояние борьбы с коррупцией и преступностью в экономике; степень контроля за движением финансовых средств за границу. Правовые: совершенство нормативно-правового законодательства, преодоление монополизма в экономике; правовая дисциплина и исполнительность; состояние борьбы с коррупцией и преступностью в экономике; степень контроля за движением финансовых средств за границу. Социальные: обеспечение приемлемых для большинства населения условий жизни и развития личности; предотвращение значительной дифференциации в доходах граждан; недопущение сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов; исключение потенциальных угроз возникновения социальных конфликтов из-за несовершенства механизма оплаты труда, роста безработицы, снижения уровня жизни; роста криминальных структур и терроризма. Социальные: обеспечение приемлемых для большинства населения условий жизни и развития личности; предотвращение значительной дифференциации в доходах граждан; недопущение сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов; исключение потенциальных угроз возникновения социальных конфликтов из-за несовершенства механизма оплаты труда, роста безработицы, снижения уровня жизни; роста криминальных структур и терроризма.

Классификация внешних факторов, влияющих на состояние экономической безопасности страны: Торгово-экономический: структура импорта (доля продовольствия и высокотехнологичных товаров); степень зависимости страны от импорта продукции стратегического назначения; структура экспорта (доля высоко конкурентных товаров); контроль над рынками сбыта отечественной продукции (включая и военную), таможенный контроль над экспортно-импортными операциями. Валютно-финансовый: состояние финансового рынка и рынка ценных бумаг; основные направления финансовых потоков и характер расчетных отношений, уровень дефицита государственного бюджета, конвертируемость национальной валюты, состояние банковской системы; уровень внешнего и внутреннего долга; золотовалютные запасы страны; валютный контроль таможенной границы государства. Маркетинговый: изучение спроса, предложения и потребительских предпочтений на различные виды товаров, работа с потенциальными потребителями производимой продукции; организация рекламы и информационная поддержка продвижения товаров на рынок, анализ мировых рынков (рынков вооружений) и их сегментов.

Оценка экономической безопасности предполагает учет следующих параметров: Состояние ресурсного потенциала государства и возможностей его развития. Уровень эффективности использования ресурсов, капитала и труда и их соответствие параметрам наиболее развитых стран мира. Сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам. Состояние ресурсного потенциала государства и возможностей его развития. Уровень эффективности использования ресурсов, капитала и труда и их соответствие параметрам наиболее развитых стран мира. Сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли производства, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли производства, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия. Состояние научно-технического потенциала страны, сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость государства на стратегически важных направлениях НТП. Состояние научно-технического потенциала страны, сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость государства на стратегически важных направлениях НТП. Устойчивость финансовой системы, определяемую стабильностью цен, состоянием государственного бюджета, направленностью финансовых потоков, степенью защищенности вкладчиков, конвертированностью национальной валюты, стратегическим золотым запасом. Устойчивость финансовой системы, определяемую стабильностью цен, состоянием государственного бюджета, направленностью финансовых потоков, степенью защищенности вкладчиков, конвертированностью национальной валюты, стратегическим золотым запасом.

Сбалансированность внешнеэкономической политики. Рациональная структура внешней торговли, обеспечивающая доступ отечественных товаров на внешний рынок. Максимально возможный уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (в пределах исключающих попадание в экономическую зависимость). Приоритетное развитие экономических связей со странами ближнего зарубежья. Сбалансированность внешнеэкономической политики. Рациональная структура внешней торговли, обеспечивающая доступ отечественных товаров на внешний рынок. Максимально возможный уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (в пределах исключающих попадание в экономическую зависимость). Приоритетное развитие экономических связей со странами ближнего зарубежья. Приемлемый уровень жизни населения. Способность государства осуществлять действенный контроль за уровнем бедности, безработицы и имущественной дифференциации, исключающий социально- политические катаклизмы. Приемлемый уровень жизни населения. Способность государства осуществлять действенный контроль за уровнем бедности, безработицы и имущественной дифференциации, исключающий социально- политические катаклизмы. Наличие экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности. Наличие экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности. Достаточный уровень государственного регулирования экономикой, обеспечивающий ее оптимальное функционирование как в мирных условиях, так и в период военного противоборства. Достаточный уровень государственного регулирования экономикой, обеспечивающий ее оптимальное функционирование как в мирных условиях, так и в период военного противоборства.

Система показателей экономической безопасности: объем ВВП; объем ВВП; экономический рост; экономический рост; конкурентоспособность экономики; конкурентоспособность экономики; доля машиностроения в общем объеме промышленности; доля машиностроения в общем объеме промышленности; объем инвестиций; объем инвестиций; дефицит бюджета; дефицит бюджета; государственный долг; государственный долг; наличие новейших технологий; наличие новейших технологий; темпы инфляции; темпы инфляции; уровень безработицы и др. уровень безработицы и др.

Основные экономические опасности для России: затянувшийся спад производства и утрата рынков сбыта; затянувшийся спад производства и утрата рынков сбыта; сокращение инвестиций в народное хозяйство; сокращение инвестиций в народное хозяйство; ослабление научно-технического потенциала и разрушение индустриальных основ национальной экономики; ослабление научно-технического потенциала и разрушение индустриальных основ национальной экономики; региональная экономическая дезинтеграция; региональная экономическая дезинтеграция; резкая дифференциация в доходах и нарастание безработицы; резкая дифференциация в доходах и нарастание безработицы; экономическая преступность; экономическая преступность; последствия чрезвычайных ситуаций; последствия чрезвычайных ситуаций; возрастание внешнего долга; возрастание внешнего долга; утечка финансовых средств за рубеж. утечка финансовых средств за рубеж.

Вопрос 2. Основные направления обеспечения экономической безопасности России. Укрепление экономической безопасности страны напрямую зависит от государственной промышленной политики. Ее императивом является создание многоотраслевого высокотехнологичного и конкурентоспособного по общемировым критериям промышленного комплекса. Ключевыми направлениями осуществления новой промышленной политики являются: восстановление внутринациональных и межнациональных экономических связей; институциональное и организационно- хозяйственное реформирование промышленного комплекса страны; оздоровление экономической среды.

Основные формы проведения конверсионных мероприятий: Использование для гражданского производства ныне действующих военных заводов. Использование для гражданского производства ныне действующих военных заводов. Замена на военных предприятиях непригодного для гражданского производства оборудования новым, которое соответствовало бы избранному направлению конверсии. Замена на военных предприятиях непригодного для гражданского производства оборудования новым, которое соответствовало бы избранному направлению конверсии. Диверсификация военного производства, широкое внедрение технологий двойного назначения, на основе которых возможен выпуск как военной, так и гражданской продукции. Диверсификация военного производства, широкое внедрение технологий двойного назначения, на основе которых возможен выпуск как военной, так и гражданской продукции. Продажа в народное хозяйство вооружения и военной техники, высвобождающихся в результате сокращения Вооруженных Сил. Продажа в народное хозяйство вооружения и военной техники, высвобождающихся в результате сокращения Вооруженных Сил.

Обеспечение военно-экономической безопасности страны в ходе конверсии военного производства: Необходимо локализовать наиболее современное военное производство на оптимально необходимом числе специализированных предприятий. Они должны образовать ядро нового оборонного комплекса и иметь территориально замкнутый (в пределах России) технологический цикл производства наиболее важных образцов вооружения и военной техники. Это, естественно, относится и к интеграции научно-исследовательских институтов (НИИ) и конструкторских бюро (КБ) военного профиля. Участие предприятий, НИИ и КБ других стран СНГ в кооперации по производству вооружения нужно строить на основе договорных отношений, при этом необходимо учитывать риск нарушения поставок из-за осложнения политических отношений. Необходимо локализовать наиболее современное военное производство на оптимально необходимом числе специализированных предприятий. Они должны образовать ядро нового оборонного комплекса и иметь территориально замкнутый (в пределах России) технологический цикл производства наиболее важных образцов вооружения и военной техники. Это, естественно, относится и к интеграции научно-исследовательских институтов (НИИ) и конструкторских бюро (КБ) военного профиля. Участие предприятий, НИИ и КБ других стран СНГ в кооперации по производству вооружения нужно строить на основе договорных отношений, при этом необходимо учитывать риск нарушения поставок из-за осложнения политических отношений. Ряд производств оборонной продукции должны составить предприятия со "смешанным" профилем. Заказ на выпуск ими продукции следует формировать преимущественно на контрактной основе. Остальным предприятиям, входившим ранее в оборонный комплекс, надо предоставить полную самостоятельность в выполнении военных заказов на договорной основе. В-третьих, целесообразно отказаться от требований по поддержанию в готовности больших резервных мощностей, локализовав проблему обороноспособности государства в ядре оборонно-промышленного комплекса. Ряд производств оборонной продукции должны составить предприятия со "смешанным" профилем. Заказ на выпуск ими продукции следует формировать преимущественно на контрактной основе. Остальным предприятиям, входившим ранее в оборонный комплекс, надо предоставить полную самостоятельность в выполнении военных заказов на договорной основе. В-третьих, целесообразно отказаться от требований по поддержанию в готовности больших резервных мощностей, локализовав проблему обороноспособности государства в ядре оборонно-промышленного комплекса.

Выводы из анализа хода экономической реформы, тенденций развития мирохозяйственных связей, научно-технических преобразований в экономике, опыта проведения конверсии в оборонном комплексе страны, интеграционных процессов в рамках СНГ и воздействия этих факторов на экономическую безопасность России: Современное состояние экономики России и укрепление ее экономической безопасности требует глубоких структурных преобразований в народнохозяйственном комплексе и его оборонном секторе, ускорения НТП, массового внедрения в производство новейших технологий. Современное состояние экономики России и укрепление ее экономической безопасности требует глубоких структурных преобразований в народнохозяйственном комплексе и его оборонном секторе, ускорения НТП, массового внедрения в производство новейших технологий. Экономическая безопасность России предполагает всестороннее совершенствование внутриэкономического и внешнеэкономического механизмов ее обеспечения. Экономическая безопасность России предполагает всестороннее совершенствование внутриэкономического и внешнеэкономического механизмов ее обеспечения. Укрепление экономической безопасности страны возможно лишь при условии рационально организованной конверсии. Чрезвычайно важным в ходе ее проведения является сохранение высокой мобилизационной готовности оборонной промышленности на случай развязывания агрессии против России. Укрепление экономической безопасности страны возможно лишь при условии рационально организованной конверсии. Чрезвычайно важным в ходе ее проведения является сохранение высокой мобилизационной готовности оборонной промышленности на случай развязывания агрессии против России. Важнейшим рычагом укрепления ВЭБ России и стран СНГ, являются экономическая интеграция, создание единого экономического пространства, совершенствование системы коллективной безопасности. Важнейшим рычагом укрепления ВЭБ России и стран СНГ, являются экономическая интеграция, создание единого экономического пространства, совершенствование системы коллективной безопасности.

Показатели экономической безопасности РФ: Пороговые значения Фактическое состояние Соотношение фактического и порогового значений Объем ВВП на душу населения от среднемирового 100%5%0,5 Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности 70%50%0,71 Доля в промышленном производстве машиностроения 0%15%0,75 Объем инвестиций, в % к ВПП5%13%0,60 Расходы на научные исследования, в % к ВВП%0,5%0,5 Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции (машиностроение, 1994 г.) 6% 0,43 Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (сентябрь 1996 г.) 7%0%0,9 Продолжительность жизни населения 70 лет 64 года 0,91 Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низко доходных групп населения 8 раз 1,9 раз 0,6 Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения)5 тыс.6 тыс.0,83 Объем наличной иностранной валюты к объему наличных рублей 5%100%0,5 Доля импорта во внутреннем потреблении, всего, в том числе продовольствия 30%53%0,56 5%30%0,83 Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму 1,55 раз 0,3