Развитие фонематического слуха Подготовила: С.А.Барыкина, учитель начальных классов, учитель- логопед МОУ «Средняя школа 8»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие фонематического слуха.. Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха. Смешение звуков: звонких согласных с глухими (блакала.
Advertisements

Развитие фонематического слуха Учитель-логопед МКДОУ 37 Т.А.Мельникова.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, у младших школьников с нарушением опорно- двигательного аппарата Подготовила:
Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза МКДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида» г.Далматово Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н
«Единый подход к формированию звуко - буквенного анализа у детей дошкольного – младшего школьного возраста» МДОУ «Берёзовский детский сад комбинированного.
ЗВУКИ, Я ВАС СЛЫШУ! РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила учитель- логопед Власова Е.В. Ярославль, 2016 г.
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
I этап Развитие фонематического слуха: - узнавание и различение неречевых звуков - узнавание и различение речевых звуков.
I этап Развитие фонематического слуха: - узнавание и различение неречевых звуков - узнавание и различение речевых звуков.
Артикуляционная гимнастика Звуко-слоговой анализ Что нужно знать, чтобы правильно выполнять? Поготовила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – д/сад 11» Козионова.
Логопедическая работа по развитию звукового анализа и синтеза.
Логопедическое обследование будущих первоклассников Фонематический слух Слоговая структура Звукопроизношение Норма 100 – 70 баллов Ниже возрастной нормы.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 города Вятские Поляны Кировской области.
Консультация для родителей «Развитие фонематических процессов как основа орфографической грамотности» Учитель-логопед Татаринова Н.В. МКДОУ д/с 165 г.Новосибирск.
Для каждой возрастной группы в работе по звуковой культуре речи.
L/O/G/O Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа 26 «Хрусталик» ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Семинар для педагогов. овладение нормами и правилами родного языка. В старшей группе приобретение навыков звукового анализа слов различной звуковой конструкции,
Государственное бюджетное специальное(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная.
Транксрипт:

Развитие фонематического слуха Подготовила: С.А.Барыкина, учитель начальных классов, учитель- логопед МОУ «Средняя школа 8»

План выстопления: Что такое фонематический слух и как он влияет на развитие речи? Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка? С помощью каких упражнений учителя начальных классов могут самостоятельно развивать фонематическое восприятие?

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематическое восприятие - умение определять последовательность и количество звуков в слове.

Аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух: 1. Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. 2. Выработка орфографических навыков. 3. Овладение чтением. 4. Овладение операциями звукового анализа и синтеза.

Аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух: 5. Овладение операциями звукового анализа и синтеза. 6. Успешность обучения грамоте.

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 1. Смешение звуков: звонкие- глухие (плакала – плакала); свистящие – шипящие (чаши – часы); твердые – мягкие (ягоды – ягоды); сонорные (тли – три); аффрикаты (цветы – цветы).

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха. 2. Перестановка и включение отдельных звуков (наушники – наушники, нулжа – лужа). З. Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных (день – день, межу – между, ласточка – ласточка).

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 4. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги (метает – подметает, тишинына – тишина). 5. Замена звуков (табака – собака, идут – идёт). 6. Недописывание слов (мышка – мышкаа).

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 7. Обозначение мягкости при помощи Ь (васильки – васильки). 8. Ошибки при чтении: пропуск букв, слогов, предлогов; замена и перестановка букв, слогов; «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 8. Ошибки при чтении: недочитывание окончаний слов; искажение слов; добавление лишних букв, слогов и даже слов; «угадывание» слов.

Уровень 1 – узнавание неречевых звуков Игра «Угадай, что звучало?» Игра «Чудесный мешочек» Отстокивание ладонями по столу Отхлопывание в ладоши

Уровень 2 – различение звуков речи по тембру, силе и высоте Игра «Мяу», «Му» Игра «Тихо – громко»

Уровень 3 – различение сходных по звучанию слов Игра «Слушай и выбирай»

Игра «Верно - неверно» бегемот –бегемот – дигимот – бегемот – гибидот.

Уровень 4 – различение слогов 1.Сосчитать, сколько слогов произнес учитель: прямые: ма – ко – то – ры; обратные: ам – ор – ив – ус; со стечением согласных: ста – сто – сто – сто. 2. Игры с кубиком. 3. Придумывание слога к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС. 4. Определение лишнего слога: ла – ма – ма – ма, па – па – па – ба.

Уровень 5 – различение звуков 1.Звукоподражание. Комар звенит: з – з – з Жук жужжит: ж – ж – ж 2. Игра «Поймай звук». Хлопни в ладоши, если услышите звук … звуковой ряд; слоги; слова.

Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова Уровень гласных звуков в сильной позиции. Звукоподражание Больной показывает горло врачу: а – а – а. Воющий волк: у – у – у. 2. Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня.

3. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова. 4. Подобрать слова, которые начинаются с ударного гласного: а, о, у. 5. Подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку слова.

Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова Уровень согласных звуков. Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды и т.д., которые начинаются с заданного звука. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука. Изменить первый звук в слове, чтобы получилось новое слово. Гость – кость, карта - парта

Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза. Определение места звука в слове: ударного гласного звука; согласного звука.

Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза. Определение места звука в слове Подобрать слова, в которых заданный звук будет стоять в начале (середине, конце) слова. Назвать животных, овощи, игрушки и т.д. с заданным местом звука в слове. Пособие «Полоска»

Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Определение: количества звуков; последовательности звуков; места звуков.

1. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем местах. Кот, окно, сок 2. Подобрать слова с определенным количеством звуков. 3. Преобразование слов путем добавления звука: в начале: рот – крот, мех – смех; в конце: бок – бокс, вол – волк. 4. Переставление звуков: пила – липа, карп – парк 5. Слово – загадка к…. 6. Определить количество звуков в названии предметов на картинке и поднять соответствующую цифру. 7. Определить последующие и предыдущие звуки в названии предмета на картинках.

1. Развивая фонематический слух, вы облегчите ребенку процесс освоения чтением и письмом. Развивая