А.П.Чехов. «Чайка»: от провала к триумфу Учитель русского языка и литературы МБОУ Лицея 88 г.Екатеринбурга ТОЛМАЧЕВА Марина Ивановна Учитель русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А. П. ЧЕХОВ КОМЕДИЯ « ЧАЙКА » « Чайка » комедия в четырёх действиях А. П. Чехова. Пьеса написана в годах, впервые опубликована в 12 номере за.
Advertisements

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ «Чайка» (1896)Пьеса Чайка А.П.Чехова – одна из самых глубоких в его драматургии. Это комедия, но в ней нет смешных сцен, курьезных.
Театр Работу выполнила ученица 8 класса Бекетова Ангелина.
19 ноября 1887 года в Москве состоялась премьера пьесы А.П. Чехова «Иванов». премьера пьесы А.П. Чехова «Иванов». «Я лелеял дерзкую мечту суммировать.
Новаторство драматургии А.П Чехова Презентация ученицы 11 «А» класса 144 гимназии Караваевой Полины.
«Ревизор» История создания комедии. Н.В.Гоголь Работу над «Ревизором» Гоголь начал, будучи уже известным писателем, которого высоко ценил и дружески поддерживал.
Электронные учебные материалы к уроку литературы на I курсе А.П.ЧЕХОВ Жизненный и творческий путь А.П.Чехов и Липецкий театр Составитель: Плеханова Надежда.
Работу выполнили ученицы 10 класса МОУ Сынковской СОШ Рустамова Камила и Андреева Ксения. Учитель – Тетюхина О.В. ЧЕХОВ И РУССКИЙ ТЕАТР.
Драматургия Д.И.Фонвизина Комедия «Недоросль». Денис Иванович Фонвизин Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792) (1745 – 1792) Русский драматург и переводчик.
Теория драмы ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru.
О СТРОВСКИЙ КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОГО ТЕАТРА. Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную.
А. П. Чехов «Вишнёвый сад» Цуркан Алла Владимировна учитель русского языка и литературы общеобразовательная школа 20 г. Одесса.
Учитель русского языка и литературы Бурчук Любовь Николаевна Санкт-Петербург ГБОУ СОШ 184.
Жанровое своеобразие драмы «Гроза». Она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Ответы викторины.
Жанровое своеобразие пьесы «Вишневый сад». Вышла у меня не драма, а комедия. Последний акт будет веселый, да и вся пьеса веселая, легкомысленная. А.П.
Выполнили: Савичева Я., Щербакова Е. Проект на тему: «Чехов – писатель».
ТЕАТР XIX ВЕКА. В 19 ВЕКЕ ГЛАВНЫМИ ЦЕНТРАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ БЫЛИ П ЕТЕРБУРГ И М ОСКВА.В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ ВЕДУЩИМ ТЕАТРОМ БЫЛ А ЛЕКСАНДРИНСКИЙ(
Уроки литературы 11 класс ПЬЕСА М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ». ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОНФЛИКТА. Разработан учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 1 г.Юрьевца.
А.Вампилов ( ) «Утиная охота» ( ).
Транксрипт:

А.П.Чехов. «Чайка»: от провала к триумфу Учитель русского языка и литературы МБОУ Лицея 88 г.Екатеринбурга ТОЛМАЧЕВА Марина Ивановна Учитель русского языка и литературы МБОУ Лицея 88 г.Екатеринбурга ТОЛМАЧЕВА Марина Ивановна

«Чайка» – трагичнейшая из комедий «Чайка»: история создания

1895 год «Местом» рождения «Чайки» сам писатель называл мелиховский флигель Дом А.П.Чехова в Мелихове

«Ну-с, пьесу я уже кончил, - сообщал Чехов Суворину в письме 21 ноября 1895 года. – Начал я её forte и кончил pianissimo – вопреки всем правилам драматического искусства»

«Чайка: герои и прототипы «Чайка» по праву считается наиболее автобиографичной пьесой А.П.Чехова

Английский драматург Д.Пристли о «Чайке» «Чехов поделил свою собственную личность между тремя персонажами: Тригориным – популярным беллетристом, Треплевым – борющимся за новые формы, и доктором Дорном…» Д.Пристли

АВТОР Тригорин Треплев Дорн

Константин Треплев и Исаак Левитан М.Чехов, брат писателя: «Левитан, живший в имении А.Н.Турчаниновой на берегу озера в Тверской губернии, завел там очень сложный роман, в результате которого ему нужно было застрелиться или инсценировать самоубийство» И.Левитан, 1897 г.

А.П.Чехов и И.И.Левитан «Левитан стрелял в голову, но неудачно…, встревоженные героини романа телеграфировали писателю. Левитан встретил Чехова с повязкой на голове… Затем он взял ружье, вышел к озеру… Возвратился он с бедной, ни к чему убитой чайкой…» И.Левитан на охоте

Героини «Чайки» и их прототипы Л.С.Мизинова полагала, что в «Чайке» многое «заимствовано» из её жизни: Мизинова имела в виду перипетии её романа с писателем И.Н.Потапенко, хорошо известные Чехову; Писательница Л.А.Авилова вспоминала о подаренном Чехову брелоке с указанием строк книги Чехова: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её»; В характере Аркадиной современники узнавали черты актрисы Л.Б.Яворской, которой одно время был увлечен Чехов. Л.С.Мизинова полагала, что в «Чайке» многое «заимствовано» из её жизни: Мизинова имела в виду перипетии её романа с писателем И.Н.Потапенко, хорошо известные Чехову; Писательница Л.А.Авилова вспоминала о подаренном Чехову брелоке с указанием строк книги Чехова: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её»; В характере Аркадиной современники узнавали черты актрисы Л.Б.Яворской, которой одно время был увлечен Чехов.

Нина Заречная Ирина Николаевна Аркадина Лика Мизинова Л.Б.Яворская

А.П.Чехов и его «героини» Лика Мизинова А.П.Чехов, Т.Л.Щепкина- Куперник и Л.Б.Яворская

А.П.Чехов - драматург На первый взгляд, драматургия А.П.Чехова представляет собой какой-то исторический парадокс: В пьесах отсутствуют яркие человеческие характеры, сильные человеческие страсти; Герои теряют интерес к взаимным столкновениям, к последовательной и бескомпромиссной борьбе; Драма Чехова – драма без героя. На первый взгляд, драматургия А.П.Чехова представляет собой какой-то исторический парадокс: В пьесах отсутствуют яркие человеческие характеры, сильные человеческие страсти; Герои теряют интерес к взаимным столкновениям, к последовательной и бескомпромиссной борьбе; Драма Чехова – драма без героя.

Критики о драматургии А.П.Чехова: Драма А.П.Чехова, по словам М.Н.Строевой, выражает недовольство существующей жизнью, которое охватывает «всю интеллигенцию от столиц до провинциальных глубин»; «А.П.Чехов, - пишет литературовед А.Шах- Азизова, - акцентирует внимание на разобщенности героев, уходе их в себя»; З.С.Паперный: «Пьеса оказалась непостижимой для полного театрального осуществления, … она шире возможностей одного театра». Драма А.П.Чехова, по словам М.Н.Строевой, выражает недовольство существующей жизнью, которое охватывает «всю интеллигенцию от столиц до провинциальных глубин»; «А.П.Чехов, - пишет литературовед А.Шах- Азизова, - акцентирует внимание на разобщенности героев, уходе их в себя»; З.С.Паперный: «Пьеса оказалась непостижимой для полного театрального осуществления, … она шире возможностей одного театра».

Новаторство А.П.Чехова - драматурга Отсутствие главного героя; Микросюжеты; Разомкнутые любовные треугольники; Вынесение основных событий пьесы за сцену («подводное течение»); Эффект «четвёртой стены»; «Двойной» финал; Многозначность символики. Отсутствие главного героя; Микросюжеты; Разомкнутые любовные треугольники; Вынесение основных событий пьесы за сцену («подводное течение»); Эффект «четвёртой стены»; «Двойной» финал; Многозначность символики.

Главный герой: кто он? Треплев Тригорин Аркадина Заречная ?

Микросюжеты в «Чайке» Любовь Треплева к Нине Творческий поиск Треплева Любовь Нины к Тригорину Актерская Судьба Нины Любовь Аркадиной к Тригорину Увлечение Тригорина Ниной Любовь Маши к Треплеву Медведенко и Маша Полина Андреевна и Дорн Судьба Сорина

Разомкнутые любовные треугольники «…Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро): много разговоров о литературе, мало действия, ПЯТЬ ПУДОВ ЛЮБВИ,» – А.П.Чехов, 21 октября 1895 г.

Треплев Нина Тригорин Аркадина Маша Медведенко

«Подводное течение» НА СЦЕНЕ ЗА СЦЕНОЙ (разговоры о главных событиях) (главные события в жизни героев) Трагедия Нины Заречной Трагедия Нины Заречной Безнадежная любовь Константина Безнадежная любовь Константина Успех Аркадиной и Тригорина Успех Аркадиной и Тригорина Брак Маши и Медведенко Брак Маши и Медведенко Самоубийство Константина

Эффект «четвертой стены» ««Чайка» – произведение, выходящее из ряда по своему замыслу, по новизне мыслей по вдумчивой наблюдательности над житейскими положениями,»- писал А.П.Чехову А.Ф.Кони 7 ноября 1896 г. ««Чайка» – произведение, выходящее из ряда по своему замыслу, по новизне мыслей по вдумчивой наблюдательности над житейскими положениями,»- писал А.П.Чехову А.Ф.Кони 7 ноября 1896 г.

«Четвертая стена» сложена из авторских ремарок «УМОЛЧАНИЯ»: - «пауза» – 30 пауз; - «раздумывая», «помолчав», «после паузы»; - «про себя», «прислушиваясь»; -«в продолжение двух минут молча рвет все свои рукописи…»

«Двойной» финал: о самоубийстве Константина Треплева ЗНАЮТ НЕ ЗНАЮТ о самоубийстве Константина Треплева ЗНАЮТ НЕ ЗНАЮТ Дорн Тригорин и зрители Дорн Тригорин и зрители Сорин Аркадина Шамраевы Маша Сорин Аркадина Шамраевы Маша

Многозначность символа «чайка» Многозначность символа «чайка» Творческий Разбитое полет сердце Несбывшиеся Несчастливая мечты судьба Свобода Любовь

Сценическая судьба «Чайки»

Премьера «Чайки» Александринский театр Александринский театр Художественный театр Художественный театр Премьера состоялась 17 октября 1896 года и вошла в историю театра как небывалый, скандальный провал Ставил пьесу Е.П.Карпов, бесталанный режиссер, которого Чехов всегда не любил Своей триумфальной премьерой 17 декабря 1898 года Художественный театр реабилитировал чеховскую «Чайку» В постановке В.И.Немировича- Данченко пьеса имела чрезвычайный успех

Карикатура на А.П.Чехова после провала «Чайки» в 1896 году

А.П.Чехов и актеры Художественного театра

К.С.Станиславский о премьере «Чайки» в Художественном театре: «Как мы играли – не помню… Наконец, мы почувствовали успех, и неимоверно взволнованные, стали обнимать друг друга, как обнимаются в пасхальную ночь… Успех рос с каждым актом и окончился триумфом. Чехову была послана подробная телеграмма».

Пьеса «Чайка» сегодня Силуэт летящей чайки – символ Московского Художественного театра имени А.П.Чехова; «Чайка» обошла сцены тысяч отечественных и зарубежных театров, это самая популярная в мире пьеса А.П.Чехова; К «Чайке» обращались выдающиеся режиссеры: А.Таиров, Б.Ливанов, О.Ефремов, А.Эфрос, Ж.Питоев и другие Силуэт летящей чайки – символ Московского Художественного театра имени А.П.Чехова; «Чайка» обошла сцены тысяч отечественных и зарубежных театров, это самая популярная в мире пьеса А.П.Чехова; К «Чайке» обращались выдающиеся режиссеры: А.Таиров, Б.Ливанов, О.Ефремов, А.Эфрос, Ж.Питоев и другие

«Чайка» на сцене и на экране

Использованные ресурсы: 1) А.П.Чехов. «Чайка». Текст: 2) Паперный З.С. «Чайка» А.П.Чехова. – М., С.137; 3) Реферат «Проблема творца в «Чайке» А.П.Чехова»: 4) Изображения: «Чайка» Чехова: 30[1]; 5) Изображения: «Чайка» Чехова: Chehov Chaika [1]; 6) Изображения: «Чайка» Чехова: thCAED6VSE; 7) Изображения: «Чайка» Чехова: thCAEUJ001; 8) Изображения: Левитан: 9) Изображения: Левитан: levitan-photo[1]; 10) Изображения: Пристли: pristli-photo1[1].