Уроки литературы по очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» 2 часа Автор материала: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ 2 имени маршала.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока Загадка женской души (по очерку Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
Advertisements

Н.С. Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда» Две Катерины (По драме А.Н.Островского «Гроза» и очерку Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Что в имени тебе моём?. Цель исследования: Выяснить, влияет ли имя на характер литературных героинь А.Островского и Н.Лескова Выяснить, влияет ли имя.
По рассказу М. Горького «Челкаш» Метапредметный урок ДЕНЬГИ И СВОБОДА.
Цель : познакомить с рассказом А. П. Чехова Толстый и тонкий ; научить работать с текстом художественного произведения.
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» Выполнила ученица 10 А класса Фатеева Светлана.
Лев Николаевич Толстой Автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество.Юность»
Виталий Закруткин «Матерь человеческая» «Матерь человеческая»урок-размышление Автор презентации: Васильева В.А. Учитель русского языка и литературы МОУ.
Государственная итоговая аттестация Комплексный анализ текста Сочинение-рассуждение С2.2.
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
Трагедия Катерины. «Гроза» в русской критике.. ЦЕЛЬ УРОКА: -проанализировать образ героини; -понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это.
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. Сергей Довлатов.
Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль») Учитель русского языка и литературы Бражникова С.В. Учитель русского языка и литературы.
« После бала ». Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что.
Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза». Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
«Мир, в котором нет…» /по драме А.Н. Островского «Гроза»/
Урок литературы в формате ЕГЭ 9 класс М.Ю. Лермонтов МБОУ СОШ 28 ст. Тамань Учитель: Саглай Ирина Владимировна.
Транксрипт:

Уроки литературы по очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» 2 часа Автор материала: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ 2 имени маршала Советского Союза Н.И. Крылова ЗАТО п. Солнечный Красноярского края Рыбкина Наталия Ивановна

2Аннотация: Сдвоенные уроки литературы для 10 класса по теме «Какова роль названия и экспозиции в раскрытии авторского замысла в очерке Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1865)?» посвящены анализу и интерпретации заглавия, эпиграфа, первой и второй глав очерка. Учитель ставит цель начать знакомство с повестью Н.Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и продолжить формирование у ребят навыков литературоведческого анализа как составляющей интерпретации. Учащиеся на уроках решают задачу, исходя из заглавия и экспозиции, формулировать, какие темы и проблемы ставит перед читателем автор, высказывают свою точку зрения, стараются вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа текста, названия, образов героев.

3

4

«Какова роль названия и экспозиции в раскрытии авторского замысла в очерке Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1865)?» Тема: «Какова роль названия и экспозиции в раскрытии авторского замысла в очерке Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1865)?» (Анализ и интерпретация названия, эпиграфа, первой, второй глав очерка)

6 Задачи уроков: начать изучение очерка Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». анализируя заглавие повести, знакомиться с экспозицией: с местом, временем действия, с героями произведения. увидеть, какая программа развития образов дана уже в экспозиции, понять, какие вопросы, проблемы намечает автор, подумать, интересны ли они нам сегодня.

7 Словарная литературоведческая разминка 1. Противопоставление понятий, положений, образов – это … 2. Разновидность художественного произведения, объединяющая общими чертами разные произведения – это … 3. Средний эпический жанр; по характеру развития сюжета сложнее рассказа, но менее развёрнут, чем роман – это … 4. Изображение внешности героя как средство его характеристики – это … 5. Малый эпический жанр, в котором дано изображение какого-либо эпизода из жизни героя – это … А - Повесть Б - Жанр В - Антитеза Г - Рассказ Д - Портрет

8 6. Нахождение общих и различных черт между двумя предметами, явлениями – это … 7. Знакомство в начале произведения с местом, временем действия, с героями произведения – это … 8. Переработанное воспроизведение чужого произведения, воспоминание о нём – это … 9. Выразительная подробность в произведении, несущая смысловую и эмоциональную нагрузку – это … Е - Художественная деталь Ж - Реминисценция З - Сравнение К - Экспозиция Словарная литературоведческая разминка

9 Проверка 1 – В1 – В 2 – Б2 – Б 3 – А3 – А 4 – Д4 – Д 5 – Г5 – Г 6 – З6 – З 7 – К7 – К 8 – ж 8 – ж 9 - Е9 - Е

10 «Это вообще отличный писатель и тонкий знаток русского быта, писатель, всё ещё не оценённый по заслугам перед нашей литературой» М. Горький «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть» Д. П. Святополк-Мирский

11 Найди неверное утверждение Н.С. Лесков 1. родился в семье крестьян; 2. воспитывался в обстановке церковности и находился под сильным влиянием религиозных матери и бабки; 3. окончил гимназию; 4. служил в Киеве в казённой палате; 5. занялся литературной деятельностью в 1861 г.; 6. произведения 1860 – 1862 г. имели отношение к беллетристике; 7. мировоззренческая позиция Лескова была двойственной.

12 Взгляды Н.С. Лескова (тезисы) с раннего детства «имел влечение к вопросам веры»; либеральная позиция в 60-ые годы; полемика с нигилизмом и революционными демократами; пишет о народе, не идеализируя его, спор со славянофилами и народниками; не идеализирует буржуазный прогресс; считал народом и крестьян, и помещиков, т.е. все социальные слои русского общества, показывая «скверности жизни».

13 Работа с заглавием ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА Английская У. Шекспир, Типичный русский уезд женщина трагедия ТЕМЫ: Женская тема Трагедия, кровь, смерть, преступление Жизнь простого народа, народный характер Проблемы: Должна ли быть свободна женщина в России? Адекватно ли наказание преступлению? Русский народный характер: «Чудь»? «Меря»? или что-то ещё?

14 Жанр - разновидность художественного произведения, объединяющая общими чертами разные произведения Рассказ? Повесть? Сказ? Очерк? (определил автор) Очерк – это документальный рассказ. Видимо, автор хотел подчеркнуть документальность, подлинность, достоверность, правдивость. Проблема жанра очерка

15 Работа с эпиграфом «Первую песенку зардевшись спеть» труден первый шаг, а дальше не надо волноваться, всё пойдёт как по маслу ПРЕСТУПЛЕНИЕ тоже начинается с первого шага… Тема преступления, совершённого женщиной, и программа развития её образа заявлены уже в заглавии и эпиграфе.

16 Анализ экспозиции (глава 1) Выпишите «ключевые» слова, словосочетания из 1 абзаца: «Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета. К числу таких характеров принадлежит купеческая жена Катерина Львовна Измайлова, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то легкого слова, стали звать ее леди Макбет Мценского уезда». Экспозиция – знакомство с местом, временем действия и героями «в наших местах», «такие характеры», «душевный трепет», «купеческая жена Катерина Львовна Измайлова», «страшная драма».

17 Продолжает ли первый абзац очерка темы, заявленные в заглавии и эпиграфе? Экспозиция: Место - Россия, купеческая среда, Время - 19 век, Героиня - Катерина Львовна Измайлова. Темы: Российская действительность в 19 веке (провинция). Тема русского национального характера. Тема судьбы женщины в России. Тема преступления, страшной драмы.

18 КАТЕРИНА (греческое имя) ЛЬВОВНАИЗМАЙЛОВА Значение имени героини чистая ясная искренняяНО решительная непредсказуемая цельная хищность царственность звериное началоНО кошка ласковая свободолюбивая измаялась мается мучаетсяНО Измаил – крепость воинственная решительная Реминисценция: А.Н. Островский, драма «Гроза» - Катерина Кабанова

19 Проблем а женского счастья, женской доли, женской судьбы. Проблем а невежества российских купеческих городов, господство в них самодурства, грубой силы. Проблем а столкновения ханжества и искренности, зла и добра, жизни и смерти. Проблем а соотношения любви и долга, любви и окружающей пошлости. Проблем а свободы. Проблем а веры. Эти же проблемы волнуют Н.С. Лескова. Какова же его авторская позиция в очерке «Леди Макбет Мценского уезда»? Проблемы, которые поднимал А.Н. Островский драме «Гроза»:

20 Портрет Катерины Львовны Измайловой Изобразительно-выразительные средства, использованные автором в портрете: Антитеза (не красавица, но очень приятная) Контраст (белый – чёрные) Цветопись («белый, чёрные, досиня чёрные») Эпитеты («выточенная шея, тоненький носик, крепкая грудь, живые глаза») Сравнение («точно из мрамора») «Катерина Львовна не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шел всего двадцать четвертый год; росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза черные, живые, белый высокий лоб и черные, аж досиня черные волосы».

21 Контраст в портрете : Чёрные глаза, досиня чёрны е волосы белый лоб светлая, Тёмное, чистая, ясная, добрая, ИЛИнеобузданное, жестокое, искренняя, духовная рациональное, бездушное, натура, боящаяся грехазвероподобное существо, =не боящееся греха Катерине Кабановой ? Проблемный вопрос: «Кто она, Катерина Львовна Измайлова? Противоречивость – черта характера героини. Что победит в ней: силы зла или добра?

22 Актриса Наталья Андрейченко в роли Катерины Измайловой Фильм Романа Балаяна. Актёр Александр Абдулов в роли Сергея

23 Образ жизни Катерины Львовны Измайловой «Выдали ее замуж за нашего купца Измайлова …, не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось… Вообще купцы были зажиточные. Семья у них к тому же была совсем небольшая: свекор Борис Тимофеич Измайлов, человек уж лет под восемьдесят, давно вдовый; сын его Зиновий Борисыч, муж Катерины Львовны, человек тоже лет пятидесяти с лишком, да сама Катерина Львовна, и только всего. Детей у Катерины Львовны, пятый год, как она вышла за Зиновия Борисыча, не было».

24 «При всем довольстве и добре житьё Катерины Львовны в свекровом доме было самое скучное. Встанут свекор с мужем ранехонько, напьются в шесть часов утра чаю, да и по своим делам, а она одна склоняет слоны из комнаты в комнату. Везде чисто, везде тихо и пусто, лампады сияют перед образами, а нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого. Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню, устроенную на высоком небольшом мезонинчике. Тут тоже посидит, поглазеет, как у амбаров пеньку вешают или крупчатку ссыпают, опять ей зевнется, она и рада: прикорнет часок-другой, а проснется опять та же скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться. Читать Катерина Львовна была не охотница, да и книг к тому ж, окромя киевского патерика, в доме их не было. Скучною жизнью жилось Катерине Львовне в богатом свекровом доме в течение целых пяти лет ее жизни за неласковым мужем; но никто, как водится, не обращал на эту скуку ее ни малейшего внимания». Образ жизни Катерины Львовны Измайловой

25 ~До чего доводит Катерину Львовну такой образ жизни? «… скука непомерная в запертом купеческом терему с высоким забором и спущенными цепными собаками не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури», скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться». ~ Понаблюдайте, что противопоставляет Лесков, используя данные наречия и «ключевые слова»? Теперь, тут Раньше, тогда, в девушках запертый терем простота и свобода высокий забор покупаться бы цепные собакипробежать на реку попрёки мужа и свёкра обсыпать молодца лузгою Мысли о грехе - самоубийстве

26 Катерина Кабанова Катерина Измайлова духовный потенциал, поэтическая натура, черпает силы в детстве и юности, религиозная, мучается, совершив грех, раскаивается, наказывает себя самоубийством «читать …была не охотница, да и книг к тому ж, окромя Киевского патерика, в доме их не было», духовная деградация, не за что «зацепиться душой», Вера в Бога не спасает от безделья, от убийства

27 «По общей обрисовке быта и сходной ситуации – измены купеческой жены – она должна была напомнить читателю о «Грозе» Островского. Лесков, очевидно, стремился дать свою трактовку «тёмного царства», заклеймённого драматургом», - считает критик Б.М. Другов. Н. Лесков не поэтизирует свою героиню, полемизирует с Островским, поднимая те же темы и проблемы, показывает противоречивость русского национального характера, которая и приводит, как правило, к трагедии.

28 Практическая работа по главе 2, : Практическая работа по главе 2, работа с вопросником: Какое событие лежит в основе 2 главы? Какие цвета использует автор в портрете Сергея и Катерины в этой главе? Выпишите эти цветовые эпитеты. Какова роль пейзажа во 2 главе? Прочитать выразительно первый абзац.

29Ответы: В основе 2-й главы лежит знакомство Катерины с Сергеем («молодец с дерзким красивым лицом, обрамленным черными как смоль кудрями и едва пробивающейся бородкой») «чёрные кудри», «красная рубашка», «красная-раскрасная» Катерина Львовна после знакомства с Сергеем «На шестую весну Катерины Львовниного замужества у Измайловых прорвало мельничную плотину. Работы на ту пору, как нарочно, на мельницу было завезено много, а прорва учинилась огромная: вода ушла под нижний лежень холостой скрыни, и захватить ее скорой рукой никак не удавалось. Согнал Зиновий Борисыч народу на мельницу с целой округи, и сам там сидел безотлучно; городские дела уж один старик правил, а Катерина Львовна маялась дома по целым дням одна- одинешенька. Сначала ей без мужа еще скучней было, а тут будто даже как и лучше показалось: свободнее ей одной стало. Сердце ее к нему никогда особенно не лежало, а без него по крайней мере одним командиром над ней стало меньше».

30 Проверочная работа Закончите предложения, записав на листке пропущенное: 1) Катерина Львовна Измайлова –… жена 2) В очерке мы видим реминисценции из … 3) Портрет героини построен на принципе … 4) У Катерины Измайловой в отличие от Катерины Кабановой нет … 5) «Ключевыми словами», характеризующими образ жизни Катерины Львовны в доме мужа, являются слова: …

31Проверка: 1) Катерина Львовна Измайлова – купеческая жена. 2) В очерке мы видим реминисценции из драмы Н.А. Островского «Гроза». 3) Портрет героини построен на принципе контраста. 4) У Катерины Измайловой в отличие от Катерины Кабановой нет духовного потенциала. 5) «Ключевыми словами», характеризующими образ жизни Катерины Львовны в доме мужа, являются слова: скука, тоска.

32 Итоги урока: Какую программу развития образа даёт Лесков уже в первой главе? Чего можно ждать от Катерины Измайловой? К. Кабанова причинила вред себе, способна ли это сделать К.Измайлова? Чистота или воинственность победит в Катерине Львовне? Можно ли, опираясь на заглавие и экспозицию произведения, сказать, какие темы и проблемы поднимает Лесков в своём очерке? Назовите те из них, которые вы уловили. Отвечает ли экспозиция на вопрос, почему Катерина Львовна «драму разыграла»? Провёл ли автор в экспозиции психологическое исследование последующих поступков Катерины?

33 Домашнее задание 1) Перечитывая повесть, ответить на вопрос: «Какие «шаги» совершает Катерина в повести?» 2) Заполнить графы таблицы: «Отношения с другими, поступки героини». Индивидуальные задания (6 человек): Творческая работа по образу Катерины «Зеркало души – её деяния» (У. Шекспир), «Поединок роковой» (драма любви Катерины Львовны).

34 Список литературы: 1. Лесков Н.С., Повести и рассказы. - Московский рабочий, 1981 г. 2. Богданович А.И. Лесков - писатель-анекдотист, Москва, 1980 г. 3. Зайцев В.А. Перлы и адаманты русской журналистики, Москва, 1990 г. 4.В.Чалмаев, С. Зинин. Русская литература 20 века: Учебник для 11 класса: в 2 ч. – 3-е издание – М.: «Русское слово», В.Чалмаев, С. Зинин. Хрестоматия. Русская литература 19 века для 10 класса: в 2 ч. – 3-е издание – М.: «Русское слово», В.В. Агеносов. Русская литература 19 века: Учебник для 10 класса: в 2 ч. – М.: «Дрофа», 2007 г. 7.Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе 20 века. 10 класс – М. «ВАКО», 2004 г.

35 Использованные сайты, ресурсы Интернета / / shtml shtml /Лесков /Лесков