Тема: «Культура и духовная жизнь советского общества в эпоху « развитого социализма» (2 ч) Учитель истории МОУ Гимназии 10 Нестеренкова В.М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: «Кризис «развитого социализма» Задачи урока: Раскрыть изменения, происходившие в правящей элите Советского Союза в е гг., показать,
Advertisements

Олимпиадные задания по МХК муниципального этапа гг Учитель МБОУ СОШ 1 с УИОП Бережная Наталья Вениаминовна.
САТИРА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ. « ДРУГОЕ ИСКУССТВО ».
Культурная жизнь советского общества.
Феномен самиздата в культурном контексте эпохи «Сам сочиняю, сам редактирую, сам цензурирую, сам издаю, сам распространяю и отсиживаю за него» В. Буковский.
Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Полетаева.
Рыбицкая С.Н. учитель истории ГОУ СОШ 69 Санкт-Петербурга.
Противоречия в отечественной художественной культуре конца 20 века.
АХМАДУЛИНА БЕЛЛА (ИЗАБЕЛЛА) АХАТОВНА Русская поэтесса. Родилась 10 апреля 1937 в Москве. ( гг.)
СССР в середине ых годов Эпоха «Развитого социализма» Общественно- политическая жизнь Проблемы внешней политики Личности Тест «Эпоха застоя»
Диссидентское движение в СССР: причины, направления, этапы развития.
Развитие советской культуры в е годы 11 класс. История.
Проблемное обучение как средство мотивации учебной деятельности учащихся на основе УМК «История России » Автор: учитель истории МОУ «СОШ 2» п.
Культура совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
3. Семейный и общественный быт 2.Одежда Народный артист России, почетный гражданин Краснодара. Награждён медалью Герой труда Кубани, Орденом дружбы,
Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
Оттепель после метели. Только утихла пурга, Разом сугробы осели И потемнели снега.
Противоречия в отечественной художественной культуре конца 20 века.
КУЛЬТУРА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА. ХРУЩЁВСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ
Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965 – 1985 гг. Урок в 11 классе.
Транксрипт:

Тема: «Культура и духовная жизнь советского общества в эпоху « развитого социализма» (2 ч) Учитель истории МОУ Гимназии 10 Нестеренкова В.М.

Образовательная цель урока: проследить основные изменения в развитии духовной жизни и культуре советского общества в период с 1964 по 1985 гг. П роанализировать влияние достижений культуры СССР данного периода на современную духовную культурную жизнь. Воспитательная цель урока: подвести учащихся к пониманию необходимости уважительного отношения к своей стране, людям своей страны, их мировоззрению, их жизненным ценностям, учитывая конкретные объективные исторические реалии. Чтоб мерить всё надёжной меркой, Чтоб с правдой сущей быть не врозь, Многостороннюю проверку Прошли мы где кому пришлось… Зато и впредь как были будем, Какая вдруг ни грянь гроза Людьми Из тех людей, Что людям, Не пряча глаз, Глядят в глаза. А. Твардовский «По праву памяти» Эпиграф к уроку

Планируемые результаты. Учащиеся узнают о: - причинах завершения «оттепели» в культурной жизни страны - обстоятельствах проявления в художественном творчестве «социального героя», его отличии от героев прежних произведений литературы и искусства; - причинах зарождения и характере влияния на общество диссидентских и других общественных организаций; - возрастании роли сатиры в художественном творчестве, её влиянии на общественное сознание; - причинах появления советского «андеграунда» и его влиянии на общественные настроения; - комплексной характеристике советского общества 70-х гг; - особенностях быта и повседневной жизни советского человека гг.

План 1. Финал «оттепели». 2. Время «социальных героев» и «другое искусство». 3. Новая волна инакомыслия - как ответ на идеологические запреты. 4. Повседневная жизнь советских людей в 70-е гг.

Опорные знания Даты и события: 1970 г. – присуждение Нобелевской премии по литературе А.И. Солженицыну. Имена: А. Т. Твардовский, А.И. Солженицын, А. А. Тарковский, К.Г. Муратова, А.И. Райкин, ГН. Данелия, А.Г. Шнитке Понятия: «Оттепель», «социальный герой», интеллектуальное кино, двоемыслие; музыкальный авангард; московский концептуализм Оборудование: Документальные материалы, статистические материалы, атлас, комплекс плакатов советского времени, электронный учебник «История России ХХ в».

I. Финал «оттепели» 1. Какой смысл вкладывает Твардовский в понятие «социалистический реализм»? 2. В чём обвиняет выступающий Правление союза писателей СССР? 3. Можно ли сказать, что этим выступлением А. Т. Твардовский предопределил свой уход из редакции журнала «Новый мир?» Вывод: «Толстые литературные журналы имели огромную читательскую аудиторию и контроль за их издательской деятельностью был действенным средством влияния на умы людей. Ответом на политику власти стало: Расширение самиздата; Вынужденный выезд за границу ряда писателей (1974 г. – А.И. Солженицын) Пересекавшиеся в годы «оттепели» официальные и неофициальные сферы культурной жизни стали всё заметнее расходиться друг с другом. Ответ на поставленные проблемные вопросы: Настроения «оттепели» в среде интеллигенции постепенно перерастали в настороженное и критическое отношение к существующему режиму. Власть проявляла неспособность и нежелание вести диалог со своими гражданами о путях дальнейшего развития страны Проблемные вопросы: Почему вторая половина 60-х гг. стала началом финала «оттепели»? Какие меры были приняты властью для достижения этого? Работа учащихся с отрывком из выступления гл. редактора журнала «Новый мир» А.Т. Твардовского на заседании секретариата Правления союза писателей СССР Поэт А.Т. Твардовский в родной деревне Загорье на Смоленщине, 1943 г.

II. Время «социальных героев» и « другое искусство» 1. Работа над понятием «социальный герой» Художественная жизнь гг была, несмотря на цензурные ограничения, яркой и насыщенной – согласны ли вы с этим? Героями фильмов, литературных и музыкальных произведений становились люди рабочих профессий, учителя, врачи, строители БАМа. На экран вышли фильмы о духовном мире и гражданской позиции современников. «Доживем до понедельника», реж. С. Ростоцкий, «Прошу слова», реж. Г. Панфилов, «Премия», реж. С.Микаэлян и другие. Появились первые отечественные телесериалы: «Адъютант его превосходительства», режиссер Е. Ташков, «Семнадцать мгновений весны», режиссер Лиознова, «Место встречи изменить нельзя», режиссер С. Говорухин Герои с плакатов советской эпохи Работницы Волжского автомобильного завода во время сборки, 1984 г. Станислав Сергеевич Говорухин (род. в 1936 г.) русский режиссёр.

Настоящий взлёт переживало театральное искусство. На сцене зачастую удавалось расставить понятные зрителю акценты и в подцензурном тексте, установить духовный контакт с аудиторией. Н. Караченцов в спектакле «Юнона и Авось» на сцене театра им. Ленинского комсомола Неотъемлемой частью культурного багажа интеллигенции стало так называемое интеллектуальное (авторское) кино. Вопрос учащимся: Используя обществоведческую терминологию, как мы иначе можем назвать этот вид искусства? (элитарное искусство) Почему его так называют? (Это искусство имеет свою преданную аудиторию) «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» – режиссер А. Тарковский «Проверка на дорогах» – режиссер А. Герман Марк Анатольевич Захаров (род. в 1933 г.) театральный и кинорежиссёр, актёр.

СССР называли самой читающей страной в мире. - Найдите подтверждение этого тезиса в учебнике на стр Почему при огромных тиражах любое, вызывающее читательский интерес издание, становилось дефицитным? - Можно ли говорить об особом общественном призвании литературы в этот период? В чём это заключалось?

Работа с понятием Проявления: 1) Уход в частную жизнь; 2) Добровольное занятие малооплачиваемым физическим трудом (дворник, кочегар, грузчик); 3) Разговоры на кухне; 4) Создание общественных организаций; 5) Сатира в художественном творчестве (репризы А. Райкина, бытовой и политический анекдот, комедии с социальным подтекстом); 6) Учащимся предлагается вспомнить такие комедии как «Афоня», «Мимино» и др. и ответить на вопрос: почему любимым жанром советского кинозрителя стала комедия с социальным подтекстом? Что такое социальный подтекст? Двоемыслие Состояние внутреннего несогласия с идеологическими установками и укладом жизни Внешнее одобрение действительности

Образ «эпохи развитого социализма» прочно ассоциируется с творчеством поэта, артиста театра и кино, автора и исполнителя песен В. Высоцкого. Учащимся предлагается прослушать несколько песен в исполнении В. Высоцкого. Раскройте секрет творческого успеха Высоцкого именно в годы «застоя»? Опишите «магнитофонную революцию» как уникальное явление в СССР Что в творчестве Высоцкого импонировало советскому человеку? Какие темы в творчестве барда вы цените больше всего? Почему? В. Высоцкий

Новые веяния в музыкальном искусстве 1. Музыкальный авангард (А. Шнитке, С. Губайдулина, Э. Денисов) 2. Рок – самое заметное направление «неофициального искусства. Вопрос учащимся: как назывались первые советские рок-группы? В чем отличие советского рока от западного? Альфред Гарриевич Шнитке ( ) композитор, пианист, теоретик музыки София Асгатовна Губайдулина (род. в 1931 г.) русский композитор Эдисон Васильевич Денисов ( ) русский композитор.

«Другое искусство» - творчество художников, появившееся в условиях запретов на альтернативные формы художественного творчества. Учащимся предлагается ознакомиться с текстом учебника и рассмотреть репродукции Какой резонанс в обществе вызвала «бульдозерная выставка»? Чем отличается творчество художников московского концептуализма? Картина И. Кабакова «Вокноглядящий Архипов» Картина С. Соколова «Осторожно, окрашено!»

Советское общество в 70-ые гг. Позитивные черты Негативные черты Студенты на картошке Народным праздником всей страны стал День Победы 9 мая Конвейер Волжского автозавода Плакаты советской эпохи

Следствием серьёзных перекосов в жизни советского общества стали диссидентское и правозащитное движения. Диссидент – инакомыслящий человек, несогласный с господствующей идеологией. Правозащитник – представитель движения, выступающего за соблюдение прав и свобод граждан Задание учащимся: соотнесите - правозащитники; - Диссиденты; 1) Ю. Даниэль 2) А. Сахаров, 3) А. Синявский 4) И. Шафаревич 5) М. Суслов Академик Андрей Сахаров

Составление таблицы «Периодизация диссидентского движения в СССР» Период движения Основные события Период становления (1965 – 1972 гг) Деятельность А. Синявского, Ю. Даниэля, Б. Буковского и др. Начало кампании против А. Сахарова и А. Солженицына Период кризиса ( гг)Процесс над П. Якиром и В. Красиным Период широкого международного признания ( гг) Расширение географии диссидентского движения. Высылка А. Солженицына из страны. Присуждение Нобелевской премии мира А. Сахарову Хельсинский период (1976 – 1981 гг) Деятельность «Хельсинской группы» Процесс Ю. Орлова, А. Щаранского, А. Марченко. Ссылка А. Сахарова

Дополнительная литература Бурлацкий Ф.М. «Вожди и советники» – М., 1990 г. Яковлев А. Н. «Сумерки» – М., 2003 г. Зезина М.Г. «Советская художественная интеллигенция и власть» – М., 1999 г.