МОУ лицей 29 г. Тамбова Педагогический проект на тему «Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей учащихся» (срок.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Направления работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы в 6 классе Курсовой проект Авторы и разработчики: Бараковская Т.И. МБОУ «СОШ.
Advertisements

«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ. Развитие интеллектуального потенциала ребенка во многом зависит от школы. Работа с одаренными детьми требует глубокого.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
« Добровольческое движение как средство развития социальной компетентности школьников» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 12 г. Ржева Шубелевой.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС В ШКОЛЕ МБОУ Междуреченская СОШ Психолого-педагогическая служба г.
Тема: Роль методического кабинета в повышении методической компетентности преподавателей педагогического колледжа.
Сопровождение деятельности педагогов в ДОУ Система работы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ЛГО с. Ружино» Проект Педсовет – как одна из форм повышения профессионального.
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии для повышения качества изучения предмета Выступление учителя химии МБОУ СОШ 26 г.Зима Крикун.
Проект ОЭР «Школьный Музей Боевой и Трудовой Славы как центр патриотического воспитания учащихся» Автор проекта Козырев А. В., учитель истории СОШ 38,
Проект «Развитие творческой личности» Автор: Дерендяева Вера Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ лицей 130 имени академика М.А.Лаврентьева,
Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ «СОШ 56»
ПОВЕСТКА ПЕДСОВЕТА 1.Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктив­ностью, способной к самостоятельному.
Из опыта работы Полухиной Елены Петровны, учителя начальных классов МОУ СОШ 3 г.Валуйки.
« Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктивностью, способной к самостоятельному принятию.
2011 Создание условий для повышения положительной мотивации обучающихся начальных классов в целях развития иноязычной компетенции и творческого потенциала.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
«Модель психологического сопровождения подростковой предпрофильной школы РО» Сиухина Л.Г. Корчагина О.И.
Транксрипт:

МОУ лицей 29 г. Тамбова Педагогический проект на тему «Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей учащихся» (срок реализации - 2 года) Автор: Автор: учитель русского языка учитель русского языка и литературы и литературы Зотова Ирина Викторовна Тамбов 2010

Актуальность проекта Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей»; Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей»; В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, что невозможно без развития творческих способностей личности; В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, что невозможно без развития творческих способностей личности; Модернизация школьного образования ориентирует на развитие творческого потенциала учащихся. Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика; Модернизация школьного образования ориентирует на развитие творческого потенциала учащихся. Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика; В соответствии с Программой развития МОУ лицея 29 основная стратегическая цель – подготовка интеллигентного, образованного и культурного человека, обладающего творческим мышлением, способного легко интегрироваться в современных динамичных условиях жизни. В соответствии с Программой развития МОУ лицея 29 основная стратегическая цель – подготовка интеллигентного, образованного и культурного человека, обладающего творческим мышлением, способного легко интегрироваться в современных динамичных условиях жизни.

Проблема исследования: противоречие между возможностями интерактивных технологий обучения в процессе развития творческих способностей учащихся и недостаточным уровнем их реализации на уроке. противоречие между возможностями интерактивных технологий обучения в процессе развития творческих способностей учащихся и недостаточным уровнем их реализации на уроке.

Цель проекта - создание организационно – педагогических и методических условий для развития творческих способностей ученика, его переориентации из позиции потребителя информации в активного участника учебного процесса через использование интерактивных технологий обучения. создание организационно – педагогических и методических условий для развития творческих способностей ученика, его переориентации из позиции потребителя информации в активного участника учебного процесса через использование интерактивных технологий обучения.

Задачи проекта: изучить состояние проблемы «Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей учащихся»; изучить состояние проблемы «Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей учащихся»; спроектировать дидактическую модель развития творческих способностей учащихся средствами интерактивных технологий обучения; спроектировать дидактическую модель развития творческих способностей учащихся средствами интерактивных технологий обучения; проверить на практике эффективность разработанной дидактической модели и педагогических условий использования интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей учащихся. проверить на практике эффективность разработанной дидактической модели и педагогических условий использования интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей учащихся.

Гипотеза проекта: комплексное использование интерактивных технологий обучения на уроках русского языка и литературы повысит интерес к предметам, будет способствовать переориентации ученика в активного участника учебного процесса, создаст условия для развития творческих способностей обучающихся.

Участники проекта Учитель; Учитель; Учащиеся 7-9 классов; Учащиеся 7-9 классов; Школьный психолог. Школьный психолог.

Этапы работы над проектом 1. Предпроектный (сентябрь-декабрь 2008 г.): анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой теме; анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой теме; выявление возможности использования интерактивных технологий обучения выявление возможности использования интерактивных технологий обучения как средства развития творческих способностей учащихся; как средства развития творческих способностей учащихся; определение уровня развития творческих способностей учащихся (методика исследования креативности Торренса, модифицированные тесты Вильямса, наблюдение, анкетирование, анализ продуктов творческой деятельности учащихся); определение уровня развития творческих способностей учащихся (методика исследования креативности Торренса, модифицированные тесты Вильямса, наблюдение, анкетирование, анализ продуктов творческой деятельности учащихся); проектирование дидактической модели развития творческих способностей средствами интерактивных технологий обучения; проектирование дидактической модели развития творческих способностей средствами интерактивных технологий обучения;

Этапы работы над проектом 2. Проектный (январь 2009 – февраль 2010 г.): Опытно – экспериментальная работа по апробации разработанной дидактической модели; Опытно – экспериментальная работа по апробации разработанной дидактической модели; 3. Результативный (март – май 2010 г.): 3. Результативный (март – май 2010 г.): Анализ результатов исследования, их систематизация и обобщение, проверка гипотезы. Анализ результатов исследования, их систематизация и обобщение, проверка гипотезы.

Интерактивные технологии обучения (от лат. inter «между» + action «действие») – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания. это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

Характеристики интерактивного обучения Вовлечённость всех учащихся в процесс познания Развитие познавательной деятельности Успешность, интеллектуальная самостоятельность ученика Продуктивность процесса обучения Развитие коммуникативных умений и навыков Толерантность, терпимость к любой точке зрения Создание условий для реализации творческого потенциала ученика Комфортность условий обучения, разнообразие форм деятельности, переключение внимания

Технологии интерактивного обучения Парная и групповая работа Ролевая игра Дискуссия, дебаты Аквариум Займи позицию Незаконченное предложение Мозговой штурм Дерево решений Суд от своего имени

Творческие способности - это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Параметры определения творческих способностей: гибкость в мышлении и действиях; гибкость в мышлении и действиях; беглость мысли (количество идей); беглость мысли (количество идей); оригинальность (способность производить идеи); оригинальность (способность производить идеи); богатство воображения; богатство воображения; любознательность. любознательность.

Определение уровня развития творческих способностей учащихся (ноябрь 2008 г.) 1. Психологическое тестирование: высокий уровень – 17% учащихся; высокий уровень – 17% учащихся; средний уровень – 71%; средний уровень – 71%; низкий уровень -12%. низкий уровень -12%. 2. Анкетирование: Предпочитают Предпочитают работать с заданиями репродуктивного характера – 26% учащихся; работать с заданиями репродуктивного характера – 26% учащихся; создавать устные или письменные высказывания с элементами самостоятельного творчества – 59%; создавать устные или письменные высказывания с элементами самостоятельного творчества – 59%; выполнять полностью самостоятельную творческую работу - 15%. выполнять полностью самостоятельную творческую работу - 15%.

Дидактическая модель развития творческих способностей учащихся Использование ИТО на уроках 1. Проведение уроков, в основе методической структуры которых ИТО (например, урок-суд, урок- дискуссия, урок- ролевая игра). 2. Внедрение элементов интерактивного обучения в структуру урока (работа в парах, группах, «Аквариум», дискуссия, «Незаконченное предложение»). 3. Самостоятельная индивидуальная и групповая работа учащихся с целью создания творческого продукта. Способы развития творческого потенциала ученика 1. Самостоятельный выбор манеры поведения, роли, импровизация, проявление артистических способностей. 2. Создание совместного творческого продукта, моделирование ситуации, инсценировка эпизода. 3. Создание сборников стихотворений, рассказов, сказок собственного сочинения; учебные проекты; учебные проекты; сборники иллюстраций к художественным произведениям; сборники иллюстраций к художественным произведениям; составление сборников заданий по русскому языку (словарные диктанты, диктанты на определённое правило и т.д.). составление сборников заданий по русскому языку (словарные диктанты, диктанты на определённое правило и т.д.).

Практическая реализация дидактической модели Проведение уроков-судов по темам Проведение уроков-судов по темам «Глагол» (6 класс); «Печорин и Бэла» (9 класс); «Помещики в поэме «Мёртвые души» (9 класс); уроков-дискуссий по темам «Глагол» (6 класс); «Печорин и Бэла» (9 класс); «Помещики в поэме «Мёртвые души» (9 класс); уроков-дискуссий по темам «Трактовка образа Катерины Кабановой в критике» (10 класс); «Трактовка образа Катерины Кабановой в критике» (10 класс); « Мёртвая ли душа Чичиков?» (9 класс); « Мёртвая ли душа Чичиков?» (9 класс); « Хлестаков: обманщик поневоле или мошенник?» (8 класс); « Хлестаков: обманщик поневоле или мошенник?» (8 класс); Систематическое использование интерактивных технологий обучения на разных этапах уроков русского языка и литературы; Систематическое использование интерактивных технологий обучения на разных этапах уроков русского языка и литературы; Создание сборников стихотворений учащихся: Создание сборников стихотворений учащихся: «Мелодии весны» (7 класс), « О главном поведать хочу…» (9 класс); «Мелодии весны» (7 класс), « О главном поведать хочу…» (9 класс); Реализация учебных проектов: Реализация учебных проектов: «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова», «Романтическая поэзия первой половины 19 века», «Москвичи в комедии «Горе от ума», «День светского франта (по роману «Евгений Онегин»), «Жаргонизмы в речи одноклассников»; «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова», «Романтическая поэзия первой половины 19 века», «Москвичи в комедии «Горе от ума», «День светского франта (по роману «Евгений Онегин»), «Жаргонизмы в речи одноклассников»; Составление сборников заданий по русскому языку: Составление сборников заданий по русскому языку: « Правописание гласных в суффиксах причастий» (9 класс), «Знаки препинания в простом предложении» (8 класс). « Правописание гласных в суффиксах причастий» (9 класс), «Знаки препинания в простом предложении» (8 класс).

Анализ результатов анкетирования учащихся Вопрос: «Какие предметы, изучаемые в школе, вы считаете самыми интересными?» Вопрос: «Какие предметы, изучаемые в школе, вы считаете самыми интересными?» Ответы учащихся: Ответы учащихся: литература -12%, литература -12%, русский язык- 22% русский язык- 22% (сентябрь 2008 г.); (сентябрь 2008 г.); литература – 26% литература – 26% русский язык – 31% русский язык – 31% ( май 2010 г.) ( май 2010 г.)

Участие учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях Фамилия, имя Клгод Место представления Название работы Занятое место Казакова Алина 8Д2008 Городской конкурс сочинений «Дорогие мои старики» 2-ое в городе Барболина Полина 7 б 2008 Городской конкурс сочинений Мама, папа, я –читающая семья участник Афанасьева Надежда 7 б 2008 Городской конкурс сочинений Мама, папа, я –читающая семья участник Рязанова Дарья 7Б2008 Городской конкурс авторских стихотворений Моя семья участник Барболина Полина 7Б2008 Областной конкурс «Письмо губернатору» участник Трофимова Юлия 7Б2008 Городская олимпиада по русскому языку 3 место Барболина Полина 8Б2009 Городская олимпиада по литературе 3 место Гриднева Елена 8Д9Д международная игра- конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» 1 место в лицее; 10 место в области 1 место в лицее; 10 место в области 3 место в области 3 место в области

Участие учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях Фамилия, имя Клгод Место представления Название работы Занятое место Бекренёва Елена 8Б2009 Лицейская конференция «Первые шаги в науку» «Диалектные слова в речи членов моей семьи» дипломант Зырянова Настя 8 б 2009 Лицейская конференция «Первые шаги в науку» «Особенности пунктуации в текстах SMS-сообщений» дипломант Лазаренко Дарья 9Д2010 Лицейская конференция «Первые шаги в науку» Москва и москвичи в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» и романе в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» дипломант Казакова Алина 9Д2010 III городская лингвистическая конференция «Актуальные проблемы науки о языке» Слова, обозначающие чувство любви, в лирике А.С.Пушкина дипломант Барболина Полина 9Б2010 Городская олимпиада по литературе 3 место Чакина Ирина 10 В 2010 Городская олимпиада по литературе 3 место Страшнова Наталия 9Б2010 Городская олимпиада по русскому языку 3 место

Качество знаний по русскому языку и литературе

Результаты экзамена в новой форме на государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в учебном году

Определение уровня развития творческих способностей учащихся (май 2010 г.)

Результативность проекта: возрос интерес учащихся к урокам русского языка и литературы; возрос интерес учащихся к урокам русского языка и литературы; увеличилось число участников творческих конкурсов, конференций, предметных олимпиад; увеличилось число участников творческих конкурсов, конференций, предметных олимпиад; повысилось качество знаний по русскому языку и литературе; повысилось качество знаний по русскому языку и литературе; по результатам психологического тестирования, у 6% учащихся наблюдается динамический рост уровня развития творческих способностей; по результатам психологического тестирования, у 6% учащихся наблюдается динамический рост уровня развития творческих способностей; улучшилась психологическая атмосфера на уроках, учащиеся получили возможность реализовать свой творческий потенциал, деятельность участников образовательного процесса стала более продуктивной. улучшилась психологическая атмосфера на уроках, учащиеся получили возможность реализовать свой творческий потенциал, деятельность участников образовательного процесса стала более продуктивной.

Результат Гипотеза о возможностях комплексного использования интерактивных технологий обучения на уроках русского языка и литературы как средства повышения интереса к предметам, переориентации ученика в активного участника учебного процесса, создания условий для развития творческих способностей обучающихся подтвердилась.

Информационные ресурсы 1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. М.: Роспедагентство,1994; 2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002; 3. Идатчиков Н.Н. Интерактивный урок: авторское видение // Учитель ; 4. Казыханов В.С. Технология творческого развития: воспитательный аспект // Образование ; 5. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов // Русский язык в школе ; 6. Коротаева Е.В. Технология обучения в интерактивном режиме // Мир образования – образование в мире ; 7. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок. Альтернативные уроки. Ростов-на-Дону, 2007; 8. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения. М., 2004;

Спасибо за внимание!