ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА Дериглазова Е.А. МБОУ СОШ 54 г. Челябинска.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Зачем приходят иноязычные слова Материалы к урокам русского языка в 5-6 классах Учитель: Чевдарь Л.К.
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 16»г.Балащова Саратовской области Проект по русскому языку «История происхождения.
Заимствованные слова и их употребление. Ле́ксика раздел науки о языке, изучающий значения слов. Также под этим словом понимают совокупность слов того.
Автор – Дмитриева Марина Владимировна, учитель МОШИ « Лицей - интернат города Балашова » Церковнославянские слова в русском языке.
Лексика русского языка. С точки зрения происхождения С точки зрения происхождения С точки зрения активного и пассивного запаса С точки зрения активного.
Фонетические старославянизмы Занятие 7 элективного курса «История языка» в 8 классе.
Что мы знаем об истории русского языка Выполнила ученица 7 класса ЦДОДИ Пиуто Кристина.
Тема: «Группы корней с чередованиями» АВТОР: учитель русского и литературы ГОУ СОШ 367 Богданова Наталья ВасильевнаАВТОР: учитель русского и литературы.
Работа учащейся 8а класса Мовсисян Лилит Учитель: Марченкова И.М.
Участие МБОУ СОШ 54 в международном форуме « Год учителя немецкого языка в России » Форум проходил в Москве в гостинице « Рэдиссон Славянская » 17 и 18.
Лексика 5.ЛексическоеЛексическое значение 1.по значениюпо значению 2.попо происхождению 4.попо употреблению 3.словарныйсловарный запас.
Подготовила учитель русского языка и литературы Халяпина Л.Н. МБОУ «Первомайская сош» р.п.Первомайский Тамбовской обл. Исконно русская лексика. Заимствования.
Русский язык в семье славянских языков. Цель урока: 1.Получить представление о месте русского языка среди других славянских языков. 2. Развивать умение.
Задание А 4. Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Подготовила учитель русского языка и литературы ГБУ СОШ 924 О. Н. Иванова.
Диалекты как одна из форм существования русского национального языка Открытый урок русского языка в 10 классе в рамках муниципального (регионального) методического.
Правописание гласных в корне слова. Классная работа. 1.
Экспресс-тест Тема: старославянизмы. Укажи старославянизмы Сторож, врата, город, ворота, град, берег, короткий, стража, здравие, краткий, древесина, молодой,
«Глагол» 4 класс Составила: Чувакова Лариса Ивановна, учитель начальных классов МОУ «Северская гимназия» Томской области.
Тема урока: Как быть, если в корне не одна орфограмма? Выполнила: учитель начальных классов МОБУ СОШ 26 г. Благовещенска Макарова Оксана Николаевна.
Полногласия и неполногласия как признак старославянизмов. Презентацию подготовила ученица 6 класса Б Сущенко Мария.
Транксрипт:

ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА Дериглазова Е.А. МБОУ СОШ 54 г. Челябинска

Расселение славянских племен и их соседей в X веке I период – 7 – 14 вв.

Особенности древнерусского языка Особенности старославянского языка Полногласие –ооо-, -ере-, -ооо- (вооон, моооко, берег, стооож, вооота…) Полногласие –ра-, -ре-, -ле- (гран, млеко, брег, страж, врата…) Начальное сочетание ро-, ло- (лодка, ровный, рослый…) Начальное сочетание ра-, ла- (ладья, равный, расти…) Начальные буквы Я, О, У (один, ягнёнок, узы…) Начальные буквы А, Е, Ю (единый, агнец, юноша…) Буквы Ж и Ч на месте старославянских жд и щ (водить, мочь, ходить, гооожанин…) Сочетание жд и буквы щ (вождь, мощь, хождение, гражданин…) Ь перед Е в суффиксах существительных (стихотворенье, счастье, мгновенье…) И перед Е в суффиксах существительных (стихотворение, счастье, мгновение…)

В приведенных ниже примерах найдите старославянские слова. Укажите, какие из них являются для современного русского языка церковнославянизмами по происхождению, какие – по происхождению и употреблению. 1. Может быть политика здравая и может быть политика гибельная. (М.Салтыков-Щедрин) 2. Недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого мооодого снега. (А.Чехов) 3. Беспечные, вам чужд времен могильный глас. (Вс. Иванов) 4. Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза. (В.Маяковский)

II период – 15 – 17 вв.

Русский язык эпохи Московской Руси. Постепенно среди нескольких великорусских диалектов ведущую роль начинает играть говор Москвы: АКАНЬЕ ОКОНЧАНИЕ –ОВО, -ЕВО [T] В ГЛАГОЛАХ 3 ЛИЦА НАСТ. И БУД. ВРЕМЕНИ СИЛЬНАЯ РЕДУКЦИЯ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ Происходят существенные изменения в морфооогии

III период – с 18 в. Формируется русский национальный язык. Нормирование языка

Диалектное членение русского языка

Территориально-диалектное членение русского языка