МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА Урок-путешествие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Постоянные и непостоянные признаки глагола. « Глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова,»- писал Н. Греч.
Advertisements

Глагол Обозначает: действие или состояние предмета. Вопросы: Что делать? Что сделать? Постоянные признаки: 1. Вид (совершенный и несовершенный); 2. Спряжение.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
Выполнила Линькова Ульяна Викторовна МБОУ «СОШ 11» 1.
7 класс Выполнила: Гессель Т.И.. Самостоятельная часть речи Обозначает: Действие предмета Вопросы: Что делать? Что сделать? Неопределенная форма глагола.
Глагол как часть речи. Глагол как часть речи имеет грамматические категории: - вида; - залога (только у переходных глаголов); - времени; - лица; - числа,
Интерактивный тренажёр по теме: «Глагол» 6 класс Ячменёва Галина Александровна МАОУ ОСОШ 2.
Глагол (Повторение). Глагол – это … часть речи Глагол обозначает … действие предмета.
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
Глагол Презентация по русскому языку для 5 класса. Составила Павлушина Ярослава Петровна, учитель русского языка и литературы.
Глагол – ЧР – действие предмета Что делать? Что сделать? Неопределенная (начальная) форма инфинитив Окончания - ть ти чь Играть нести беречь.
Повторение изученного по теме «Глагол». Глагол – это самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета,
Что обозначает глагол?. Сколько времен имеет глагол?
Морфологический разбор глагола Морфологический разбор глагола урок русского языка в шестом классе.
ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ Урок русского языка в 6 классе СПб АППО Центр информатизации образования Санкт-Петербург 2007 год Руководитель проекта: Иванова Е.В. © Учитель:
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят зданья. И рожь в полях растёт. О какой части речи говорится.
Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ» Правописание личных окончаний глаголов. Правописание буквы Ь в глагольных формах. Правописание суффиксов. НАДО ЗНАТЬ:
1 Удивительная часть речи – глагол!. 2 Что без меня предметы? Лишь названия. Но я приду – все в действие придет, Летит ракета, люди строят здания, И рожь.
Транксрипт:

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА Урок-путешествие

Что же делать нам, друзья, Что же сделать? Так нам жить уже нельзя: Не познав глаголов. Тайны нужно их раскрыть, Все познать и изучить- Вот задача! И поэтому, друзья, В путь отправиться пора, Пусть нас ждет удача.

Постоянные признаки Непостоянные признаки Спряжение Переходность Возвратность Вид Наклонение Время Число Лицо Род

Карта путешествия выбери любой пункт назначения Сведения о стране Глагол Город Наклонений Посёлок видовых пар Водопад Спряжений Практикум

Глагол-часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?» Глаголы изменяются по наклонениям, в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам В предложении чаще всего являются сказуемым.

Сколько глаголов употребил поэт?

ВИД ГЛАГОЛА ВИД ГЛАГОЛА Совершенный Несовершенный Несовершенный (указывает на результативное действие, на однократное действие, которое нельзя представить длящимся, продолжительным – выучить, крикнуть, запеть, спеть) ( указывает на продолжительное, повторяющееся, длящееся действие - учить, кричать, петь)

Что такое видовая пара?

А) суффиксом: решить - решать, прыгать – прыгнуть; Б) приставкой: писать – написать, делать – сделать; В) ударением: разрезать – разрезать, насыпать – насыпать; Г) разными основами: говорить – сказать, брать – взять.

Запишите глаголы в составе видовых пар ЛОВИТЬ ВЕРНУТЬ НАХОДИТЬ ПРИЙТИ УДИВЛЯТЬ ПОЙМАТЬ ВОЗВРАЩАТЬ НАЙТИ ПРИХОДИТЬ УДИВИТЬ

НАКЛОНЕНИЕ ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ УСЛОВНОЕ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ

Обозначает действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле; Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам (строю, строил, буду строить).

УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ Обозначает действие, которое возможно при каком-либо условии или желательно, но неизвестно произойдет или нет; Для образования условного наклонения используется глагол с суффиксом –л и частица бы (сделал бы, принес бы, засох бы, спек бы).

Обозначает действие, которое просят или приказывают выполнить; Формы повелительного наклонения образуются с помощью суффикса –и, который прибавляется к основе настоящего (или будущего) времени: береги, положи, посиди; Некоторые глаголы образуют форму повелительного наклонения без суффикса –и (форма повелительного наклонения равна основе глагола): строй, давай, читай, оставь, ешь, ляг); Глаголы в повелительном наклонении имеют формы единственного и множественного числа. Форма мн.числа образуется путем прибавления к форме повелительного наклонения ед.числа окончания –те: пой - пойте ; Глагол в повелительном наклонении изменяется по лицам, но не может иметь форму 1-го лица ед.ч., потому что с просьбой или приказом к самому себе не обращаются

Распределите глаголы в три группы по наклонениям Не прячься, рисовал, учусь, держись, сходил бы, уехал, не причмокивай, наслаждался, нарисовал бы, знал, спой, облокотился, сказал, не тревожьте, пусть подождет, построил бы, жалел, обидит.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Условное наклонение Сходил бы Нарисовал бы Построил бы Изъявительное наклонение Рисовал Учусь Уехал Наслаждался Знал Облокотился Сказал Жалел Обидит Повелительное наклонение Не прячься Держись Не причмокивай Спой Не тревожьте Пусть подождет

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ I СПРЯЖЕНИЕII СПРЯЖЕНИЕ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ + БРИТЬ, СТЕЛИТЬ. ВСЕ НА –ИТЬ (КРОМЕ БРИТЬ, СТЕЛИТЬ) 4 ГЛАГОЛА НА –АТЬ: ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ,СЛЫШАТЬ; 7 ГЛАГОЛОВ НА –ЕТЬ: СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ,ВЕРТЕТЬ.

РАСПРЕДЕЛИТЕ ГЛАГОЛЫ ПО СПРЯЖЕНИЮ В ДВЕ КОЛОНКИ: Видеть, написать, судить, обидеть, сеять, жалить, стелить, строить, носить, дремать, звать, грянуть, перекричать, подражать, платить. I СПРЯЖЕНИЕ II СПРЯЖЕНИЕ

I СПРЯЖЕНИЕ II СПРЯЖЕНИЕ I СПРЯЖЕНИЕ II СПРЯЖЕНИЕ НАПИСАТЬ СЕЯТЬ СТЕЛИТЬ ДРЕМАТЬ ЗВАТЬ ГРЯНУТЬ ПЕРЕКРИЧАТЬ ПОДРАЖАТЬ ВИДЕТЬ СУДИТЬ ОБИДЕТЬ ЖАЛИТЬ СТРОИТЬ НОСИТЬ ПЛАТИТЬ

Кто се…т да ве…т, тот не обедне…т. Кто труд люб…т, тот долго спать не буд…т. Труд человека корм…т, лень – порт…т. ЕЕЕ И Е ИИ

Звезды мерен…т и гасн…т. В огне облака. Белый пар по утрам расстила…тся. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разлива….тся Дремл…т чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст задан…шь плечом - на лицо тебе вдруг С листьев брызг…т роса серебристая. Потянул ветерок, - воду морщ…т – рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. И.Никитин УУ Е Е Е Е И Е

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ: меренут, гаснут, расстилается, разливается, дремлет, морщит, рябит. ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ: потянул, пронеслись, скрылися. БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ: брызгет, заданешь.

Вставьте пропущенные буквы Кто умеет трудит…ся, тот труда не болит…ся; Дело мастера болит…ся; По труду и честь воздает…ся; Надо трудит…ся, не надо ланит…ся; Человек по труду узнает…ся. Ь Ь Ь

От данных глаголов образуйте будущее время Рисовать Нарисовать Читать Прочитать Писать Написать Прописать Буду рисовать Нарисую Буду читать Прочитаю Буду писать Напишу Пропишу

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Напишите небольшой рассказ из 10 предложений с использованием глаголов по заданной теме

Ох, не то!

А если подумать?

В точку!