09.09.2014 Ищенко А.Е., мбоу сош 4 им. В.В.Самсонкиной ст. Кущевская Краснодарского края.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Часть С7 Задания-задачи. С7 – это задания-задачи. Задание С7 имеют четкую структуру: - условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные,
Advertisements

Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Рекомендации по выполнению задания С5 ЕГЭ обществознание.
Презентация к уроку «Образование» для 11класса Составлена учителем истории МАОУ СОШ 4 г. Нурлат, Республики Татарстан Шуваловой Ириной Анатольевной.
Рекомендации по выполнению части С1-С4 (обществознание ЕГЭ)
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
Р ЕШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Подготовка к ЕГЭ 1.
Рекомендации к выполнению заданий части С 6 ЕГЭ по обществознанию.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической,
Об итогах ЕГЭ по обществознанию в 2009 году в Краснодарском крае Голикова Наталья Юрьевна – зам. председателя предметной комиссии по обществознанию ЕГЭ.
Повторительно- обобщающий урок по теме «Духовная сфера» Обществознание 9 класс.
Р ЕШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Реализация деятельностного подхода. Учитель истории и обществознания МКОУ «Новосельская СОШ»
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более.
Ситуационная задача. Кейс-задача.. ШАНС НА УСПЕХ умение сотрудничать, способность к общению, жизни в обществе и участию в нем; способность решать проблемы,
Рекомендации по выполнению С7 ЕГЭ по обществознанию.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
Часть 1 содержит 21 задание с выбором ответа (один верный ответ из исторических факторов, процессов, явлений, причин и следствий событий). Общее число.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Транксрипт:

Ищенко А.Е., мбоу сош 4 им. В.В.Самсонкиной ст. Кущевская Краснодарского края

Как решить задание-задачу (С 7)? Задание-задача имеет четкую структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия). За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе 2 или 1 балл. каждый тип задач имеет свою специфику, но существуют общие подходы к их решению. Решение любой задачи включает преобразование данной в условии информации, оперирование ею, поиск аргументов для подтверждения или опровержения выдвинутого в условии положения, анализ результатов.

Какие умения необходимы для того, чтобы решать задачи? анализировать состав (условие и требование) задачи; определять в условии полезную информацию. данную в явном и неявном («зашифрованном») виде; выявлять область, из которой следует привлечь недостающие знания (устанавливать контекст данной проблемы); переформулировать задачу: на основе привлечения дополнительной информации преобразовывать требование, при этом выделять новые свойства объекта через соединение явного с привнесенными данными; находить подходы к задачам, способы решения которых еще неизвестны (выходить за пределы собственных знаний); составлять план решения; аргументировать промежуточные выводы; выделять обобщенный алгоритм решения (если это возможно); производить ретроспективный анализ после нахождения верного решения.

алгоритм решения обществоведческих задач. 1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника (в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания и умение определять смысл неизвестного понятия или термина с опорой на известные понятия, связанные с неизвестным). 2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием: a)определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии; b)подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения). 3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться: a)выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи; b)сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить; c)соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

алгоритм решения обществоведческих задач 4. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом и предписанием. 5. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения. 6. Убедитесь в правильности полученного вами ответа: a) соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи; b) если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них; c) нет ли противоречий между вашими аргументами; d) нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению; e) можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным; f) не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы, помимо тех, которые намечены вами.

Задание C7 442 Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

Решение задания C7 442 В ответе указаны глобальные проблемы: демографическая; экологическая; разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга». В ответе указаны глобальные проблемы: демографическая; экологическая; разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».

Задание C7 35 По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

Вариант решения задания C7 35 В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) выводы, например: Южные и Юго-Восточные страны лидируют по числу детей, не посещающих школу; уровень образованности населения «третьего мира» ниже, чем в странах Запада; 2) возможная причина, допустим: низкий уровень экономического развития не позволяет государству создать и содержать развитую систему образовательных учреждений; значительная часть населения этих стран недооценивает значение образования в современную эпоху и предпочитает школе для своих детей их раннее приобщение к труду. Могут быть сделаны другие обоснованные выводы и указаны иные причины. В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) выводы, например: Южные и Юго-Восточные страны лидируют по числу детей, не посещающих школу; уровень образованности населения «третьего мира» ниже, чем в странах Запада; 2) возможная причина, допустим: низкий уровень экономического развития не позволяет государству создать и содержать развитую систему образовательных учреждений; значительная часть населения этих стран недооценивает значение образования в современную эпоху и предпочитает школе для своих детей их раннее приобщение к труду. Могут быть сделаны другие обоснованные выводы и указаны иные причины.

C В решении глобальных проблем современности выделились два направления ученых: неомальтузианцы, полагающие, что рост человечества необходимо строго контролировать и ограничить потребности, и корнукопианцы, полагающие, что технический прогресс и открытия способны сделать ресурсы, необходимые для жизни людей, безграничными. Ученые опросили разные категории ученых и обычных граждан для выяснения их отношения к поставленной проблеме. Респондентам были заданы вопросы: «Кто прав: неомальтузианцы или корнукопианцы?» Результаты опроса были подсчитаны учеными и представлены в виде таблицы (данные приведены в %): В решении глобальных проблем современности выделились два направления ученых: неомальтузианцы, полагающие, что рост человечества необходимо строго контролировать и ограничить потребности, и корнукопианцы, полагающие, что технический прогресс и открытия способны сделать ресурсы, необходимые для жизни людей, безграничными. Ученые опросили разные категории ученых и обычных граждан для выяснения их отношения к поставленной проблеме. Респондентам были заданы вопросы: «Кто прав: неомальтузианцы или корнукопианцы?» Результаты опроса были подсчитаны учеными и представлены в виде таблицы (данные приведены в %):

Проанализируйте данные таблицы и сделайте любые три вывода, подтвердив каждый из них ссылками на материалы исследования. обычные граждане гуманитарии инженеры демографы экономисты ученые-глобалисты Категории опрошенных Сторонники неомальтузианцев Сторонники корнукопианцев Не смогли ответить Категории опрошенных Сторонники неомальтузианцев Сторонники корнукопианцев Не смогли ответить Пути решения глобальных проблем современности

Решение C Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Сделаны три вывода, допустим: 1) Большинство ученых-глобалистов верят в возможности науки человеческий разум, полагая, что человечество сможет найти разрешение всех нынешних проблем (58% опрошенных ученых – сторонники корнукопианцев). 2) Обычные граждане, далекие от проблем глобалистики, плохо ориентируются в проблемах выживания человечества, определении стратегии будущего (об этом свидетельствует тот факт, что примерно треть опрошенных не определилась во взглядах, а остальные две трети распределились поровну между двумя позициями). 3) Наиболее пессимистичны во взглядах на перспективы человечества ученые демографы и гуманитарии, полагающие, что людям необходимо само ограничиваться, строго контролировать прирост жителей на Земле (соответственно 56% демографов и 54% гуманитариев – сторонники неомальтузианцев). Могут быть приведены и иные верные формулировки. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Сделаны три вывода, допустим: 1) Большинство ученых-глобалистов верят в возможности науки человеческий разум, полагая, что человечество сможет найти разрешение всех нынешних проблем (58% опрошенных ученых – сторонники корнукопианцев). 2) Обычные граждане, далекие от проблем глобалистики, плохо ориентируются в проблемах выживания человечества, определении стратегии будущего (об этом свидетельствует тот факт, что примерно треть опрошенных не определилась во взглядах, а остальные две трети распределились поровну между двумя позициями). 3) Наиболее пессимистичны во взглядах на перспективы человечества ученые демографы и гуманитарии, полагающие, что людям необходимо само ограничиваться, строго контролировать прирост жителей на Земле (соответственно 56% демографов и 54% гуманитариев – сторонники неомальтузианцев). Могут быть приведены и иные верные формулировки.

C Нередки ссоры и конфликты между друзьями, связанными узами многолетней дружбы. Ученые-социологи опросили две группы людей (20–25-ти лет и 40–50-ти лет), задав им общий вопрос: «Как вы обычно поступаете, если у вас с вашим другом, близким человеком произошла ссора?» Результаты опроса были обобщены и составлена диаграмма «Отношение к конфликтам и ссорам с друзьями» ( %). Укажите два основных различия в позициях респондентов в оценке конфликтов с друзьями. Приведите не менее двух объяснений данных различий.

Решение C Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Указаны два отличия, например: – молодые люди в большей степени максималисты, они не склонны к компромиссам, они полагают, что важнее настоять на своем, чем сохранить дружбу; – люди среднего возраста больше дорожат дружбой, большинство опрошенных респондентов среднего возраста, в отличие от молодежи, полагают, что дружба важнее взглядов и позиций. 2) Приведены объяснения, например: – с возрастом люди понимают, насколько важно иметь друзей, их дружба проверена временем. Если они сохранили друзей с молодости, значит, действительно были терпимы к инакомыслию, слушали друзей и принимали их точку зрения; – молодежь пока не имеет достаточного нравственного и социального опыта, более эгоистична и склонна слушать прежде всего самих себя; ценность дружбы молодежью осознается пока не полной мере, так как пока мало пережито. Могут быть приведены иные объяснения. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Указаны два отличия, например: – молодые люди в большей степени максималисты, они не склонны к компромиссам, они полагают, что важнее настоять на своем, чем сохранить дружбу; – люди среднего возраста больше дорожат дружбой, большинство опрошенных респондентов среднего возраста, в отличие от молодежи, полагают, что дружба важнее взглядов и позиций. 2) Приведены объяснения, например: – с возрастом люди понимают, насколько важно иметь друзей, их дружба проверена временем. Если они сохранили друзей с молодости, значит, действительно были терпимы к инакомыслию, слушали друзей и принимали их точку зрения; – молодежь пока не имеет достаточного нравственного и социального опыта, более эгоистична и склонна слушать прежде всего самих себя; ценность дружбы молодежью осознается пока не полной мере, так как пока мало пережито. Могут быть приведены иные объяснения.

C Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1)свойство общественного прогресса: противоречивый характер; 2)примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим: египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей; прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды; рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. Могут быть приведены другие проявления противоречивости прогресса Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1)свойство общественного прогресса: противоречивый характер; 2)примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим: египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей; прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды; рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. Могут быть приведены другие проявления противоречивости прогресса

C Чем обусловлено влияние общества на изменения биосферы? Укажите два фактора и конкретизируйте один из них с помощью примера. В ответе могут быть приведены факторы и примеры: рост науки и техники (появление новых сельскохозяйственных машин и технологий способствует более качественному возделыванию почвы, выращиванию разнообразных культур); становление научного понимания развития мира (осознание связей и закономерностей развития мира позволяет предотвращать исчезновение отдельных лесных массивов, озер и т.п.; решать экологические проблемы); развитие практико-преобразующей деятельности, социального труда человечества (трудом людей созданы новые сорта растений и породы животных). Могут быть приведены иные факторы и примеры. В ответе могут быть приведены факторы и примеры: рост науки и техники (появление новых сельскохозяйственных машин и технологий способствует более качественному возделыванию почвы, выращиванию разнообразных культур); становление научного понимания развития мира (осознание связей и закономерностей развития мира позволяет предотвращать исчезновение отдельных лесных массивов, озер и т.п.; решать экологические проблемы); развитие практико-преобразующей деятельности, социального труда человечества (трудом людей созданы новые сорта растений и породы животных). Могут быть приведены иные факторы и примеры.

C Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

Решение C7 664 В случае согласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например: 1) понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-Маугли); 2) на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди; 3) под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность. В случае несогласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например: 1) чтобы «являться личностью», недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию; 2) проявлять себя как личность значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность); 3) деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность. Могут быть приведены другие аргументы в защиту как одного, так и другого мнения. В случае согласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например: 1) понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-Маугли); 2) на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди; 3) под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность. В случае несогласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например: 1) чтобы «являться личностью», недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию; 2) проявлять себя как личность значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность); 3) деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность. Могут быть приведены другие аргументы в защиту как одного, так и другого мнения.

C В последнее время в России активно обсуждается вопрос, о том что внешний вид должен быть закреплен законодательно. При проведении социологического опроса на вопрос «Внешний вид это личное дело каждого?» были получены следующие ответы. Согласны ли вы с результатами социологического опроса? Является ли законодательное закрепление внешнего вида нарушением прав человека? Свой ответ прокомментируйте. А) Да, внешний вид это личное дело каждого Б) Нет, внешний вид должен быть регламентирован В) Затрудняюсь ответить 73% 25% 2% А) Да, внешний вид это личное дело каждого Б) Нет, внешний вид должен быть регламентирован В) Затрудняюсь ответить 73% 25% 2%

Решение C7 775 Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) мнение выпускника по данной проблеме; 2) дан ответ, является ли законодательное закрепление внешнего вида нарушением прав человека; 3) дан комментарий. Например, в случае несогласия: внешний вид позволяет проявить свою индивидуальность ярче; при составлении своего гардероба человек может проявить свое творчество, фантазию; социальные роли, которые исполняет человек, могут требовать и разнообразия в его внешнем виде. Например, в случае согласия: это поможет решить проблему привития вкуса к «правильной» одежде; внешний вид влияет на внутренний мир человека (регламентация внешнего вида может дисциплинировать человека); четко оговоренные правила внешнего вида могут помочь сосредоточиться на решении реальных проблем, не отвлекая на внешние факторы (не случайно многие фирмы вводят единую форму одежды). Элементы ответа могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) мнение выпускника по данной проблеме; 2) дан ответ, является ли законодательное закрепление внешнего вида нарушением прав человека; 3) дан комментарий. Например, в случае несогласия: внешний вид позволяет проявить свою индивидуальность ярче; при составлении своего гардероба человек может проявить свое творчество, фантазию; социальные роли, которые исполняет человек, могут требовать и разнообразия в его внешнем виде. Например, в случае согласия: это поможет решить проблему привития вкуса к «правильной» одежде; внешний вид влияет на внутренний мир человека (регламентация внешнего вида может дисциплинировать человека); четко оговоренные правила внешнего вида могут помочь сосредоточиться на решении реальных проблем, не отвлекая на внешние факторы (не случайно многие фирмы вводят единую форму одежды). Элементы ответа могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.

C Ученые-правоведы называют ее «молекулой права», живой клеткой, из которой формируется правовая материя. Она обладает всеми признаками права и является его исходным элементом. Назовите понятие, о котором идет речь. Укажите любые три признака, которые присущи и праву, и каждой его «молекуле».

Решение C Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе: 1) должно быть названо понятие «правовая норма» или «норма права»; 2) могут быть указаны любые два признака нормы права, например: - общеобязательность; - формальная определенность; - нормативность; - установление и защита государством. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе: 1) должно быть названо понятие «правовая норма» или «норма права»; 2) могут быть указаны любые два признака нормы права, например: - общеобязательность; - формальная определенность; - нормативность; - установление и защита государством.

C Социологи опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные газеты, и если да, сколько ежедневных газет вы регулярно читаете?» Результаты опроса (в процентах от общего числа участников) представлены в диаграмме. Сформулируйте вывод о результатах опроса. Выскажите три предположения о причинах подобного отношения граждан к чтению газет.

Решение C Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) вывод о результатах опроса, например: более половины опрошенных граждан не читают газет регулярно, приблизительно каждый четвёртый читает регулярно одну газету, и чуть более 10% опрошенных читают регулярно две и более газет. Вывод может быть сформулирован иначе. 2) предположения, например: основную информацию о ситуации в стране и мире опрошенные граждане могут получать из электронных СМИ; большинство опрошенных граждан безразличны к информации о текущих событиях в стране и мире; газеты представляют одностороннюю информацию, которая может быть не интересной большинству опрошенных граждан. Могут быть высказаны иные предположения. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) вывод о результатах опроса, например: более половины опрошенных граждан не читают газет регулярно, приблизительно каждый четвёртый читает регулярно одну газету, и чуть более 10% опрошенных читают регулярно две и более газет. Вывод может быть сформулирован иначе. 2) предположения, например: основную информацию о ситуации в стране и мире опрошенные граждане могут получать из электронных СМИ; большинство опрошенных граждан безразличны к информации о текущих событиях в стране и мире; газеты представляют одностороннюю информацию, которая может быть не интересной большинству опрошенных граждан. Могут быть высказаны иные предположения.

источники true true html# html# Ищенко А.Е., мбоу сош 4 им. В.В.Самсонкиной ст. Кущевская Краснодарского края