МОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики Автор: Ткачева И.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Решение линейных и квадратных уравнений с параметрами в курсе математики основной школы.
Advertisements

Воспитатель МБДОУ «Подольский детский сад» Гаврилова Тамара Александровна.
Специфика изучения глагола в начальной школе по системе Н. Ф. Виноградовой « Начальная школа XXI века » Глагол.
Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ККР-2011 ПО ТИПАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Тип ОУДоля учащихся в общем количестве участников ККР-2011 СОШ115/72% ООШ35/22% НОШ9/6.
Опять двойка Картина Решетникова Ф.Г. Презентацию подготовила учитель математики МАОУСОШ 8 г. Старая Русса Новгородской области Кузнецова Людмила Ивановна.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Тема урока: «Выражения с переменной» Цели урока: 1. Дать понятие «Выражения с переменной» и закрепить его в ходе решения задач. 2. Продолжить развитие.
Критерии Снежанна Владиславовна учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ 2» г.Краснотурьинск.
система работы учителя, способствующая формированию умений и совершенствованию навыков выполнения тестовых заданий.
Первомайский район Володарская средняя общеобразовательная школа полного дня год Яковлева Е.Б.
В поисках утраченного смысла Понять бы людям, что у них нет другого Пути, кроме как возрождать исконное Слово с исконным Смыслом. Иначе никакое умствование.
Тесты Особенности содержания и структуры контрольных измерительных материалов определяются целями, поставленными перед ЕГЭ Цель единого государственного.
Технологии работы с детьми-мигрантами на уроках русского языка Лебедева Л.И. – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ.
. Оценка уровня общеобразовательной подготовки по алгебре учащихся IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации.
Педагог-психолог О.В. Троицкая г. ТЕМА: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ – ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ.
Анализ ЕГЭ-2012 общестознание.. В экзаменационной работе по обществознанию образца 2012 года, содержалось 37 заданий. Из них 20 заданий части 1 (часть.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Учебно – методический комплект по математике для четырёхлетней начальной школы Н.Б.Истоминой был удостоен премии Правительства РФ в области образования.
Сравнительный анализ программ по русскому языку 4-5 классов. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М.
Транксрипт:

МОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики Автор: Ткачева И.А.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов. Традиционно народный учитель в России – носитель высокой культуры, образцовой родной речи. Язык есть мир, который окружает человека, без языка невозможны ни жизнь, ни мышление, ни чувства, ни история, ни общество. Владение родным языком, умение грамотно общаться в устной и письменной речи – важные составляющие профессиональных умений личности в различных сферах деятельности. Именно учителя на протяжении всех школьных лет оказывают определяющее влияние на речевую культуру детей.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Умение логически мыслить, правильно рассуждать является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения математики. В самой тесной связи с этим умением находится умение с полной ясностью и с возможно большей точностью излагать свои мысли, правильно – с логической и стилистической стороны – строить предложения, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой кратности. Качествами, определяющими эту речь, должны служить: Полная ясность выражаемых ею мыслей; Научность (точное употребление терминов, точность формулировок, определений и предложений, логическая обоснованность рассуждений); Соблюдение правил этимологии и синтаксиса (правильное употребление падежей, согласование, употребление союзов, сокращение предложений); Литературность (приближение к литературному стилю, живость и, если возможно образность изложения).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Цель проекта – способствовать созданию условий, обеспечивающих совершенствование математической устной и письменной речи обучающихся в процессе изучения школьного курса математики. Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач: выявить на основе диагностики уровень культуры математической устной и письменной речи обучающихся; совершенствовать математическую речь в процессе изучения школьного курса математики; выработать рекомендации учителям математики по развитию речи процессе изучения школьного курса математики.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА Процесс модернизации современного образования требует совершенствования не только содержания образования. Задачей образовательного учреждения на современном этапе становится развитие коммуникативной культуры личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для общества. Сегодня ни для кого не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений обучающихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, неоправданно мало учебного времени отводит на развитие устной речи своих обучающихся. Значение развития речевых умений обучающихся в настоящее время возрастает гораздо больше, чем раньше. Большинство учителей математики постоянно следят за правильностью и точностью речи учащихся – верным употреблением терминов, склонений числительных, логичностью и доказательностью рассуждений. Многие рекомендуют учащимся завести словарики – записывать в них новые термины, объяснять смысл пройденных понятий.

Учителя стараются на уроках давать учащимся образцы чтения математических предложений, прививают нормы культурного речевого общения. Однако в речи учителей иногда возникают отклонения от литературных норм. Это связано с тем, что, как и у других профессиональных групп, в учительской среде складывается свой сленг и он передается от поколения к поколению преподавателей. Сказывается и недостаточная разработанность речевых нормативов в школьных учебниках математики. Для определения уровня математической устной и письменной речи учащимся 8-11 классов были предложены задания: «Произноси правильно». Правильный ответ выделить (14 вопросов), 4 задания – математическую запись записать словами. «Произноси правильно». Поставить ударение в словах (10 слов). «Пиши правильно». Вставить пропущенные буквы в математических терминах (17 слов).

Анализ результатов диагностики уровня культуры математической устной и письменной речи учащихся 8-11 классов показал, что 79,02% учащихся допускают неправильное употребление и искажение терминов, теоретические ошибки, 81,23% учащихся ставят в словах неправильно ударение и 90,63% учащихся допускают грамматические ошибки. Анализ исследований показал, что обучающиеся испытывают трудности в устной и письменной математической речи. Учащиеся допускают теоретические ошибки, неправильное употребление и искажение терминов, грамматические ошибки, стилистические ошибки и недочеты, неясные и небрежные выражения, неправильные ударения.

Результаты диагностики «Пишем правильно!» п/п Вопрос Всего правильных ответов из 49 % правильных ответов 1 Би актриса 4387,75 2 Пара елогра 4081,63 3 Тре гольник 4591,84 4 Перп дикуляр 4285,71 5 Ра таяние 4591,84 6 Д литель 4693,88 7 П работа 4387,75 8 Ур внение 4693,88 9 П риметр 4897,96 10 Мат матика Бе конечность 4081,63 12 Г ризонталь 4387,75 13 Ми ион 4285,71 14 Д лимон 4591,84 15 Ц фра 4387,75 16 Параб ла 4795,92 17 Многогра ик 4897,96 Итого:4590,63

Результаты диагностики «Произноси правильно!» п/п Вопрос Всего правильных ответов из 49 % правильных ответов 1 Ньютон 3265,31 2 Виет 4285,71 3 Декарт Фалес 4183,67 5 Максвелл 3673,46 6 Комплексное число 3265,31 7 Сумма векторов 4285,71 8 Упростить 3367,35 9 Сантиметр Приведенная форма уравнения.4285,71 Итого:4081,23

Результаты диагностики «Произноси правильно!» п/п Вопрос Всего правильных ответов из 49 % правильных ответов 1. Как правильно сказать? «а равно три» «а равно трем» 4897,95 2. Как правильно сказать? «х равен трем» «х равно трем» 4795,92 3. Как правильно сказать? «у равен сто» «у равен ста» 3163,26 4. Как правильно сказать? «три игрек» «три игрека» 3979,59 5. Как правильно сказать? «пять икс» «пять иксов» 4693,87 6. Как правильно сказать? «Разница» или «Разность» 4897,95 7. Как правильно сказать? «Частное не изменится » или «Частное не нарушится» 4897,95

8. Как правильно сказать? «Перемножим на два» или «Умножим на два» 4591,86 9. Как правильно сказать? «Делится само на себя» или «Делится на само себя» 2653, Как правильно сказать? «Число можно сократить» или «Дробь можно сократить» 3571, Как правильно сказать? «Поменять знаки» или «Изменить знаки» 2551, Как правильно сказать? «Раскладывается на множители» или «Разлагается на множители» 4591, Как правильно сказать? «Поделим» или «Разделим» 4693, Как правильно сказать ? «Умножим на скобку» или «Умножим на выражение, заключенное в скобки» 4081,63

ЗАПИШИ СЛОВАМИ С ГЛАГОЛОМ ВЫЧЕСТЬ2448, С ГЛАГОЛОМ ОТНЯТЬ2653, L АВС= , т 40 кг= 3,04 т 3877,55 Итого 3979,02

Наблюдение за устной речью учащихся на уроках математики позволило выявить самые распространенные ошибки. Теоретические ошибки: «Умножить дробь на число m» - вместо «умножить числитель и знаменатель дроби на число m». «Проведем перпендикуляр к середине отрезка» - вместо «проведем перпендикуляр через середину отрезка». «Число можно сократить» - вместо «дробь можно сократить». «Уравнение больше нуля» - вместо «трехчлен больше нуля». Неправильное употребление и искажение терминов: «Поделим» - вместо «разделим». «Поменять знаки» - вместо «изменить знаки». «Количество рабочих» - вместо «число рабочих».

Грамматические ошибки: «Умножим скобку» - вместо «умножим на выражение, заключенное в скобки». «Пойдет к доске» - вместо «идите к доске». Неясные и небрежные выражения: «Какие члены мы можем представить группой? - вместо «какие члены мы можем сгруппировать?» «Мы переписали это неравенство в другую сторону». Речь идет о перенесении членов неравенства из одной части в другую.

Выявление недостатков речи есть лишь половина дела. За ней должно следовать и ей должно сопутствовать постепенное и непрерывное совершенствование речи. В этом отношении роль учителя особенно велика: достижение успехов в его собственной речи, выявление и настойчивое подчеркивание наиболее удачных выражений, оборотов в речи учащихся, обращение внимания на наилучшее изложение вопроса, достигнутое их товарищами, - всем этим может воспользоваться учитель для развития речи учащихся.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА Этап разработки проекта Этап внедрения проекта Этап реализации программы проекта

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Личностные критерии Показатели и методики Повышение уровня математической культуры устной и письменной речи учащихся. Рост речевой культуры. Стабилизация и рост достижений учащихся (данные диагностик, контрольных измерений, участие в мероприятиях различных уровней). Уверенность в своих силах.Возможность творчества. Итоги участия в различных конкурсах. Повышение степени удовлетворенности всех участников образовательного процесса. Оценка степени удовлетворенности участников образовательного процесса (педагоги, учащиеся, родители, администрация). Анкетирование.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ Прежде всего, преподаватель должен решить эту проблему для себя самого, в области своей работы в классе. Путем упорного, настойчивого и, главное, повседневного труда преподаватель выработает, найдет ту именно речь, которая будет воспринимаема учащимися как некоторый образец. При выработке собственной речи, которая могла бы служить образцом для учащихся, преподаватель должен уделить особое внимание употребляемой им математической фразеологии и настойчиво обогащать ею научный стиль учащихся. Для того чтобы обеспечить правильное употребление учащимися математических терминов, обозначающихся понятия, каждый из этих терминов должен не только сообщаться, но и изучаться: при сообщении термина должно быть по возможности указано его происхождение, его буквальный смысл, а затем должен быть исчерпывающе раскрыт его научный смысл. Недостаточное глубокое, поверхностное усвоение понятия является в дальнейшем основной причиной его неправильного употребления учащимися.

В самой тесной связи с указанными средствами развития речи должно находится использование преподавателем учебников по всем разделам математики. /В учебниках математики для 5 и 6 классов авторов Н.Я. Виленкина и др. введен постоянный раздел «Говори правильно»/. Речь учащегося на уроках математики должна быть, конечно, подчинена тем общим законам, которые учащиеся изучали на уроках русского языка. Весьма эффективным средством для развития языка учащихся может служить выработка у них правильной письменной речи. Выявление ошибок учащихся в их письменных работах является делом очень трудоемким, но зато весьма благодарным. Однако исправление ошибок только тогда окажется эффективным для поднятия культуры письменной речи учащихся, когда учитель будет систематически суммировать принципиальные ошибки, допускаемые в письменных работах, и делать их объектом активного обсуждения в классе.

ЛИТЕРАТУРА Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения Зайцева О.Н. Уроки русского языка в школе: Предпрофильное обучение. Методическое пособие для учителя. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Журнал «Математика в школе», 6, 1995 г. В.И. Жохов «Преподавание математики».