Учитель русского языка и литературы КГУ «СОШ 4» г.Семей ВКО Подольская Ирина Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Имя прилагательное» (6 кл.) Корнеева Галина Викторовна МОУ Рощинская СОШ.
Advertisements

Презентация к уроку русского языка ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА 1. Закрепить умения определять общее грамматическое значение прилагательныхьных, их морфологические признаки, синтаксическую роль в.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных определяется с помощью вопрос (каким ( цветом )? – синим), кроме форм на – ый (ий). Имя прилагательное-
Простая сравнительная Простая превосходная Суффиксы –ЕЕ, -ШЕ,-Е (красивее, слаще, громче) Суффиксы -АЙШ-, -ЕЙШ- (красивейший) Более, менее + начальная.
Имя прилагательное как часть речи 10 класс. 1. Общее значение 2. Морфологические признаки: -постоянные: разряд -Непостоянные: род, число, падеж 3. Синтаксическая.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА, ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО ПАДЕЖАМ, ЧИСЛАМ,
Морфология1 Имя прилагательное Морфология.
Имя прилагательное обозначает признак предмета, его качество и отвечает на вопросы: Какой? Чей? Имена прилагательные изменяется по родам, по числам, по.
Имя прилагательное морфология 900igr.net. Имя прилагательное ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ? КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКИЕ?, ЧЕЙ? РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ, РАЗРЯД по значению ОПРЕДЕЛЕНИЕ,
Степени сравнения прилагательных и наречий Автор:Зинатов Рустам Руководитель:Димиева Э.В,
Систематизация знаний о прилагательном. 6-7 класс Елена Евгеньевна Воронова, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 34 города Твери.
Имя прилагательное Презентацию подготовила Митрошина Марина Юрьевна, МКОУ «Лицей 2»
Признак предмета Признак предмета КАКОЙ? ЧЕЙ? измен. Р.,Ч., П Шарф красивый шерстяной бабушкин.
Степени сравнения имен прилагательных Многие имена прилагательные обозначают такие признаки предмета, которые могут проявляться в большей или меньшей степени.
Тупой – тупее – тупейший Умный – умнее – умнейший.
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» Урок в 6 классе Учитель Киселева О. А. МБОУ СОШ 2 г. Альметьевск 2012 год.
Учитель русского языка и литературы МОУ «Красногорбатская основная общеобразовательная школа» Владимирской области Галаур Ольга Дмитриевна.
Что такое имя прилагательное? Ответ: имя прилагательное это – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?
Образование степени сравнения качественных прилагательных Урок изучения нового материала в 6 классе Подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ.
Транксрипт:

учитель русского языка и литературы КГУ «СОШ 4» г.Семей ВКО Подольская Ирина Александровна

При-ла-га-тель-но-е ПРИ какое какой При-ла-га-тель-но-е, потому что ПРИ-лагает-ся к существительному. Объясняет какое это существительное, какой предмет.

Что обозначает имя прилагательное? Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Как изменяется имя прилагательное? Как изменяется имя прилагательное? Каким членом предложения чаще всего бывает прилагательное? Каким членом предложения чаще всего бывает прилагательное? 4 вопроса

Какие признаки предмета обозначают прилагательные? величине - цвету - весу - месту - времени - материалу - назначению - принадлежности - возрасту - Обозначают признаки предмета по … вкусу -

обозначают признаки предметов в разной степени образуют степени сравнения; краткую форму. указывают на отношение предмета к другому, ко времени, к действию, месту, материалу… имеют только полную форму указывают на отношение предмета к другому, ко времени, к действию, месту, материалу… имеют только полную форму обозначают принадлежность к лицу, к животному. Имеют суффиксы – -ов-(-ев), -ин-(-ын-), -ий обозначают принадлежность к лицу, к животному. Имеют суффиксы – -ов-(-ев), -ин-(-ын-), -ий Музей имени семьи Невзоровых г. Семей

горячий, холодный состояния людей состояния людей ЦВЕТЦВЕТ вкус запах ВЕСВЕС tt тяжелый…тяжелый… душистый, пахучий горький, сладкий далее признаки предметов, воспринимаемые органами чувств признаки предметов, воспринимаемые органами чувств красный, зеленый качество людей и других живых существ качество людей и других живых существ добрая мужествэнная смелая сильная умная веселая грустная

сочетаемость с наречиями степени сочетаемость с наречиями степени очень громкий возможность образовывать прилагательные с уменьшительно- ласкательными и увеличительным значением, а также со значением неполноты признака возможность образовывать прилагательные с уменьшительно- ласкательными и увеличительным значением, а также со значением неполноты признака новенький, красненький, злющий, сероватый, голубоватый новенький, красненький, злющий, сероватый, голубоватый далее возможность образования наречий на -О возможность образования наречий на -О интересный – интересно, яркий - ярко интересный – интересно, яркий - ярко

наличие полных и кратких форм наличие полных и кратких форм добрый человек – человек добр возможность образовывать формы степеней сравнения возможность образовывать формы степеней сравнения прохладный – прохладнее – прохладнейший; крепкий – крепче - крепчайший прохладный – прохладнее – прохладнейший; крепкий – крепче - крепчайший Краткие качествэнные прилагательные изменяются по Р.Ч., НО не изменяются по ПАДЕЖАМ, в предложении являются сказуемыми Краткие качествэнные прилагательные изменяются по Р.Ч., НО н н н не изменяются по ПАДЕЖАМ, в предложении являются сказуемыми возможность образования отвлечэнных существительных возможность образования отвлечэнных существительных гордый – гордость красивый – красота простой - простота гордый – гордость красивый – красота простой - простота далее

проявление признака в большей или меньшей степени, чем в другом. нач.ф. + -ЕЕ (-ЕЙ) нач.ф. + -Е (чередование согл.) нач.ф. + -Е (чередование согл.) нач.ф. - -К- (-ОК, -ЁК) + -Е, -ШЕ спокойный + -ЕЕ спокойнЕЕ громкий + -Е громчЕ тонкий - -К- + ШЕ- тоньШЕ тонкий - -К- + -ШЕ- тоньШЕ красивый > красивее (-ей) сильный > сильнее (-ей) простой > проще крепкий > крепче тонкий > тоньше горький > горше хороший > лучше плохой > хуже Простая форма сравнительной степени прилагательных не изменяется по родам, числам и падежам, в предложении выполняет роль имэнной части составного сказуемого или несогласованного определения: Она стала еще красивее, а голос музыкальнее. Женщина помоложе больше ничего не могла сказать. Простая форма сравнительной степени прилагательных не изменяется по родам, числам и падежам, в предложении выполняет роль имэнной части составного сказуемого или несогласованного определения: Она стала еще красивее, а голос музыкальнее. Женщина помоложе больше ничего не могла сказать.

более красивое менее менее проявление признака в большей или меньшей степени, чем в другом более или менее + нач.ф. более широкое

обозначает высшую степень качества в каком-либо предмете по сравнению с другими: нач.ф. + -ЕЙШ- (-АЙШ-) нач.ф. + -ЕЙШ- (-АЙШ-) элегантноый + -ЕЙШ- элегантно ЕЙШий Простая форма превосходной степени может обозначать предельную степень качества в каком-либо предмете без сопоставления с другими: Красивое кашне не закрывало белейшего воротничка и модного галстука. Простая форма превосходной степени может обозначать предельную степень качества в каком-либо предмете без сопоставления с другими: Красивое кашне не закрывало белейшего воротничка и модного галстука.

проявление признака в предмете в наибольшей степени самый (наиболее), наименее + нач.ф. красивее всех самое широкое

ВЫРАЖЕНИЕПРИМЕР к предметам и материалам деревянный дом, золотой браслет, стальная пластинка к месту и времени загородный дом, пришкольный участок, утрэнняя прогулка к людям и животным ученическая тетрадь -ий, -ия, -ие ь ьь ь в прилагательных на -ий, -ия, -ие (птичий, птичия) ь пишется во всех формах, кроме И. и В. падежей ед.ч. м.р. (собачий): собачью, собачьим, собачьих…

относительные прилагательные ПРИМЕР имеют только полную форму Отсутствуют краткие формы, степени сравнения и другие признаки, характерные для качествэнных прилагательных. Относительные прилагательные имеют только полную форму. в художествэнной литературе появляются подобные формы как средство выразительности железен жилизт Прошел человек, железен и жилизт (Маяк.) железные, графитное, урановой, алмазное. И лес все первобытное, а недра непролазнее – железные, графитное, урановой, алмазное. (Мартк)

СЛИТНОРАЗДЕЛЬНО НЕ не употребляется без НЕ А если в предложении есть противопоставление с союзом А НЕ НЕряшливый НЕ НЕвзрачный НЕа НЕ вежливый, а грубый НЕ можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением употребляются со словами: далеко не…, нисколько не…, вовсе не…, совсем не…, ничуть не… НЕдобрый = злой Вовсе не Вовсе не строгий костюм.

свинцовый чужой оранжевый горя́чего

-ан- кожаный от существительных -ян- земляной -ин- голубиный Исключение:Исключение: стеклянный деревянный оловянный от существительных с …н + -н- с …н + -н- туманный -он- станционый -энн- времэнный Исключение:Исключение: ветреный ветер -ИН- - всегда ударный -АН-/-ЯН- - значение слова «содержащий, состоящий из…». Кож…ый из кожи кожаный. -АН-/-ЯН- - значение слова «содержащий, состоящий из…». Кож…ый из кожи кожаный. -ЯН- ó й. -ОНН- всегда ударный -ЕНН- определить очень трудно. Справляйтесь в орфографическом словаре.

-ан- -ян- -ин- х х

-ан- гостиная, гостиница -ян- -ин- труженик механик приданое

желанный – свящэнный нежданный – негаданный неслыханный – невиданный нечаянный – отчаянный окаянный – безымянный медлэнный – чеканный штукатурэнный несчитанные мошэнник от мошна – карман, кошелек стеклянный деревянный оловянный

зеленый багряный юный румяный пряный рияный единый свиной бессмыслэнный бессмыслэнна многогранный многогранна румяныйрумяны единый едины

-К- в качествэнных прилагательных, имеющих краткую форму: к резкий резок к низкий низок в относительных прилагательных, образованных от существительных с основой на -К, -Ч, -Ц: к цк казак казацкий чук ткач ткацкий ц цк немец немецкий -СК- во всех остальных прилагательных: скск январский октябрьский скск матросский французский ск русский в прилагательных, образованных от названий месяцев, Ь сохраняется: ьь апрель – апрельский ьь июль – июльский ь сентябрь – сентябрьский ИСКЛЮЧЕНИЕ: орск январский, богатырский ИСКЛЮЧЕНИЯ ск узбекский ИСКЛЮЧЕНИЯ таджикский узбекский угличский иракский тюркский камчатский корякский каракалпакский ИСКЛЮЧЕНИЯ ск узбекский ИСКЛЮЧЕНИЯ таджикский узбекский угличский иракский тюркский камчатский корякский каракалпакский

Что бы вы на себя ни надели, какую бы прическу ни сделали, какой бы макияж ни навели, в вас должно быть нечто уникальное, свойствэнное только вам. И чем проще, тем лучше. Мег Райан, актриса

1. Журавлева Л.И. Русский язык в алгоритмах. – Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во, – 128 с. (Практикум). 2. Каменова С.К. Грамматика русского языка в таблицах и схемах для старших классов. – ИЗД. 2-е, испр. – М.: Лист Нью с. 3. Кондубаева М.Р., Брулева Ф.Г., Абжанова Т.А., Павленко В.К., Марюхина Т.М., Бегалиева С.Б. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения– 2-е изд., переработанное. – Алматы: Атамура, – 272 с. 4. Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы - М.: ТЦ Сфера, – 208 с. 5. Новиченок И.К. Грамматика русского языка в таблицах и схемах. – СПб: Издательский Дом «Литература», – 96 с. (Серия «Средняя школа»). 6. Орлова Л.А. Русский язык для 5-8 классов (основные правила, образцы разбора, словарные слова, сведения о частях речи и др.) - Волгоград: «Учитель», – 87 с. 1. Журавлева Л.И. Русский язык в алгоритмах. – Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во, – 128 с. (Практикум). 2. Каменова С.К. Грамматика русского языка в таблицах и схемах для старших классов. – ИЗД. 2-е, испр. – М.: Лист Нью с. 3. Кондубаева М.Р., Брулева Ф.Г., Абжанова Т.А., Павленко В.К., Марюхина Т.М., Бегалиева С.Б. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения– 2-е изд., переработанное. – Алматы: Атамура, – 272 с. 4. Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы - М.: ТЦ Сфера, – 208 с. 5. Новиченок И.К. Грамматика русского языка в таблицах и схемах. – СПб: Издательский Дом «Литература», – 96 с. (Серия «Средняя школа»). 6. Орлова Л.А. Русский язык для 5-8 классов (основные правила, образцы разбора, словарные слова, сведения о частях речи и др.) - Волгоград: «Учитель», – 87 с.

bel/3127/bujstvo- krasok-cvetnaya-mebel- v-interere/ o/8 ?newsid= / jepigraf.zhtml / post/party/84420/show. html /fon/clipart/p/pugo2. ht ml /p osts.xml?tb=30 eon.ru/ k-k-kate.zhtml n.ru/quotations/3. html ru/users/cadi- 1986/view/713456/ d.ru/fon/clipart/p/p ugo.html d.ru/fon/clipart/p/p ugo3. html net.ru/users/ /post / /i091/0812/54/fe bdd5.png

u/users/moon_night_/p ost / /community/ /ru bric/ / u/internet-magazin- kuhonnye-uglovye- divany-nedorogie.html /sol_news.php?fth=0 autoart-lamborghini-miura-sv- orange html t.com/browse/road sters/ mages/goods/1/3411/b ig.jpeg info/viewtopic.php?p= &sid=57ef1d19 6ad14fa bf3b eg.html ye-jenskie-kostyumy.html ewtopic.php?p= eit.ru/1989. html 05.m.truevds.ru/colle ctions/viewcategory/ 75 a.su/cat/p/see/na me/57697/ 3/ atje_x_godov_foto: html D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B0%D0%BD%D1%8B+%D0%9 A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3+%D0 %BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%8B+%D0%BF% D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F