МОУ Сургутская средняя общеобразовательная школа Выполнила: Тюрина И.В - Выполнила: Тюрина И.В - учитель русского языка учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебный проект по русскому языку «Экология языка – экология культуры» Руководитель Миронова М.А.
Advertisements

правила речевого поведения, система "вежливых" слов и выражений в определенных ситуациях общения, которые присутствуют в разных национальных культурах.
«Как, умея говорить, Научиться разговаривать». Важнейший способ узнать человека… прислушаться к тому, как он говорит… Язык человека – это его мировоззрение.
"Слово не воробей, вылетит - не поймаешь" Подготовила Еркина Мария, ученица 9 класса МОУ-СОШ пос. Чайковского Руководитель Борзикова Лариса Викторовна,
«Несклоняемые имена существительные » Составитель: Составитель: Исаева Г.С. Исаева Г.С. МБОУ Подгорненская СОШ МБОУ Подгорненская СОШ.
«Почему мы так говорим или «крутая речь?» Автор: Гапон Ксения, ученица 4 А класса МБОУ СОШ 6 Руководитель: Шелест ЕВ., учитель начальных классов.
Имя существительное как часть речи (закрепление) Подготовила учитель начальных классов ГКООУ «Морёновская областная санаторно-лесная школа» Цопа Ольга.
«Великое русское слово». Человек через слово всемогущ: язык – всем знаниям и всей природе ключ Г.Р..Державин Человек через слово всемогущ: язык – всем.
Проект «Секреты орфографии» 2 тур Команда «Друзья» 4 класс МАОУ СОШ 138.
«ВЕЛИК И МОГУЧ РУССКИЙ ЯЗЫК В УМЕЛЫХ УСТАХ».. Эпиграф Гаснет русская словесность Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни.
Слова бывают разные…. «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий». В. Белинский. «Мы должны оберегать.
У нас в школе будет царить « Неделя русского языка » Мы должны показать все свои знания в области русского языка. языка.
«Мы сохраним тебя, Русская речь, Великое русское слово!»
К ОНКУРС «И НТЕРАКТИВНЫХ ДЕЛ МАСТЕР » Н ОМИНАЦИЯ : «М ЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ.
Золотая пшеница, сладкая ягода, крупный баклажан, мелкая смородина, красные помидоры, сочный щавель. 1 скл. 2 скл. 1 скл. 2 скл.
Русский язык в 4 классе Амангалиева Галия Джафаровна, г. Атырау 5.
Интеллектуально-познавательная игра для 5 классов.
ВОТ НАЧИНАЕТСЯ ИГРА, ЖЕЛАЕМ ВСЕМ НИ ПУХА, НИ ПЕРА ! ВОТ НАЧИНАЕТСЯ ИГРА, ЖЕЛАЕМ ВСЕМ НИ ПУХА, НИ ПЕРА !
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово... А.А. Ахматова Подготовила учитель русского языка Котова Марина Викторовна.
Транксрипт:

МОУ Сургутская средняя общеобразовательная школа Выполнила: Тюрина И.В - Выполнила: Тюрина И.В - учитель русского языка учитель русского языка и литературы. и литературы. Сургут 2008

Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре – Выучи русский язык! Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи – Выучи русский язык! Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник Блещут зеркальностью русского слова. Выучи русский язык! С. Абдулла С. Абдулла

Тема учебного проекта является значимой, так как затрагивает вопросы знания культуры русского языка. Отступление от норм расценивается лингвистами как признак недостаточной речевой и общей культуры. Тема учебного проекта является значимой, так как затрагивает вопросы знания культуры русского языка. Отступление от норм расценивается лингвистами как признак недостаточной речевой и общей культуры.

Целью использования проекта является желание учителя привлечь учащихся к данной проблеме, развивать устойчивый интерес к предмету, повышать культуру речевого общения.

Привить ребятам вкус к овладению посильными приёмами самостоятельной работы над языком; Привить ребятам вкус к овладению посильными приёмами самостоятельной работы над языком; Погрузить их в поисково – творческую работу; Погрузить их в поисково – творческую работу; Углубить познания о языке; Углубить познания о языке; Повысить культуру речевого общения; Повысить культуру речевого общения; Обогатить речь учащихся. Обогатить речь учащихся.

1. Послушаешь мудрого – сам ума наберёшься. 2. Говори правильно. 3. Жаргонизмы. 4. Творческая работа. Несклоняемые существительные. 5. Устная речь.

А. Н. Толстой о русском языке: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью». А. Н. Толстой о русском языке: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью».

Давайте подтвердим высказывание Алексея Николаевича: вспомним и прочитаем высказывания, стихотворения наших замечательных поэтов и писателей, «постреляем» пословицами и поговорками. Давайте подтвердим высказывание Алексея Николаевича: вспомним и прочитаем высказывания, стихотворения наших замечательных поэтов и писателей, «постреляем» пословицами и поговорками. ``

Мой дядя выяснял лет сорок И всё же выяснить не мог,, Как говорить вернее: творог, А может, правильней –,творог?!

Звонит Звонит Красивее Красивее Каталог Каталог Торты Торты Жалюзи Жалюзи Договор Договор Квартал Квартал Облегчить Облегчить Скольких Скольких Обеспечение Обеспечение Средства Средства Щавель Щавель Баловать Баловать Столяр Столяр

Звонит Красивее Каталог Торты Жалюзи Договор Квартал Облегчить Скольких Обеспечение Средства Щавель Баловать Столяр

Все мы говорим больше и чаще, чем пишем. Но далеко не все и не всегда задумываются над особенностями устной речи, которые нельзя не учитывать при общении. Нарушение правил устной речи ведёт к непониманию говорящими друг друга, делает речь некрасивой, неграмотной. Разрешить такую ситуацию может только Заглядывайте в него почаще. Все мы говорим больше и чаще, чем пишем. Но далеко не все и не всегда задумываются над особенностями устной речи, которые нельзя не учитывать при общении. Нарушение правил устной речи ведёт к непониманию говорящими друг друга, делает речь некрасивой, неграмотной. Разрешить такую ситуацию может только орфоэпический словарь. Заглядывайте в него почаще.

Первая. Первая. Мне кажется, нам надлежит примириться с теми отклонениями от нормы, которые стали традицией в определённых замкнутых профессиональных кругах. Так как все моряки говорят не компас, но компас, все шахтёры – не добыча, но добыча, все механики – не искра, а искра, нам остаётся утвердить эти формы в той мере, в какой они связаны с данной профессией. Но за пределами профессиональных жаргонов этим формам нет места. Мне кажется, нам надлежит примириться с теми отклонениями от нормы, которые стали традицией в определённых замкнутых профессиональных кругах. Так как все моряки говорят не компас, но компас, все шахтёры – не добыча, но добыча, все механики – не искра, а искра, нам остаётся утвердить эти формы в той мере, в какой они связаны с данной профессией. Но за пределами профессиональных жаргонов этим формам нет места. Вторая Вторая Не нужно забывать о существовании так называемого фамильярного, домашнего стиля. Не нужно забывать о существовании так называемого фамильярного, домашнего стиля. «Одно дело, - напоминает профессор А. Реформаторский, - выступать с речью на том или ином собрании… другое дело говорить дома с близкими людьми. «Одно дело, - напоминает профессор А. Реформаторский, - выступать с речью на том или ином собрании… другое дело говорить дома с близкими людьми. Человек вправе сказать и я забегу, и я заверну, и я заскочу. Человек вправе сказать и я забегу, и я заверну, и я заскочу. Это фамильярный стиль, который не подлежит нормализации, так как здесь всё зависит от индивидуальной ситуации разговора, важно только, чтобы сам говорящий это чувствовал». Это фамильярный стиль, который не подлежит нормализации, так как здесь всё зависит от индивидуальной ситуации разговора, важно только, чтобы сам говорящий это чувствовал».

Во – первых, наблюдается использование жаргонизмов не Во – первых, наблюдается использование жаргонизмов не только в молодёжной среде, но и в средствах массовой только в молодёжной среде, но и в средствах массовой информации. информации. Во – вторых, одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение её словами – паразитами : «как бы», «значит», «типа того», «в смысле», «ну – у». Во – вторых, одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение её словами – паразитами : «как бы», «значит», «типа того», «в смысле», «ну – у».

Тормоз – глупый; Тормоз – глупый; Клёвый – хороший; Клёвый – хороший; Оторваться – веселиться; Оторваться – веселиться; Предки – родители; Предки – родители; Прикинь – представь; Прикинь – представь; Наезжать – приставать; Наезжать – приставать; Не базарь – не говори; Не базарь – не говори; Не гони – не обманывай; Не гони – не обманывай; В смысле – как понять; В смысле – как понять; Оттянуться – отдохнуть. Оттянуться – отдохнуть. Несданный экзамен – хвост; Несданный экзамен – хвост; Голова – кумпол; Голова – кумпол; Телевизор – телек; Телевизор – телек; Домашка – домашнее задание; Домашка – домашнее задание; Уйти – слинять; Уйти – слинять; За бугром – за границей; За бугром – за границей; Тачка – машина; Тачка – машина; Тащусь – восхищаюсь; Тащусь – восхищаюсь; Ящик – телевизор. Ящик – телевизор.

«Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей».

1. Составьте и запишите слова к картинкам. 2. Опираясь на словарь учебника «Говори правильно!», произнесите эти слова. 3. Укажите лишние слова. Обоснуйте свой ответ.

Как – то рано поутру С другом сели мы в метру И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуру. Вот сидим мы с ним в кине, Без пульта и без кашне, А вернее, я и ты Без кашне и без пульты. Любит кины детвора, Если в кинах кенгуру Ходит – бродит по шоссе, Носит в сумке шимпазу. Кенгуру в кафе зашёл, Занял там свободный стол И сидит за доминой С шимпанзой и канадой. Вдруг огромный обезьян Стал играть на фортепьяно. Тут и взрослый, сняв песню, Хохотал на всю кино. Интересное кино! Жаль, закончилось оно, В гардероб пора бежать – Будут пульта выдавать. А. Хайт А. Хайт

Это так, а не иначе Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в наши дни. В. Шефнер В. Шефнер

Я исключение. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри.