Духовная сфера жизни общества 10 класс Учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей г. Юрга» Сазанская Ю.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ряписов Максим Алексеевич, учитель истории и обществознания. МБОУ «Термальненская СШ», Камчатский край
Advertisements

Духовная сфера общества. Подготовка к ЕГЭ. Вопросы кодификатора 1.Понятие культуры. 2.Компоненты культуры: наука, образование, религия, мораль, искусство,
Духовная сфера общества. Подготовка к ЕГЭ. Вопросы кодификатора 1.Понятие культуры. 2.Компоненты культуры: наука, образование, религия, мораль, искусство,
Вопросы кодификатора 1.Понятие культуры. 2.Компоненты культуры: наука, образование, религия, мораль, искусство, 3.Формы и разновидности культуры. Функции.
Духовная сфера общества. Подготовка к ЕГЭ. Вопросы кодификатора 1. Понятие культуры. 2. Компоненты культуры: наука, образование, религия, мораль, искусство,
Формы культуры. ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ МассоваяНароднаяЭлитарная.
Формы культуры Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. Ф. Ницше.
Сфера духовной культуры и ее особенности Культура в широком смысле в узком смысле Культура в широком смысле – всё, что создано обществом на протяжении.
Духовная жизнь общества Материалы для подготовки к ЕГЭ учителя истории и обществознания МОУ СОШ 15 Рязановой В.В.
Культура и духовная жизнь общества Духовная жизнь – сфера деятельности человека и общества как усвоение и создание духовных ценностей (знания, вера, потребности,
Субкультура свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение.
Духовная сфера общества. Вопросы кодификатора 1.Понятие культуры. 2.Компоненты культуры: наука, образование, религия, мораль, искусство, 3.Формы и разновидности.
Культура Аюпова Ф.Ф.. культура Комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные.
К функциям науки не относится: 1) мировоззренческая 2) производственная 3) регулирующая 4) прогностическая.
Составитель: учитель истории и обществознания I квалификационной категории МБОУ Лицей 1 г.Зеленодольска Салмина Е.Г.
А 1. Первоначально культурой называли: 1) ораторское искусство 2) умение рисовать 3) способы возделывания почвы 4) воспитанность правильный ответ.
Какие сферы жизни общества вам известны? экономическая политическая социальная духовная.
Чупров Л.А. МКОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Контрольные вопросы по обществознанию. Контрольные вопросы по обществознанию. Тема: « Духовная сфера общества » 2013 год.
Урок обществознания 10 класс Учитель Мельникова Т.В. г. Торжок.
Транксрипт:

Духовная сфера жизни общества 10 класс Учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей г. Юрга» Сазанская Ю.А.

Духовная жизнь общества область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Определение понятия 1. Слово «Культура» (от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа» 2. «Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком

Наука Образование Религия Мораль Искусство Право Компоненты духовной сферы

В связи с существованием двух типов деятельности материальной и духовной можно выделить две основные сферы существования и развития культуры Материальная культура Духовная культура

Особенности Материальная культура Связана с производством и освоением предметов материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др. Духовная культура Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Функции культуры Познавательная. Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе. Оценочная. Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций. Регулятивная (нормативная). Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

Функции культуры Информативная. Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений. Коммуникативная. Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение. Социализации. Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению. Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению.

Структура духовной жизни общества Духовные потребности. Духовная деятельность (духовное производство). Духовные блага (ценности).

Формы культуры Элитарная - создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Народная - создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы). Массовая - понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры).

Разновидности культуры Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодежная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная).

Разновидности культуры Контркулътура – оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.)

Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки: Готы поклонники готик-рока и готик-метала Готыготик-рока готик-метала Джанглисты поклонники джангла и драм энд бэйса Джанглистыджангладрам энд бэйса Трансеры поклонники стиля электронной музыки «транс». Трансерытранс Металисты поклонники метала и его разновидностей Металистыметала Панки поклонники панк-рока Панкипанк-рока Растаманы поклонники регги (см. также Растафарианство) Растаманырегги Растафарианство Рэйверы поклонники рейва, танцевальной музыки и дискотек Рэйверы Рэперы поклонники рэпа и хип-хопа Рэперырэпахип-хопа Эмо поклонники эмо и пост-хардкора Эмоэмопост-хардкора

Имиджевые субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению Кибер-готы Моды Нудисты Стиляги Тедди-бои Милитари Фрики

Реклама СМИ Комиксы Игры Шоу-бизнес Музыка Кино, мульт- фильмы Мода Массовая культура

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества Позитивное Утверждает простые и понятные представления о мире людей, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современ­ном, быстро меняющемся мире. Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к зрителю, учитывают его запросы Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социаль­ных групп), что соответствует нашему времени Имеет свои вершины литера­турные, музыкальные, кинема­тографические произведения, ко­торые уже по сути могут быть от­несены к «высокому» искусству

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества Негативное Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека. Ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере Насаждает мифы в сознании людей («миф Золуш­ки», «миф простого пар­ня» и т. д.) Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности

Практикум

Задание 1 1. Все формы и направления культуры тесно связаны между собою. Продукты элитарной культуры вполне могут стать частью культуры массовой. Так же связаны между собой культуры массовая и народная. Проиллюстрируйте любыми тремя примерами взаимосвязь и взаимодействие между различными формами культуры. (Сначала запишите иллюстрируемую взаимосвязь, затем конкретный пример.)

Задание 2 2. К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.

Задание 3 3. Один из уроков в 10 классе прошёл на выставке в историческом музее. Школьникам показали изготовленные крестьянками кружева, ткани, одежду - для праздников, будней, торжественных событий, а также сделанные в домашних условиях глиняные фигурки животных в виде свистулек. Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения, и укажите, по какому признаку это можно определить. Назовите любые два не отражённых в условии признака данной формы культуры.

Наука как компонент культуры Наука- это сфера творческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний о природе, обществе, человеке. Наука –это определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, научной деятельности ученых

Особенности: Принцип объективности, т.е. изучение мира таким, какой он есть независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от мнений, пристрастий, авторитетов. Рационалистическая обоснованность. Системность знания (научное знание выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия). Проверяемость с помощью различных методов научного познания.

эмпирическое познание теоретическое познание наблюдение и эксперимент научное моделирование, аналогия, абстрагирование в отличие от наблюдения в ходе эксперимента исследователь может изолировать интересующий его предмет, подвергнуть его специальным воздействиям моделью выступает научная гипотеза, то есть предположение, догадка Методы научного познания

эмпирическое познание имеет дело с фактами, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений и эксперимента теоретическое познани е имеет дело с абстрактными научными законами, а также такими объектами, которые нельзя непосредственно наблюдать, к примеру - электроны, гены Закон Архимеда Закон всемирного тяготения, законы наследственности Уровни научного познания

Функции науки Культурно-мировоззренческая Непосредственная производительная сила общества (включенность в производство, катализатор процесса совершенствования производства Социальная функция (данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития)

Образование как компонент культуры Образование – это целенаправленный процесс воспитания, обучения и развитие человека в интересах общества и государства

Черты (принципы) образования гуманизация - потребности и интересы ребёнка, гуманистические ценности и идеалы 2. гуманитаризация – увеличение количества гуманитарных предметов 3. интернационализация – формирование единой системы образования для разных стран, взаимосвязь и партнерство различных систем образования

Уровни образования Общее образование дошкольное образование начальное общее образование основное общее образование среднее (полное) общее образование дополнительное образование детей Профессиональ ное образование начальное профессиональное образование среднее профессиональное образование высшее профессиональное образование бакалавриат Магистратура Послевузовское профессиональное образование Аспирантура Докторантура Повышение квалификации Второе высшее образование Переподготовка Профессиональная подготовка

Религия (лат. Religae - связывать) Религия – это система учений, верований и культовых действий, связанных с верой человека в Бога и сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом Сущностью религии является Вера в Бога – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом

Функции религии Мировоззренческая- создание религиозной картины мира Компенсаторная, снимающая социальное и душевное напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезни Воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих

Классификация Первоначальные формы религии: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия Национальные религии: иудаизм, индуизм, синтоизм Мировые религии: буддизм, христианство. ислам

Мировая религия религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов Чтобы религия считалась мировой, она должна удовлетворять следующим критериям, предложенным ЮНЕСКО : 1. объединение крупной общности людей 2. наличие последователей во многих странах и среди различных народов

Формы религии Пантеизм – МИР = БОГ Политеизм (язычество) – МНОГОБОЖИЕ Монотеизм – МОНОБОЖИЕ Атеизм – БЕЗБОЖИЕ, неверие в Бога и сверхъестественные силы

Мораль – совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в обществе, их обязанности друг перед другом и перед обществом Опирается на Авторитет общественного мнения Нравственные убеждения личности Основные нравственные понятия: добро, зло, долг, совесть, гуманизм. Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другому, как к самому себе Мораль как компонент культуры

Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образах. Художественный образ –это чувственное воссоздание жизни автором Искусство- это сфера духовно-практической деятельности, которая направлена на художественное постижение и освоение мира Мастерство Творческая деятельность Произведения искусства Искусство как компонент культуры

Практикум

Задание 1. Докажи (опровергни) тезис «Мораль ограничивает свободу человека» 2. «Свобода ограничена выбором человека»

Задание 2. Подумай над вопросом 1. С какими проблемами сталкивается человек, когда он осуществляет выбор в пользу свободы? 2. Может ли человек в современном обществе быть абсолютно свободным?

Литература по теме История мировой культуры. М., 1998 (под ред. Драча Г.В.) Культурология в вопросах и ответах М., Торчинов Е.А. Религии мира. М, Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология. М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 2010.