ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО АВТОРА: ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО АВТОРА: Жигарева Ольга Николаевна – преподаватель русского языка высшей квалификационной категории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русский язык. 9 класс Тема. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.
Advertisements

Бессоюзное сложное предложение Вилисова Н.Н. Учитель русского языка и литературы ОСОШ г. Колпашево.
Бессоюзное сложное предложение КАНАЕВА М.Х-А. Учитель русского языка и литературы ГКОУ»ЦДО»
Бессоюзное сложное предложение. Проблемный вопрос: Является ли предложение : По велению царя на колоннах высотой 25 метров были созданы четырёхъярусные.
БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ по материалам учебника Русский язык. 9 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/М.М.Разумовска я, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов;
В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Учитель русского языка и литературы школы-интерната 15 Алексеева О.И.
Бессоюзные сложные предложения Бессоюзные сложные предложения (урок обобщения, систематизации и проверки знаний)
Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения» 900igr.net.
ТЕМА УРОКА: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные:
Двоеточие и тире в БСП. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 1. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими.
Тире в бессоюзном сложном предложении. Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны при помощи союзов. Между частями сложного предложения.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЭТО СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНЫ В ОДНО ЦЕЛОЕ ПО СМЫСЛУ.
Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
- Пунктуация в бессоюзном сложном предложении Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли. Л.Н.Толстой.
Цели урока : Образовательные : - закрепить знания по теме « Сложные предложения »; - познакомить с бессоюзными сложными предложениями ; - учить строить.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Задачи: Выявить условия постановки двоеточия в БСП; Сформулировать правило постановки двоеточия в БСП; Учиться.
МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г.Югорска Бессозное сложное предложение (Урок 1 – 9 класс)
Д.И.Чайковский «Апрель» 1. А.П. Чехов 2 А.С. Пушкин -А-А 3.
Запишите предложение: Раздавался по радио звонкий голос диспетчера, шумел по телефону начальник,мелькало озабоченное лицо инженера. - Докажите, что предложение.
Транксрипт:

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО АВТОРА: ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО АВТОРА: Жигарева Ольга Николаевна – преподаватель русского языка высшей квалификационной категории ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО АВТОРА: ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО АВТОРА: Жигарева Ольга Николаевна – преподаватель русского языка высшей квалификационной категории

Русский язык один из богатейших языков мира. Русский язык сохранился и в дальнейшем развивался благодаря М.В. Ломоносову, Н.М. Карамзину, И.С. Тургеневу, Ф.М. Достоевскому, А.С. Пушкину… Русский язык один из богатейших языков мира. Русский язык сохранился и в дальнейшем развивался благодаря М.В. Ломоносову, Н.М. Карамзину, И.С. Тургеневу, Ф.М. Достоевскому, А.С. Пушкину… 1

Н. М. Карамзин ( ) - писатель, автор «Истории государства Российского». ПОРТРЕТ Н.М. КАРАМЗИНА 1819 Художник В. А. Тропинин Патриотизм - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам… Н. М. Карамзин ( ) - писатель, автор «Истории государства Российского». ПОРТРЕТ Н.М. КАРАМЗИНА 1819 Художник В. А. Тропинин Патриотизм - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам… 2

3 Паустовский Константин Георгиевич «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности». Русский язык – это генетическая связь с нашими предками. Русский язык – это генетическая связь с нашими предками.Паустовский Константин Георгиевич «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности». Русский язык – это генетическая связь с нашими предками. Русский язык – это генетическая связь с нашими предками.

«Патриотизм – это стремление сделать так, чтобы страна, в которой ты родился, в которой живешь, стала идеалом человечества» «Патриотизм – это стремление сделать так, чтобы страна, в которой ты родился, в которой живешь, стала идеалом человечества» В. Г. Белинский ( ) – русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист. Сохранение русского языка Сохранение русского языка бережное к нему отношение бережное к нему отношение стремление к изучению… стремление к изучению… «Патриотизм – это стремление сделать так, чтобы страна, в которой ты родился, в которой живешь, стала идеалом человечества» «Патриотизм – это стремление сделать так, чтобы страна, в которой ты родился, в которой живешь, стала идеалом человечества» В. Г. Белинский ( ) – русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист. Сохранение русского языка Сохранение русского языка бережное к нему отношение бережное к нему отношение стремление к изучению… стремление к изучению… 4

систематизация и обобщение сведений о синтаксическом строе бессоюзных сложных предложений, о знаках препинания в нем, систематизация и обобщение сведений о синтаксическом строе бессоюзных сложных предложений, о знаках препинания в нем, формирование умений и навыков предупреждать, выявлять и исправлять синтаксические и пунктуационные ошибки в построении предложений. формирование умений и навыков предупреждать, выявлять и исправлять синтаксические и пунктуационные ошибки в построении предложений. Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» систематизация и обобщение сведений о синтаксическом строе бессоюзных сложных предложений, о знаках препинания в нем, систематизация и обобщение сведений о синтаксическом строе бессоюзных сложных предложений, о знаках препинания в нем, формирование умений и навыков предупреждать, выявлять и исправлять синтаксические и пунктуационные ошибки в построении предложений. формирование умений и навыков предупреждать, выявлять и исправлять синтаксические и пунктуационные ошибки в построении предложений. Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» 5

Разлитый Ольгиной рукою, По чашкам темною струею Уже душистый чай бежал, И сливки мальчик подавал; Татьяна пред окном стояла... «Евгений Онегин» Глава третья. А. С. Пушкин Задание: используя алгоритм рассуждения, охарактеризуйте предложение по структуре. Задание: используя алгоритм рассуждения, охарактеризуйте предложение по структуре. Разлитый Ольгиной рукою, По чашкам темною струею Уже душистый чай бежал, И сливки мальчик подавал; Татьяна пред окном стояла... «Евгений Онегин» Глава третья. А. С. Пушкин Задание: используя алгоритм рассуждения, охарактеризуйте предложение по структуре. Задание: используя алгоритм рассуждения, охарактеризуйте предложение по структуре. 6

Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар, китайский чайник нагревая, над ним клубился легкий пар. А.С. Пушкин Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар, китайский чайник нагревая, над ним клубился легкий пар. А.С. Пушкин Предложение сложное: Предложение сложное: состоит из трех грамматических основ. Простые предложения, входящие в состав: Простые предложения, входящие в состав: Смеркалось: односоставное (обобщенное), нераспространенное, неосложненное; шипел самовар: двусоставное предложение, осложненное обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием. клубился пар: двусоставное предложение, осложненное обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар, китайский чайник нагревая, над ним клубился легкий пар. А.С. Пушкин Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар, китайский чайник нагревая, над ним клубился легкий пар. А.С. Пушкин Предложение сложное: Предложение сложное: состоит из трех грамматических основ. Простые предложения, входящие в состав: Простые предложения, входящие в состав: Смеркалось: односоставное (обобщенное), нераспространенное, неосложненное; шипел самовар: двусоставное предложение, осложненное обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием. клубился пар: двусоставное предложение, осложненное обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. 7

«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» 8

особый вид сложного предложения… Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. А.С. Пушкин «Станционный смотритель» В бессоюзных сложных предложениях ставятся В бессоюзных сложных предложениях ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Б.М. Кустодиев Портрет А.С. Пушкина 1915 г. особый вид сложного предложения… Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. А.С. Пушкин «Станционный смотритель» В бессоюзных сложных предложениях ставятся В бессоюзных сложных предложениях ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Б.М. Кустодиев Портрет А.С. Пушкина 1915 г. 9

10 Знаки препинания Случаи употребления Примеры, · одновременно или последовательно происходящие события… Русский писатель XX века М.А. Шолохов 1905 – )Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. М.А. Шолохов «Тихий Дон» 2) 2) …………………………..

11 Знаки препинания Случаи употребления Примеры; · менее связаны по смыслу… Салтыков – Щедрин М.Е )Время стоит еще раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит. М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» 2) ………………………………….

Знаки препинания Случаи употребления Примеры: а) второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом: Пешков Алексей Максимович Псевдоним «Горький» Алексей Максимович придумал сам … 1) Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. М. Горький 2) …………………… 12

Знаки препинания Случаи употребления Примеры: б) второе предложение раскрывает содержание первого: 1) Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. А.И. Куприн «В недрах земли» КупринА.И

14 Знаки препинания Случаи употребления Примеры: в) второе предложение дополняет первое: 1) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. И.С. Тургенев 2) …………………………. Тургенев Иван Сергеевич

15 Знаки препинания Случаи употребления Примеры- а) быстрая смена событий или неожиданный результат действия: 1) Сыр выпал – с ним была плутовка такова. И.А. Крылов Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов 1769 – 1844

16 Знаки препинания Случаи употребления Примеры- б) противопоставление: 1) Одно полено не горит и в печи – два полена не гаснут и в поле. в) время или условие совершения действия 1) Лес рубят – щепки летят. г) сравнение 1) Молвит слово – соловей поёт.

17 Знаки препинания Случаи употребления Примеры- д) второе предложение указывает на результат… 1) Солнце дымное встаёт – будет день горячий. А. Т. Твардовский А. Т. Твардовский А. Т. Твардовский

помогает решать пунктуационные задачи: находить места для знаков препинания и выбирать из возможных необходимый вариант Казнить нельзя помиловать… Задание:замените союзные конструкции бессоюзными. Задание: замените союзные конструкции бессоюзными. помогает решать пунктуационные задачи: находить места для знаков препинания и выбирать из возможных необходимый вариант Казнить нельзя помиловать… Задание:замените союзные конструкции бессоюзными. Задание: замените союзные конструкции бессоюзными. 18

1. Одно знаю точно, что нельзя терять память об истоках культуры родного народа. 2. В это время распускалась черёмуха, и кусты дикой смородины над самой водой позеленели. 3. Посмотрит, словно рублем подарит. 4. Исчезнет воображение, и человек перестанет быть человеком. 5. Запомните, что ни один злой человек не бывает счастлив. 1. Одно знаю точно, что нельзя терять память об истоках культуры родного народа. 2. В это время распускалась черёмуха, и кусты дикой смородины над самой водой позеленели. 3. Посмотрит, словно рублем подарит. 4. Исчезнет воображение, и человек перестанет быть человеком. 5. Запомните, что ни один злой человек не бывает счастлив. 19

Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком. Воображение – великий дар природы. Оно заложено в натуре человека… К.Г. Паустовский «Животворящее начало» Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком. Воображение – великий дар природы. Оно заложено в натуре человека… К.Г. Паустовский «Животворящее начало» 20

1. Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно: ничто на свете не может нас разлучить. 2. Солнечные пятна были на полу, потом перешли на прилавок, на стену и совсем исчезли; значит, солнце уже склонилось на полдень. 3. Все может случиться: и богатый к бедному постучится. (Посл.) 4. Рано ласточки прилетели – хорошее лето будет. 5. В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья – в них оживает и домашний мир вещей и игрушек. 21

А.С. Пушкин «Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого» «Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого». А.С. Пушкин «Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого» «Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого». 22

Задание: распределите слова по столбикам, вставляя в них пропущенные буквы. Вл…чение, прик…снуться, ч…совня, бл…стает, г…ризонт, уг…ждать, инц…дент, обог…щение, р…п…ртаж, гр…дущий, на ск…ку, соч…тание, р…внялись, ун…жаться, отн…мите, нагр…жденный, с…блазнительный. Задание: распределите слова по столбикам, вставляя в них пропущенные буквы. Вл…чение, прик…снуться, ч…совня, бл…стает, г…ризонт, уг…ждать, инц…дент, обог…щение, р…п…ртаж, гр…дущий, на ск…ку, соч…тание, р…внялись, ун…жаться, отн…мите, нагр…жденный, с…блазнительный. 23 Правописание проверяемых безударных гласных Правописание непроверяемых безударных гласных Правописание чередующихся безударных гласных

Инцидент - происшествие, недоразумение, столкновение. Забавный инцидент произошел на дороге … Репортаж – жанр в периодической печати, на радио и телевидении… Телевизионный репортаж Инцидент - происшествие, недоразумение, столкновение. Забавный инцидент произошел на дороге … Репортаж – жанр в периодической печати, на радио и телевидении… Телевизионный репортаж 24

Выпишите из произведений отечественных и зарубежных классиков бессоюзные сложные предложения. 25

Основные источники: 1. Греков В.Ф. Русский язык классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 4-е изд. – М: Просвещение, Шолохов М.А. Тихий Дон/Михаил Шолохов. – М.: Эксмо, Арефьева И.Н., Фрик М.В. Литература XX века на уроках русского языка/Отв. ред. С.А. Козлов. – М.: ФОРУМ, Паустовский К.Г. Собрание сочинений: В 9-ти т. – М.: «Художественная литература, Куприн А.И. Сочинения. В2-х т. – М.: «Художественная литература», 1980/Повести; Рассказы. – Дополнительные источники: 1. Изображение «Книжная выставка»: из личного архива. 2. Интернет – ресурсы: Изображение «Портрет Н.М. Карамзина»: Изображение «Портрет Н.М. Карамзина»: Изображение «Портрет М.В. Ломоносова»: Изображение «Портрет М.В. Ломоносова»: Изображение «Портрет А.С. Пушкина»: Изображение «Портрет А.С. Пушкина»: Изображение «Портрет И.С. Тургенева»: Изображение «Портрет И.С. Тургенева»: Изображение «Портрет Ф.М. Достоевского»: Изображение «Портрет Ф.М. Достоевского»: Изображение «Тема урока-исследования»: из личного архива. Изображение «Тема урока-исследования»: из личного архива. Изображение «Портрет К.Г. Паустовского»: vypuckniki-i-lehendy.html Изображение «Портрет К.Г. Паустовского»: vypuckniki-i-lehendy.html Изображение: «Портрет В.Г. Белинского»: Изображение: «Портрет В.Г. Белинского»: Изображение «Самовар»: Изображение «Самовар»: Изображение «Перо и чернильница»: Изображение «Перо и чернильница»: Изображение: «Портрет Пушкина»: Изображение: «Портрет Пушкина»: Изображение: «Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина»: Изображение: «Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина»: Изображение «Портрет Куприна»: html Изображение «Портрет Куприна»: html Изображение «Дрок»: html Изображение «Дрок»: html Изображение «Портрет Тургенева»: Изображение «Портрет Тургенева»: Изображение «Портрет И.А. Крылова»: Изображение «Портрет И.А. Крылова»: Изображение «Ворона и лисица»: Изображение «Ворона и лисица»: Изображение «Портрет А.Твардовского»: Изображение «Портрет А.Твардовского»: Изображение «Знаки препинания»: Изображение «Знаки препинания»: Изображение «Паустовский – на фронте»: Изображение «Паустовский – на фронте»: Изображение «Слон – на дороге»: Изображение «Слон – на дороге»: Изображение «Интервью»: Изображение «Интервью»: Основные источники: 1. Греков В.Ф. Русский язык классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 4-е изд. – М: Просвещение, Шолохов М.А. Тихий Дон/Михаил Шолохов. – М.: Эксмо, Арефьева И.Н., Фрик М.В. Литература XX века на уроках русского языка/Отв. ред. С.А. Козлов. – М.: ФОРУМ, Паустовский К.Г. Собрание сочинений: В 9-ти т. – М.: «Художественная литература, Куприн А.И. Сочинения. В2-х т. – М.: «Художественная литература», 1980/Повести; Рассказы. – Дополнительные источники: 1. Изображение «Книжная выставка»: из личного архива. 2. Интернет – ресурсы: Изображение «Портрет Н.М. Карамзина»: Изображение «Портрет Н.М. Карамзина»: Изображение «Портрет М.В. Ломоносова»: Изображение «Портрет М.В. Ломоносова»: Изображение «Портрет А.С. Пушкина»: Изображение «Портрет А.С. Пушкина»: Изображение «Портрет И.С. Тургенева»: Изображение «Портрет И.С. Тургенева»: Изображение «Портрет Ф.М. Достоевского»: Изображение «Портрет Ф.М. Достоевского»: Изображение «Тема урока-исследования»: из личного архива. Изображение «Тема урока-исследования»: из личного архива. Изображение «Портрет К.Г. Паустовского»: vypuckniki-i-lehendy.html Изображение «Портрет К.Г. Паустовского»: vypuckniki-i-lehendy.html Изображение: «Портрет В.Г. Белинского»: Изображение: «Портрет В.Г. Белинского»: Изображение «Самовар»: Изображение «Самовар»: Изображение «Перо и чернильница»: Изображение «Перо и чернильница»: Изображение: «Портрет Пушкина»: Изображение: «Портрет Пушкина»: Изображение: «Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина»: Изображение: «Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина»: Изображение «Портрет Куприна»: html Изображение «Портрет Куприна»: html Изображение «Дрок»: html Изображение «Дрок»: html Изображение «Портрет Тургенева»: Изображение «Портрет Тургенева»: Изображение «Портрет И.А. Крылова»: Изображение «Портрет И.А. Крылова»: Изображение «Ворона и лисица»: Изображение «Ворона и лисица»: Изображение «Портрет А.Твардовского»: Изображение «Портрет А.Твардовского»: Изображение «Знаки препинания»: Изображение «Знаки препинания»: Изображение «Паустовский – на фронте»: Изображение «Паустовский – на фронте»: Изображение «Слон – на дороге»: Изображение «Слон – на дороге»: Изображение «Интервью»: Изображение «Интервью»: 26