Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ Алексейковская СОШ Лесного района Тверской области Гаврилова И.В.
Цель - развитие умений и навыков анализа текста. Задачи: формулировать основную проблему текста и комментировать ее; определять позицию автора и отражать её в сочинении; излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких аргументов; создавать текст-рассуждение на экологическую тему.
Экология (греч. дом, жилище, родина + наука) наука о местообитании. Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания. Природа – 1) всё существующее во вселенной, органический и неорганический мир; 2) места вне городов; 3) перен. Основное свойство, сущность. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.
Примерный план сочинения 1. Вступление 2. Отражение проблемы в тексте: а) формулировка проблемы б) комментарий в) авторская позиция 3. Позиция ученика а) согласие или несогласие с автором б) собственная позиция (тезис + 2 аргумента) 4. Вывод = заключение
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ Темы и проблемы публицистики касаются каждого человека. Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения. Автор даёт прямые оценки явлениям и событиям, т.к. его цель – формирование общественного мнения, воздействие силой своих убеждений на читателя. Автор исследует общие темы на конкретных, индивидуальных примерах. Автор чаще всего не даёт прямых оценок героям или событиям, читатель должен сделать это сам. Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и пр. Авторскую позицию чаще всего помогает увидеть подтекст. Цель автора – дать возможность читателю представить описываемые события, явления, передать эмоции, вызвать ответные чувства и переживания.
ТИПЫ РЕЧИ Описание ПовествованиеРассуждение Заостряет внимание читателя на наиболее важных, значимых частях предмета или явления, позволяет увидеть то, что важно автору. Читатель должен проанализировать последовательность событий, найти ключевые места, чтобы понять авторскую позицию. Рассматривая определённую проблему на каком- либо частном примере, автор выдвигает тезис, аргументирует его, делает вывод. Читатель же должен за конкретной авторской мыслью увидеть широкую общую проблему и сформулировать её.
Формулировка проблемы текста Формулировка проблемы текста Проблемаосновной вопрос, который поднимается в тексте Проблема – основной вопрос, который поднимается в тексте. Способы формулировки проблемы 1. В виде слова или словосочетания: Проблема нравственного выбора человека; смысла жизни; взаимоотношений людей; истинной доброты; нравственного выбора человека; милосердия; отцов и детей, воины и мира и т.д. Проблема нравственного выбора человека; смысла жизни; взаимоотношений людей; истинной доброты; нравственного выбора человека; милосердия; отцов и детей, воины и мира и т.д. 2. В виде вопроса: Какова роль литературы в жизни общества? Что значит быть современным? Какова роль литературы в жизни общества? Что значит быть современным? Памятка В тексте исследуется анализируется поднимается рассматривается затрагивается проблема (ЧЕГО?) (РОД. ПАДЕЖ) нравственного выбора, смысла жизни добра и зла и т.д.
Как сформулировать проблему Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова. Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство равнодушие, чёрствость, эгоизм). Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях. Проанализируйте поступки, отношения, речь героев.
От позиции автора к проблеме Проблема - вопрос Авторская позиция – ответ (см. А 28)
Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение. Запишите её в виде законченного предложения. Выявите основную мысль текста. (Авторская позиция, идея).
Комментарий это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста. Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу.
Как подготовиться к контекстуальному комментированию проблемы? Четко придерживаться сформулированной проблемы! Проследить, как автор раскрывает в тексте эту проблему («вслед за автором»). На каком материале раскрывается проблема? На какие аспекты проблемы обращается внимание? Почему именно эти аспекты его волнуют? Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты? Вопросы
Выявление позиции автора Выявление позиции автора Проблемавопрос Проблема – вопрос, позиция автора ответ позиция автора – ответ на этот вопрос Подумайте: Каково мнение автора по поставленной проблеме? Каково мнение автора по поставленной проблеме? Что хочет сказать читателям автор, создавая этот текст? Что хочет сказать читателям автор, создавая этот текст? Как автор оценивает и описывает ситуацию, поступки героев? Как автор оценивает и описывает ситуацию, поступки героев? ! Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам, речевую характеристику героев, портрет и пр.
В качестве аргументов используйте 1. Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений; 2. Пословицы, поговорки, отражающие народную мудрость; 3. Факты, события истории и современности; 4. Примеры из художественной литературы и публицистики. 5. Примеры из телевизионных передач и фильмов. 6. Примеры из личной жизни и жизни окружающих.
Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету. А. Сент-Экзюпери.
Красная Книга Тверской области Общую численность белого аиста в области можно определить в гнездящихся пар. Отмечены случаи браконьерского отстрела взрослых птиц и разорения гнезд. Общую численность черного аиста в области можно оценить в пар.
Афоризмы, крылатые слова, высказывания 1)Человек должен уметь ценить природу... Относиться как к равному – разумно и вдохновенно. (Чингиз Айтматов). 2)Нет большего преступления, чем насиловать, уродовать, извращать природу. Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, это мать, родившая, вскормившая, воспитавшая нас; и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, с высшей степенью нравственной любви. (Ю. Бондарев). 3)Природа не сырье для цивилизации, а прекрасный солнечный дворец... ( Ю, Бондарев). 4)Охранять природу – значит охранять Родину! (М. Пришвин).
Заключение подвести итог всему сказанному, сделать обобщение. В заключительной части нужно подвести итог всему сказанному, сделать обобщение. Можно вернуться к мысли, выраженной во вступлении. Можно закончить своё сочинение цитатой, взятой из текста и других источников и логически связанной с высказанной в конце работы мыслью. Можно закончить текст риторическим вопросом.
Не начинай сочинение со слов: Не начинай сочинение со слов: В этом тексте говорится… В этом тексте говорится… Автор данного текста обратился к проблеме… Автор данного текста обратился к проблеме… Этот текст посвящён… Этот текст посвящён… В статье Б. Васильева рассказывается… В статье Б. Васильева рассказывается… В своём тексте автор… В своём тексте автор…
О природе. Проблема взаимосвязи человека и природы. Проблема влияния природы на человека. Проблема милосердного отношения к животным. Возможен ли глубокий духовный контакт между человеком и природой? Проблема потребительского отношения к природе. Природа – храм или мастерская?
Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко
Использованные материалы Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: «Экзамен», Касьяненко Т.В., Марусяк Н.В. ЕГЭ. Русский язык. Сочинение-рассуждение(часть С).- М.: «Наука», 2012 Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. – Ростов- на- Дону, «Легион», Симакова Е.С. Русский язык. ЕГЭ. Выполнение части С. - М.: «Экзамен», Фотографии из семейного альбома.