Опера - с итальянского означает – труд, дело, сочинение. труд, дело, сочинение. Это вид театрального искусства, в котором соединяются музыка (вокальная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М.И.Глинка Опера «Руслан и Людмила». Многие русские композиторы в своих произведениях обращались к сказочным темам. Сказки и песни всегда были душой народа.
Advertisements

М.И.ГЛИНКА ОПЕРА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА».
Ученика 5 «а» класса Хохлова Романа Урок: Музыка Учитель: Сухих Ирина Владимировна МАОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов 4 Г.Екатеринбург,2012.
ОПЕРА Опера - это музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является пение.
«Глинка положил начало всему, чем живёт наше музыкальное искусство. К какому явлению русской музыки ни обратись – все нити поведут к Глинке…. У истоков.
Опера в пяти действиях; либретто композитора и В. Ширкова по одноимённой поэме А. С. Пушкина. Первая постановка: Петербург, 27 ноября 1842 года.
Презентация на тему: М.И. Глинка опера "Иван Сусанин"
У лукоморья дуб зелёный ; Златая цепь на дубе том : И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом … А. С. Пушкина.
Презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме: Пушкин А.С. Руслан и Людмила
Опера История и строение оперы. Первое место среди музыкально- драматических жанров занимает опера. Опера (от итальянского – «сочинение») - вид театрального.
О Р К Е С Т Р П Е С Н Я Т А Н Е Ц Д Е К О Р А Ц И Я С Ц Е Н А О П Е Р А
Общая тема: Музыка и театр. Солнышко всходит, и небо светлеет. Природа проснулась и утро пришло.
Содружество прекрасных муз (музыкальный театр, жанр опера) Урок музыки для 3 -4 классов Учитель Медведева Л.Г.
Презентация к уроку по музыке (5 класс) по теме: Опера
Работа ученика 7-го класса «А» Беселиа Дмитрий М.И.Глинка опера «Иван Сусанин»
ИСТОРИЯ, СТИЛИ, ЖАНРЫ, КОМПОЗИТОРЫ.. Цель: познакомить с жанром опера Составитель : ЗАМОРИЙ С.А. учитель музыки Междуреченская средняя общеобразовательная.
ИСТОРИЯ, СТИЛИ, ЖАНРЫ, КОМПОЗИТОРЫ.. « драма с ». Появилась в 17 веке (1600 г.) в Италии, во Флоренции и первоначально называлась « драма с музыкой ».
Куда ведут нас три кита? «Путешествие Незнайки» Урок для 1 класса Автор: Гаер Грета Александровна Учитель музыки МБОУ Лицея «Ступени» г. Хабаровск.
ЧТО ТАКОЕ ОПЕРА ? Презентацию выполнила преподаватель I квал. категории ДШИ 7 Лотфуллина Л.Р. Набережные Челны 2009.
Литературная игра по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» 5 класс Автор-составитель учитель МОУ СОШ с.Бердюжье Тюменской области Шукалович Е.П.
Транксрипт:

Опера - с итальянского означает – труд, дело, сочинение. труд, дело, сочинение. Это вид театрального искусства, в котором соединяются музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации) и хореография.

Либретто - В переводе с итальянского – книжечка. Это литературный текст, лежащий в основе оперы. лежащий в основе оперы. Очень часто основой либретто является литературное произведение.

Либретто оперы «Руслан и Людмила» Написано по одноименной поэме Александра Сергеевича Пушкина.

Создатель оперы Композитор и создатель либретто оперы - Михаил Иванович Глинка ( )

Афиша

Премьера – первая постановка оперы. Премьера оперы «Руслан и Людмила» состоялась 27 ноября 1842 года в Большом театре (Мариинском) в Петербурге.

Жанр оперы «Руслан и Людмила» – «Руслан и Людмила» – Первая русская эпическая опера.

Композиция: увертюра – оркестровое вступление к опере увертюра – оркестровое вступление к опере интродукция – краткое вступление, введение в действие оперы. интродукция – краткое вступление, введение в действие оперы. 5 действий – 5 величественных древних фресок. 5 действий – 5 величественных древних фресок.

Антракт - 1. Перерыв между действиями. 2. Короткие оркестровые вступления к действиям. вступления к действиям.

Действующие лица: Светозар, великий князь Киевский Людмила, дочь Светозара Руслан, киевский витязь, жених Людмилы Ратмир, князь хазарский Фарлаф, витязь варяжский Горислава, пленница Ратмира Финн, добрый волшебник Наина, злая волшебница Баян, певец Черномор, злой волшебник, карлик Сыновья Светозара, витязи, бояре и боярыни, сенные девушки и мамки, отроки, гридни, чашники, стольники, дружина и народ; девы волшебного замка, арапы, карлы; рабы Черномора, нимфы, ундины.

Певческие голоса: Людмила - колоратурное сопрано Людмила - колоратурное сопрано Руслан – баритон Руслан – баритон Баян – тенор Баян – тенор Фарлаф – бас Фарлаф – бас Светозар – бас Светозар – бас Наина – меццо сопрано Наина – меццо сопрано

Сольные номера : Ария – портрет героя, его музыкальная характеристика. Ария – портрет героя, его музыкальная характеристика. Каватина – небольшая ария лирического характера. Каватина – небольшая ария лирического характера. Речитатив – пение, напоминающее декламацию (полу речь- получение) Речитатив – пение, напоминающее декламацию (полу речь- получение) Ария-рондо – ария, с повторяющейся основной мелодией. Ария-рондо – ария, с повторяющейся основной мелодией.

Ансамблевые номера: ансамбли-сцены – обращение героев друг к другу; ансамбли-сцены – обращение героев друг к другу; ансамбли-согласия (дуэты, терцеты, квартеты)- одновременное переживание героями каких-либо событий. ансамбли-согласия (дуэты, терцеты, квартеты)- одновременное переживание героями каких-либо событий.

Хор - Певческий коллектив, Певческий коллектив, коллективное действующее лицо в опере или «комментатор» событий. коллективное действующее лицо в опере или «комментатор» событий. Персидский хор – 3 действие Персидский хор – 3 действие

Восточные танцы Турецкий танец – спокойный и томный; Арабский танец – темпераментный и грациозный; Лезгинка – стремительная и величавая.

Оркестр – равноправный партнёр действующих лиц оперы, иногда и самостоятельное действующее лицо. Оркестр – равноправный партнёр действующих лиц оперы, иногда и самостоятельное действующее лицо. Валерий Гергиев- Российский дирижёр, Народный артист России, Народный артист Украины, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, художественный руководитель Мариинского театра, главный дирижёр Лондонского Симфонического оркестра.

Содержание оперы Высокие хоромы великого князя Киевского Светозара полны гостей. Князь празднует свадьбу дочери Людмилы с витязем Русланом. Вещий Баян запевает песню о славе русской земли, о смелых походах. Он предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: над героями нависла смертельная опасность, им уготованы разлука, тяжкие испытания. Руслан и Людмила клянутся друг другу в вечной любви. Ратмир и Фарлаф, завидуя Руслану, втайне радуются предсказанию. Однако Баян всех успокаивает: незримые силы защитят влюблённых и соединят их. Гости славят молодых. Снова звучат напевы Баяна. На этот раз он предсказывает рождение великого певца, который сохранит от забвения историю Руслана и Людмилы. В разгар свадебного веселья раздаётся удар грома, всё погружается во тьму. Мрак рассеивается, но Людмилы нет: она похищена. Светозар обещает руку дочери и полцарства тому, кто спасёт княжну. Руслан, Ратмир и Фарлаф отправляются на поиски. В далёком северном краю, куда странствия привели Руслана, живёт добрый волшебник Финн. Он предсказывает витязю победу над похитившим Людмилу Черномором. По просьбе Руслана Финн рассказывает свою историю. Бедный пастух, он полюбил красавицу Наину, но та отвергла его любовь. Ни подвигами, ни богатством, добытым в смелых набегах, не мог он завоевать сердце гордой красавицы. И лишь с помощью магических чар Финн внушил Наине любовь к себе, но Наина тем временем стала дряхлой старухой. Отвергнутая волшебником, теперь уже она преследует его. Финн предостерегает Руслана против козней злой волшебницы. Руслан продолжает свой путь. Ищет Людмилу и Фарлаф. Но всё, что встречается на пути, пугает трусливого князя. Неожиданно перед ним появляется страшная старуха. Это Наина. Она хочет помочь Фарлафу и этим отомстить Финну, который покровительствует Руслану. Фарлаф торжествует: близок тот день, когда он спасёт Людмилу и станет обладателем Киевского княжества

Поиски приводят Руслана в зловещее пустынное место. Он видит поле, усеянное костями павших воинов и оружием. Туман рассеивается, и перед Русланом возникают очертания огромной Головы. Она начинает дуть навстречу витязю, поднимается буря. Но, поражённая копьем Руслана, Голова откатывается, и под ней обнаруживается меч. Голова рассказывает Руслану историю двух братьев великана и карлика Черномора. Карлик хитростью одолел своего брата и, отрубив ему голову, заставил ее сторожить волшебный меч. Отдавая меч Руслану, Голова просит отомстить злому Черномору. Волшебный замок Наины. Девы, подвластные колдунье, приглашают путников укрыться в замке. Здесь же тоскует возлюбленная Ратмира Горислава. Появившийся Ратмир не замечает ее. В замок Наины попадает и Руслан: он очарован красотой Гориславы. Витязей спасает Финн, разрушающий злые чары Наины. Ратмир, возвращённый Гориславе, и Руслан вновь отправляются в путь на поиски Людмилы. В садах Черномора томится Людмила. Ничто не радует княжну. Она тоскует по Киеву, по Руслану и готова покончить с собой. Невидимый хор слуг уговаривает её подчиниться власти чародея. Но их речи вызывают лишь гнев гордой дочери Светозара. Звуки марша возвещают о приближении Черномора. Рабы вносят на носилках карлика с огромной бородой. Начинаются танцы. Внезапно раздаётся звук рога. Это Руслан вызывает Черномора на поединок. Погрузив Людмилу в волшебный сон, Черномор уходит. В бою Руслан срезает Черномору бороду, лишая его чудесной силы. Но он не может пробудить Людмилу от волшебного сна. В долине разбит стан Руслана. Ночь. Ратмир охраняет сон друзей. Вбегают испуганные рабы Черномора, которых Руслан освободил из-под власти злого волшебника. Они сообщают, что невидимой силой вновь похищена Людмила, вслед за которой скрылся и Руслан. Фарлаф, похитив с помощью Наины княжну, привез её в Киев, Но никто не в силах пробудить Людмилу. Светозар оплакивает дочь. Неожиданно появляется Руслан. Волшебным перстнем Финна он пробуждает княжну. Ликующие киевляне славят храброго витязя, воспевают отчизну.

«Руслан и Людмила» эпическая опера. Монументальные образы Киевской Руси, легендарные фигуры великого князя Светозара, богатыря Руслана, вещего народного певца Баяна переносят слушателя в обстановку глубокой древности, рождают представление о красоте и величии народной жизни. Значительное место в опере занимают фантастические картины царства Черномора, замка Наины, музыка которых наделена восточным колоритом. Основной конфликт столкновение сил добра и зла отражен в музыке оперы благодаря рельефному противопоставлению музыкальных характеристик действующих лиц. Вокальные партии положительных героев, народные сцены насыщены песенностью. Отрицательные персонажи либо лишены вокальной характеристики (Черномор), либо обрисованы при помощи речитативного «говорка» (Наина). Эпический склад подчеркивается обилием хоровых массовых сцен и неторопливым, как в былинном повествовании, развитием действия.

Постановка Мариинского театра Под руководством Валерия Гергиева

Оперные певцы: Анна Нетребко –Людмила Анна Нетребко –Людмила Владимир Огновенко – Руслан Владимир Огновенко – Руслан Геннадий Беззубенков – Фарлаф Геннадий Беззубенков – Фарлаф Константин Плужников – Финн Константин Плужников – Финн Ирина Богачёва – Наина Ирина Богачёва – Наина Юрий Марусин – Баян Юрий Марусин – Баян Лариса Диадкова – Ратмир Лариса Диадкова – Ратмир Кировский балет

Список используемых источников: 1. Оперные либретто - ч.1 2. Альбом «М.И.Глинка» – изд-во «Музыка» М., Ю.Булучевский, В. Фомин. Краткий музыкальный словарь для учащихся – изд- во «Музыка» Л., funlol.ru 5. ukrainehotelsonline.com 6. smolgazeta.ru

Приятного просмотра!